Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ресурсы муниципального предприятия

Экономические ресурсы государственных и муниципальных предприятий. Состояние и возможности развития

Свойства экономических ресурсов: ограниченность при безграничности потребности в них, взаимозаменяемость и -дополняемость, мобильность. Повышение эффективности управления государственным имуществом. Формирование прибыли муниципального предприятия.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления30.01.2018
Размер файла9,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономические ресурсы государственных и муниципальных предприятий. Состояние и возможности развития

Экономические ресурсы — это вид ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на материальные, в состав которых входят природные ресурсы и капитал, и людские, в состав которых входят производительные и предпринимательские способности людей.

Одно из основных свойств экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ — товаров и услуг. Для максимально полного удовлетворения потребностей населения необходимо эффективно использовать экономических ресурсов. Отсюда возникает потребность в рациональном и целесообразном распределении ресурсов с целью получить от этого максимальный результат.

Следующее свойство экономических ресурсов их взаимозаменяемость. К примеру, необходимо увеличить эффективность производства, есть несколько возможных вариантов, можно воспользоваться предпринимательским потенциалом и изменить технологию производства, а можно использовать знания и обучить сотрудников для более эффективного выполнения своих должностных обязанностей. Но способность ресурсов к взаимозаменяемости ограниченна и не может быть произведена полностью, ведь невозможно, например, капитал полностью заменить на человеческие ресурсы. В результате, первоначальная замена ресурсов может принести ожидаемый положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложнится, что может привести к снижению ее эффективности.

Так же экономические ресурсы обладают свойством взаимодополняемости. Например, для рационализации использования природных ресурсов применяют такой ресурс, как знания, и это экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок допускает сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. И именно знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников. экономический управление прибыль

Далее рассмотрим такое свойство, как мобильность экономических ресурсов, которое состоит в их способности к перемещению между отраслями, регионами или странами. Соответственно каждый экономический ресурс имеет свою степень мобильности, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов. В свою очередь мобильность ресурса будет варьироваться от минимальной, например, земли с ее неизменным ее географическим положением, и наибольшей, например, человеческий ресурс, который беспрепятственно может перемещаться между национальными экономиками.

Главная задача предприятия заключается в постоянном повышении эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего применяются их свойства — взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Некоторые из них являются обязательными и без них функционирование учреждения не представляется возможным, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов — как правовых, так и социально-экономических. Большая часть заказов предприятий, почти 2/3, состоит из государственных заданий. В связи с вынужденной экономией государственного бюджета из-за нестабильной экономической ситуации в стране, финансирование ежегодно уменьшается.

Зачастую государственное задание для предприятий идет по цене себестоимости, тем самым предприятия работают почти без прибыли. В связи с этим частным лицам предприятия должны предоставлять свои услуги по цене государственных, с учетом этого предприятия находятся в постоянном отсутствии прибыли.

Государство как собственник имущества (государственных и муниципальных предприятий) не достаточно эффективно управляет принадлежащим ему имуществом, что отражается на недостаточной финансовой устойчивости (ограниченной платежеспособности) большинства ФГУП.

Для повышения эффективности управления государственным имуществом было принято Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» в соответствии с которым осуществляется анализ эффективности деятельности ФГУП и утверждаются программы деятельности предприятий и показателей экономической эффективности, в состав которых входит — плановый показатель части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

Государство как собственник не получает адекватную долю доходов от использования государственного имущества, что показывает неэффективность использования, принадлежащего государству отраслевого имущества, включая как государственные пакеты акций отраслевых предприятий, так и, в особенности имущество отраслевых ФГУП. Исходя из этого действующая система управления государственным имуществом неэффективна и нуждается в существенной модернизации.

В данный момент в правительстве признают неэффективность ГУПов, обсуждается даже законопроект, который ликвидирует юридическую форму унитарных предприятий к 2018 г. Программа приватизации требует, либо превратить 507 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в акционерные общества или бюджетные учреждения, либо ликвидировать их. Для этого ФГУПы должны оформить права на недвижимость и землю, провести инвентаризацию, как ФГУПы справляются с реорганизацией поручено контролировать Минэкономразвитию России.

На сегодняшний день, многие унитарные предприятия — это бывшие государственные заводы, владеющие огромными производственными площадями их реорганизация ФГУПов и модернизация производства, в дальнейшем не потребует использования таких площадей для производства, в последствии излишки площадей можно было бы сдавать и использовать деньги для инвестиций в основную деятельность. Соответственно одним из вариантов развития является смена собственности государственных и муниципальных предприятий.

Финансовые ресурсы унитарного предприятия формируются из: уставного фонда, прибыли, резервных и иных фондов, заемного капитала, бюджетных источников финансирования.

Уставной фонд унитарного предприятия формируется из основных и оборотных активов, закрепленных за данным предприятием. Уставной фонд находится под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, т.к. является собственностью государства. Уставной фонд предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Увеличить уставной фонд возможно за счет дополнительно передаваемого собственником имущества (которое закрепляется за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения) и чистой прибыли, которая получена в результате деятельности

Прибыль муниципального унитарного предприятия формируется за счет: использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия и оказания коммерческих услуг, напрямую связанных с деятельностью предприятия. Порядок распределения прибыли в муниципальном унитарном предприятии определяется его уставом.

В соответствии с уставом часть чистой прибыли, оставшаяся после уплаты налогов и иных отчислений в соответствующий бюджет, может использоваться предприятием для следующих целей: внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды; развитие и расширение финансово — хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств; строительство, реконструкцию и обновление основных фондов; изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг; покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг; рекламу продукции и услуг предприятия; материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия; иные направления использования чистой прибыли, в том числе с учетом положений коллективного договора.

Помимо уставного фонда, муниципальное унитарное предприятие создает резервные и иные фонды за счет чистой прибыли. Порядок, размеры, перечень фондов определяются уставом предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно для покрытия убытков предприятия. Средства, направленные в иные фонды могут быть распределены на цели, определенные уставом и иными нормативными документами, не противоречащими законодательству РФ.

В пределах, не лишающих муниципальное унитарное предприятие вести уставную деятельность, оно имеет право распоряжаться только активной частью основных средств, которая включает машины и оборудование, транспортные средства, инструменты.

Читать еще:  Бюджет города это муниципальный бюджет

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие экономических ресурсов (факторов производства), их основные свойства. Ресурсы в экономике и их классификация. Время, информация и технологии как экономические ресурсы. Сущность использования экономических ресурсов, принцип их ограниченности.

курсовая работа [61,6 K], добавлен 30.01.2014

Потребности общества, их формы. Проблема выбора в экономике и экономические системы. Закон возрастающих альтернативных издержек. Характеристика факторов производства. Экономические ресурсы, их виды. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

контрольная работа [163,8 K], добавлен 18.05.2015

Категории экономических ресурсов. Основные вопросы экономики. Проблема выбора и кривая производственных возможностей. Сущность экономических процессов. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Экономический выбор и его цена.

контрольная работа [108,4 K], добавлен 15.05.2009

Сущность экономических потребностей. Научно-технический прогресс как способ разрешения основного экономического противоречия. Экономические блага и их классификация. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике.

курсовая работа [241,4 K], добавлен 08.07.2013

Анализ вопроса ограниченности ресурсов и благ в современном мире. Классификация человеческих потребностей. Структура и источники пополнения трудовых ресурсов. Обзор ресурсов, которые влияют на получение прибыли и на объем работ, выполняемых ООО «Росток».

контрольная работа [22,5 K], добавлен 15.01.2015

Виды экономических ресурсов, их использование и ограниченность. Проблема выбора альтернатив использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов. Количественный рост экономических ресурсов.

реферат [19,7 K], добавлен 14.04.2011

Объективные условия и противоречия экономического развития. Потребности и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Производственные возможности в условиях экономического роста. Модели организации экономических систем.

презентация [66,1 K], добавлен 31.10.2016

Ресурсы и факторы производства. Ограниченность природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Понятие, виды и формирование прибыли предприятия. Особенности деления прибыли на бухгалтерскую и экономическую. Основные факторы производства.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 02.01.2017

Понятие государственных и муниципальных предприятий. Размер уставного фонда унитарного предприятия. Гражданская правоспособность государственных муниципальных образований. Критерии эффективности работы предприятий. Факторы, влияющие на эффективность.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.02.2014

Понятие прибыли как экономической категории. Основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия. Экономические методы управления, влияющие на увеличение прибыли и рентабельности производства.

дипломная работа [360,1 K], добавлен 09.10.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий

Содержание:

Финансы предприятий: определение и особенности

Под финансами предприятий понимается одна из частей финансовой структуры Российской Федерации. Они имеют колоссальное значение для всех стран. В их задачи входит не только обеспечение материального производства и социального направления непосредственно предприятия, но и образование денежных фондов по другим направлениям. Это может быть пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, источник доходов бюджета и др. Все это дает возможность заключить, что финансы предприятий – это основа всей финансовой сферы государства.

Финансами предприятий являются экономические отношения, которые связаны с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования в целях производственного и социального развития.

В состав денежных доходов и накоплений входят выручка от материализации товара, работы или услуг, валовой и чистый доход компании, в основе которого находится прибыль компании.

Особенность финансов предприятия состоит в том, что они имеют распределительный окрас, так ключевая составляющая отношений компании обусловлена распределением выручки от материализации продукции, услуг, работ, чистого и валового дохода компании. Таким образом, после того как сначала распределена выручка от материализации, а потом от валового и чистого дохода (прибыль сюда не включается) в компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), а также акцизов, иных налогов и неналоговых доходов;
  • отношения финансового характера с государственными внебюджетными фондами относительно уплаты страховых взносов;
  • отношения финансового характера по теме отчисления средств во внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера.

После того как распределена прибыль в качестве ключевой части чистого дохода компании появляются:

  • отношения финансового характера с бюджет относительно уплаты налога на прибыль;
  • отношения финансового характера относительно создания целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Тут же речь идет и о фондах развития производства, и о фондах социального развития и материального поощрения, уставных фондах и др.

Финансы государственного и муниципального предприятия в качестве объектов финансово-правового регулирования

Основываясь на ст.48 ГК РФ, в качестве юридического лица можно воспринимать компанию, имеющую в собственности, хозяйственном владении и оперативном управлении какое-либо обособленное имущество. Помимо этого оно должно отвечать по своим обязательствам данным имуществом, для него допустимо от своего имени получать и реализовать имущественные и личные неимущественные права, быть обязанным, выступать в качестве истца и ответчика в судах.

Основываясь на участии в создании имущества юридического лица, для его учредителей позволительно обладать обязательственными правами относительно данного юридического лица или вещными права на его имущество.

Среди юридических лиц, на имущество которых могут претендовать учредители, выделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Сюда же относятся дочерние компании и организации, которые финансируются собственником.

Основываясь на ст.113 ГК РФ унитарное предприятие – это коммерческая компания, у которой нет права собственности на находящееся у нее имущество. Стоит отметить, что имущество унитарной компании имеет неделимый характер, а также его нельзя распределить по вкладам, даже среди работников компании. В качестве унитарного предприятия может выступать исключительного государственное и муниципальное предприятие.

Исходя из этого, определить финансы государственного и муниципального предприятия можно как отношения, которые урегулированы нормами финансового права, а также ряд отношений, связанных с созданием, разделением и эксплуатацией денежных доходов и накоплений ряда государственных и муниципальных компаний.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной компании, является собственностью компаний такого типа и принадлежит данной компании на правах хозяйственного ведения или же оперативного управления. Для унитарного предприятия свойственно отвечать по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит.

Основываясь на ст.114, 115 ГК РФ, можно сказать, что все государственные и муниципальные компании можно разделить на компании, которые основаны на праве хозяйственного ведения и государственные компании, которые основаны на праве оперативного управления. Речь идет о федеральных казенных организациях. Таким образом, важно отметить, что правовое регулирование финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеет ряд различий. Они находят отражение в системе разделения прибыли данных компаний и, следовательно, в сфере финансово-правового взаимодействия, которое появляется на основе распределения прибыли.

Создать унитарную компанию, основанную на праве хозяйственного ведения, можно только на основе решения уполномоченного на это государственного органа или же органа местного управления.

До момента осуществления государственной регистрации компании, которая основана на правах хозяйственного ведения, необходимо чтобы собственник оплатил полностью уставный фонд компании.

В ситуациях, когда после окончания финансового года цена чистых активов компании, которое основано на правах хозяйственного ведения, становится меньше размера уставного фонда, то орган, который уполномочен формировать компании данного типа, обязан в соответствующем порядке уменьшить уставной фонд.

Читать еще:  Отличие государственных финансов от муниципальных

В ситуациях, когда цена чистых активов является меньше размера, который определен законом, компания могут ликвидировать на основании решения суда.

Для собственника имущества, которое находится в хозяйственном ведении, важно решать вопросы формирования компании, обозначения предмета, целей ее работы, ее реорганизации и ликвидации, назначения руководителя компании, помимо этого важно контролировать использование по назначение и сохранность имущества, которое принадлежит компании.

Для собственника возможно получить часть прибыли, которая была получена в результате эксплуатации имущества, которое находилось в хозяйственном ведении компании.

Для компании невозможно осуществлять продажу недвижимого имущества, которое принадлежит ей на праве хозяйственного ведения. Также не допускается сдача его в аренду, передача в залог, осуществление взноса в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества. На осуществление всех этих действий необходимо получить согласие собственника.

Использовать остальное имущество, которое принадлежит компании, организация может самостоятельно. Исключением являются ситуации, которые установлены законом или же другим правовым актом.

На основании п.2 ст.295 ГК РФ и устава, утвержденного собственником, государственная и муниципальная унитарная компания имеет право на самостоятельное распоряжение прибылью, которая получена. Данную прибыль позволяется перенаправить в фонд накопления, фонд потребления и т.д. Но на основании ст.295 ГК РФ собственнику позволяется получить часть прибыли от эксплуатации имущества, которое находится в хозяйственном ведении компании. Данную тему затрагивают в уставе компании.

Исходя из этого, в государственной и муниципальной унитарной организации, которая основана на правах хозяйственного ведения, может возникнуть финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • абсолютные правоотношения возникают между компанией и рядом субъектов, которые обязаны не мешать осуществлению компанией своих прав на раздел прибыли;
  • взаимодействие относительно перенаправления части прибыли в бюджет в ситуациях, когда устав компании содержит данную обязанность.

На основании решения Правительства РФ на базе имущества, которое находится в федеральной собственности, возможно организовать унитарную компанию, которая основана на правах оперативного управления (это федеральное казенное предприятие). В качестве учредительного документа компаний данного типа выступает устав, который согласовывается Правительством РФ.

Для Российской Федерации характерно нести ответственность субсидиарного характера по обязанностям казенной компании в ситуациях, когда наблюдается недостаточность ее имущества. Казенную организацию могут реорганизовать или ликвидировать на основании решения Правительства РФ.

Казенные компании относительно закрепленного за ними имущества осуществляют в зависимости от целей своей работы, заданий собственника и назначения имущества права владения, использования и распоряжения им.

Для собственника имущества, которое закреплено за казенной компанией, возможно изъять лишнее имущество, а также имущество, которое не используется по назначению, и использовать его по своему усмотрению. Для казенного предприятия допускается отчуждать или же иным методом распорядиться закрепленным за ним имуществом, исключительно имея на то согласие собственника данного имущества. Помимо этого казенная компания вправе самостоятельно реализовать производимые ей товары, в ситуациях, когда другое не было установлено законом или же другим правовым актом.

Система распределения доходов казенных предприятий

Систему распределения доходов казенной компании определяет собственник ее имущества.

Для федеральной казенной компании свойственно работать на основании утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом программы работы и сметы доходов и расходов.

Для государственных компаний на правах оперативного управления важно распределять свою прибыль на основании порядка, который был установлен собственником имущества, иными словами государством.

15 декабря 2007 г. Правительство РФ издало постановление № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Согласно данному документу чистую прибыль компании на основании результатов отчетного года важно распределять следующим образом:

  • не выше 25% чистой прибыли, которая получена, важно зачислить в федеральный бюджет;
  • не ниже 75% чистой прибыли, которая получена, важно направить в резервный фонд и ряд других фондов на основании устава компании. Помимо этого она распределяется по утвержденным с уполномоченными органами направлениям, сюда же входят и инвестиционные вложения.

Определить размер чистой прибыли компании, которую необходимо перечислить в федеральный бюджет, может решение уполномоченного органа, которое должно быть принято не позже 1 июня, основываясь на отчете о том, как выполнена программа работы, и сметах доходов и расходов. Помимо этого во внимание принимают предложения относительно распределения чистой прибыли, которая получена компанией по результатам года, за который отчитываются.

Исходя из этого, в государственных компаниях на правах оперативного управления, появляется финансово-правовое взаимодействие относительно распределения прибыли:

  • отношения среди уполномоченного государственного органа и казенной компанией относительно определения для последнего нормативов разброса прибыли;
  • отношения среди казенных компаний и всех других субъектов, которые не должны мешать осуществлению казенной компанией своих прав по распределению прибыли по нормативам (речь идет об абсолютных правоотношениях);
  • отношения среди казенных компаний и бюджетом из-за изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Гражданское и торговое право зарубежных стран

Экономика муниципальных предприятий

Понятие экономики муниципальных предприятий

Экономика муниципальных предприятий – это распределение финансовых ресурсов муниципального образования для удовлетворения собственных нужд и нужд населения, которое пользуется услугами такого образования.

Муниципальные образования создаются для удовлетворения нужд граждан государства первостепенного значения. Например, муниципальные предприятия по обеспечению населения водой.

Такие организации используют имеющиеся в государстве экономические ресурсы для производства благ и экономика таких предприятий специфична.

Экономика муниципальных образований – это важная часть национальной экономики.

Ресурсы в экономике муниципальных организаций

Ресурсы в экономике муниципальных предприятий содержат в себе несколько элементов.

Так, прежде всего ресурсы мунициального образования состоят из местных ресурсов и муниципальных.

  1. В составе местных ресурсов может быть: земельный участок или здание, в котором расположена сама муниципальная организация или ее подразделения.
  2. В составе муниципальных ресурсов могут быть: оборудование, мебель и прочие средства труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также позиционируются и финансовые ресурсы. Они могут быть финансовыми ресурсами органов местного самоуправления, или финансовыми ресурсами муниципального предприятия.

То, что в состав ресурсов муниципального предприятия входят ресурсы немуниципальных образований (местные ресурсы), исходит из того, что услуги такого предприятия предназначены, именно для местного населения.

Соответственно, чем больше предприятие оказывается услуг, или больше количество граждан, которые пользуются данными ресурсами – тем больше их нужно для хозяйственной деятельности муниципального предприятия.

Кроме указанных ресурсов, в муниципальных образованиях используются и трудовые ресурсы.

Управление экономикой муниципального предприятия

Для управления экономикой муниципального предприятия, необходимо обозначить основные направления в таком управлении, так как каждое из них содержит свои методы и инструменты управления. В числе таких направлений, следующие:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Управление имуществом муниципального предприятия. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает рациональное использование и сохранность имущества.
  2. Управление финансами. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает контроль движения финансов в организации. В данном случае, политика контроля поступлений и расходования финансов имеет отличия в зависимости от специфики деятельности муниципального образования. Например, та же организация по подаче воды населению, разрабатывают политику контроля своевременной уплаты за потребленную воду.
  3. Промышленная политика. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает взаимодействие организации с прочими немуниципальными образованиями.
  4. Налоговая политика. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает оптимизацию налогообложения предприятия.
  5. Тарифная и ценовая политика. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает расчет оптимальных цен и тарифов на услуги. Так, цены на тарифы и услуги должны, как минимум, полностью покрывать издержки предприятия.
  6. Управление экономическими связями с другими предприятиями. В рамках данного направления, в экономике муниципального предприятия строится система, которая обеспечивает рациональное взаимодействие со связанными сторонами муниципального предприятия.
Читать еще:  Долговая политика муниципального образования

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

Гражданский кодекс РФ;

Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

на праве хозяйственного ведения;

на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector