Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирующие доходы муниципального бюджета это

Доходы и расходы муниципального бюджета

Понятие муниципального бюджета, его доходов и расходов

Муниципальный бюджет – это свод доходов и расходов муниципального образования.

Доходы муниципального бюджета – это поступления в бюджет местного уровня из налоговых источников, неналоговых источников и источников безвозмездного характера.

Расходы муниципального бюджета – это средства бюджета муниципального уровня, направляемые в соответствии с отраслевым целевым и территориальным назначением на обеспечение бюджетных расходных обязательств.

Муниципальный бюджет призван исполнять следующие функции:

  • во-первых, функция формирования денежных фондов, выступающих в качестве финансового обеспечения деятельности органов муниципального управления;
  • во-вторых, функция распределения и использования денежных фондов, обеспечивающая денежными средствами отрасли народного хозяйства муниципального образования;
  • в-третьих, контрольная функция, обеспечивающая осуществление надзора за финансово-хозяйственной составляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений, подведомственных муниципальным органам управления.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бюджеты муниципалитетов призваны обеспечивать помощь государству в решении задач социально-экономического характера, выполняя эффективное использование государственных средств для содержания и развития социально-экономической инфраструктуры общества. Распределение государственных средств для решения социально-экономических задач проходит через систему муниципальных бюджетов более чем 29 тысяч муниципальных образований.

Состав доходов муниципального бюджета

Состав доходов муниципального бюджета образуют следующие ресурсы:

  • средства, привлеченные за счет местного налогообложения в виде налогов и сборов, а также штрафов, уплачиваемых в местный бюджет;
  • средства, привлеченные в виде отчислений от налогов федерального уровня и налогов регионального уровня, закрепленных на долговременной период за муниципалитетами;
  • средства, привлеченные от органов публичного управления федерального и регионального уровня для реализации переданных органам публичного управления местного уровня государственных полномочий;
  • средства, привлеченные в форме доходов от распоряжения и использования имущества, составляющего муниципальную собственность, в том числе посредством сдачи в аренду указанного имущества, его приватизации и другого;
  • средства, привлеченные в результате местных займов;
  • средства, привлеченные в виде прибыли от деятельности муниципальных предприятий;
  • средства, поступающие в бюджет безвозмездно – дотации, субвенции, субсидии.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Не исключается возможность пополнения муниципального бюджета за счет привлечения средств в виде прибыли от платной деятельности органов публичного управления местного уровня.

Бюджетные доходы, отнесенные на муниципальный уровень, характеризуются как экономические права и отношения, которые складываются у муниципалитета с федерацией и регионами, а также юридическими лицами и гражданами в ходе формирования фондов бюджетных средств.

Важную роль в доходной системе бюджетных отношений муниципалитета играют регулирующие доходы. Регулирующими бюджетными доходами традиционно именуются федеральные и региональные доходы налогового характера или другие платежи, в отношении которых устанавливаются нормативы отчислений в бюджет муниципального уровня на очередной год или на длительный период не менее 3 лет по соответствующим видам названных доходов.

Для обеспечения стабильного функционирования муниципалитета, его развития важнейшую роль в бюджете муниципального уровня играют собственные доходы. В качестве государственных доходов бюджета муниципального уровня следует рассматривать поступления налогового характера, которые закреплены за бюджетом муниципального уровня в полном объеме или частично на постоянной основе в соответствии с положениями федерального или регионального законодательства, а также те, которые введены представителям органа муниципального уровня в соответствии с федеральным законодательством.

Вопрос привлечения собственных средств бюджета муниципального уровня сохраняет свою актуальность. На сегодняшний момент многие из бюджетов муниципальных образований остаются дотационными и фактически ограничиваются финансовым обеспечением мероприятий социально-экономического развития местного сообщества на минимальном уровне.

Увеличение роста собственных бюджетных доходов традиционно связывают с обеспечением роста эффективности функционирования системы налогообложения. При этом фактически у муниципалитетов отсутствуют реальные полномочия в области налогообложения.

Состав расходов муниципального бюджета

Расходы муниципального бюджета призваны обеспечивать исполнение органами муниципального управления своих полномочий.

В составе расходов муниципального бюджета можно выделить следующие составляющие:

  • во-первых, те расходы, которые связаны с обеспечением решения вопросов, имеющих местную значимость;
  • во-вторых, те расходы, которые обусловлены осуществлением органами муниципального управления делегированных государством полномочий;
  • в-третьих, те расходы, которые направляются на обслуживание и погашение муниципальных займов;
  • в-четвертых, ассигнования, направление на страхование служащих муниципалитета, муниципальной собственности, предпринимательских рисков и гражданской ответственности;
  • в-пятых, прочие расходы в соответствии с уставом муниципального образования.

Процесс исполнения расходов муниципального бюджета регламентируется в уставе муниципального образования или иными нормативно-правовыми актами муниципального уровня.

Наиболее острой проблемой расходной части муниципальных бюджетов является нехватка средств для финансирования всех нужд муниципальных образований, в результате чего многие задачи социально-экономического развития муниципалитета финансируются по остаточному принципу.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами

Регулирующие доходы бюджета – это виды доходов, которые сдаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образования в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Нормативы могут быть и долговременными – не менее чем на три года.

Читать еще:  Социально экономическая сущность муниципальных финансов

Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти.

Кроме процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов для регулирования бюджета, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Продолжая характеристику доходной части бюджета, отметить что в ней в зависимости от права собственности имеются собственные доходы и заемные средства. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К собственным доходам бюджетов отнесены:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы предусмотренные БК РФ;
  • безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Однако впоследствии законодательство отождествило собственные доходы бюджетов с закрепленными. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» именно в таком аспекте определил понятие собственных доходов местных бюджетов, рассматривая их как «налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами».

Подобный подход к данным понятиям и в БК РФ. Вряд ли целесообразно рассматривать характеристики «собственные» и «закрепленные» как однозначные. Ведь поступившие и бюджет отчисления от регулирующих доходов по утвержденным в законном порядке нормативам становятся казной, т. е. собственностью субъекта РФ или муниципального образования, самостоятельно расходуются ими и не подлежат возврату.

Заемные средства в доходной части бюджета используются при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходом превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

  • получение органами процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;
  • выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;
  • получение кредита в банке.

Регулируя межбюджетные отношения, БК РФ определяет формы выделения заемных средств бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований их бюджета другого уровня, а именно – бюджетный кредит и бюджетную ссуду.

Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. В отличии от этого, бюджетная ссуда, согласно БК РФ, – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок более шести месяцев в пределах временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.

Доходы

Доходы. Все предусмотренные законодательством доходы по со­циально-экономическому признаку можно подразделить на не­сколько групп:

а) доходы от предприятий и других организаций различные форм собственности;

б) доходы от государственного и муниципального имущества угодий;

в) доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

г) поступления от личных доходов граждан.

Такая классификация имеет значение для характеристики ма­териального содержания доходной части бюджета, связи ее с эко­номикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокуп­ность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важ­нейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.*

* Характеристика видов доходов бюджетной системы дана в соответствующих главах учебника.

Федеральный закон «О бюджетной классификации» делит дохо­ды бюджета на: а) налоговые с выделением их видов; б) неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.). Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регули­рующие.

Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, за­крепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен Зако­ном РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и НК РФ; в БК РФ (гл. 7—10) дано перечисление видов доходных источников федерального бюджета, бюджетов субъектов Федера­ции и местных бюджетов; Федеральный закон «О финансовых ос­новах местного самоуправления в Российской Федерации» закреп­ляет доходы за местными бюджетами. Нормативные акты, регули­рующие порядок приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, также содержат указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджетами разных уровней.*

Читать еще:  Государственные и муниципальные гарантии

* См.: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г // САПП. 1994 № 1. Ст. 2.

В свою очередь законодательство субъектов РФ закрепляет до­ходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть закреплены за местными бюджетами (в частности, государст­венная пошлина).

Доля закрепленных доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современ­ных условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продолжа­ет оставаться болезненным вопросом. На разрешение его направле­на норма Закона РФ «Об основах бюджетных прав. », устанавли­вающая долю закрепленных доходов бюджетов субъектов Федера­ции и местных бюджетов в размере не менее 70 процентов доход­ной части соответствующего минимального бюджета. Однако в последующих законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. минималь­ная норма закрепленных доходов в местных бюджетах уже не была установлена.

Регулирующие доходы, бюджета — это доходы, которые переда­ются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении выше­стоящих органов власти, по нормативам, определяемым при ут­верждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Нормативы отчислений ежегодно по бюджетам разных уровней Утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объе­ма закрепленных доходов и предстоящих расходов.* Однако зако­нодательство предусматривает возможность утверждения таких нормативов и на долговременной основе — не менее чем на три года.**

* Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» (ст. 20) в бюджеты субъектов Федерации от федеральных налогов передано- от налога на добавленную стоимость в первом квартале 25%, а с 1 апреля — 15% > полностью поступления подоходного налога с физических лиц и т.д. (СЗ РФ. 1999. №9.Ст.1093).

** См. :БК РФ. 1998. Ст. 48.

Для регулирования бюджета (ежегодного планового распреде­ления доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяет­ся и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоя­щего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предостав­ляется в следующих формах: дотации или субвенции, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюд­жета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или без­возмездных условиях).

Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами

Доходы бюджетов, их классификация

Законодательством РФ определено, что государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые ирезервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:

– доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

– доходы от государственного и муниципального имущества;

– доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

– поступления от личных доходов граждан.

Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:

– налоговые с выделением их видов;

Читать еще:  Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании

– неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходыбюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджета разных уровней.

Законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (государственная пошлина).

Регулирующие доходы бюджета – это виды доходов, которые сдаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образования в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Нормативы могут быть и долговременными – не менее чем на три года.

Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти.

Кроме процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов для регулирования бюджета, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Продолжая характеристику доходной части бюджета, отметить что в ней в зависимости от права собственности имеются собственные доходы и заемные средства. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К собственнымдоходам бюджетов отнесены:

– налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

– неналоговые доходы предусмотренные БК РФ;

– безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Однако впоследствии законодательство отождествило собственные доходы бюджетов с закрепленными. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» именно в таком аспекте определил понятие собственных доходов местных бюджетов, рассматривая их как «налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами».

Подобный подход к данным понятиям и в БК РФ. Вряд ли целесообразно рассматривать характеристики «собственные» и «закрепленные» как однозначные. Ведь поступившие и бюджет отчисления от регулирующих доходов по утвержденным в законном порядке нормативам становятся казной, т. е. собственностью субъекта РФ или муниципального образования, самостоятельно расходуются ими и не подлежат возврату.

Заемные средства в доходной части бюджета используются при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходом превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

– получение органами процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;

– выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;

– получение кредита в банке.

Регулируя межбюджетные отношения, БК РФ определяет формы выделения заемных средств бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований их бюджета другого уровня, а именно – бюджетный кредит и бюджетную ссуду.

Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. В отличии от этого, бюджетная ссуда, согласно БК РФ, – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок более шести месяцев в пределах временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1385 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector