Муниципальные ресурсы пути и источники пополнения
Муниципальные ресурсы: пути и источники пополнения
Автор: EvangelinaIva • Февраль 28, 2020 • Курсовая работа • 5,225 Слов (21 Страниц) • 10 Просмотры
ГЛАВА 1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 5
Раздел 1.1 Понятие муниципального образования. 5
Раздел 1.2 Понятие муниципальных ресурсов 9
ГЛАВА 2 СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ 11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
«Запас, источник чего-либо», — такое понятие ресурсу дает нам Сергей Иванович Ожегов, русский лингвист, доктор филологических наук.
Под ресурсами муниципального образования (муниципальными ресурсами) обычно понимаются ресурсы, находящиеся в ведении и распоряжении органов местного самоуправления .
Всякое муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом деятельность в рамках муниципального хозяйства, как и любая деятельность, должна обеспечиваться различного вида ресурсами.
Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и уровень благосостояния населения.
Цель: изучение системы муниципальных ресурсов.
• раскрыть понятие муниципального образования, согласно нормативно-правовым основам;
• дать понятие муниципальным ресурсам, охарактеризовать их;
• проанализировать систему муниципальных ресурсов Владимирской области;
• изучить систему муниципальных ресурсов на примере Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Объект исследования: система муниципальных ресурсов Владимирской области.
Предмет исследования: муниципальные ресурсы города Гусь-Хрустальный.
Информационные основы исследования: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления и указы губернатора Владимирской области, уставы и приказы муниципального образования Гусь-Хрустального района.
ГЛАВА 1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Раздел 1.1 Понятие муниципального образования.
Статья 12 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Статья 130 Конституции РФ усиливает и конкретизирует это положение:
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Эта формулировка обусловливает трактовку муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления, закрепленную в статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований».
Ресурсы муниципального хозяйства
Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.
Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.
Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая
сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.
Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.
Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может.
Значительную роль в структуре понятия играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.
Приведенные выше примеры разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов безотносительно к конкретному виду хозяйства бессмысленно, так как различные виды муниципальных образований будут обладать совершенно различным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством.
Тем более это важно, поскольку территория муниципального образования является частью более крупных
территориальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского
муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств,
существующих на данной территории.
Принадлежность ресурсов также определяется законом. С этой точки зрения основной границей, отделяющей ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования, является закон.
В связи с этим под ресурсами муниципального образования мы понимаем некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.
Однако данное определение ставит сразу несколько принципиальных вопросов:
1. Какие виды ресурсов должны быть закреплены в законе?
2. Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти?
3. Каков минимальный набор ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального
хозяйства?
Ответ на первые два вопроса можно дать исходя из целей деятельности муниципального образования, поскольку ресурсы муниципального хозяйства должны быть: во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа, должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.
Не менее важным принципом, который также должен учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.
Для ответа на третий вопрос нам необходимо рассмотреть, какие ресурсы формируют саму основу местного
самоуправления. Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления.
1. Правовая (законодательная) основа. Включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав
местного самоуправления.
2. Финансовые основа местного самоуправления. Включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и
проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.
3. Экономическая основа. Включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.
4. Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.
Исходя из этого, предметом нашего дальнейшего рассмотрения должны стать вопросы:
· правовое регулирование местного самоуправления;
· распоряжение муниципальной собственностью;
Выводы
Материал, изложенный в данной главе, позволяет сделать ряд важных выводов:
1. Муниципальное хозяйство в результате двойственности своей природы занимает промежуточное положение между государственными и частными формами хозяйственной жизни.
2. В силу своего особого места оно несет черты как государственного, так и частного хозяйства.
3. Способы приобретения доходов ставят его в один ряд с иными хозяйствующими субъектами, а право на регулирование хозяйственных отношений на своей территории и общественный характер распределения прибыли свидетельствует о принадлежности данного вида хозяйства к общественному сектору и властным отношениям.
4. Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, соответствующих виду и объемам задач, стоящих перед муниципальным образованием.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9293 — | 7865 —
или читать все.
Ресурсы муниципалитета
Сущность ресурсов муниципалитета и их виды
Развитие всякой территории публично-правового управления напрямую зависит от объема и спектра материальных нематериальных ресурсов, которыми она обладает, и степени и эффективности их освоения и использования. Эффективность использования собственных ресурсов является инструментом привлечения сторонних (инвестиционных) ресурсов, что, в свою очередь, во многом определяет перспективы развития производственной деятельности в частности и социально-экономического развития в целом такой территории.
Категорией муниципальные ресурсы (или ресурсы муниципалитета) охватываются все ресурсы, которые находятся в распоряжении органов публичного управления местного уровня.
В соответствии с положениями ст. 12 Конституции страны в России гарантируется право населения на самоуправление местными сообществами, провозглашается самостоятельность местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий. Самоуправление местными сообществами призвано обеспечивать возможность самостоятельного решения населением муниципалитета вопросов, имеющих значение для местного сообщества, а также самостоятельные использование, владение и распоряжение имуществом, которое составляет в муниципальную собственность.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Приведенные конституционные положения позволяют трактовать муниципальную собственность как экономическую основу самоуправления местными сообществами. Указанная позиция подтверждается положениями федерального закона, закрепляющего общие принципы организации местного самоуправления в стране. Так, согласно положениям названного закона экономические ресурсы самоуправления местными сообществами включают:
- имущество, которое находится в собственности муниципалитета;
- финансовые ресурсы муниципального бюджета;
- имущественные права муниципального образования.
Однако ресурсы муниципалитета не ограничиваются только экономическими ресурсами. В состав источников, которые муниципалитет может использовать для социально-экономического развития, входят также:
- трудовые муниципальные ресурсы – это кадровый потенциал не только органов публичного управления муниципалитетом, но всего населения муниципалитета – возрастные, профессиональные, квалификационные, демографические и другие характеристики населения;
- финансовые муниципальные ресурсы – это категория ресурсов объединяет внебюджетные и бюджетные средства муниципалитета, которые направляются на разработку программ социально-экономического развития и их осуществления;
- информационные муниципальные ресурсы – это каналы связи органов публичного управления местного уровня с населением, которые могут быть использованы для вовлечения населения в работу по управлению социально-экономическим развитием региона;
- земельные муниципальные ресурсы – это ресурсы, которые объединяют земли, входящие в муниципальный фонд;
- правовые муниципальные ресурсы – это ресурсы, которые объединяют систему актов нормотворчества муниципалитета, а также организационно-распорядительные документы и положения, которые регламентируют внутреннюю деятельность органов публичного управления местного уровня и муниципальных учреждений;
- организационные муниципальные ресурсы – это система организации публичного управления в муниципалитете: процедура принятия управленческих решений, характер управленческого воздействия, корректировка, координация управленческого воздействия, планирование, реализация управления и контроль управления;
- инвестиционные муниципальные ресурсы определяются инвестиционным климатом муниципального образования, привлекательностью налогового режима для инвесторов и др.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Характеристика ресурсов муниципалитета
В науке и практике муниципального управления нередко ссылаются на недостаточность ресурсов местных сообществ для обеспечения их эффективного социально-экономического развития.
Такие критические замечания отчасти обоснованы. Так, к ведению местного самоуправления отнесены вопросы местного значения. Кроме того, федеральным законодательством, регулирующим вопросы стратегического планирования в стране, органам публичного управления местного уровня предоставлены полномочия в сфере стратегического планирования, при этом фактическое исполнение предоставленного пакета компетенций не всегда представляется возможным ввиду недостатка ресурсов.
Например, земельные ресурсы, находящиеся на территории местного сообщества, зачастую не принадлежат в полной мере муниципалитету: значительный объем земельных ресурсов находится в собственности Федерации, региона, частных лиц. Указанное предопределяет известную ограниченность возможности эффективного распоряжения землей.
В освоении ресурсов муниципального управления наблюдается и другая тенденция. Практика муниципального управления демонстрирует также недостаточное использование имеющихся в арсенале ресурсов, в частности, неосвоенными нередко остаются инвестиционные, финансовые и другие нематериальные ресурсы муниципалитета. Причиной неполного освоения муниципальных ресурсов указанных видов нередко является отсутствие методологической и методической основы управления.
Ресурсы муниципального хозяйства
Муниципальное хозяйство конкретного муниципального образования составляют следующие элементы:
- муниципальные предприятия, деятельность которых хотя и не лишена коммерческого характера, фактически направлена на удовлетворение социальных нужд;
- другие организации коммерческого и некоммерческого характера, деятельность которых связана с удовлетворением потребностей населения муниципалитета;
- органы публичного управления местного уровня – эти властные образования координируют усилия населения и участников рыночных отношений с использованием ресурсов муниципалитета для обеспечения благосостояния населения и социально-экономического развития территории.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Ресурсы муниципального образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа
Описание
. Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения ресурсов местного сообщества;
— выявить особенности управления ресурсами на муниципальном уровне;
— провести анализ технологий управления ресурсами в практике муниципального управления;
Содержание
Введение…………………………………………………3
Глава1 Понятие, сущность и виды социальных ресурсов………………………………………………….5
1.1 Разновидности социальных ресурсов…………………………………….9
Глава 2 Финансовые ресурсы муниципального образования……………………………………………16
2.1 Финансы муниципального образования…………………………………17
2.2 Понятие местного бюджета……………………………………………18
2.3 Расходы местных бюджетов……………………………………………..19
2.4 Доходы местных бюджетов………………………………………………20
ГЛАВА 3 Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне………….25
3.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях………………………………………………………………………….25
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….27
3.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения…….30
Заключение……………………………………………33
Список используемых источников……………. 36
Работа состоит из 1 файл
Курсовик Дунаев.doc
Законодательство о местных финансах должно совершенствоваться на основе следующих принципов:
— четкого разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
— повышения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
— повышения заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности [15, стр. 132].
Необходимо законодательно установить на федеральном уровне предельно допустимый дефицит местного бюджета, который не должен превышать фиксированной величины, исчисляемой в процентах. Эта мера должна заставить субъекты Российской Федерации установить для муниципальных образований собственные нормативы отчислений от региональных налогов и будет способствовать сбалансированности местных бюджетов. Прежде всего, неэффективность бюджетной системы России отчетливо проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения — достаточным финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным обусловливают необходимость разработки мер с целью «укрепления финансовых основ местных бюджетов, закрепления в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет». Это в современных условиях — одна из актуальных проблем развития бюджетного федерализма, а незавершенность реформы бюджетной системы России выступает подлинной угрозой безопасности не только отдельных территорий, но и страны в целом. Анализ процесса стабилизации экономического и социального положения в регионах России сквозь призму целенаправленной работы по укреплению территориальных финансов и совершенствованию управления ими позволяет сделать вывод о рассогласованности усилий, архаичности подходов и недостаточной системности при разработке решений в развитии бюджетного федерализма и публичных финансов. Прежде всего, необходима разработка моделей управления муниципальными финансами, призванных обеспечивать устойчивое финансово-бюджетное равновесие в муниципальных образованиях, организация рационального движения потоков финансовых ресурсов, развитие финансового потенциала муниципального образования на основе финансовой реструктуризации предпринимательских структур в регионе.
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы Российской Федерации. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему. При этом в местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу. Вопросы регулирования межбюджетных отношений в социальной сфере, в условиях, когда основные социальные функции, — образование, здравоохранение, обеспечение жильем, выплата детских пособий, пособий по нуждаемости и др., — передаются с федерального уровня на региональный и далее в ведение муниципалитетов, приобретают особенно важное значение и требуют детальной проработки. При написании курсовой работы были выполнены следующие задачи:
— ознакомление с теоретическими аспектами социальных ресурсов и муниципальных финансов в Российской Федерации;
— выяснение специфики деятельности финансовой политики муниципального образования;
— изучения механизма участия местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.
Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации — муниципальные образования. В условиях финансовой нестабильности и необходимости восстановления и совершенствования контроля за исполнением бюджетов особую актуальность приобретают муниципальные балансовые построения, делающие их прозрачными, отражающие социально-экономические, финансовые и кредитно-денежные отношения и позволяющие удовлетворить информационные потребности органов власти: и населения. Не менее актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования. Модели и инструменты управления финансовыми потоками муниципального образования должны вбирать весь спектр легитимных источников финансирования, технологий финансово-экономического анализа и управления, институтов, адаптированных к функциональной деятельности муниципалитета крупного города и прежде всего бюджетно-финансовый менеджмент, проектное финансирование, SWOT — анализ, институты казначейства, программные продукты на базе научно обоснованных бюджетных технологий. Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюджетов. Необходимо:
— обеспечить четкое разделение муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;
— каждой категории расходов должны соответствовать достаточные доходы.
В равной мере актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и расходов для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования.
Важным направлением исследования представляется разработка технологий казначейского управления муниципальными финансами, анализ опыта внедрения автоматизированной казначейской муниципальной системы, порядка формирования особого алгоритма управления денежным оборотом муниципального образования на базе небанковской кредитной организации, позволяющей радикально повысить управляемость денежным оборотом, высвободить часть дополнительных бюджетных средств. Следует отметить, что совершенствование управления муниципальными финансами все еще отличает фрагментарный подход, а достижение финансовой стабилизации в экономике неоправданно отрывается от процесса оздоровления финансов муниципальных образований. Таким образом, возникает актуальная необходимость в теоретико-методологической и практической разработке такого финансового механизма, который стимулировал бы развитие производства и экономической активности, а также экономию ресурсов, обеспечение эффективного использования средств в рамках новой парадигмы управления финансами территориальных образований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ
1 Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ЮНИТИ, 2006.
2 Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева. – М.: Обществ. научн. фонд, 2005.
3 Бюджетная система России: учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007
4 Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. — №107.- Ст.4992
5 Европейская Хартия местного самоуправления. // Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. — М.:2008.- №52. – Ст.7803
6 Ковешников, Е.М. Муниципальное право: учебник / Е.М. Ковешников. — М.: Норма, 2004
7 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг,2009.- 40с.
8 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации : учебник / О.Е. Кутафин – М.: ЮНИТИ,2004.
9 Местное самоуправление: технологии социально- экономического роста: учебник / под. ред. А.Г. Воронина.- СПб., Изд- во СПб ун-та,2008
10 Мороз Т.А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно- целевого метода / Т.А. Мороз.- М.: Экмос, 2007
11 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собр. законодательства РФ. — 1998.- №198. – Ст. 5925.
12 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. // Собр. законодательства РФ. — 1995.- №65.- Ст. 3251.
13 Основы муниципальной экономики: учеб. пособие / М.Б. Горный, А.Т. Ошурков, Н.И. Скрябина; науч. ред. М.Б. Горный.- М.: Весь Мир, 2008
14 Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики: учебник / Т.А. Позднякова.- СПб.: ун-т Экономики и финансов, 2009
15 Поляк Г.Б. Финансы муниципальных образований / Г.Б. Поляк.– М.: Финансы и статистика, 2001
16 Сергеев Л.И. Региональные финансы и кредит: учебник / Л.И. Сергеев. М.: Проспект, 2008