Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система управления муниципальными финансами

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.

Управление муниципальными финансами

32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля . Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы — производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы — контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.

32.2. Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

  1. финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
  2. прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
  3. функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
  4. регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
  5. координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
  6. стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
  7. функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.

Система управления муниципальными финансами

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на рис.2

Рис.2. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных на данное муниципальное образование.

Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю исполнения.

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт — положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования.

Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения):

На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается послание главы администрации. После этого бюджет принимается в первом чтении, т.е. согласовываются его основные параметры. Для рассмотрения возможных разногласий по проекту между администрацией и представительным органом создается согласительная комиссия. Проект бюджета, принятый в первом чтении, публикуется в средствах массовой информации для всенародного обсуждения жителями муниципального образования.

На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения населения и общественных организаций, проводятся публичные слушания по проекту бюджета и работает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует проект бюджета и повторно вносит его в представительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении.

Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. Продолжается работа согласительной комиссии, после чего бюджет утверждается в третьем, окончательном чтении.

Бюджетный кодекс РФ установил обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета — установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение точности планирования и обоснованности использования средств за счет централизованного управления финансовыми потоками.

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Основными результатами казначейского исполнения бюджета должны стать:

1. обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств;

2. обоснованное планирование расходов;

3.получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов по учреждениям, отраслям, статьям расходов;

4. оптимизация бюджетных потоков.

В результате введения казначейского исполнения бюджета распорядители расходов отделены от получателей, потоки доходов и расходов централизованы и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами.

Повышение открытости управления муниципальными финансами в условиях местного самоуправления имеет особое значение и может включать следующие направления:

1. Обязательность проведения независимого аудита исполнения бюджета, бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, иных активов муниципальных образований;

2. Обеспечение размещения проектов муниципальных нормативных актов и проектов, требующих значительных финансовых затрат, в общедоступных средствах массовой информации и сети Интернет, организация сбора и анализа отзывов на эти проекты;

3. Организация публикации финансово-экономических и социальных показателей муниципального образования, в том числе на среднесрочную перспективу, в общедоступных средствах массовой информации и в Интернете.

Качество управления муниципальными финансами

Финансы как ресурс муниципального образования

Муниципальное управление составляет организация управляющего воздействия муниципальных органов на общественные правоотношения, складывающиеся в муниципальном образовании, для их упорядочения и обеспечения социально-экономического развития муниципалитета.

При этом, как всякая деятельность, муниципальное управление требует ресурсного обеспечения. Муниципальные финансы выступают одним из ресурсов обеспечения деятельности муниципальных органов и реализации их полномочий.

Понятием финансовых ресурсов охватывается совокупность денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципального органа для реализации его полномочий и решения задач, которые возложены на него законом.

Отсюда, можно выделить следующие источники муниципальных финансов:

  • собственные средства муниципалитета, формируемые за счет деятельности муниципальных органов (денежные средства, которые вносятся как плата за муниципальные услуги, доходы от использования муниципальной собственности и пр.);
  • государственные средства, которые переданы муниципальным органам государственными органами как доходные источники и права, предусмотренные законодательством;
  • заемные средства или муниципальный кредит.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эффективность управления муниципальными финансами требует соблюдения следующих правил:

  • нацеленность на развитие муниципалитета и интегрированность муниципалитета в государственную систему управления;
  • аутентичность, объективность, полнота сведений, которые обеспечивают бюджетное управление;
  • стабильность, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов;
  • эффективный контроль качества управления муниципальными финансами.

В основе качественного управления муниципальными финансами лежат следующие принципы:

  • во-первых, самостоятельность. Значение данного принципа обусловлено балансом между тремя основными источниками пополнения муниципальных финансов – государственные средства, собственные средства и муниципальный кредит. преобладание собственных средств в муниципальных финансах характеризует независимость муниципального бюджета от других источников финансирования;
  • во-вторых, государственная финансовая поддержка. Значение данного принципа выражается в том, что государство на законодательном уровне признает необходимость государственной финансовой поддержки муниципального управления, признанной финансировать решение конкретных муниципальных проблем или покрывать дефицит муниципального бюджета;
  • в-третьих, соответствие объему компетенции муниципального управления. Значение данного принципа выражается в том, что финансовые ресурсы муниципального образования должны соответствовать объему полномочий, которыми оно наделено;
  • в-четвертых, прозрачность. Значение данного принципа выражается в том, что управление муниципальными финансами должно быть основано на четко определенных полномочиях в формировании доходов и распределении расходов, методиках определения размеров субвенций, субсидий и иных аналогичных платежей;
  • в-пятых, гласность. Значение данного принципа выражается в том, что информация о финансовой работе муниципальных властей является публичной и получает обязательное распространение через средства массовой информации. Реализация данного принципа обеспечивает возможность воздействия населения муниципального образования на финансовую политику муниципалитета.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К числу задач эффективного управления муниципальными финансами относятся:

  • обеспечение привлечения необходимого объема бюджетных ресурсов для удовлетворения потребностей социально-экономического развития муниципалитета;
  • обеспечение эффективного распределения и использования привлеченных ресурсов между соответствующими направлениями расходов бюджета при учете потребности финансирования инвестиционных потребностей социально-экономического характера;
  • обеспечение эффективности государственных и муниципальных услуг при оптимальном соотношении затрат и качества услуг;
  • обеспечение снижения финансовых рисков при сохранении надлежащего качества государственных и муниципальных услуг;
  • рационализация потоков муниципальных финансов для обеспечения надлежащего исполнения расходных обязательств и другие.

Инструменты оценки качества управления муниципальными финансами

Публичная власть на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – должна стремиться к обеспечению максимального удовлетворения потребностей населения. Это требует формирования эффективного механизма контроля реализации муниципальными органами собственных и переданных государственных полномочий, в том числе полномочий по управлению муниципальными ресурсами.

Анализ сложившейся в стране контрольной практики качества управления муниципальными финансами позволяет выделить такие ее управления:

  • мониторинг;
  • оценка качества управления муниципальными финансами на основе использования установленных финансовых показателей.
  • При этом оценке подвергаются следующие группы муниципальных отношений:
  • применяемые муниципальными органами инструменты бюджетного планирования;
  • результативность исполнения муниципального бюджета;
  • эффективность управления долговыми обязательствами при исполнении муниципального бюджета;
  • отношения в области управления финансами между муниципальными и государственными органами (региональными, федеральными);
  • эффективность управления муниципальной собственностью и оказания муниципальных услуг;
  • степень прозрачности и открытости бюджетного процесса;
  • уровень реализации программ развития муниципалитета и переданных государством полномочий.

Оценка проводится посредством выявления соответствия каждого группы отношений таким параметрам, как:

  • ориентированность на результат;
  • обеспеченность сбалансированности и устойчивости местных, региональных и федеральных бюджетов;
  • уровень внедрения программно-целевых принципов;
  • степень эффективности распределения и расходования бюджетных средств;
  • оптимизация муниципальных управленческих функций, рост эффективности их исполнения;
  • степень информатизации области управления муниципальными финансами.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читать еще:  Функции муниципальных органов
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×