Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм валютного контроля

Механизм валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а агентами — территориальные органы этой Службы, уполномоченные банки, таможенные органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Органы и агенты валютного контроля в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, поступление средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняют целый ряд различных функций в сфере контроля за валютными, экспортно-импортными и иными внешнеэкономическими операциями.

Органы валютного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и применять меры ответственности за их нарушения.

Механизм контроля определен, в частности, Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»*(1183).

В Инструкции предусмотрен специальный механизм контроля за поступлением на счета резидентов валютных средств, полученных от ведения внешнеэкономической деятельности. Установлены требования, предъявляемые к оформлению документов при экспортных и импортных операциях.

Документом валютного контроля является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется по каждому внешнеэкономическому контракту и представляется в уполномоченный банк. Паспорт сделки — это документ, содержащий сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В соответствии с Инструкцией паспорт сделки содержит все сведения о сделке, которые излагаются в стандартизированной форме. Вместе с паспортом сделки в уполномоченный банк должны быть представлены оригинал контракта и оформленная должным образом его копия. Подпись уполномоченного банка на паспорте сделки означает принятие банком контракта на расчетное обслуживание и выполнение функции агента валютного контроля.

Валютный контроль осуществляют также таможенные органы. Они принимают товар к таможенному оформлению только при представлении наряду с прочими документами ксерокопии паспорта сделки, подписанной банком. В свою очередь, таможенные органы представляют в уполномоченный банк учетную карточку, которая является возвратным документом. Учетная карточка оформляется таможенным органом для банка и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации, которые необходимы банку для контроля по заключенному внешнеэкономическому контракту.

Поскольку оформление паспорта сделки служит целям валютного контроля, его оформление в некоторых случаях не требуется. Так, при вывозе продукции не в режиме экспорта паспорт сделки не оформляется.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 896 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

Читать еще:  Система параллельной валюты

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль: понятие и значение

Содержание:

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств. Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке. IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г. Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Цель валютного контроля

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен. К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  • операций с валютой на соответствие законодательству;
  • наличия лицензий и соглашений;
  • выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  • обоснованности валютных платежей;
  • учета и отчетности по валютным операциям.

Замечание 1

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных.

Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий. В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений. В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой. Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Механизм контроля за валютными операциями

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности. В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности.

Читать еще:  Основные функции валютного рынка

Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос. регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  • невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы регулирования и контроля;
  • защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.

Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю.

Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля. Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями.

Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  • создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  • определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами.

Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными. В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений.

Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами. Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины.

Валютная дисциплина

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Тема 14. Механизмы валютного регулирования и валютного контроля

Формы, принципы и методы валютного контроля, Органы и агенты валютного контроля, валютный контроль во внешнеэкономической сфере. Влияние валютного регулирования на состояние платежного баланса страны.

Валютное регулирование является важнейшим элементом валют­ной политики любого государства. Валютное регулирование представляет собой ком­плекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих поря­док операций с валютой и валютного контроля.

Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регули­рования.

1. Регулирование конвертации валюты.Как известно, еще 15 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стра­не расценивалось как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предпри­ятий существовало множество льготных валютных курсов, что со­здавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.
Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные кур­сы валют по различным операциям, группам товаров и странам, ха­рактерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохраня­лись в развитых странах Западной Европы до середины 80-х годов. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разре­шений и согласований. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

2. Регулирование текущих операций с валютой.В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с ва­лютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнетор­говым регулированием и экспортным контролем.

Читать еще:  Режим валютного курса в рф

Основными формами валютного регулирования текущих опера­ций являются:

• ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специ­альных контролируемых счетах, которые можно при необходимос­ти блокировать;

• обязательная продажа всей или части валютной выручки экс­портеров Центральному и уполномоченным банкам или на валют­ной бирже;

• ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

• внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

• ограничения на форвардные покупки иностранной валюты им­портерами;

• запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;

• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного конт­роля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 70-80-е годы достаточно же­сткие системы валютного контроля, значительно их смягчили.

Однако практически во всех развитых странах сохранилась сис­тема экспортного контроля по существующим в разных формах спе­циальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспор­том которых был ранее регламентирован Координационным коми­тетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоя­щее время в эту систему контроля включены практически все стра­ны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.

3. Регулирование движения капитала.К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком бо­лее 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капи­тала являются:

• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

• разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая опе­рация по вывозу капитала должна быть разрешена органами валют­ного контроля;

• запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им нацио­нальных ценных бумаг (практиковалось в ФРГ и Японии);

• обязательная конверсия займов в иностранной валюте в наци­ональном центральном банке (практиковалось в Швейцарии);

• ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными ли­цами;

• ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кре­дитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации о всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентифика­ции участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкого усиле­ния контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов, ко­торый будет описан в следующем параграфе.

4. Валютный контроль.Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля яв­ляется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерчес­ким банкам вменяется осуществление контроля за валютными опе­рациями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ. Агентами валютного контроля могут выступать другие государствен­ные организации. Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соот­ветствующие принятой валютной политике.

В России валютное регулирование и валютный контрольрегла­ментируются следующими законодательными и нормативными актами:

1. Гражданский кодекс.

2. Федеральные законы.

2.1. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.

2.2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.

3. Указы Президента Российской Федерации.

3.1. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Фе­дерации» № 1163 от 21 ноября 1995 г.

3.2. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» № 1204 от 30 ноября 1995 г.

4. Постановления Правительства Российской Федерации.

4.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О ме­рах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» № 206 от 28 февраля 1996 г.

5. Нормативные документы других исполнительных органов власти.

5.1.Положение Центрального банка Российской Федерации № 13 от 19 апреля 1993 г., Государственного таможенного комитета Рос­сийской Федерации № 01-20/3371 от 14 апреля 1993 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте упол­номоченными банками».

5.2.Письмо Центрального банка Российской Федерации «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной в валюты на территории Российской Федерации» № 107 от 2 сентября 1994 г.

5.3.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением
в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» № 86-И, 01-23/26541 от 13 октября 1999 г.

5.4.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Го­сударственного таможенного комитета Российской Федерации «О по­рядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оп­латы резидентами импортируемых товаров» № 91-И/О -11/28644 от 4 января 2000 г.

Основными направлениями валютного контроля в России опре­делены:

• установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям.

В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валют­ные операции, экспортеров и импортеров по определенным группам товаров. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определен­ных нормативов и требований. В случае нарушений правил валют­ного регулирования и контроля коммерческий банк может лишить­ся лицензии.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» в пределах своей компе­тенции выполняют следующие функции валютного контроля:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимы­ми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответ­ствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре­шений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.

Агентом валютного контроля в России также выступает Государ­ственный таможенный комитет.

Законодательная база валютного регулирования и валютного кон­троля создавалась в основном в начале 90-х годов и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большин­стве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного ре­гулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России. В 2001 г. норма продажи ва­лютной выручки была снижена до 50%, разрешено открытие сче­тов резидентов за рубежом в странах, где принято законодательство о противодействии отмыванию средств.

В настоящее время продолжается работа над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле. Проект за­кона предусматривает поэтапную отмену обязательной продажи ва­лютной выручки. Проектом Минэкономразвития предусматривает­ся, что останется только два органа валютного контроля (ЦБ и пра­вительство), остальные (банки, налоговые органы и иные органи­зации) должны быть валютными агентами. Также предлагается сделать в основном свободными операции по движению капитала, за некоторыми исключениями.

В то же время усиливается противодействие бегству и отмыва­нию незаконно полученных доходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8851 — | 8370 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×