Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальный бюджетный процесс

Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании

Понятие бюджетного процесса в муниципальном образовании

Бюджетный процесс в муниципальном образовании опосредует урегулированную законом деятельность органов публичного управления местного уровня и иных участников бюджетного процесса по разработке, составлению проекта местного бюджета, рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению такого проекта, исполнению утвержденного бюджетного проекта, а также деятельность по внешнему и внутреннему контролю его исполнения.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании играет важную роль, так как бюджетная система страны основана на экономическом принципе взаимосвязи бюджетов различных уровней и от эффективности муниципального бюджетного управления в немалой степени зависит и эффективность бюджетного управления на государственном уровне.

Эффективная организация бюджетного процесса требует соблюдения следующих основных принципов, закрепленных бюджетным законодательством: единство бюджетной системы, самостоятельность бюджета, полнота отражения в бюджете доходов расходов и источников финансирования, открытость бюджетного процесса и др.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании

Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании объединяет следующие обязательные стадии:

  • подготовку исходной информации для разработки проекта бюджета, в том числе планирование социально-экономического развития соответствующей муниципальной территории в целом и конкретных целевых программ в частности, перечня необходимых расходов, обеспечивающих эффективное решение вопросов местного значения, источников финансирования местных расходов и др.;
  • разработку и составление бюджетного проекта муниципалитета;
  • рассмотрение муниципального бюджетного проекта представительным органом муниципального образования;
  • утверждение муниципального бюджетного проекта представительного органа муниципального образования;
  • исполнение утвержденного представительным органом муниципалитета муниципального бюджетного проекта исполнительным органом и другими участниками бюджетного процесса;
  • рассмотрение и утверждение представительным органом муниципалитета отчетности относительно исполнения бюджета муниципального образования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Проект бюджета муниципального образования разрабатывается в соответствии с планами и прогнозами развития территории муниципалитета и теми целевыми программами, которые для такого развития утверждаются органами публичного управления муниципалитета.

Практическая работа по подготовке муниципального бюджетного проекта предполагает формирование сводного баланса финансовых ресурсов, определение основных направлений муниципальной бюджетной политики, расчет контрольных показателей проекта муниципального бюджета на конкретные периоды и другие действия управленческого характера.

Разработанный на основе соответствующей информации бюджетный проект рассматривается местным парламентом. Санкционированные парламентом муниципального образования расходы и утвержденный муниципальный бюджетный проект подлежит исполнению распорядителями и получателями бюджетных средств, иными участниками бюджетного процесса. В свою очередь, исполнение бюджета контролируется как внутриведомственными инструментами, так и представительным органом муниципалитета посредством представления соответствующего отчета.

Роль органов муниципального образования в организации бюджетного процесса муниципального образования

Представительный орган муниципального образования регламентирует сам бюджетный процесс, а также реализует полномочия по анализу и утверждению муниципального бюджетного проекта и отчета об исполнении утвержденного муниципального бюджетного проекта, а также полномочия по последующему внешнему контролю исполнения бюджета и др.

Исполнительный орган муниципального образования готовит исходную информацию о прогнозируемом социально-экономическом развитии муниципалитета, о необходимых расходных обязательствах муниципалитета, о планируемых источниках финансирования расходов муниципального образования. На основе собранных сведений исполнительный орган готовит проект местного бюджета, предоставляя необходимые исходные сведения и сметы в представительный орган муниципалитета. Исполнительным органом утверждается процедура распределения доходов и расходов местного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, исполнения местного бюджета. Кроме того, исполнительный орган осуществляет внутренний текущий и последующий контроль исполнения бюджета.

Финансовые органы муниципального образования осуществляет фактическую работу по формированию бюджетного проекта муниципалитета, непосредственно организуют, реализуют, утверждают бюджетную роспись, управляют муниципальным долгом и др.

Налоговые органы, действующие на территории муниципального образования, осуществляют аккумуляцию налоговых доходов местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств в бюджетном процессе осуществляет функцию предоставления муниципальной услуги по распределению муниципальных бюджетных средств между подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета. Главный распорядитель реализуют также функцию по составлению бюджетной росписи, распределению лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета.

Кроме того, главный распорядитель реализует контрольную функцию в отношении получателей средств бюджета, их целевого и надлежащего использования, возврата в срок, предоставления отчетности и др. Аналогичные функции в отношении подведомственных организаций реализуют распорядители средств.

Получатели муниципальных бюджетных средств формируют заявку, которая подтверждает право на получение средств из бюджета, их использование на конкретные цели. На получателей возложена обязанность возврата предоставленных средств тесно и предоставления отчета об использовании таких средств.

Также в бюджетный процесс могут быть привлечены кредитные организации частного характера для реализации операций по предоставлению средств бюджета на принципах срочности и возвратности.

Муниципальные органы финансового контроля анализируют и оценивают проект местного бюджета, также проекты целевых муниципальных программ. Органы контроля выполняют предварительный, текущий и последующий контроль.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Важнейшим элементом финансового управления органов местного самоуправления является бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Необходимость составления местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятельности. Если бы местные органы власти являлись просто представителями вышестоящих органов власти, составление самостоятельного бюджета было бы не нужным. Такие органы власти работали бы в рамках утверждаемой вышестоящим органом власти сметы расходов на определенные нужды, однако при таком подходе местные власти скорее всего не были бы заинтересованы в оптимизации расходов.

С развитием местного самоуправления для повышения эффективности деятельности возникла необходимость разработки и использования самостоятельных местных бюджетов – утверждаемых нормативным актом планов финансовой деятельности на определенный период, представляемых в форме описи расходов и доходов, сгруппированных по определенным признакам. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Для самостоятельных органов местного самоуправления бюджет становится из обычной сметы доходов и расходов важнейшим инструментом реализации планов развития муниципального образования.

Читать еще:  Виды муниципального кредита

Согласно принципа самостоятельности бюджетов муниципальных образований, местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также контролю и отчету о его исполнении.

Нормы законодательных и иных нормативных правовых актов предписывают правила применения материальных норм о бюджете. Основным нормативным актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Правовыми актами на уровне муниципальных образований являются их уставы и положения о бюджетном процессе.

Бюджетный процесс делится на три основные стадии: организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета.

Организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета. Решение о начале работы по составлению проекта бюджета принимает исполнительный орган местного самоуправления за шесть месяцев до начала следующего финансового года. На основании этого решения финансовый орган организует разработку проекта местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета, согласовывает их и составляет проект бюджета по доходам и расходам.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Финансовый орган представляет разработанный проект бюджета исполнительному органу местного самоуправления. Исполнительный орган, как правило, проводит согласование показателей статей бюджета с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект бюджета на своем заседании. На заседание исполнительного органа приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

После рассмотрения проекта бюджета исполнительным органом местного самоуправления глава исполнительного органа готовит бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления.

Исполнение бюджета. Бюджет муниципального образования исполняется на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет, а также направление предусмотренных расходов с единого бюджетного счета. Исполнительный орган организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов, составляемой согласно объему и срокам финансирования расходов, утвержденных нормативным правовым актом о бюджете на очередной финансовый год.

Роспись бюджетных расходов составляется финансовым органом, входящим в систему исполнительного органа местного самоуправления, в течение 10 дней после утверждения бюджета и направляется в исполнительный орган местного самоуправления, а также в представительный орган местного самоуправления и его контрольно-счетную палату, если она имеется. Роспись бюджетных расходов утверждается руководителем финансового органа.

Финансовый орган доводит уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей не позднее 17 дней со дня утверждения бюджета. Кроме того, он составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, основываясь на росписи бюджетных расходов, бюджетных назначений для каждого бюджетополучателя, а также в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. Свод лимитов направляется в контрольно-счетную палату муниципального образования, если она сформирована. Уведомления о лимитах финансирования на очередной месяц финансового года должны быть доведены до бюджетополучателя финансовым органом в первый день месяца. Предварительные моменты финансирования по месяцам квартала должны быть доведены до бюджетополучателя за две недели до начала квартала.

В ходе исполнения бюджета по предложению исполнительного органа может быть введен секвестр бюджета т.е. сокращение расходов бюджета. В этом случае исполнительный орган местного самоуправления вносит проект решения о секвестре на рассмотрение представительного органа. Последний принимает соответствующее решение. На стадии исполнения бюджета, естественно, действует механизм контроля за правильностью его исполнения. В соответствии с действующими уставами и положениями о бюджетном процессе контроль за исполнением бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления. В этих целях он образует контрольно-счетную палату. Конечно же, это в большей мере характерно для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности на содержание контрольно-счетной палаты.

Исполнительный орган местного самоуправления осуществляет контроль за исполнением бюджета через свой финансовый орган. В этот процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». В целях контроля за исполнением бюджета организуются отчеты об исполнении бюджета по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и истекшего года. Отчет об исполнении бюджета составляется на основании данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями в сроки, установленные исполнительным органом местного самоуправления по единой форме.

Вначале отчет об исполнении бюджета обсуждается на заседании исполнительного органа в присутствии всех заинтересованных подразделений исполнительного органа. Затем проект отчета направляется представительному органу местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом или положением о бюджетном процессе. Отчет об исполнении бюджета должен представляться в той же структуре и бюджетной классификации, которая применялась при утверждении бюджета. Отчет обсуждается на заседании представительного органа. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативный правовой акт, утверждающий отчет. Данные об отчете подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования.

Читать еще:  Государственные и муниципальные финансы кратко

Бюджетный процесс в муниципальном образовании охватывает следующие стадии в отношении местного бюджета: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

На муниципальном уровне бюджетный процесс осуществляется на основе принципов, присущих как бюджетному процессу всего государства, так и только бюджетной деятельности муниципальных образований. Особенностью бюджетного процесса местного уровня является наличие принципа необходимости учета местных особенностей и традиций.

1. Началом бюджетного процесса местного уровня является разработка проекта бюджета, осуществляемая на основе плана экономического и социального развития территории муниципального образования. Местная администрация вносит проекты плана и программ развития территории на утверждение представительного органа. На этой стадии органы местного самоуправления руководствуются также ежегодными постановлениями Правительства РФ о порядке разработки планов социально-экономического развития.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством должны исходя из необходимости утверждения местных бюджетов до начала нового финансового года довести до органов местного самоуправления указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные финансовые нормы и нормативы или их изменения. Важнейшей задачей на данном этапе является взаимоувязка потребностей муниципального образования (затрат) с доходами бюджета. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджета местная администрация представляет в исполнительный орган государственный власти субъекта РФ расчеты по обоснованию размеров необходимых отчислений от регулирующих источников доходов, выделения дотаций, субвенций, перечня доходных источников, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов для покрытия расходов, связанных с решением государственных органов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, а также данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.

2. После получения утвержденных нормативов отчислений местная администрация окончательно составляет проект местного бюджета и вносит его для рассмотрения и утверждения в представительный орган местного самоуправления. Стадия рассмотрения проекта местного бюджета осуществляется, как правило, по упрощенной процедуре, т. е. в одном чтении. Принятый бюджет оформляется решением представительного органа местного самоуправления и подлежит опубликованию.

3. Исполнение местного бюджета относится к функциям администрации муниципального образования. В крупных городах в составе местной администрации выделяются финансовые отделы, осуществляющие исполнение местного бюджета. Кассовое исполнение бюджета муниципального образования осуществляется Федеральным казначейством.

4. Отчет об исполнении местного бюджета составляется по итогам бюджетного года местной администрацией и представляется для утверждения представительному органу местного самоуправления. Рассмотрев отчет об исполнении бюджета, представительный орган местного самоуправления принимает решение либо о принятии отчета, либо о его отклонении.

Принятый отчет, равно как и мотивы его отклонения, подлежит обнародованию в установленном в данном муниципальном образовании порядке.

Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при введении на их территории временной финансовой администрации

На территориях, где введена временная финансовая администрация, бюджетный процесс приобретает особенности, проявляющиеся в порядке составления, утверждения и исполнения бюджета, а также при осуществлении контроля за его исполнением.

В регионах или муниципальных образованиях, находящихся в режиме временного финансового управления, субъектами бюджетного процесса выступают временная финансовая администрация, глава временной финансовой администрации, представительные и исполнительные органы государственной власти (органы местного самоуправления), финансовые органы, органы финансового контроля, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств соответствующего территориального субъекта, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. В определенных ситуациях участником бюджетного процесса муниципального уровня может быть законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а участником бюджетного процесса регионального уровня — Государственная Дума РФ.

Специфика составления и утверждения бюджета субъекта РФ или муниципального образования в условиях введения временной финансовой администрации установлена ст. 1685 БК РФ.

Бюджетный процесс в таком территориальном образовании начинается после утверждения арбитражным судом плана восстановления платежеспособности субъекта РФ или муниципального образования соответственно. В целях приведения закона (решения) о бюджете в соответствие с планом восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) временная финансовая администрация в течение 15 дней разрабатывает проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) на текущий финансовый год.

Данный проект рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (представительным органом муниципального образования) во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его представления временной финансовой администрацией.

Бюджетное законодательство запрещает высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ (местной администрации) вносить проект закона субъекта РФ о бюджете (решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете) на очередной финансовый год, а также рассматривать, принимать и вводить в действие названный закон (решение) с момента внесения ходатайства о возбуждении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ и до принятия Высшим Арбитражным Судом РФ (арбитражным судом) решения об отказе введения временной финансовой администрации либо решения об утверждении плана восстановления платежеспособности территориального субъекта.

Разрабатывает проект закона (решения) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год либо поправки к нему временная финансовая администрация. Проект должен соответствовать плану восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования). Подготовленный проект временная финансовая администрация представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (представительный орган муниципального образования) в срок, который установлен планом восстановления платежеспособности территориального субъекта.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (представительный орган муниципального образования) рассматривает представленный временной финансовой администрацией проект закона (решения) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) на очередной финансовый год в течение одного месяца.

Читать еще:  Дотационный бюджет муниципального образования это

В условиях введения режима временной финансовой администрации самостоятельным участником бюджетного процесса выступает глава временной финансовой администрации, который:

участвует в заседаниях органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ (представительного органа муниципального образования) при рассмотрении проектов законов (решений) о бюджете или о внесении изменений в закон (решение) о бюджете субъекта РФ (муниципального образования) с правом совещательного голоса;

имеет право выступать с заключением по всем вопросам, ставящимся на голосование;

дает заключение на проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год или проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. Согласно п. 4 ст. 1685 БК РФ при рассмотрении проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год или проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (представительный орган муниципального образования) не вправе принимать поправки без положительного заключения главы временной финансовой администрации.

Особенности бюджетного процесса в условиях режима временной финансовой администрации заключаются в возможности при наличии определенных условий замещения представительного органа местного самоуправления законодательным (представительным) органом субъекта РФ, законодательного (представительного) органа субъекта РФ Государственной Думой РФ. Пункт 5 ст. 1685 БК РФ называет следующие условия: непринятие представительным органом государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления в течение одного месяца со дня внесения временной финансовой администрацией проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год или проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год; принятие представительным органом государственной власти субъекта РФ или муниципального образования проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год или проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год без положительного заключения главы временной финансовой администрации.

Финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий осуществляет временная финансовая администрация.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), законах «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах бюджетных прав.

. нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и
В ст. 6 Бюджетного кодекса дается несколько другое определение бюджетного процесса, где не предусмотрена стадия составления и.

Бюджетный процесс. Основные моменты бюджетного процесса . Бюджетный кодекс РФ называет две категории субъектов, которые от имени государства или муниципальных образований осуществляют бюджетный .

§ 5. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Бюджетный процесс в муниципальном образовании охватывает следующие стадии в отношении местного бюджета: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

На муниципальном уровне бюджетный процесс осуществляется на основе принципов, присущих как бюджетному процессу всего государства, так и только бюджетной деятельности му-ниципальных образований. Особенностью бюджетного процесса местного уровня является наличие принципа необходимости учета местных особенностей и традиций.

1. Началом бюджетного процесса местного уровня является разработка проекта бюджета, осуществляемая на основе плана экономического и социального развития территории муниципального образования. Местная администрация вносит проекты плана и программ развития территории на утверждение представительного органа. На этой стадии органы местного самоуправления руководствуются также ежегодными постановлениями Правительства РФ о порядке разработки планов социально-экономического развития.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством должны исходя из необходимости утверждения местных бюджетов до начала нового финансового года довести до органов местного самоуправления указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные финансовые нормы и нормативы или их изменения. Важнейшей задачей на данном этапе является взаимоувязка потребностей муниципального образования (затрат) с доходами бюджета. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджета местная администрация представляет в исполнительный орган государственный власти субъекта РФ расчеты по обоснованию размеров необходимых отчислений от регулирующих источников доходов, выделения дотаций, субвенций, перечня доходных источников, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов для покрытия расходов, связанных с решением государственных органов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, а также данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.

После получения утвержденных нормативов отчислений местная администрация окончательно составляет проект местного бюджета и вносит его для рассмотрения и утверждения в представительный орган местного самоуправления. Стадия рассмотрения проекта местного бюджета осуществляется, как правило, по упрощенной процедуре, т. е. в одном чтении. Принятый бюджет оформляется решением представительного органа местного самоуправления и подлежит опубликованию.

Исполнение местного бюджета относится к функциям администрации муниципального образования. В крупных городах в составе местной администрации выделяются финансовые отделы, осуществляющие исполнение местного бюджета. Кассовое исполнение бюджета муниципального образования осуществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении местного бюджета составляется по итогам бюджетного года местной администрацией и представляется для утверждения представительному органу местного самоуправления. Рассмотрев отчет об исполнении бюджета, представительный орган местного самоуправления принимает решение либо о принятии отчета, либо о его отклонении.

Принятый отчет, равно как и мотивы его отклонения, подлежит обнародованию в установленном в данном муниципальном образовании порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector