Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности государственных и муниципальных предприятий

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь од­ним из следующих публичных собственником:

  • Российской Федерацией,
  • субъек­том РФ или
  • муниципальным образованием.

Создание унитарных пред­приятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

Виды унитарных предприятий:

  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения , — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления , — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Различия в правовом статусе названных видов унитарных пред­приятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получае­мых ими в отношении имущества учредителя-собственника, посколь­ку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения уни­тарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для соверше­ния казенным предприятием любых сделок по распоряжению имею­щимся у него имуществом требуется обязательное согласие собствен­ника (уполномоченного им органа), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК; ст. 19 Закона об уни­тарных предприятиях).

Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий:

  1. в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;
  2. имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  3. фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества;
  4. органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;
  5. унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  6. унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
  7. унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
  8. унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Особенные черты унитарных предприятий, выделяющие их из всех коммерческих организаций:

  • не являются построенными на началах членства корпорациями и
  • не становятся собственниками закрепленного за ни­ми имущества.

Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» иму­ществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. 6 и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Более того, любым сво­им имуществом такое предприятие распоряжается «только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, це­ли, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совер­шенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следова­тельно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:

  1. в наличии разре­шения собственника-учредителя на ее совершение;
  2. в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Создавший такое предприятие единоличный учреди­тель (публичный собственник) сохраняет за собой право собствен­ности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоя­тельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определен­ным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое иму­щество . Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собствен­ного имущества.

Действующее законодательство сохраняет конструкцию унитарного предприятия лишь для публич­ных собственников (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК). Преобразование унитарных предприятий в другие формы коммерческих организаций означает их приватизацию, тогда как публичные интересы требуют сохранения государственной собственности в ряде секторов экономики. Поэто­му ставшая привычной для отечественного хозяйства организацион­но-правовая форма унитарных предприятий, видимо, еще сохранит­ся в течение некоторого времени.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками, которые не участвуют в образованииимущества своего «предприятия» и не несут имущественной ответст­венности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. Юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом граждан­ских правоотношений.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещ­ном праве имуществом учредителя. С другой стороны, унитарное пред­приятие не отвечает этим «своим» имуществом по долгам своего учре­дителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, об­ратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиар­ном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнени­ем указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учре­дительных документах юридического лица, должны содержаться све­дения о целях, предмете и видах его деятельности. Сделки, совершен­ные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Cобственнику имущества унитарного предприятия пре­доставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприяти­ях). Тем самым, защищая интересы публичного собственника, закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е. всех других участ­ников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступа­ли ни в какие правоотношения.

В результате всесторонне защищаются имущественные интересы учредителя унитарного предприятия — публичного собственника, но эта защита далеко не всегда соответствует интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (еди­ноличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 21 Закона об унитарных пред­приятиях). Никаких иных («волеобразующих») органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

Читать еще:  Виды государственных и муниципальных заимствований

ВАЖНО! Вызывает сомнение соответствие перечисленных ограничений конституционному принципу равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), ибо само их наличие ясно свидетельствует о преимущест­венной защите данным законом интересов публичных собственников.

Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами это­го предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формиро­вание или изъявление вовне его воли.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом (п. 2 ст. 114 ГК РФ), ко­торый не может быть менее:

  • пяти тысяч МРОТ для государственного предприятия и
  • одной тысячи МРОТ — для муни­ципального предприятия (п. 3 ст. 12 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»),

и осуществляет контроль за его деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей дея­тельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Казенные предприятия создаются для производства ограниченно оборотоспособной продукции (например, вооружений) и продукции, пред­назначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд, а также для использования имущества, необходимо­го для обеспечения безопасности Российской Федерации, реализации ее стратегических интересов и в иных аналогичных целях (п. 4 ст. 8 За­кона об унитарных предприятиях).

Очевидна их ограниченная потреб­ность участия в имущественном обороте, одновременно сочетающая­ся с преобладающим коммерческим характером их деятельности. Этим объясняется наличие у таких предприятий весьма ограниченных прав на имущество собственника-учредителя. Закон разрешает создавать та­кие предприятия субъектам РФ и даже муниципальным образованиям, что ведет к не всегда обоснованному увеличению их численности.

Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответст­вии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подоб­но госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределя­ет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закреплен­ного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку това­ров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излиш­нее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

Важным для оборота является то обстоятельство, что при недос­татке у казенных предприятий «своего» имущества наступает субси­диарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК; п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некото­рых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом.

Дополнительная ответственность учредителя по долгам казенного предприятия приводит к тому, что для такой коммерческой организа­ции становится излишней категория уставного фонда как минималь­ной гарантии удовлетворения имущественных интересов кредиторов. Поэтому в казенном предприятии уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях), что отличает его от всех других видов коммерческих организаций.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

Гражданский кодекс РФ;

Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

Читать еще:  Финансирование муниципального здравоохранения

на праве хозяйственного ведения;

на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции

Государственные и муниципальные организации всегда играли колоссальную роль в жизни общества. Что же это такое?

Определение государственных и муниципальных типов предприятий

Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, целью которых являются устранение или решение главных проблем и задач государства, а также получение финансового дохода. Особенностью таких типов организаций является тот факт, что они не являются владельцами имущества, закрепленного за их именами.

Право на распоряжение капиталом таких организаций имеет только учредитель. Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, и потому их имущество не разделяется на части: акции, доли или вклады и т. д.

Виды государственных и муниципальных организаций

Существует 2 вида таких организаций.

Первый вид – это организации, которые основываются на правах хозяйственного типа ведения. Муниципальная организация – это один из самых часто встречающихся видов предприятий, несущих характер права хозяйственного ведения. Создание такого вида организаций происходит после принятия муниципалитетом либо уполномоченным, специальным органом соответствующего решения.

Вторым видом нужно считать организации, информационная рабочая база которых строится на правах оперативного управления. Решение о создании такого типа предприятия обязано быть принятым на уровне государства, по правительственному распоряжению. Такие виды муниципальных и государственных предприятий создаются для оказания уникальных услуг, производства различной продукции и исполнения некоторых работ, которые являются характерными для коммерческих, рыночных организаций. Однако все финансирование такого типа организаций может носить бюджетный характер.

Важно знать, что муниципальная организация может носить автономный характер. Автономия учреждения предусматривает ответственность организации за закрепленным имуществом, но движимое, особо ценное или недвижимое имущество, приобретенное на средства собственника или закрепленное за учреждением собственника, являются исключением из правил.

Особенности характеристик государственных и муниципальных организаций

Наличие специальной правоспособности – это первостепенная особенность таких предприятий. Как упоминалось ранее, такие организации выполняют особенные виды работ, характерных для коммерческих, рыночных организаций. Однако муниципальные и государственные унитарные учреждения не имеют ограничения на выполнение других сделок, при условии, что выполняемое действие или сделка не предусмотрено какими-либо нормативными документами, актами, например, уставом.

Второй пункт, указующий на особенность такой разновидности организаций: хозяйствующий субъект – это индивидуальное предприятие.

Третья особенность базируется на Гражданском кодексе. Терминологию подобных организаций следует понимать правильно, а именно: слово «предприятие» – это субъект гражданского права, в других случаях может выступать объектом правоотношений.

Важной особенностью является возможность государственных и муниципальных организаций претендовать на субсидии, отчисления дотаций и даже на субвенции, то есть на различные виды целевого финансирования. Чаще всего такой вид финансирования предоставляется предприятиям с социальной направленностью.

Следующая особенность вытекает из предыдущей, третей характеристики, а именно: указание информации о владельце имущества и всех источников формирования капитала в уставе хозяйствующих субъектов. Важно знать, что в предприятиях такого типа собственник отвечает за деятельность и исполнительность организации, но организация не несет ответственности за обязательства и права собственника.

Муниципальное образование и его организация

Муниципальная организация – это участок территории государства с местным самоуправлением, которое осуществляется совместно с государственным управлением. В таких учреждениях важным аспектом деятельности является организация муниципального образования. Происходит организация образования на основе различных критериев, законов и нюансов деятельности территориальных органов самоуправления.

Существуют пять видов образований на территории РФ:

  • Городской округ. В городском округе все решения совершаются органами самоуправления, основываются на базе федеральных законов, характерных для местного назначения. Городские округа не состоят в муниципальных районах.
  • Городское поселение – характеристика крупных поселков или маленьких городов. В таких местах самоуправление осуществляется без государственных посредников. Управление исполняется жителями города или поселка. Поселения, которые невозможно отнести к городским округам, называют частью муниципального района.
  • Муниципальный район – поселения с совместной территорией. Вид самоуправления, аналогичный городскому поселению. Законы РФ могут предоставлять возможность осуществления некоторых государственных функций.
  • Сельские поселения – имеющие общую территорию. Примером служат: хутор, аул, село, станица, деревня и т. д. Форма управления в таких местах носит местный характер и осуществляется жителями этих населенных пунктов.
  • Территория с федеральным назначением, имеющая внутригородской характер – это вид муниципальных образований РФ, включающий поселения, которые являются частью какого-либо города.

Независимо от типа образования, все они должны иметь устав, в котором может содержаться такая информация: условие организации и порядок, состав и границы муниципального образования, структурное формирование органов по самоуправлению, гарантии для должностных, назначенных лиц и др.

Муниципальные услуги

Организация муниципальных услуг происходит в соответствии с законодательными актами РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Муниципальная услуга – это работа, которую может выполнить определенный орган власти, все государственные виды организаций и иногда — некоторые юридические субъекты.

Важно знать, что услуга и работа – это разные понятия. Услуга представляет собой результат влияния учреждения с целью удовлетворить интересы определенного юридического (физического) индивида.

Каким образом происходит организация учреждений муниципальных органов

Организация муниципальных органов осуществляется двумя путями. Первый путь – это проведение референдума, где производится голосование граждан, которые решают какие-либо вопросы местного характера.

Второй путь – это выборы субъектов в местные органы самоуправления. Представительный орган самоуправления имеет право представлять, защищать и отстаивать интересы населения своего вида муниципальной организации.

Читать еще:  Цель государственного муниципального кредита это

Принципы организации муниципального управления

Организация муниципального управления базируется на муниципальных правах, службе и собственности. Иными словами, муниципальное управление – это вид децентрализованной формы управления государством. Для такого вида управления характерны самостоятельность формирования идей, целей и задач, самостоятельная организация органов самоуправления и даже самостоятельное управление и организация бюджетом.

Функции государственных и муниципальных организаций

Муниципальная организация, как и государственная, имеет свои функции, которые им необходимо выполнять. Рассматривая функциональное предназначение этих классов организаций, необходимо отметить, что эти виды служб могут восприниматься как определенный тип муниципальной или государственной деятельности. Деятельность таких организаций распространяется на: правозащитные, организационные, регулирующие, правотворческие и правоприменительные функции.

Особенности государственных и муниципальных предприятий

Отличительные особенности государственных унитарных предприятий

Государственное унитарное предприятие (сокращенно – ГУП) являет собой коммерческую организацию, не имеющую собственного имущества.

Оно вверяется хозяйствующему субъекту на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Имущественные объекты используются для извлечения прибыли.

Имущественные фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий пополняются за счет имущества государственных структур — субъектов РФ или муниципальных образований.

Такое отчуждаемое имущество не может быть передано третьим лицам, ни юридическим, ни физическим.

Оно полностью находится в собственности правительственных органов и в случае закрытия такой компании возвращается в ведение госструктур.

Главной целью создания ГУП является решение государственных задач при помощи предпринимательской деятельности.

К примеру, это могут быть предприятия общественного питания или фабрики по пошиву одежды, реализующие продукцию населению по минимально возможным ценам.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ.

Именно закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях раскрывает суть этих коммерческих организаций, регламентирует их права и ответственность перед государством.

Особенности госпредприятий

Как и любое другая коммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия имеют устав, в котором содержится подробная информация о правилах функционирования этого хозяйствующего субъекта.

В уставе прописывается, какой орган государственной власти владеет переданным имуществом.

Руководителем унитарного предприятия назначается физическое лицо, которому государственная власть передаст полномочия по управлению организацией.

Что касается источников формирования имущества ГУП, то это не только имущество, переданное государственными органами.

К другим источникам могут быть отнесены:

  • прибыль, полученная от осуществления коммерческой деятельности,
  • кредиты банковских учреждений,
  • дотации и субсидии из бюджета,
  • пожертвования или добровольные взносы физических или юридических лиц и др.

В наименовании ГУП обязательно должна присутствовать фраза «государственное предприятие».

Унитарное предприятие данного типа не несет никакой ответственности по обязательствам государственного органа, передавшего имущество для осуществления коммерческой деятельности.

Оно не имеет права открывать дочерние предприятия.

Каждое вновь созданное предприятие обязано предоставить соответствующие данные в органы статистики для внесения его в единый государственный регистр предприятий и организаций.

При внесении данных в ЕГРПО госпредприятию присваиваются соответствующие коды, в том числе ОКПО, ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ.

Виды государственных унитарных предприятий

Государственные и муниципальные предприятия делятся на два типа в зависимости от того, на каких условиях им передано имущество.

Разделение данных хозяйствующих субъектов такое: основанные (1) на праве хозяйственного ведения или (2) на праве оперативного управления.

[1]. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

Данные хозяйствующие лица используют имущество для получения прибыли. Имущественные ценности передаются субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Организация имеет устав в качестве главного учредительного документа, в котором отражается информация о величине уставного фонда, а также о направлениях и цели деятельности организации.

Размер уставного фонда должен быть не менее 5000 МРОТ.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйствующего субъекта, то есть не берет на себя долги предприятия. Государство примет на себя долги и обязательства, только если банкротство и крах предприятия было спровоцировано действиями собственника имущественных средств.

[2]. Госпредприятия на праве оперативного управления

Данные хозяйствующие субъекты позиционируются как казенные предприятия. Они создаются также на основании устава как главного учредительного документа.

Закон о государственном предприятии гласит о том, что сама компания не имеет права распоряжаться переданными ей имущественными средствами, а только на основании решений, принимаемых его полноправным владельцем.

Собственник может изъять излишне переданное или не используемое имущество, либо используемое, но не по прямому его назначению.

Владелец имущества наделен ответственностью по долгам или обязательствам унитарного предприятия, только такая ответственность считается субсидиарной, то есть по всем долгам и обязательствам отвечает сама компания и собственник имущественных ценностей.

Государственные коммунальные предприятия

Такие предприятия могут обладать имуществом как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления.

В качестве такого имущества передается коммунальная собственность, и при этом владельцами являются органы местного самоуправления.

Руководит государственным коммунальным предприятием директор, назначаемый собственником имущества.

Уставный фонд коммунального предприятия формируется за счет органа власти, который создал данное предприятие, и при этом его размеры устанавливаются органами местного самоуправления.

Государственная регистрация предприятия, относящегося к коммунальному типу, должна проводиться в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

В наименовании такого хозяйствующего субъекта обязательно должна содержаться фраза «коммунальное предприятие». Также в нем должно быть указание на орган муниципальной власти, который передал имущество для использования в коммерческих целях.

Унитарное коммунальное предприятие не отвечает по обязательствам собственника своего имущества, то есть не обязано возмещать возникшие по каким-либо причинам долги.

Каждая государственная унитарная организация в соответствии с принятым законодательством РФ обязательно должна быть внесена в единый государственный регистр предприятий и организаций. Эту запись вносят государственные органы статистики

Приватизация государственных унитарных предприятий

Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.

В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.

Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.

Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.

Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.

Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.

Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.

Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.

Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.

Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.

Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.

Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector