Регулирование международных валютных отношений
Международные нормы регулирования валютных отношений
Основные положения и правила в сфере регулирования международных валютных отношений, закрепленные в статутных документах международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация.
Международной организацией, созданной в июле 1944 года для регулирования международных валютно-кредитных отношений, является Международный валютный фонд (далее — МВФ). Официальные цели функционирования МВФ закреплены в Статьях Соглашения о Международном валютном фонде и включают:
— способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;
— содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствующего развитию и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производственных ресурсов всех стран-членов, как основных целей экономической политики;
— поддержание стабильности валют и упорядоченных отношений в валютной сфере, недопущение обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
— оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, затрудняющих рост мировой торговли;
— предоставление на определенный срок странам-членам средств Фонда, с целью обеспечения возможности корректировки нарушений в равновесии платежных балансов этих стран без обращения к мерам, пагубно сказывающимся на национальном или международном благосостоянии.
Статья VIII («Общие обязательства членов») Соглашения о Международном валютном фонде определяет, что ни одно государство-член этой организации не вводит ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения МВФ. Принятие обязательств по Статье VIII Соглашения не является условием приема в члены Фонда, хотя все его члены должны стремиться к принятию на себя обязательств, налагаемых указанной Статьей. В соответствии со Статьей XIV («Переходные положения»), каждое государство-член МВФ уведомляет последний о намерении воспользоваться переходными положениями данной статьи, а именно сохранять ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям, существовавшие на момент вступления в МВФ.
В решении Исполнительного Совета МВФ разъясняется, что «для того, чтобы определить, является ли та или иная мера ограничением в отношении платежей и переводов по текущим операциям в соответствии с разделом 2(а) статьи VIII, следует руководствоваться следующим критерием: является ли эта мера прямым ограничением правительством возможностей для получения или использования валюты как таковой». Так, в соответствии с решениями Исполнительного Совета, не будут являться ограничениями в смысле 2(а) статьи VIII следующие установленные государством меры:
— установление правил об обязательной продаже валютной выручки или ее части, при условии, что существует возможность без существенных затрат и задержек приобрести иностранную валюту на внутреннем валютной рынке;
— обязанность предоставлять органам и/или агентам валютного контроля необходимую информацию по валютным операциям, если подобные действия чрезмерно не затрудняют и не ведут к неоправданным задержкам в осуществлении соответствующих операций;
— ограничения торгового характера, даже в случае, если они устанавливают верхнюю границу платежей иностранному контрагенту;
— обязанность иностранного инвестора реинвестировать в государстве-реципиенте иностранных инвестиций часть полученной от инвестиционной деятельности прибыли.
Статья VIII Соглашения о МВФ также не допускает установления множественных обменных курсов и введения ограниченного режима конвертируемости национальной валюты применительно к текущим международным операциям. Ежегодно МВФ публикует отчет о валютных соглашениях и используемых странами мира валютных ограничениях — Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions.
Организация экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), созданная в 1961г., уже более сорока лет оказывает содействие странам-членам в проведении постепенной либерализации сферы валютных отношений.
Одной из первых мер, предпринятых ОЭСР, стало принятие Кодекса либерализации текущих невидимых операций и Кодекса либерализации движения капитала. Основной целью ОЭСР в соответствии с указанными документами является проведение странами-членами согласованной политики, направленной на:
— достижение высоких темпов устойчивого экономического роста и занятости, повышение качества жизни населения стран-членов, наряду с поддержанием финансовой стабильности, и, таким образом, содействие развитию 3 первых мер, предпринятых ОЭСР, стало принятие Кодеса 1961г.,мировой экономики;
— содействие стабильному экономическому росту стран-членов и стран, не являющихся членами Организации, в процессе экономического развития;
— содействие расширению мировой торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
В статье 2 «Меры либерализации» (пункт а) Кодекса либерализации текущих невидимых операций устанавливается, что страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для проведения текущих невидимых операций согласно перечню, приведенному в Кодексе. Перечень текущих невидимых операций приведен в Приложении 2 к настоящей работе. Пункт б) статьи 2 определяет также, что страны-члены могут выдвигать оговорки, касающиеся обязательств, вытекающих из пункта а) указанной статьи. Приложение Б к Кодексу содержит оговорки, которые отдельные страны-члены выдвинули в соответствии с пунктом б) Статьи 2 и которые позволяют соответствующим странам отходить от положений пункта а) Статьи 2.
В соответствии с Кодексом либерализации движения капитала, страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для осуществления капитальных операций и трансфертов.
В то же время, страны могут вводить оговорки к своим обязательствам по либерализации движения капитала, которые должны быть включены в Кодекс. Перечень операций движения капитала, подлежащих либерализации в соответствии с нормами Кодекса, приведен в Приложении 3 к настоящей работе.
Необходимость введения оговорок, т.е. ограничений, по текущим невидимым операциям и операциям движения капитала должна быть обоснована странами-членами ОЭСР, также определяются сроки их применения.
Меры, предусмотренные в Кодексе либерализации текущих невидимых операций и Кодексе либерализации движения капитала, не ограничивают полномочий участников проверять достоверность проводимых операций, а также предпринимать любые мероприятия, необходимые для предотвращения уклонения от исполнения их законов и постановлений. Страны-члены обязаны максимально упростить все формальности, связанные с санкционированием или проверкой законности текущих невидимых операций или операций движения капитала (статья 5 в обоих Кодексах).
Другой международной организацией, в силу специфики регулируемых вопросов затрагивающей сферу валютно-финансовых отношений, является Всемирная торговая организация (далее — ВТО). Вопросам взаимодействия ВТО с МВФ в регулировании платежей и переводов посвящена Статья XV («Договоренности в отношении валюты») Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее — ГАТТ-94), которая определяет, что страны-члены «будут стремиться к сотрудничеству с Международным валютным фондом» с целью проведения «скоординированной политики в отношении валютных вопросов в рамках юрисдикции Фонда».
Учитывая процесс глобализации мировой экономики, а также признавая растущие взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов экономических решений, принимаемых согласно предоставленным полномочиям Международным валютным фондом и Всемирной торговой организацией, в 1996 году между МВФ и ВТО было заключено Соглашение, в рамках которого Фонд в числе прочих положений обязуется информировать ВТО обо всех решениях о введении ограничений на осуществление платежей или переводов по текущим международным операциям; решениях, санкционирующих дискриминационные валютные соглашения и практику множественных валютных курсов; а также о решениях, требующих от страны-члена Фонда осуществление контроля для предотвращения значительного или длительного оттока капитала.
В соответствии со Статьей XV ГАТТ-94, ничто не препятствует членам ВТО применять валютный контроль или валютные ограничения в соответствии со статьями Соглашения о МВФ или со специальным валютным соглашением. Та же статья устанавливает, что страны не должны путем валютных мероприятий подрывать цель положений ГАТТ-94 или путем торговых мероприятий — цель положений Соглашения о МВФ. Это означает, что члены ВТО могут применять ограничения в торговле товарами, влияющие на состояние валютно-финансовой сферы, а также валютные ограничения в рамках, установленных МВФ. Но такие валютные меры не должны применяться образом, фактически приводящим к необоснованному ограничению торговли товарами, а ограничения торговли товарами не должны приводить к дисбалансу в валютно-финансовой сфере. Таким образом, ГАТТ-94 не содержит норм, устанавливающих требования к регулированию платежей и переводов, связанных с внешнеторговой деятельностью, а указывает, что члены ВТО должны следовать принципам и нормам МВФ или специальных валютных соглашений.
Соглашением ВТО, регулирующим платежи и переводы, связанные с торговлей услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее — ГАТС). Статья XI («Платежи и переводы») ГАТС определяет, что члены ВТО не применяют ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств. Исключение составляют ограничения, вводимые в целях защиты платежного баланса в соответствии со статьей XII ГАТС («Ограничения в целях обеспечения платежного баланса»).
Данное положение развито далее в статье XVI ГАТС («Доступ на рынок»), которая устанавливает, что если член ВТО берет на себя обязательство о доступе услуг, то он обязан не ограничивать соответствующее движение капитала, когда это может препятствовать трансграничной поставке услуги, ее поставке посредством коммерческого присутствия в секторах, по которым приняты обязательства.
Таким образом, ВТО относит сферу регулирования валютно-финансовых отношений к компетенции МВФ. Однако, МВФ не устанавливает каких-либо требований о либерализации переводов капитала, признавая, однако, в статье IV Соглашения о МВФ «основной целью международной валютной системы обеспечение свободного обмена товарами, услугами и капиталом» (в редакции 1976г.). Принцип параллельной либерализации сферы услуг, порядка осуществления международных платежей по текущим операциям и переводов капитала и инвестиций, был зафиксирован в ГАТС, что явилось новшеством в рамках ВТО.
Необходимо подчеркнуть, что на международном уровне, в процессе заключения международных соглашений и договоров государства стремятся ограничить применение именно административно-правовых инструментов валютного регулирования, как наиболее контролируемых со стороны государства и ущемляющих права других стран на свободное осуществление международной экономической деятельности и связанных с ней международных переводов и платежей. Поэтому в отечественных и зарубежных научных публикациях наиболее острую полемику вызывают именно вопросы административно-правового регулирования порядка осуществления международных валютных операций.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Раскройте суть понятий «валютные отношения», «валютное регулирование», «открытость экономики»?
2. В чем заключается сущность открытой национальной экономики? Какие показатели дают возможность характеризовать экономику страны как открытую?
3. Перечислите формы и методы государственного регулирования валютных отношений, применяемые в различных странах мира.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .
Смотреть что такое «РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ» в других словарях:
Факультет менеджмента и международных экономических отношений УрГЭУ — Герб города Факультет менеджмента и международных экономических отношений факультет Уральского государственного экономического университета Факультет менеджмента и международных экономических отношений осуществляет подготовку специалистов по трем … Википедия
Факультет менеджмента и международных экономических отношений — Герб города Факультет менеджмента и международных экономических отношений факкультет Уральского государственного экономического университета Факультет менеджмента и международных экономических отношений осуществляет подготовку специалистов по… … Википедия
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ — совокупность законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью формирования и совершенствования национальной валютной системы страны с учетом структурных принципов мировой валютной системы, обеспечения… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Валютное регулирование — одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, выражающаяся в регламентировании международных расчётов и порядка совершения операций с валютой и другими валютными ценностями. В. р. в… … Большая советская энциклопедия
Факультет Международных Финансов ВАВТ — Факультет международных финансов Всероссийская академия внешней торговли Год … Википедия
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь — В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего… … Википедия
ВАЛЮТНЫЙ КУРС — (англ. rate of exchange) – соотношение денежных единиц разных стран; «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранной валюте или в международных валютных единицах. В.к. – один из элементов валютной системы. Как любая цена, В.к.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Курс валют — (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора
Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений: публично-правовой и частноправовой.
Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридическими) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется национальным правом соответствующего государства, а в случае определенных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Именно операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множество правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового
рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы платежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными государствами, иностранных инвестиций и др.
Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения между публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями. В этой сфере указанные субъекты:
а) выстраивают отношения по поводу трансграничного перемещения ресурсов, в том числе финансов, инвестиций и т.п. При этом речь может идти как о конкретных перемещениях ресурсов, когда их получателями и отправителями являются публичные лица, так и о регулировании системы МВФКО, ее подсистем на макроуровне;
б) выстраивают отношения по поводу внутренних правовых режимов, в которых действуют частные операторы МВФКО и обращаются ресурсы.
Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит публичным лицам. Так, государства договариваются между собой о безвозмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расчетов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностранных предприятий и т.п.
В рамках группы G7+1, МВФ, Всемирной торговой организации (ВТО), отдельных интеграционных объединений государств и международными организациями могут согласовываться вопросы управления системой МВФКО или ее подсистемами на макроуровне. В настоящее время прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:
1) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;
2) вынесение все большего объема вопросов на международный публично-правовой уровень.
В результате можно констатировать, что формируется глобальная экономико-правовая система.
Правовое регулирование может осуществляться различными способами. Можно выделить несколько критериев классификации и соответствующих им набор методов. Например, государства, формулируя нормы, активно применяют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение. Различают также методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего и наднационального регулирования. С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. Само международное право воздействует на реальность методом регулирования с помощью заключения договоров и посредством международных обычаев. Методами воздействия на всю систему международных отношений целиком являются методы учреждения международных организаций, включая неправительственные, и создания интеграционных (платежных, валютных, экономических и др.) союзов. Внутри международных организаций применяют методы принятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированного большинства, взвешенного голосования.
Юридическая сила постановлений, которые принимаются по уставным вопросам деятельности международной организации, касающимся отношений государств-членов с организацией или государств между собой, согласно предмету деятельности международной организации зависит от характера международной организации (например, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст. 66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от волеизъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.
Юридическая обязательность резолюций международной организации может быть также зафиксирована в нормах национального права. Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций различных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права, однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.
Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международных организаций. В рекомендациях органов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обязаны оправдываться, почему они не выполняют рекомендаций международной организации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права).
Государство — член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций международной организации. Это связано с тем, что они, во-первых, обычно
исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защиты национальных и международной валютно-кредитных систем, а также международного и национальных сообществ.
В целом, наиболее заметными тенденциями последних лет являются;
1) по все более широкому кругу вопросов происходит смещение акцентов от метода двустороннего регулирования к многостороннему, а от него — к методу наднационального регулирования;
2) происходит смещение акцентов от метода мягкого регулирования (например, политических норм, действующих в рамках большой восьмерки) ко все более жесткому регулированию.
Международную финансовую систему в настоящее время на постоянной основе никто не регулирует. МВФ и Мировой банк подключаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов. Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффективности национальным органам регулирования и надзора, сдерживается поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам мировой экономики трудно отказаться.
Международные валютные рынки частично находятся под контролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, принятых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках национальных валютных систем, можно назвать, например, федеральные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.
Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, описанных на стандартном рыночном языке Международной ассоциацией первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котировки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Механизмом такого связывания является арбитраж, к которому прибегают все глобальные игроки мирового финансового рынка.
Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают мировые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки находятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам свободного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на механизмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.
Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как коммерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в мировой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредитоспособности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета международных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблигаций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк международных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и установлению единообразного требования минимальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.
В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Глобальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.
В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рисками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагающие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при проведении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые принципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.
Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоящее время период активной трансформации. Результатом этих изменений должно стать создание стабильных условий для дальнейшего экономического роста и равноправного доступа всех стран мира на мировые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых документов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы
Глава 4. Регулирование международных валютных отношений
Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития
33. … – комплекс законодательных, административных и экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемых государством на национальном и международном уровнях для управления движением валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности.
а) Протекционистская политика;
б) Денежно-кредитная политика;
в) Валютное регулирование.
34. … реализуется через нормативные положения, решения и указания, исходящие от монетарных властей по отношению к непосредственным субъектам валютного рынка.
а) Косвенное валютное регулирование;
б) Девизная политика;
в) Прямое валютное регулирование.
35. … реализуется посредством влияния на поведение финансово-кредитных и некредитных учреждений через рынок.
а) Косвенное валютное регулирование;
б) Международное валютное регулирование;
в) Прямое валютное регулирование.
36. …: девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, валютный контроль, валютное управление.
а) Инструменты мирового валютного рынка;
б) Формы прямого государственного валютного регулирования;
в) Проявления мирового валютного рынка в национальных кономиках.
37. …: дисконтная политика, девизная политика, операции на открытом рынке.
а) Формы прямого государственного валютного регулирования;
б) Рестриктивная монетарная политика;
в) Формы косвенного государственного валютного регулирования.
38. …: процесс глобализации мировой экономики, деятельность транснациональных корпораций и банков, функционирование оффшорных зон, создание зоны евро.
а) Политика свободы торговли;
б) Международная производственная кооперация;
в) Современные факторы, оказывающие влияние на валютное регулирование.
Валютная политика
39. … – совокупность мер, осуществляемых в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношений и обеспечивающих: — относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты; — формирование золотовалютных резервов страны; — необходимый уровень капиталовложений в национальную экономику; — эффективное управление государственным внешним долгом; — функционирование системы международных расчётов и международного движения капитала; — экономическую безопасность страны, включая решение проблем экономического роста, безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса.
а) Валютная политика;
б) Денежно-кредитная политика;
в) Политика протекционизма.
40. … предполагает разработку долгосрочных мероприятий, связанных с проведением валютных реформ.
а) Девизная политика;
б) Инвестиционная государственная политика;
в) Структурная валютная политика.
41. … включает краткосрочные меры оперативного характера, связанные с регулированием валютного курса, валютных операций, валютного рынка, а также меры, направленные на поддержание структурных реформ.
б) Текущая валютная политика;
в) Внешнеторговая политика.
42. . заключается в покупке и продаже центральными банками иностранной валюты (девиз) в форме валютной интервенции.
а) Девизная политика;
б) Косвенное валютное регулирование;
в) Прямое валютное регулирование.
43. …: покупка центральными банками валютных ресурсов на внутреннем валютном рынке; краткосрочные взаимные кредиты с центральными банками других стран часто на основе межбанковских соглашений своп.
а) Валютная интервенция;
б) Мировой валютный рынок;
в) Источники текущего пополнения золотовалютных резервов.
44. …: обязательные нормы отчисления валютной выручки для всех экспортёров; определённый порядок продажи валютой выручки на бирже; ограничение лимита открытой валютой позиции.
а) Валютный контроль;
б) Валютное управление;
в) Валютные ограничения.
45. … используются в основном для сглаживания значительных колебаний валютных курсов, а также защиты национальной денежной единицы от внешних угроз, изменения сложившегося положения на валютном рынке.
а) Валютные интервенции;
46. … — совмещение каждой продажи активов, номинированных в иностранной валюте, на внешнем валютном рынке с равной по величине закупкой на открытом рынке ценных бумаг внутри страны и соответственно – совмещении каждой закупки на внешнем рынке с равной по величине продажей на рынке внутреннем. Центральный банк осуществляет непосредственную продажу облигаций, номинированных в иностранной валюте, своим гражданам в обмен на иностранную валюту, что даёт возможность изъятия её из обращения.
а) Девизная политика;
б) Политика финансовой «стерилизации»;
в) Двойной валютный рынок.
47. … – один из основных инструментов регулирования денежно-кредитного обращения, применяемого центральными банками; политика изменения процентной ставки, по которой учитываются векселя. Когда коммерческий банк не в состоянии финансировать векселя, он может предложить их центральному банку, который учтёт эти ценные бумаги и уплатит коммерческому банку не полную сумму, указанную на векселе, а за вычетом учётной ставки.
а) Инструмент кассовых валютных операций;
б) Политика финансово «стерилизации»;
в) Учётная (дисконтная) политика.
48. … – выступает в качестве инструмента кредитно-денежного регулирования. Изменение уровня процентной ставки оказывает влияние на перелив капитала из реального сектора экономики на валютный или фондовый рынок или наоборот. В результате происходит косвенное регулирование валютного курса, инфляционного процесса, поддержание макроэкономической стабильности.
а) Прямо валютное регулирование;
б) Валютный коридор;
в) Политика рефинансирования.
49. … – снижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным твёрдым валютам или международным счётным единицам, в период золотого стандарта – к золоту.
б) Экспансионистская монетарная политика;
в) Рестриктивная монетарная политика.
50. … – повышение официального курса национальной валюты по отношению к другим валютам и золоту.
б) Валютные интервенции;
51. … – форма валютной политики, направленная на регулирование структуры валютных резервов за счёт включения в их состав разных валют путём продажи нестабильных и покупки более устойчивых.
а) Валютные ограничения;
б) Рыночная корзина;
в) Диверсификация валютных резервов.
52. … – форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Сущность это формы заключается в применении официального (по коммерческим операциям и услугам) и рыночного (по финансовым операциям) валютного курсов и делении в связи с этим валютного рынка на две части. Используется для стимулирования экспорта и выравнивания платёжных балансов. Значительные расхождения финансового и коммерческого курсов выравниваются с помощью валютных интервенций центрального банка. С введением плавающих валютных курсов такая форма валютной политики потеряла своё значение и применяется лишь в некоторых странах.
б) Операции на открытом рынке;
в) Двойной валютный рынок.
53. … – основные условия: — наличие значительных золотовалютных резервов; — увеличение объёма денежной массы прямо пропорционально росту валютных резервов; — ограничение регулирующих функций центрального банка по применению косвенных инструментов (операции на открытом рынке, изменение учётной ставки); — отсутствие дефицита государственного бюджета (за счёт сокращения государственных расходов и увеличения налогов).
а) Политика валютного управления (политика Валютного совета);
б) Политика протекционизма;
в) Экономический рост.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 108 ;