Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет экологических платежей

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Среди всех платежей, отчетность по которым ложится на плечи бухгалтера, экологические платежи являются, пожалуй, самыми запутанными. При этом за неуплату и за непредставление отчетности установлены весьма внушительные штрафы. Должны ли перечислять экологические платежи организации, которые не занимаются промышленным производством, и вся деятельность которых ведется в офисе? Как таким организациям рассчитывать экологические платежи, и какую отчетность в связи с этим нужно представлять? Давайте разбираться.

Правовые основы

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор. И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение.

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает. Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие. Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры. Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора. В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи. Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше. Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень. Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем. Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора. Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Читать еще:  Платежное поручение аренда помещения

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ) и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Читать еще:  Если в платежке не указан уин

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Итоги

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

ДЕЛОВАЯ ЗАБОТА О ВАС

Экологические платежи: расчет и согласование экологических платежей предприятий за загрязнение среды

Экологические платежи (экоплатежи) — оплата за негативное воздействие, оказываемое деятельностью того или иного предприятия на окружающую среду. Это может быть плата за загрязнение атмосферного воздуха (расчет выбросов от передвижных истационарных источников), гидросферы (расчет сбросов в водоемы), размещение отходов, образующихся в процессе производства и потребления.

Экологические платежи должны платить предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, которые осуществляют любые виды деятельности, наносящие вред окружающей среде, на территории Российской Федерации для компенсации вреда, причиняемого их деятельностью. Поступление экологических платежей предприятия в государственный бюджет производится за счет системы налоговых органов. Государством строго контролирует расход и расчет экологических платежей.

Размер экологических платежей с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регулируется ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-Федеральных Законом «Об охране окружающей среды» (статья 16).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, наносящие определенный вред состоянию окружающей среды, то есть оказывающие негативное влияние на окружающую среду, должны в обязательном порядке выплачивать экоплатежи.

Экологические платежи обязательны для всех без исключения природопользователей. С 30.06.2003 года вступило в силуПостановление Правительства № 344 (об уплате экологических платежей). Таким образом, срок исковой давности, касающийся экологических платежей, равняется 3 годам (в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ), плата за экологические платежи должна осуществляться за последние 12 кварталов, включая отчетный, или с самого первого дня, когда предприятие начало заниматься своей деятельностью.

Экологические платежи предприятий взимаются в следующих случаях:

  • Осуществление выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
  • Осуществление выбросов в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;
  • Нанесение вреда подземным водам и поверхностным водоемам;
  • Размещение под землей отходов и загрязняющих веществ;
  • Сброс различныхотходов.

Классификация выбросов и отходов

В Российской Федерации существует система нормирования отходов, состоящая из 2х ступеней:

  • Плата берется в размере базовых нормативов впределах установленных для предприятия лимитов,
  • Плата увеличивается в 5 раз при сверх лимитах.

Если отсутствует действующий документ, в котором указаны нормативы образования отходов и их допустимое значение, или предприятие прибегает к размещению отходов на несанкционированных свалках, то оплата в данном случае увеличивается в 5 раз.

Кроме того, для выбросов и сбросов в РФ существует особая система нормирования, включающая 3 ступени:

  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы в пределах НДС и ПДВ, то в данном случае плата производится по базовым ставкам;
  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы в пределах лимитов ВСС и ВСВ, то оплата увеличивается в 5 раз;
  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы, превышающие нормы ВСС иВСВ, то оплата увеличивается в 25 раз.
  • Если предприятие не имеет разрешения на выброс и сброс, то оплата за нанесенный вред увеличивается в 25 раз.

Расчет экологических платежей предприятий за загрязнение окружающей среды

Компания «Лаборатория Экологического Консультирования» оказывает услуги по расчету экологически платежей за загрязнение окружающей среды и размещения отходов или оплаты за причиненный вред, нанесенным предприятием.

Компания может провести бесплатную консультацию и анализ предоставленной нормативной документации (проекта ПДС, проекта ПДВ, проекта ПНООЛР).

Учитывая результаты анализа, компания сообщит заказчику о сроках проведения работ, их стоимости. Далее будет необходимо заключить договор на согласование экологических платежей предприятия и расчет платы за оказываемое им негативное воздействие.

Для произведения всех расчетов, компания должна иметь сведения о количестве выбросов в атмосферу, о размеренаправленных на захоронение отходов, объемах загрязнения водных объектов и базовых нормативах платы.

Компания «ЭкоЛаб» оказывает услуги по расчету и согласованию экоплатежей любой сложности и для разных компаний в Москве и Московской области

Все вопросы по согласованию осуществляются в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу – Росприроднадзоре, расположенном по адресу: 117105 Россия, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39.

Читать еще:  Оплата штрафа в пфр платежное поручение

Расчет экоплатежей за загрязнение окружающей среды необходимо согласовывать поквартально, заполняя при этом электронную форму «Модуля природопользователя».

Оптимизация экологических платежей

Очень важно правильно рассчитывать экологические платежи. В данной ситуации необходимо знать точные данные: фактический объем отходов, сбросов или выбросов по итогам года. Так как в случае превышения установленных лимитов, оплату придется производить в 5-кратном размере. Если же компания не имеет разрешения на осуществление выбросов или сбросов, или превышает их лимит, то оплата увеличивается в 25 раз.

Квалифицированные сотрудники компании «ЭкоЛаб» могут использовать различные способы для обоснованной минимизации экологической платы за загрязнение окружающей среды. Иными словами, предприятие сможет сэкономить на оплате за экологические платежи до 10-60% в год.

Стоимость расчета и согласования экологических платежей предприятий за загрязнение среды

Компания может сообщить заказчику точную сумму за расчет и согласование экоплатежей лишь после проведения анализа лимитов и установленных норм по экологическим проектам: проекту НДС, проекту ПДВ, проекту ПНООЛР. Более подробно об этом можно узнать в разделе «Стоимость услуг».

Плата за НВОС: путеводитель по формулам расчета

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) — одна из самых непростых процедур в работе эколога, поэтому подход к ней должен быть максимально ответственным. Автор статьи проанализировала свежую редакцию Правил исчисления и взимания платы за НВОС и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать для выбора формулы расчета платы.

Основные положения, регулирующие расчет платы за НВОС, установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

С 01.01.2020, конечно же, появились новшества, но основные моменты не затронуты:

• авансовые платежи вносятся лицами, обязанными вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);

• срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);

• плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Обратите внимание

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):
• на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.;
• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Помимо административного штрафа несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Корректность исчисления платы за НВОС во многом зависит от внимательности:

• к фактическим показателям по видам НВОС за отчетный период (масса/объем выбросов/сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов);

• к нормативно-правовой базе с методическими указаниями по расчету платы за НВОС.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 и с 01.01.2020 действуют в новой редакции — от 27.12.2019.

Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета, однако замудренное изложение текста Правил в новой редакции может ввести в заблуждение. Некоторые вещи так и приходится додумывать, а на некоторые вопросы и вовсе нет ответа.

Автор статьи проанализировала Правила со всеми изменениями и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать при расчете платы за НВОС.

На заметку

Интерактивную таблицу можно скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм». Код доступа опубликован в журнале.

В таблице используются следующие сокращения:

ЗВ — загрязняющие вещества;

ВРВ — временно разрешенные выбросы;

ВРС — временно разрешенные сбросы;

Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;

Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

КЭР — комплексное экологическое разрешение;

НДВ — нормативы допустимых выбросов;

НДС — нормативы допустимых сбросов;

Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

Отчетность по отходам — отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;

отходы ТКО — твердые коммунальные отходы;

отходы неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Для упрощенного ориентирования по формулам можно дать условные наименования следующим пунктам по аналогии с пунктами Правил:

17 — выбросы/сбросы;

18 — отходы неТКО;

18(1) — ТКО;

18(2) — ТКО;

19 — выбросы/сбросы;

20 — отходы неТКО;

21 — выбросы/сбросы;

21(1) — выбросы/сбросы.

Как пользоваться интерактивной таблицей

Для простоты пользования таблицей в ней настроен фильтр (рис. 1), с помощью которого природопользователь может выбрать необходимую формулу исходя из:

• практического случая (наличия/отсутствия разрешительной документации, превышения/непревышения нормативов и др.).

При нажатии кнопки фильтра в каждой из граф будет выпадать список с возможными вариантами выбора.

Рекомендации по пользованию таблицей:

1. Поставьте фильтр по категории вашего объекта в соответствии с полученным свидетельством о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС: I, II, III.

2. Поставьте фильтр по виду НВОС, по которому вам необходимо рассчитать плату: выбросы, сбросы, отходы неТКО, отходы ТКО.

3. Внимательно изучите описанные случаи и выберите тот, условия которого подходят вам больше всего.

4. После определения конкретно вашего случая используйте формулу, указанную в графе «Номер пункта Правил с формулой».

Рассмотрим выбор формулы расчета на примере абстрактного предприятия.

Например, нам необходимо рассчитать плату за отходы неТКО для объекта II категории. Декларация ОВОС представлена (предположим, с 01.01.2019), при этом масса/объем размещенных отходов в отчетном периоде не превысили массы/объема, указанных в Декларации ОВОС (рис. 2).

Результат: для описанного случая будет использована формула, указанная в п. 18 Правил.

Текст, выделенный красным цветом, — это положения, напрямую не прописанные в Правилах, но вытекающие из логики документа и законодательства в целом.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2020.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector