Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность муниципальных финансов

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

Сущность муниципальных финансов (стр. 1 из 4)

1.Сущность муниципальных финансов

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой большая часть суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 20 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти.

Все последние годы доходы муниципальных бюджетов имеют тенденцию к уменьшению. За ряд лет их доля в консолидированном бюджете страны снижается. Виноваты в этом исполнительные и законодательные органы федеральной и региональной власти. Межбюджетные отношения становятся основным средством политического контроля глав регионов над местным самоуправлением.

C 1 января 2009 года вступили в силу Федеральные законы №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.08) и № 120-ФЗ от 20.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (в редакции от 30.12.08), а также Федеральный закон № 199-ФЗ от 31.12.05 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 25.12.08). Они повлекли за собой ряд изменений в распределении расходных полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также существенное перераспределение расходных обязательств и доходных источников между органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Собственные доходы местных бюджетов (без безвозмездных поступлений) смогут обеспечить покрытие не более 50% расходных обязательств местных бюджетов. Поэтому первостепенную значимость приобретают методики распределения региональной финансовой помощи, от которых, в первую очередь, будет зависеть обеспеченность расходных потребностей местных бюджетов доходными источниками, особенно в условиях запрета на использование дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты. В 2006 году вступила в силу новая глава Бюджетного Кодекса РФ, регулирующая межбюджетные отношения. Согласно требованиям этой главы субъекты РФ должны были утвердить формализованные и прозрачные методики распределения региональной финансовой помощи (особенно Региональных фондов финансовой поддержки), основывающиеся на объективной оценке доходных возможностей и расходных потребностей местных бюджетов. Благодаря этому эффективность и справедливость распределения финансовой помощи во многих регионах существенно повысились, а у местных бюджетов появилась заинтересованность в наращивании собственных (без финансовой помощи) доходных источников.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис.

Состав муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобра­зований во взаимоотношениях между звеньями финансовой сис­темы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни­ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах

Функции муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления. К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

Сущность муниципальных финансов.

Местные финансы– это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств. Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность.

Формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), уставов и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и других законодательных актов.

В решении вопросов организации местных финансов участвуют органы государственной власти РФ и субъектов РФ. Они выполняют следующие функции: – регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, а также между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; – обеспечивают выполнение федеральных и региональных целевых программ и контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств; – разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, социальные нормы, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; – оказывают методическую помощь в работе по формированию и исполнению местных бюджетов; – контролируют соблюдение налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ со стороны органов местного самоуправления; – компенсируют увеличение или уменьшение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ или органами государственной власти субъектов РФ; – наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей им материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий; – осуществляют другие функции.

Социальный стандарт – это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека. Социальные нормы – это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Норматив минимальной социальной обеспеченности – расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя по текущим расходам.

В формировании и исполнении местных бюджетов участвуют органы местного самоуправления. Их полномочия приведены ниже:

– представительные органы вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы;

– представительные органы вносят изменения и дополнения в правовые акты о местном бюджете на текущий финансовый год;

– органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в местные бюджеты.

Формирование и исполнение местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав. Формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ и Законом о местном самоуправлении.

Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Доходы местных бюджетов включают собственные доходы и муниципальные заимствования (в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг). К собственным доходам местных бюджетов относятся следующие виды доходов: 1. Средства самообложения граждан – разовые платежи, размер которых устанавливается местными референдумами (сходами граждан). 2. Доходы от местных налогов и сборов (по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления). 3. Доходы от региональных налогов и сборов (по ставкам, установленным законами субъектов РФ). 4. Доходы от федеральных налогов и сборов (по нормативам и ставкам, установленным законодательством РФ и законами субъектов РФ). 5. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней. 6. Доходы от муниципального имущества. 7. Прибыль муниципальных предприятий после уплаты налогов и сборов. 8. Штрафы, установление которых относится к компетенции органов местного самоуправления. 9. Добровольные пожертвования. 10. Иные доходы.

Финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ осуществляется в различных формах. Это могут быть:

дотациина выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений из региональных и районных фондов финансовой поддержки поселений. Эти фонды создаются в составе расходов соответствующих бюджетов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Распределение средств этих фондов осуществляется с учетом численности населения и потребителей данного вида бюджетных услуг, площади территории, уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами;

дотациина выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов;

– субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований из фонда софинансирования социальных в составе расходов бюджетов субъектов РФ;

субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ государственных полномочий за счет федерального и регионального фондов компенсаций. Размер субвенций определяется федеральным законом и законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год;

субсидии для долевого финансирования инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований из фонда муниципального развития в составе расходов бюджетов субъектов РФ.

Местные бюджеты расходуются на следующие цели:

– решение вопросов местного значения;

– обслуживание и погашение муниципального долга;

– выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

– оплата муниципального заказа на поставки товаров, работ и услуг;

– осуществление отдельных государственных полномочий, переданных местным органам власти;

– долевое финансирование инвестиционных проектов;

– долевое финансирование приоритетных социально значимых проектов;

– страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности и предпринимательского риска;

– иные цели, предусмотренные уставом муниципального образования.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета могут использоваться только на инвестиции и не могут быть направлены на обслуживание и погашение муниципального долга.

Положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании разрабатывают самостоятельно представительные органы местного самоуправления.

Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с БК РФ.

38. Муниципальное образование: виды и разделение полномочий.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Сущность муниципальных финансов как составляющей муниципальной системы.

Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения. В широком смысле слова муниципальные финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:

– специфические – единства, сбалансированности, целевой направленности, диверсификации, стратегической ориентированности;

– общие принципы – управления экономическими процессами контроль исполнения принятых решений, учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования, учет стратегических целей и перспектив.

Муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роли и выполняют 3 функции:

Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках органов местной власти и их использование с целью удовлетворения потребностей населения и органов власти муниципального образования.

Регулирующая функция местных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов муниципальной собственности.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных органов власти, как фактически складываются пропорции при распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

В доходы местных бюджетов может включаться финансовая помощь, которая осуществляется в различных формах. Это:

► дотации, т. е. средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

► субвенции, т. е. денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджетов

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.

В соответствии со ст. 12 названного закона расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Роль муниципальных финансов состоит:

– в экономической стабилизации;

– в трансформации экономических отношений;

– в адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям;

– в стимулировании инвестиционной активности;

Читать еще:  Производственные кооперативы муниципальные унитарные предприятия
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×