Международный валютный фонд и всемирный банк
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
- Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
- Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
- расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
- поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
- обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
МВФ и Всемирный Банк: различия, цели, финансирование >
Оба учреждения были образованы во время Бреттон-Вудской конференции в 1944 году делегатами 44-х стран. Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд являются межправительственными структурами, поддерживающими экономическую стабильность во всем мире. Наличие именно двух столпов неслучайно. Международное сообщество сознательно пыталось установить разделение полномочий путем создания двух органов. Эксперты, которые активно сотрудничают с МВФ и Всемирным Банком, находят их категорически отличными. Для остальных – деятельность этих двух учреждений кажется одинаковой.
С одной стороны, Банк и МВФ имеют множество общих характеристик. Оба в некотором смысле принадлежат и управляются правительствами стран-членов. Практически каждая страна на земле является членом обоих учреждений. Оба учреждения занимаются экономическими проблемами и концентрируют свои усилия на расширении и укреплении экономики своих стран-участников. Сотрудники Всемирного Банка и МВФ часто выступают на международных конференциях с докладами по экономической конъюнктуре. В средствах массовой информации часто сообщается, что обе организации ведут переговоры о программах экономического развития с министрами финансов или другим правительством должностные лица.
Оба учреждения имеют штаб-квартиры в Вашингтоне, штат Колумбия, многие годы занимали одно и то же здание. Даже сейчас, хотя и расположены по разные стороны улицы, очень близкой к Белому дому, они имеют общую библиотеку и другие подразделения, регулярно обмениваются экономическими данными. Однако, несмотря на эти и другие сходства, Банк и МВФ по-прежнему существенно отличаются друг от друга.
Основное различие заключается в следующем: Банк является в первую очередь институтом, отвечающим за развитие, а МВФ – учреждением, которое стремится поддерживать упорядоченную систему платежей и поступлений между странами. Каждый из них имеет 1) отдельную цель, 2) специфическую структуру, 3) получает свое финансирование из разных источников, 4) помогает различным категориям стран-участников и 5) стремится достичь определенных целей с помощью отдельных методов, свойственных исключительно конкретному учреждению.
Цели организаций
В Бреттон-Вудсе международное сообщество поручило Всемирному банку цели, соответствующие его официальному названию – Международный банк Реконструкции и Развития (International Bank for Reconstruction and Development). Поэтому его основная ответственность заключается в грамотном финансировании экономического развития.
Первые займы Всемирного Банка были выданы в конце 1940-х годов для реконструкции разрушенных стран Западной Европы после войны. Когда экономическая инфраструктура была восстановлена, Банк переориентировался на оказание помощи беднейшим странам мира. C 1940-х годов Банк предоставил развивающимся странам кредиты на сумму более $330 млрд. Таким образом, одна центральная цель Всемирного Банка: содействие экономическому и социальному прогрессу в развивающихся странах, помогая повысить производительность, для улучшения уровня жизни.
МВФ имеет другую цель. При создании МВФ мировое сообщество реагировало на нерешенные финансовые проблемы, который инициировали и затянули Великую депрессию 1930-х годов: внезапные, непредсказуемые изменения курсов национальных валют и ограничения на обмен локальной валюты на иностранную. Правила МВФ, содержащиеся в уставе (Articles of Agreement), подписанном всеми странами-участниками, представляют собой кодекс поведения. Кодекс требует, чтобы участники позволяли свободно и без ограничений обменивать национальную валюту на иностранную, информировать МВФ об изменениях в бюджетной и монетарной политике. Чтобы помочь народам соблюдать устав, МВФ управляет пулом денежных средств, из которого страны-участники могут привлекать финансирование в случае проблем (пример: Греция). Однако МВФ не является в чистом виде кредитным учреждением, в отличие от Всемирного Банка. Это, прежде всего, надзиратель денежно-кредитной и валютной политики. МВФ – приверженец упорядоченного и стабильного роста мировой экономики.
Размер и структура
МВФ является небольшой организацией (около 2,300 сотрудников) и, в отличие от Всемирного банка, не имеет филиалов или дочерних компаний. Большинство сотрудников работают в штаб-квартире в Вашингтоне (штат Колумбия), также три небольших офиса находятся в Париже, Женеве и в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Ключевые сотрудники являются экономистами по образованию и опыту работы.
Структура Всемирного Банка несколько сложнее. Сам Всемирный банк включает две крупные организации: Международный банк Реконструкции и Развития (МБРР или IBRD) и Международную ассоциацию развития (International Development Association, IDA), которые насчитывают свыше 7,000 сотрудников. Группа Всемирного банка примерно в три раза больше, чем МВФ, и имеет около 40 офисов по всему миру, хотя 95% ее сотрудников работают в штаб-квартире в Вашингтоне.
Источники финансирования
Всемирный банк имеет множество сходств с коммерческим банком, посредником между инвесторами и получателями кредитов: организация заимствует средства у одних и предоставляет кредиты другим. Его владельцами являются правительства 180 стран-членов с разными долями в капитале. На конец 2017 года активы банка оценивались в $405 млрд. с капиталом равным $40 млрд. , доступный капитал банка составляет $ 252 млрд . При этом крупнейшие акционеры – США (17 ,1%), Япония (7 ,9%), Китай (5,1%), Германия (4,6%), Франция (4,1%), Великобритания (4,1%).
МБРР получает большую часть средств, которые он впоследствии предоставляет для финансирования, путем выпуска облигаций (которые обладают самым высоким кредитным рейтингом ААА по шкале S&P, поскольку погашение гарантируется правительствами стран-членов). Международная Ассоциация Развития (МАР), в значительной степени финансируется за счет грантов от стран-участников. Банк является крупным заемщиком на мировом рынке капитала и крупнейшим заемщиком практически во всех странах, где продаются его выпуски.
Ежегодно Всемирный Банк выпускает облигации на сумму около $ 50 млрд . МАР также заимствует деньги, выпуская облигации и краткосрочные инструменты денежного рынка непосредственно правительствам, их агентствам и центральным банкам. Привлеченные средства от продажи облигаций в свою очередь предоставляются развивающимся странам по доступным процентным ставкам для помощи в финансировании проектов и программ реформ . Наибольшую большую долю в кредитном портфеле занимают Бразилия , Мексика , Индонезия , Турция , Индия , Китай , Польша и Колумбия .
МВФ не является банком, тем не менее, в его распоряжении имеются значительные ресурсы, которые в настоящее время оцениваются в $215 млрд. Эти ресурсы поступают из квот или членских взносов, оплачиваемых 182 странами. Каждый участник вкладывает в этот пул определенную сумму денег, пропорциональную ее экономическим размерам (более богатые страны платят больше, бедные – меньше).
Ключевые различия между МВФ и Всемирным Банком