Система муниципальных финансов
Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование
Автор: admin · Опубликовано 23.02.2017 · Обновлено 25.02.2017
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы в себя включают:
- — внебюджетные муниципальные фонды;
- — средства местных бюджетов;
- — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
- — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
- Основополагающими принципами муниципальных финансов являются:
- — финансовой государственной поддержки;
- — принцип самостоятельности;
- — принцип гласности.
CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный оборот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается потоком расчетов и денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денежного оборота.
Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизованными источниками финансирования муниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных программ развития общественного сектора и производства, учреждений и организаций бюджетной сферы и так далее. Их функционирование полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию социально ориентированной рыночной экономики.
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Муниципальные и государственные финансы функционируют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном
Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:
Финансы во многом зависят от совершенных преобразований в отношениях между различными звеньями финансовой системы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и финансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципальный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная организация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финансовых средств в государстве производится с помощью интегрированной системы по управлению финансовыми потоками.
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.
РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в реформировании экономики России.
Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.
В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными полномочиями.
Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований
Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования — доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Муниципальные финансы включают:
· средства местного бюджета;
· муниципальные внебюджетные фонды;
· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
· другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов — текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:
— Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130)
— Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
14 Финансовое регулирование, его значение и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.Финансовое регулирование) — совокупность мер по перераспределению финансовыхресурсов, в результате которых изменяются темпы роста отдельных структурных подразделений; можетосуществляться посредством саморегулирования участниками производства (напр., за счет измененияинвестиций, распределения прибыли и т.п.) и путем государственного вмешательства (напр., измененияналоговых ставок, льгот, ввода штрафных санкций и т.п.).основным субъектом финансового регулирования выступает государство.Формы государственного регулирования:— Система государственного планирования;- Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)- Система государственного предпринимательства- Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)Государство формирует экономическую политику и осуществляет законодательное регулирование экономики на макро- и микроуровнях, то есть государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на экономические процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущества государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Один из важнейших инструментов гос. регулирования – финансы. Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики. Инструменты: бюджет, внебюджетные фонды, различные виды функционирования финансовой политики.Наряду с гос. регулированием может происходить финансовое саморегулирование с помощью инструментов: финансовый рынок и финансы предприятий. Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:
1)прямые;
2)косвенные
Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.
К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.
Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.
Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть?
Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.
Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются:
– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;
– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;
– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;
– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;
– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;
– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.
Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.
Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.
Государственные финансы включают в себя следующие объекты:
1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.
2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.
3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.
4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.
Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны
Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:
– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;
– внутренних внебюджетных фондов;
– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;
– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;
– а также за счет кредитных и заемных средств.
Финансовая система муниципального образования
Муниципальные образования в Российской Федерации решают широкий круг проблем, связанных с жизнеобеспечением населения территорий. В то же время хроническая дефицитность их бюджетов, отсутствие стабильных источников доходов и, как следствие, ухудшение качества предоставляемых муниципальных услуг, ставят под вопрос декларированный принцип самостоятельности муниципальных образований. Муниципальные. Читать ещё >
Финансовая система муниципального образования ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- Введение
- 1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны
- 2. Структура финансовой системы муниципального образования
- 3. Пути совершенствования муниципальной финансовой системыв России
- Заключение
- Список использованной литературы
Муниципальные образования в Российской Федерации решают широкий круг проблем, связанных с жизнеобеспечением населения территорий. В то же время хроническая дефицитность их бюджетов, отсутствие стабильных источников доходов и, как следствие, ухудшение качества предоставляемых муниципальных услуг, ставят под вопрос декларированный принцип самостоятельности муниципальных образований.
Бюджетная система РФ состоит из федерального, региональных и местных бюджетов. Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.
Проблемы совершенствования управления финансовыми ресурсами муниципальных образований становятся все более актуальными в связи с переходом к новой модели местного самоуправления, трансформацией управления общественными финансами на основе изменений в бюджетном и налоговом законодательстве.
Объектом данной курсовой работы являются организация общегосударственных финансов и местные финансовые ресурсы.
Предметом исследования являются местные финансы, их сущность, задачи и роль в организации рыночных отношений в регионах, местные финансовые ресурсы.
Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны [«https://r.bookap.info», 8].
1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны
В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны бюджетная система включает: 1 федеральный бюджет, 21 респуб-ликанский бюджет, 55 краевых и областных, 10 бюджетов автономных округов, 1 бюджета автономной области, 2 бюджета городов федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, около 29 000 местных бюджетов.
По мнению , муниципальные (или местные) финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Другое определение муниципальным (местным) финансам дает , по его мнению, местные финансы — это совокупность экономических отношений, -одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета и местных внебюджетных фондов в интересах населения конкретного муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.
Местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.