Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютная интеграция это

Discovered

О финансах и не только…

Валютная интеграция

Валютная интеграция (Currency Integration) — объективная тенденция развития современных международных финансово-экономических отношений, которая заключается в развитии процессов координации валютной политики и создании региональных экономических зон и финансовых центров, в рамках которых обеспечивается относительно устойчивое соотношение курсов национальных валют или постепенная замена их единственной региональной валютой, а также совместное регулирование валютных отношений и реализация единой валютной политики.

Термин валютная интеграция используется в отечественной научной литературе несколько десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку английское слово «monetary» и его эквиваленты на других языках означают не только «валютная», но и «денежная». Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства и конвертируемости валют грань между инструментами денежной и валютной политики провести сложно. Следовательно, валютная интеграция происходит как в валютной, так и в денежной сфере.

Валютной интеграции в системе мирохозяйственных связей принадлежит особое место, обусловленное тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть региональной интеграции в целом, в основе которой лежит интеграция производства; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы. В результате валютная интеграция теснее связана с процессами воспроизводства и оказывает на них более сильное воздействие, чем остальные валютные отношения.

Налицо прямая и обратная связь между региональной экономической интеграцией и неразрывным с ней процессом валютной интеграции. Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хозяйственной жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономической интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков.

В процессе валютной интеграции создается специфический валютный механизм на межгосударственных и наднациональных основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, валютная интеграция приводит к формированию региональных группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений.

Развитие интеграционных процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации главных аспектов хозяйственной политики стран-членов интеграционного объединения. Материальной основой, на которой может быть обеспечено согласование целей и инструментов государственного регулирования экономики, служит выравнивание экономических показателей и сближение уровней экономического развития и экономических структур, т.к. только в этом случае появляются общие цели политики.

Составляющими валютной интеграции являются:

  • поддержание рыночного курса национальных валют в пределах согласованного паритета;
  • использование как паритета валюты стран-участниц интеграционного объединения одной из самых стабильных национальных валют или международной расчетной единицы;
  • создание совместного фонда для предоставления кредитов странам-участницам интеграционного объединения в целях обеспечения стабильности национальных валют (или общей валюты);
  • создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых учреждений и межгосударственного органа денежно-кредитного и валютного регулирования.

Одна из объективных тенденций современных международных экономических отношений – формирование региональных интеграционных объединений, порождаемое научно-технической революцией, интенсивной централизацией и концентрацией производства и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мировых хозяйственных связей, с одной стороны, и существованием отдельных относительно обособленных национально-хозяйственных комплексов – с другой. Валютная интеграция – неотъемлемая составная часть региональной интеграции.

Высшей формой валютной интеграции является экономический и валютный союз, например, Европейский экономический и валютный союз — ЕЭВС.

Валютная интеграция

(англ. harmonization of monetary policies) — процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Одна из объективных тенденций современных международных экономических отношений — формирование регион, интеграционных объединений, порождаемое научно-технической революцией, интенсивной централизацией и концентрацией производства и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мирохозяйственных связей, с одной стороны, и существованием отдельных относительно обособленных национально-хозяйственных комплексов — с другой. Валютная интеграция — неотъемлемая составная часть регионов, интеграции. Термин Валютная интеграция используется в отечественной, научной литературе несколько десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку англ. слово «monetary» и его эквиваленты на других языках означают не только «валютная», но и «денежная». Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства и конвертируемости валют грань между инструментами денежной и валютной политики провести сложно. Следовательно, Валютная интеграция происходит как в валютной, так и в денежной сфере. Валютная интеграция в системе мирохозяйственных связей принадлежит особое место, обусловлено тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть регион, интеграции в целом, в основе которой лежит интеграция производства; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы. В результате Валютной интеграции, теснее связана с процессами воспроизводства и оказывает на них более сильное воздействие, чем остальные валютные отношения. Налицо прямая и обратная связь между регионами, экономической интеграцией и неразрывным с ней процессом Валютной интеграции. Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хозяйственной жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономической интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков. В процессе Валютная интеграция создается специфический валютный механизм на межгосударственных. и наднациональных. основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, Валютная интеграция приводит к формированию регионов, группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений. Развитие интеграционных процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации главных аспектов хозяйства политики стран-членов интеграционного объединения. Материальной основой, на которой может быть обеспечено согласование целей и инструментов государственного регулирования экономики, служит выравнивание экономических показателей и сближение уровней экономического развития и экономических структур, так как только в этом случае появляются общие цели политики. Таким образом, одна из закономерностей регионов Валютная интеграция — экономическая конвергенция, под которой понимается тесная координация макроэкономических политик и сближение экономических показателей на базе их общего улучшения. Другой закономерностью Валютная интеграция выступает сочетание межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования рынка при постепенном возрастании наднационального элемента. Уровень наднациональности повышается, с одной стороны, постепенно, по мере возникновения для этого необходимых предпосылок; с другими — он неодинаков в различных слоях интеграции. Формирование наднациональных органов сопровождается острыми противоречиями между странами относительно определения границ их компетенции. Высшей ступенью Валютная интеграция является экономический и валютный союз (смотри, например, Европейский экономический, валютный и политический союз).

Читать еще:  Фиксированный и плавающий курсы валюты

Международная валютная интеграция. Современные тенденции

Доминирующим фактором международной валютной интеграции является глобализация мирового экономического и финансового пространства, приводящая к слияниям не только отдельных технологических цепочек в мировом масштабе, региональных финансовых рынков, но и национальных финансовых систем и межнациональных финансовых объединений.

Рассмотрим подробнее тенденции интеграции валют, происходящие в мировом финансовом мире в настоящее время.

Внедрение в финансовые системы стран единой коллективной валюты со временем приводит к утрате национальными валютами части своих функций. Правила функционирования наднациональной валюты регламентируются всеми участниками соответствующего соглашения. Одной из основных причин введения универсальной валюты является противодействие гегемонии доллара США. Так, введение в оборот евро помимо евроинтеграционных причин имело целью ослабить влияние финансов США, в первую очередь в Европе. Системная неспособность одной мировой валюты наглядно показана в «дилемме Триффина». Неслучайно первые попытки унифицировать финансовые рынки отдельных стран стали предприниматься сразу после развала Бреттонвудской валютной системы. Таким образом, интеграция валютных систем является фактором, способствующим развитию полицентричности мировой экономики.

Валютная интеграция может иметь и другой характер. Когда процессы глобализации затрагивают относительно зависимые и слабые национальные финансовые системы, происходит «поглощение» национальных валют единой валютой, как правило, долларом США. В этом случае можно говорить о дальнейшем развитии единого глобального рынка, обслуживаемого одной валютой.

Создание единой валюты на основе одной из национальных валют свидетельствует в первую очередь о естественном отборе, в ходе которого использование той или иной валюты оказывается результатом свободного выбора, а не навязывается извне, как, например, в случае с долларом США. В любом случае использование иной валюты, кроме национальной, на территории страны происходит из-за того, что собственная валюта этого государства выполняет функции денег неэффективно.

На практике всегда «работает» правило, согласно которому более слабый в финансовом отношении партнер принимает в качестве наднационального средства платежа валюту более сильного партнера. Государства, принимающие чужую валюту в качестве средства внутреннего платежа, лишаются возможности проводить независимую кредитно-денежную политику, и данное обстоятельство является угрожающим для национальной экономики. Этого нельзя сказать об использовании коллективной валюты, принимаемой странами-участницами добровольно и на паритетных началах.

Процессы валютной интеграции должны оцениваться исходя из следующих критериев

  • сравнение мобильности факторов производства;
  • уровень диверсификации производств;
  • сравнение темпов инфляции;
  • сравнение уровня заработных плат и гибкости цен;
  • уровень финансовой интеграции;
  • удельный вес экспорта в структуре экономики.

Соблюдение перечисленных условий на практике, как правило, не соблюдается никогда. Даже в зоне евро, где делались максимальные усилия для корректного перехода к единой валюте, соблюсти все условия не удалось. Мобильность факторов производства, уровень оплаты труда зачастую сильно разнятся не только между сходными по своему развитию странами, но и между отдельными регионами одного государства.

Особенностью денежных отношений, валютных интеграций в наше время является тот факт, что темпы роста общемировой торговли значительно опережают темпы роста мирового ВВП. Коллективные наднациональные валюты в этих условиях выполняют функцию минимизации трансакционных издержек в мировом масштабе. Формула анализа этих издержек, используя детерминанты О. Уильямсона, выглядит следующим образом:

где ТС – трансакционные издержки;

F – частота сделок;

AS – специфичность активов.

Неопределенность обусловлена внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы определяются невозможностью предсказать действия всех субъектов процесса, внешние связаны со сложностью предугадать все положительные и отрицательные последствия интеграции.

Частота сделок оказывает понижающее воздействие на трансакционные издержки. Чем чаще совершается сделка, тем выше осведомленность субъекта сделки о ситуации на рынке и соответственно его возможности для принятия правильного решения.

Специфичность активов проявляется в случаях, если превышается ценность актива над доходом от его наилучшего использования. Единая валюта, таким образом, является наиболее специфичным активом. Ситуация с евро сегодня обусловлена именно данной особенностью. Несмотря на разговоры о скором развале зоны евро, ведущиеся в последние годы, отказ от евро как от единой валюты будет сопровождаться громадными издержками.

Углубление валютной интеграции в межгосударственных отношениях помимо снижения трансакционных издержек приводит к увеличению темпов экономического роста в этих странах. Введение единой валюты особенно сказывается на развитии экспортоориентированных отраслей экономики. Кроме того, экономятся валютные резервы при торговле между государствами, находящимися в одной валютной зоне.

Читать еще:  Замкнутая валюта это

Стабильность валютной системы, как показывает опыт, зависит от соответствия ее принципов потребностям стран-участников. В результате изменения режима валютного курса от свободного до фиксированного Ямайское валютное соглашение (1976 г.) ввело право выбора государствами режима валютного курса без согласования с МВФ. На практике большее распространение получил режим регулируемого плавания валютного курса.

Разрабатываемая развитыми странами (G-7, G-10) и МВФ система международной валютной политики ориентируется на свободно плавающие курсы национальных валют, основная цель при этом состоит в снижении активного сальдо торгового баланса развивающихся стран и увеличении их импорта путем запрета не только конкурентного изменения курса валюты и валютных интервенций, но и курсовой политики, если она способствует внешней нестабильности. В связи с этим требуют критического анализа аргументы введения режима свободно плавающего валютного курса в реформируемой мировой валютной системе.

В развитии международных финансов можно выделить две фундаментальные тенденции. Первая – перераспределение финансовой мощи между государствами, ввиду чего становится невозможным явное влияние одной страны или одного блока на мировую финансовую систему в целом. Вторая – перераспределение финансов между государством и негосударственными операторами рынка в пользу последних. Условия доступа к заемным средствам, активное влияние на курс валюты перестали быть прерогативой только государственных финансов.

В целом финансовая система становится менее зависимой от доллара США. Ослабление доллара особенно заметно на примере снижения его воздействия на рынках Японии, ЕС и Китая. И процессы децентрализации в долгосрочной перспективе будут лишь усиливаться.

Результаты создания единой валюты на территории России, Беларуси и Казахстана сомнительны. Финансовая система России не в состоянии сегодня взять на себя в полной мере риски, связанные с проблемами в финансовой сфере соседей. Зависимость от экспорта углеводородов также идет не на пользу стабильности рубля. В случае очередного спада мирового ВВП, за которым незамедлительно последует обвал цен на нефть, финансовая стабильность самой России может оказаться под угрозой.

Более практичным вариантом поддержания рубля было бы придание ему статуса региональной валюты. Однако, по мнению экспертов МВФ, рубль еще не готов к этому, и причины этого следующие.

Первая заключается в том, что ценообразование валюты в России происходит не полностью на рыночных условиях, так как при определении курсовой стоимости рубля участвует Центробанк. Поэтому контролировать курс рубля и прогнозировать его стоимость гораздо сложнее, при этом игрокам рынка необходимо иметь в виду, что действия регулятора могут быть продиктованы вовсе не рыночными механизмами.

Вторая состоит в том, что важным условием для получения денежной единицей статуса региональной валюты является наличие ликвидного рынка государственного долга. Центральные банки размещают резервы не просто в валюте, а в определенных активах. Как правило, в государственных облигациях, номинированных в этой валюте. Покупая рубли, центробанки страны должны иметь доступ на рынок ценных бумаг. Учитывая крайне скромный по мировым меркам размер госдолга России, невысокую ликвидность на этом рынке, перспективы российской валюты и рублевых активов в качестве резервных активов резко снижаются.

Лишь в будущем, через 15–20 лет, в случае продолжения реформ в экономике страны, ее модернизации и диверсификации производства можно говорить о создании предпосылок для выхода российского рубля на уровень региональной валюты.

Механизм валютной интеграции

Валютная интеграция, вызываемая объективной тенденцией к интернационализации всех сфер хозяйственной жизни, сближению и сращиванию национальных хозяйственных систем, преломляется через процесс создания на межгосударственной и, в некоторой степени, наднациональной основе специфического валютного механизма. Протекая одновременно на частном и государственном уровнях, валютная интеграция приводит к созданию региональных группировок в целях коллективного регулирования валютных отношений.

Механизм валютной интеграции — это совокупность методов и инструментов регулирования интеграционных процессов в валютной сфере. Он включает ряд элементов:

установление режима взаимосвязанных, но корректируемых курсов валют стран-участниц; выработка правил проведения валютных интервенций для их поддержания;

создание региональной валюты, которая должна стать в перспективе международным платежным и резервным средством;

создание регионального валютного фонда, объединяющего частично или полностью золотовалютные резервы стран-членов и осуществляющего эмиссию региональной валюты и регулирование валютных отношений Принципы Европейской валютной системы (ВВС). ЕВС — попытка стран ЕЭС осуществлять межгосударственное регулирование валютных отношений, приобретающая черты региональной валютной системы.

Центральным звеном новой системы стала европейская валютная единица ЭКЮ, построенная по принципу . Удельный вес каждой национальной денежной единицы в валютном зависит от доли ВВП страны в совокупном ВВП и товарообороте ЕС. В связи изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в процентном отношении постоянно меняется.

Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов. Для каждой денежной единицы стран членов ЕС к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого были определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко — и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы: система кредитов типа , существующая в рамках двухсторонних отношений между центральными байками; фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ (на срок от 3 до 6 месяцев);

Читать еще:  Влияние инфляции на валютный курс

— фонд среднесрочных кредитов в размере II млрд. ЭКЮ (на срок от 2 до 5 лет).

Особенности регулирования валютных курсов в ЕВС. Одна из основных задач ЕВС — поддержание в ее рамках стабильных валютных курсов. Она достигалась не столько координацией экономической политики, как предполагалось в момент создания ЕВС, сколько крупномасштабными валютными интервенциями, повышением процентных ставок, а также частными пересмотрами валютных курсов.

В развитии ЕВС можно выделить несколько этапов. На первоначальном этапе (1979-1980 гг.) наблюдалась относительная валютная стабильность. Было лишь два незначительных пересмотра центральных курсов. С весны 1981 г. начался новый период в развитии ЕВС — кризисы отдельных валют и частые пересмотры центральных курсов. За 1981-1983 гг. в результате пересмотра курсов было проведено 10 девальваций и 9 ревальвации валют. Основным методом регулирования в рамках ЕВС стали валютные интервенции, при этом интервенции должны проводиться в валютах стран-участниц. Общий объем валютных интервенций с апреля 1979 г. по июнь 1981 г. составил 50 млрд.долл. США, а в валютах ЕВС — 30 млрд долл. (62,5%) . Значительный объем долларовых интервенций свидетельствовал о зависимости стран ЕВС от доллара. В 1981- 1983 гг. страны ЕВС пересмотрели центральные валютные курсы, что не требует особых усилий.

С 1983 г. в функционировании ЕВС началась полоса , связанная с достижениями координации экономической политики. Принятая в странах ЕВС установка на сокращение темпов инфляции обусловила ее замедление до 3,3% к 1986 г. В конце 1992 г. угроза торговой войны между США и Францией, а также другими участницами ЕС по поводу субсидирования сельскохозяйственного производства в Сообществе привела к тому, что массированное вмешательство французского и ирландского центральных банков пока предотвратило девальвацию валют этих стран. Появились опасения краха Европейского механизма обмена валют (ЕРМ). Однако давление на ЕРМ продолжалось и после девальвации испанской и португальской валют; Ирландия должна была также девальвировать свою валюту (на 5-10%).

В целом ЕРМ выдержал еще одно испытание, сохранив надежды участников ЕВС на продвижение к единой европейской валюте. Тем не менее, в результате валютных потрясений ЕВС покинули Италия и Великобритания. Пределы колебаний валютных курсов были расширены до +15% от центрального курса.

Финансовая интеграция ЕС

Западноевропейская экономическая интеграция — сложное, многогранное явление. Ее составляющими являются также финансовые вопросы.

Финансовая интеграция в рамках ЕС включает процесс создания и расходования совместных финансовых ресурсов государств-членов ЕС. Она охватывает также развитие институционно-правовых основ финансовой деятельности Сообщества, гармонизацию финансовой политики, использование финансового механизма ЕС в качестве инструмента межгосударственного и над национального регулирования экономических процессов в регионе.

В отличие от других интеграционных комплексов Сообщество имеет самостоятельный бюджет, объединяющий подавляющую часть общих финансовых фондов. Бюджет современного государства — не просто доходов и расходов на предстоящий год или отчет об их исполнении за истекший год. В нем, как в фокусе, концентрируются глубинные процессы воспроизводства. Процесс ежегодного утверждения бюджета превратился в сложный политический акт. Во всех странах ЕС резко возросла доля государства в национальном продукте. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП в среднем по ЕС увеличился с 32,9% в 1958 г. (б стран) до 44,6% к концу 80-х годов (12 стран).

Очевидно, что такой мощный инструмент регулирования национальной экономики, как госбюджет, не может остаться в стороне от процесса интеграции. Практически с самого начала деятельности ЕС была поставлена задача гармонизации и унификации национальных бюджетов. В нее входило:

сближение и унификация бюджетной документации, статистики и процедуры;

выравнивание доли бюджетных доходов в ВВП; гармонизация структур бюджета; координация бюджетной политики; гармонизация налогов и налоговой политики.

Осознавая всю сложность данной задачи, руководство ЕС подходило к ее решению постепенно.

В начале 60-х годов Комиссия ЕС разработала программу гармонизации национальных бюджетов, которая предусматривала чисто технические вопросы — выработку рекомендаций по унификации бюджетной статистики и сближению структур бюджетов, сопоставление и анализ бюджетов, разработку методики гармонизации бюджетной политики. Предполагалось ввести единую бюджетную классификацию центральных и местных бюджетов, унифицировать бюджетный период, составлять прогнозные многолетние бюджеты на 3-5 лет с тем, чтобы на их основе координировать финансирование объектов социальной инфраструктуры.

В 80-х годах перед экономикой ЕС стояли следующие главные задачи: снижение уровня инфляции, достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня занятости, стабилизация платежных балансов. В соответствии с ними Комиссия ЕС определила основные направления в области бюджетной политики: сокращение дефицитов госбюджетов; увеличение доли бюджетных средств, идущей на инвестиции; переквалификация рабочей силы и снижение производительных издержек; усиление контроля за уровнем социальных расходов.

В целом гармонизация бюджетной политики — внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, произошло формальное уменьшение автономии отдельных государств в области бюджетного регулирования; страны обязаны представлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчеты об их исполнении, информировать органы ЕС о проведении тех или иных бюджетных мероприятий. С другой стороны, хозяйственные механизмы стран-участниц по-прежнему остаются автономными, хотя и взаимосвязанными; государства по-прежнему имеют различный ‘уровень экономического развития, различную социально ситуацию внутри страны, что вызывает и несовпадение интересов в экономической и бюджетной политике.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×