Развивающиеся страны в ямайской валютной системе
Развивающиеся страны в ямайской валютной системе
Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттонвудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, с неэффективностью стандарта СДР противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег несовершенством режима плавающих валютных курсов и т.д. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформе с учетом их интересов. [c.258]
Ямайскими решениями предусматривается возрастание роли МВФ в регулировании мировой валютной системы. Неоднократно проведено увеличение взносов стран-членов в Фонд, причем доля развивающихся государств была несколько увеличена и составляла в 90-х годах около 35%. При этом МВФ с 70-х годов не предоставляет кредитов развитым странам и практически полностью переориентировался в своей кредитной деятельности на развивающиеся страны. [c.120]
На смену фиксации валютных курсов на основе золотого паритета валют пришла система гибких или плавающих валютных курсов, соглашение по которой было достигнуто в 1976 г. на международной конференции в Кингстоне на Ямайке. Каждая страна-участница Ямайской международной валютной системы получила право свободно определять свою валютную политику. В результате в разных странах установились различные режимы валютных курсов. Во-первых, в самостоятельное плавание пустились валюты ряда промышленно развитых стран Швейцарии, Японии, Канады, США, Австралии. Во-вторых, большинство развивающихся стран стало привязывать валюту, то есть ставить курс на- [c.114]
Крупнейшие события в международных валютно-финансо-вых отношениях и особенно обострение проблемы внешней задолженности развивающихся стран в 80-х гг. послужили толчком для выдвижения многочисленных проектов переустройства ямайской системы валютного стандарта и создания нового мирового валютного порядка. Согласно ряду программных документов, подготовленных развивающимися странами, будущая мировая валютная система должна, базироваться на следующих основополагающих принципах наличие совместно управляемой международной валюты, которая в большей степени, чем СПЗ, отвечала бы нуждам развития всех стран автоматическое распределение этого резервного актива в пользу стран, имеющих дефициты платежных балансов стабильные и одновременно гибкие валютные курсы и создание международной финансовой организации, осуществляющей выпуск резервных средств и эффективное регулирование валютной системы. [c.375]
Ямайская валютная система предоставила странам — членам МВФ право выбора режима валютных курсов. Если развитые страны предпочли главным образом режим плавающего валютного курса, то развивающиеся страны используют несколько режимов валютных курсов. Курс валют большинства молодых государств по-прежнему привязан к определенной валюте (одновалют-ная привязка). Ведущее место здесь занимает доллар США, к которому прикреплены валюты 20 стран, а также французский франк — 14. Потеряли свое значение в этом качестве фунт стерлингов, португальское эскудо и испанская песета. [c.118]
Ямайская валютная система предоставила странам—членам МВФ право выбора режима валютных курсов. Если промышленно развитые страны предпочли главным образом режим плавающего валютного курса, то развивающиеся страны используют несколько режимов валютных курсов. Курс валют болыпинст- [c.102]
Новое состояние валютной системы было узаконено в январе 1976 г. Ямайским соглашением. Была отменена официальная цена золота. Официально закреплена система плаваю-ющих курсов. Повышены требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран—членов МВФ. Ликвидировано требование Устава о внесении государствами— членами МВФ четвертой части их квоты золотом, в связи с чем было принято решение о ликвидации 1/3 золотых запасов Фонда (1/6 была возвращена странам в обмен на их национальную валюту по цене 35 ед. СПЗ за 1 тр. унцию, 1/6 была продана на свободном рынке с аукционов, а вырученные от этой операции средства, около 2,3 млрд. дол., зачислены в специальный трастовский фонд, средства которого использовались для льготного кредитования развивающихся стран). [c.375]
Банковское дело
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ
Зависимый и во многих случаях отсталый тип социально-экономического развития большинства развивающихся стран определяет в целом их подчиненное место в мировой валютной системе. Являясь членами МВФ и других валютно-кредитных и финансовых организаций, будучи крупными заемщиками на мировом рынке капиталов, освободившиеся страны непосредственно участвуют в мировой валютной системе, с которой связаны их национальные валютные системы. Эта связь осуществляется через национальные банки и органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения, и обеспечивается межгосударственным регулированием через МВФ. Освободившиеся страны, овладев эмиссионным механизмом, создали национальные центральные банки, которые выпустили в обращение национальную денежную единицу.
Поскольку мировая валютная система базируется на нескольких национальных (резервных) валютах ведущих развитых стран (прежде всего на долларе США, марке ФРГ, японской иене) и СДР, то валюты развивающихся государств — членов МВФ привязаны к ним в той или иной степени. При этом нарастает тенденция уменьшения количества стран, привязавших свои валюты к СДР (две в 1997 г. против 15 в 1980 г.).
СДР представляют собой бухгалтерские записи на счетах стран — членов МВФ и распределяются на основе взносов стран в Фонд. Развивающиеся страны при распределении СДР получают ограниченные суммы, не превышающие 1/4 от общего объема. Поэтому указанные государства призывают пересмотреть правила выпуска СДР. В связи с этим ими выдвинут «принцип связи», предусматривающий:
• произвести замену существующего метода распределения СДР (согласно квоте в МВФ) на метод, базирующийся на размерах ВВП и других экономических показателях;
• распределение СДР не через МВФ, а через МБРР и региональные банки;
• добровольное перечисление развитыми странами части своей доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам;
• использование СДР в первую очередь не только на покрытие дефицита баланса международных расчетов освободившихся стран, но и на цели их экономического развития.
Развитые государства, опасаясь бесконтрольного роста выпуска СДР, не приняли «принципа связи».
Ямайское валютное соглашение зафиксировало также принцип демонетизации золота. Национальным валютным органам и МВФ разрешено проводить операции с золотом по рыночной цене. Фонд возвратил своим членам около 25 млн унций золота и столько же распродал на золотых аукционах по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов освободившимся странам. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10 лет по 0,5—1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.). После исчерпания средств доверительного фонда его операции в 1981 г. были приостановлены. Таким образом, в результате официальной демонетизации золота и перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся страны получили лишь незначительные выгоды.
Ямайская валютная система предоставила странам — членам МВФ право выбора режима валютных курсов. Если развитые страны предпочли главным образом режим плавающего валютного курса, то развивающиеся страны используют несколько режимов валютных курсов. Курс валют большинства молодых государств по-прежнему привязан к определенной валюте (одновалютная привязка). Ведущее место здесь занимает доллар США, к которому прикреплены валюты 20 стран, а также французский франк — 14. Потеряли свое значение в этом качестве фунт стерлингов, португальское эскудо и испанская песета.
Усилилась тенденция роста числа развивающихся государств, использующих многовалютные привязки своих денежных единиц (валютная корзина). Однако к СДР прикреплены лишь четыре валюты. Около 10 определяют курс своей валюты на базе валютной корзины главных торгово-экономических партнеров (Индия, Шри Ланка, Танзания и др.). Так, в корзину индийской рупии входят доллар США, английский фунт стерлингов, французский франк и японская иена. В отдельных развивающихся странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия) курс национальной денежной единицы определяется центральным банком на основе ряда экономических показателей (движение цен на главный экспортный товар, соотношение темпов инфляции в своей стране и у главных торгово-экономических партнеров и др.). Развивающиеся государства с более устойчивым валютно-экономическим положением (некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива, Республика Корея) с теми или иными ограничениями перешли к плавающему курсу своих валют.
Наконец, около 25 стран, выбрав какой-либо режим валютного курса, одновременно практикуют множественность курсов своей валюты: по экспорту, импорту или во внешней торговле в целом. Суть множественности курсов состоит в том, что на различные экспортные товары вводятся курсы, отличающиеся от курса центрального банка страны. Как правило, более низкий курс устанавливается на товары, в экспорте которых заинтересована данная страна. Тогда при обмене заработанной на внешних рынках иностранной валюты на национальную экспортер получает большее количество национальных денег, т.е. своего рода экспортную премию. Последняя, в свою очередь, может быть использована для расширения производства определенной экспортной продукции. В международной практике широко известны «изюмный» курс Турции, «хлопковый» — Египта, «кофейный» — Бразилии и др. Эффективность множественности курсов, однако, не очень велика при сильной инфляции в этих странах. Инфляция размывает и искажает ценовые пропорции внутри страны, в результате чего экспортеры или импортеры не получают необходимых экономических импульсов даже при наличии льготных валютных курсов.
Нередки случаи, когда развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя по различным причинам (неустойчивое валютное положение, отсутствие необходимого опыта и др.) от одного режима к другому. Так, Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а через несколько месяцев к доллару, в котором устанавливаются цены на нефть — главный экспортный товар страны. Таиланд в 1997 г отошел от режима валютного курса бата на основе корзины валют главных торговых партнеров и перешел к режиму регулируемого плавания своей денежной единицы. Тогда же Южная Корея перешла от прикрепления воны к доллару США к свободному плаванию. При этом и бат и вона были значительно девальвированы.
Таким образом, предоставляя свободу выбора режима валютных курсов. Ямайское соглашение расширило для этой группы стран возможности проведения более самостоятельной валютной политики, усилило тенденцию к валютному полицентризму.
Вместе с тем развивающиеся страны в большинстве случаев не в состоянии эффективно защитить свои денежные единицы от резких колебаний курсов валют развитых государств и от обстановки на валютных рынках Совместное плавание в рамках валютной группировки вносит немалый разлад в хозяйство развивающихся стран и их торговые связи за рамками группировок. Резкие колебания курсов дестабилизируют валютные резервы, которые страны хранят в Нью-Йорке, Париже и других мировых финансовых центрах.
В практике регулирования валютных курсов развивающихся стран часто применяются девальвации и реже — ревальвации. За 80-е — 90-е годы проведено более 80 девальваций. Девальвация нацелена на то, чтобы увеличить выручку экспортеров, выраженную в национальной единице, стимулировать тем самым экспорт и улучшить валютное положение страны. Однако ввиду довольно тяжелого экономического положения большинства развивающихся стран эффект от девальваций зачастую бывает кратковременным и недостаточно сильным. К тому же проведение девальвации требует осуществления целого комплекса сопутствующих мер по оживлению экономики и особенно экспортных отраслей, что для большинства рассматриваемых стран оказывается неразрешимой задачей. Несколько ревальваций было осуществлено нефтедобывающими странами Персидского залива.
На валютное положение развивающихся стран негативное воздействие оказывают девальвации (или резкое падение курсов) валют развитых стран, поскольку:
• обесцениваются валютная выручка и резервы развивающихся стран, выраженные в девальвированной валюте;
• удорожается импорт в связи с автоматическим понижением курса национальной валюты;
• ухудшаются условия внешней торговли, так как обычно иностранные фирмы-экспортеры повышают цены на свои товары сразу после девальвации;
• усиливается импортируемая инфляция через механизм внешнеторговых цен.
Ямайскими решениями предусматривается возрастание роли МВФ в регулировании мировой валютной системы. Неоднократно проведено увеличение взносов стран-членов в Фонд, причем доля развивающихся государств была несколько увеличена и составляла в 90-х годах около 35%. При этом МВФ с 70-х годов не предоставляет кредитов развитым странам и практически полностью переориентировался в своей кредитной деятельности на развивающиеся страны.
Ямайская валютная система (1)
Главная > Реферат >Финансы
4. Девальвация доллара 13 февраля 1973 г. на 10 % и повышение официальной цены золота на 11,1% ‒ с 38 до 42,22 долларов за тройскую унцию.
5. Подчинение 16 марта 1973 г. Международной конференцией в Париже курсов валют законам рынка. С этого момента курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения вопреки Уставу МВФ [1. С.385].
Таким образом, Бреттонвудсская валютная система окончательно прекратила свое существование. Как следует из проведенного анализа, структура мировых финансов в первой половине 1970-х гг., когда рушилось их послевоенное устройство, было весьма сложна, поэтому прошло несколько лет, прежде чем, испробовав различные модели валютной системы, ведущие страны мировой экономики пришли к системе гибкого выбора валютных курсов, то есть к тому принципу, на котором фактически и основана современная мировая валютная система.
3. Основные характеристики Ямайской валютной системы . Развивающиеся страны в Ямайской валютной системе.
Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. Было предложено множество проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. «Комитет двадцати» МВФ подготовил в 1972 ‒ 1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Наконец, устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., почему она и получила название Ямайской. Соглашение об изменении Устава МВФ было ратифицировано требуемым большинством стран – членов МВФ в апреле 1978 г. Согласно этому документу основами новой системы является свободный выбор режима валютного курса (по преимуществу плавающего, а также фиксированного или смешанного) и многовалютный стандарт, то есть возможность выбора разных форм международной ликвидности. Это означает, что новая система задумывалась, как симметричная.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей: 1) выравнивание темпов инфляции в различных странах; 2) равновесие платежных балансов; 3) расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками [11. С.258].
Наиболее широко важнейшие характеристики Ямайской валютной системы рассмотрены в книгах Ю.В. Базулина:
полицентричность, основание не на одной, а на нескольких ключевых валютах: долларе США, английском фунте стерлингов, японской иене, немецкой марке и французском франке;
отмена, хотя и формально, монетного паритета золота;
основные формы международной ликвидности – свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
отсутствие пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения на валютных рынках;
центральные банки стран не обязаны поддерживать фиксированные паритеты своей валюты. Однако он могут осуществлять валютные интервенции для стабилизации курсов валют;
запрет выражать свободно выбираемый режим валютного курса через золото;
МВФ патронирует политику стран в области валютных курсов; страны – члены МВФ не должны манипулировать валютными курсами для получения односторонних преимуществ перед другими странами – членами МВФ [1. С.391].
О. И. Лаврушин обобщил и выделил четыре основных принципа Ямайской валютной системы:
1. Золото – девизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют.
2. В рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций. В соответствии с измененным Уставом МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отчета валютных курсов.
3. Ямайская валютная система дает странам право выбрать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г.
4. МВФ, сохранившийся от Бреттонвудсской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире [11. С.258].
По классификации МВФ стана может выбрать следующие режимы валютных курсов:
фиксированный, плавающий и смешанный.
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей: 1) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте и автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс; 2) курс национальной валюты фиксируется с СДР; 3) «корзинный» валютный курс, когда курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны; 4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета, когда связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен) [4. С.319].
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии, ряда других стран и стран Европейской валютной системы (ЕВС). Однако центральные банки этих стран часто поддерживают валюты при резких колебаниях их курсов. Именно поэтому существует «управляемое», или «грязное», плавание валютных курсов. Так, центральные банки США, Канады и ЕЦБ для выравнивания краткосрочных колебаний курсов своих валют поводят валютные интервенции, а другие изменяют структуру своих золотовалютных резервов [1. С.391-392].
Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание, которое было характерно для стран, входивших в Европейскую валютную систему. В этой валютной системе были установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций между членами Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Курсы валют Европейской валютной системы совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета [1. С.392].
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Определенную роль в современной МВС играют специальные права заимствования ‒ СДР, которые стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов. СДР – искусственно созданные международные резервные средства, предназначенные для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных валютных резервов и расчетов с МВФ. Выделение СДР в распоряжение стран – членов МВФ не обусловлено предварительной передачей ими Фонду валюты или предварительной продажей товаров и услуг. У СДР нет реального обеспечения, их использование основано на согласии стран – участниц системы СДР принимать эти резервные средства в обмен на конвертируемую валюту.
Соглашение о СДР явилось результатом длительной дискуссии о мерах по повышению международной ликвидности в связи с ослаблением двух основных резервных валют, доллара США и фунта стерлингов, сокращением официальных золотых запасов ведущих капиталистических стран, резким отставание роста золотовалютных резервов от темпов развития международной торговли [1. С.392].
В соответствии с решением сессии МВФ 1969 г. участниками системы СДР могут быть только страны – члены МВФ, которые проводят операции с СДР через образованный в структуре МВФ Департамент. В настоящее время все страны – члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Участниками системы СДР могут быть лишь страны – члены Фонда, и только они наделяются лимитами СДР. Частные лица, фирмы и коммерческие банки не могут быть держателями счетов СДР. Они могут использовать эту единицу только как счетную, например, выразить номинал ценной бумаги в СДР или указать контрактную сумму на поставку товара в этой единице. Однако расчеты должны производиться в каких-либо иных валютах [1. С.393].
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран – участниц Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производиться в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами – членами МВФ пропорционально величине их квот МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства – участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, чем выше ее квота в Фонде [3. С.205].
Вместе с тем получать, держать и использовать СДР помимо стран – участниц Фонда могут МВФ, а также – по решению Совета управляющих МВФ (принятому большинством не менее 85%) – страны, не являющиеся членами Фонда, международные и региональные банки, региональные валютные и другие фонды, национальные банки, которые получили статус «уполномоченных держателей». В середине 1986 г. количество «держателей» СДР достигало 16 (в настоящее время – 15) , в том числе Банк Международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Швейцарский национальный банк и другие. В связи с резким ростом ликвидности международной валютной системы за счет накопления долларов из-за хронического дефицита платежного баланса США выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В последующие три года (1979-1981 гг.) состоялось второе распределение СДР по 4 млрд. в год. В результате общая сумма распределенных СДР среди стран – участниц составила за весь период действия системы 21,4 млрд. СДР, или 5,5% всех мировых валютных резервов 1981 г., не считая золота. При этом промышленно развитые страны получили более 2/3 общей суммы распределенных СДР, в том числе США – 23%, или столько же, сколько 100 развивающихся стран. В связи с ухудшением экономического и финансового положения освободившихся государств в первой половине 1980-х гг. они неоднократно выступали с требованием о новых выпусках СДР, которые, однако, блокировались США и другими странами, располагающими большинством голосов в МВФ.
23 сентября 1997 г. Совет управляющих МВФ одобрил предложение Исполнительного совета о внесении новой, четвертой по счету, поправки в статьи соглашения МВФ, которая позволила бы осуществить специальное одноразовое распределение СДР на сумму 21,4 млрд. (29,4 млрд. долларов). В результате этого общая сумма выпущенных СДР должна была удвоиться, составив 42,9 млрд. (около 59 млрд. долларов). Цель нового распределения СДР состояла в том, чтобы предоставить эти средства всем странам – членам и уравнять отношение сумм выделенных за все время СДР к их квотам (на уровне приблизительно 29,32% относительно действовавших на момент принятия данного решения квот). Это распределение СДР рассматривалось как решение вопроса справедливости в отношении более чем 1/5 стран – членов МВФ, включая страны бывшего СССР, которые, вступив в Фонд после 1981 г., то есть после последнего выпуска СДР, вообще их не получили в порядке распределения. Однако до сентября 2002 г. указанная поправка к Уставу МВФ все еще не вступила в силу, поскольку она не получила одобрения требуемого числа стран – членов, прежде всего Соединенных Штатов.
Наличие у стран лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту, которая затем используется ею для урегулирования дефицита платежного баланса и пополнения валютных резервов. Страны, имеющие лимиты СДР, не могут требовать, чтобы валюту предоставлял Фонд, за исключением двух случаев – их выхода из системы и ликвидации самой системы. Страна – участница может выйти из системы СДР путем уведомления об этом МВФ. В этом случае взаимные финансовые претензии страны и Фонда, которые могли возникнуть в результате осуществления операций в СДР, должны быть урегулированы платежами валютой [1. С.394].
Ямайская валютная система — что это такое простыми словами
Суть Ямайской валютной системы
Ямайская валютная система представляет собой одну из современных валютных систем, во время которой курс валют устанавливает не само государство, а рынок. Для Ямайской валютной системы характерно колебание (происходящее постоянно) курса обмена валют. По этой причине курсы валют именуются как плавающие. В иной валютной системе курсы валют называются фиксированными.
Ямайская валютная система функционирует ещё с середины-конца 70-х годов прошлого века, однако во время последнего глобального финансово-экономического кризиса многие эксперты выступали за то, чтобы начать переговоры и консультации по поводу создания новой валютной системы.
Бреттон-Вудское соглашение
Своим появлением Ямайская валютная система обязана наследию Бреттон-Вудской валютной системы, которая была реорганизована в соответствии с новыми потребностями мировой экономики. В чём же заключаются её основные особенности и принципы?
В ЯВС (Ямайская валютная система) был окончательно отменён так называемый золотой стандарт. Мировые валюты больше не имели никакой привязки к золоту не только для внутренних операций, но даже и для международных.
Также была зафиксирована полная демонетизация золота. Теперь центробанки всего мира могли приобретать золото в качестве обычного товара, имеющего рыночные цены, а не фиксированные кем бы то ни было.
Также была внедрена система специальных прав заимствования. Она была необходима для формирования валютных резервов. Эмиссию специальных прав заимствования и сегодня осуществляет Международный валютный фонд (МВФ). Специальные права заимствования также необходимы и для регулирования платёжного баланса или же соизмерения стоимости национальной валюты.
Именно при ЯВС резервными валютами стали американский доллар, британский фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, евро (в 70-е годы вместо евро использовались ещё две валюты: французский франк и немецкая марка).
При Ямайской валютной системе был установлен специальный режим свободных плавающих валютных курсов. Котировки курсов постоянно меняются в зависимости от ситуации на валютном рынке. Причина изменений — спрос и предложение продавцов и покупателей валюты.
Страны также имеют возможность определить режим, при котором формируется валютный курс.
Основное значение Ямайской валютной системы для всей мировой экономики — это переход от фиксированного валютного курса к плавающему. В основе фиксированного валютного курса лежало так называемое «золотое содержание валют». После того, как мировые валюты стали свободны от привязки к золоту, необходимость в этом требовании также отпала. С введением Ямайской валютной системы рынок золота стал одной из разновидностей товарного рынка.
Как же выглядит механизм работы всей Ямайской валютной системы? Государства-члены Международного валютного фонда сумели получить некоторую часть СПЗ. СПЗ же работает в качестве расчётных единиц. При некоторых условиях эти расчётные единицы могут стать одной из национальных валют.
В 1981 году в МВФ приняли решение использовать самую простую котировку СПЗ. Для этого используется средневзвешенный курс валютной корзины. Валютная корзина состоит из американского доллара, японской йены, британского фунта стерлингов и евро. Удельный вес валют зависит от удельного веса каждой отдельно взятой валюты в мировой торговле. Иногда удельный вес пересматривают.
Какие же режимы валютных курсов существуют сегодня?
Режимы валютных курсов функционируют в зависимости от трёх режимов валютных курсов. Также они зависят от устойчивости ключевых валют мира. Что же это за три режима валютного курса?
- Валюты, привязанные к 1-ой или 2-м валютам. В таком случае допускают колебание валютного курса в пределах 1-го процента. Если же национальная валюта имеет привязку к определённой группе валют, то это сигнал того, что уже выбрана та либо иная валютная корзина.
- Валюты, чей курс колеблется относительно нескольких валют (в зависимости от курса) в пределах 2.25 процентов. Раньше в эту группу попадал ЭКЮ, а это позволяло членам Евросоюза сохранить свои национальные валюты по отношению к другим европейским валютам. Вместе же все валюты Европы «плавали» по отношению к валютам других стран.
- Валюты, имеющие абсолютно свободный курс.