Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация муниципальных образований

Классификация муниципальных образований

Лекция 9. Курс: Муниципальное управление и территориальное планирование»

3.2. Классификации муниципальных образований и поселений.

Правовой статус муниципального образования определен законодательно и представляет собой весьма емкую правовую категорию, объединяющую такие относительно самостоятельные элементы, как городские и сельские поселения, городской округ, муниципальный район и характеризует территориальную социально-экономическую целостность. Наличие такого большого числа муниципальных образований (более 11000) вызывает объективную необходимость в их классификации. Муниципальные образования можно классифицировать по различным признакам: численности населения; нормативно-правовому статусу; функциональному критерию; характеру застройки, степени урбанизации и др. (табл. 3.1).

Классификация муниципальных образований

Классификационный признакВиды муниципальных образований
Нормативно-правовой статусМуниципальные районы, городские округа
Тип поселенияГородские, сельские
Численность населенияМалые, средние, большие
Функциональный критерийМногофункциональные, монофункциональные, производственные, курортные и др.
Бюджетообразующий потенциалРеципиенты, доноры

По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяются на муниципальные районы и городские округа.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

По типу поселения разделяются муниципальные образования разделяются на городские и сельские.

Городское поселение — город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Функциональный критерий важен для оценки экономического потенциала развития муниципального образования. Многофункциональные муниципальные образования характеризуются концентрацией различных видов производств, размещением важнейших коммуникационных узлов (железнодорожных, автомобильных и др.), отличаются развитой банковской и финансовой структуры. Как правило, такие муниципалитеты являются столицами и центрами субъектов Федерации.

Монофункциональные муниципальные образования характеризуются размещением на их территории одного или двух крупных предприятий, например металлургической или перерабатывающей индустрии. Как правило, преобладающая часть таких этих муниципалитетов характеризуется экономической неустойчивостью.

Субъекты Российской Федерации подразделяются на регионы-реципиенты и регионы-доноры, что вызвано необходимостью более или менее выровнять уровни развития территорий. Регионы-реципиенты (или «дотационные») получают из федерального бюджета трансферты – безвозмездные дотации. Регионы доноры платят налоги, удовлетворяют собственные потребности и делятся с другими регионами частью своих доходов. По аналогии с подразделением регионов, муниципальные образования также различаются на муниципалитеты – доноры и муниципалитеты – реципиенты. К муниципальным образованиям донорам относятся муниципалитеты, в которых уровень собственной бюджетной обеспеченности превышает средний уровень по субъекту Федерации. В муниципальных образованиях – реципиентах уровень собственной бюджетной обеспеченности жителя меньше среднего уровня обеспеченности субъекта Федерации. Следует также отметить, что методика разделения муниципальных образований на доноры и реципиенты в настоящее время находится в стадии отработки и совершенствования [Дудко].

В международной практике нет единого подхода к выделению городов и их классификации. В одних странах используются административные критерии, законодательно закрепляемый статус и др. Для сопоставимости анализа данных (рождаемость, смертность, доход на душу населения и др.) в мировых масштабах Организация Объединенных наций (ООН) условно считает городами все населенные пункты с численностью населения более 20 тыс. человек. В России принята классификация по численности проживаемого населения. В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

  • сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);
    крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек)
  • крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
  • большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);
  • средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);
  • малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);
  • крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);
  • большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);
  • средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);
  • малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

В зависимости от типа поселения устанавливаются вид и содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Наиболее существенным является различие между городским и сельским муниципальным образованиями, которое определяется различием видов хозяйственной деятельности, от которых зависят уклад жизни, форма расселения и материально вещественная структура. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в таблице 3.2.

Основные различия между городскими и сельскими поселениями (по В.Б.Зотову)

п/пСельское поселениеГородское поселение1.Правовой статус сельского поселенияПравовой статус городского поселения или городского округа.2.Преобладание сельскохозяйственных видов занятостиГородские виды занятости.3.Характер застройки: малоэтажная, индивидуальные или блокированные дома, возможны фермы, недалеко удаленные от жилой застройки.Характер застройки: плотная, высотная, многоквартирные дома, производственные зоны.4.Инженерная инфраструктура полностью или частично децентрализована и поддерживается самими жителямиИнженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами5.Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ жителей.Место работы, ограничивающее трудовую деятельность.6.Транспортные передвижения на короткие расстояния, временные затраты на которые незначительны.Транспортные передвижения на значительные расстояния, требующие значительных временных затрат.

Читать еще:  Государственные и муниципальные финансы курсовая

Интенсивность видов жизнедеятельности человека во времени и в пространстве различна, поэтому в ходе градостроительной эволюции в границах пространственной структуры города (т.е. в пределах его территории) сформировалась его функциональная структура, элементами которой стали фрагменты городской территории с преобладающим типом жизнедеятельности. Иначе говоря, на территории города сформировались более или менее четко выраженные функциональные зоны: селитебные (места проживания населения); промышленные, в которых концентрируется основное число промышленных предприятий; рекреационные — места сосредоточения ценных природных объектов (реки, внутригородские естественные водоемы, лесопарки и т.п.). Как правило, в центре любого города сосредоточены органы власти и управления, учреждения культуры, крупнейшие предприятия торговли, что позволяет выделить его в особую функциональную зону. Наличие преимущественных видов жизнедеятельности, равнозначно преобладающему характеру использования того или иного фрагмента территории, позволяет осуществить функциональное зонирование городской территории. Таким образом, территориальная зона – это оконтуренная замкнутыми линиями части территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством и иным законодательством Российской Федерации и её субъектов, а также установлены градостроительные регламенты.

Функциональное зоны в совокупности с транспортными магистралями, которые являются связями системы, образуют планировочную структуру города.

Классификация муниципальных образований

По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяют на муниципальные районы и городские округа. Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

По типу поселения разделяются муниципальные образования разделяются на городские и сельские. Городское поселение — город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы

59.Экономическая основа местного самоуправления

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Экономическая основа МСУ – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией имущественных прав МО.

В соответствии с законодательством (см. главу 8 Закона № 131-ФЗ) экономическую основу МСУ составляют:

– находящееся в муниципальной собственности имущество;

– средства местных бюджетов;

– имущественные права МО.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения.

Характеристика местных бюджетов как инструмента экономического регулирования. Доходная и расходная составляющие местного бюджета

См. вопрос 44

Основные функции бюджетной системы страны.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1. перераспределение ВВП

2.фин. обеспечение бюд. сферы и осущ. соц. политики гос-ва

4. контроль за образованием и использ. централизованного фонда денежных средств

5. гос.регулирование и стимулирование экономики

Распределительная функция бюджета является основной, она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровню государственной власти и управления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1. образование доходов бюджета

2. использование бюджетных средств (расходы бюджета)

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения.

Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо в результате перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на обеспечение выполнения задач и функций государства. Через расходы бюджета финансируются бюджетополучатели.Одновременно с распределительной функцией действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 338 ;

Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 29.05.2016 2016-05-29

Статья просмотрена: 1605 раз

Библиографическое описание:

Воронин, Н. М. Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики / Н. М. Воронин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 642-644. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30941/ (дата обращения: 07.04.2020).

Читать еще:  Система муниципальных финансов

Правовой статус муниципального образования законодательно определен и представлен в весьма емкую правовую категорию, элементы которой относительно самостоятельны и характеризуют территориальную социально — экономическую целостность. Муниципальные образования можно классифицировать по различным признакам: численности населения, нормативно- правовому статусу, отраслевому признаку и т. д.

Классификация муниципальных образований

Классификационный признак

По видам муниципальных образований

Нормативно-правовой статус (в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальный район, городской округ

Крупные (от 500000), малые (до 100000), средние(100000–500000)

(функциональный критерий) отрасли производства

Аграрные, промышленные, курортные

Тип поселений (в соответствии ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

По нормативно-правовому статусу муниципальные образования подразделяют на муниципальные районы и городские округа.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района иорганы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

По типу поселения разделяются муниципальные образования разделяются на городские и сельские.

Городское поселение — город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. Численность населения не менее 1000 человек.

Функциональный критерий важен для оценки экономического потенциала развития муниципального образования.Многофункциональныемуниципальные образования характеризуются концентрацией различных видов производств, размещением важнейших коммуникационных узлов (железнодорожных, автомобильных и др.), отличаются развитой банковской и финансовой структуры. Как правило, такие муниципалитеты являются столицами и центрами субъектов Федерации.

Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления вРоссийской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не в ходят в систему органов государственной власти. Эта норма говорит о том, что любое вмешательство государства в дела муниципалитета недопустимо.

Деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ранее действующий Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал лишь один обязательный орган местного самоуправления, который должен быть в каждом муниципальном образовании: представительный орган местного самоуправления (при этом он мог быть заменен сходом граждан в небольших муниципальных образованиях). Действующий Федеральный закон № 131-ФЗ по-новому решает вопрос о наличии в структуре органов местного самоуправления обязательных органов, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов формирования и деятельности органов местного самоуправления, в сравнении с Федеральным законом 1995 г. [4; с.228]

При этом если Федеральный закон № 154-ФЗ оставлял порядок определения населением структурных элементов за субъектом Федерации, то Федеральный закон № 131-ФЗ сам устанавливает этот порядок. Структура органов местного самоуправления, согласно этому Закону, может определяться двояким образом: населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, — на сходе граждан) или представительным органом вновь образованного муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования [2].

До 2014 года в Российской Федерации выделяли пять типов муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, внутригородская территория города федерального значения. Федеральным законом от 24 мая 2014 года № 136 -ФЗ было введено еще два типа муниципальных образования: внутригородской район, городской округ с внутригородским делением.

Таким образом, в современной российской эволюции местного самоуправления можно выделить три этапа:

На этом этапе происходит становление российского государства после развала СССР. Принята новая Конституция РФ 12 декабря 1993 года в которой были закреплены принципиально новые основы местного самоуправления.

Этап становления местного самоуправления в РФ.

Данный этап непрерывно связан с принятием первого федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Тенденции развития местного самоуправления быстро менялись. Действующий на тот момент федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154 –ФЗ устарел. В 2003 году был принят абсолютно новый закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г. с одноименным названием «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Процесс реформирования не закончен и на данный момент. Вносится множество поправок и дополнений в федеральный закон, но все же в длительной перспективе заметно светлое будущее российского местного самоуправления.

Перспективы развития местного самоуправления всовременной России.

Система органов местного самоуправления — это организационно упорядоченная совокупность органов местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования, закрепленных в действующем законодательстве, имеющих самостоятельный статус, обладающих собственной компетенцией, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и объединенных едиными целями и задачами по решению вопросов местного значения в интересах населения.

Дефицит местных бюджетов и определяющая доля межбюджетных трансфертов в их доходах не позволяют им в полной мере проявлять свою роль в развитии муниципальных образований. Однако по мере укрепления экономики, расширения доходной базы и повышения статуса местного самоуправления, возрастания роли муниципального образования в решении конкретных проблем и нужд населения значение местных бюджетов будет возрастать. В связи с этим необходимо совершенствовать и укреплять финансовую базу органов самоуправления, основу которых составляют местные бюджеты.

Читать еще:  Государственный муниципальный кредит выполняет функции

Необходимо так же отдельно рассмотреть вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между муниципальными районами и поселениями. В настоящее время в Федеральном законе № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения поселения сохранить в основном для городских поселений, а перечень вопросов местного значения сельских поселений свести к минимуму, ограничив его вопросами обустройства и содержания территорий. Необходимо также существенно сократить объем финансовой и статистической отчетности для сельских поселений. Значительная честь рабочего времени работников сельских администраций уходит на написание отчетной документации. Одновременно предоставить право высокоэффективным сельским поселениям по соглашению с муниципальными районами принимать на себя решение отдельных дополнительных вопросов местного значения с предоставлением субвенций на их исполнение из бюджетов муниципальных районов.

Система формирования доходной базы муниципальных бюджетов не позволяет в полной мере реализовать возможности бюджета, количественно и качественно влиять на муниципальную экономику. Учитывая, что огромная часть социальных и экономических расходов государства финансируется именно за счет средств местных бюджетов, бюджеты муниципальных образований должны выступать в качестве экономического регулятора, способствующего установлению оптимальных пропорций общественного производства в территориальном масштабе, стимула развития и структурной перестройки экономики, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, оживления предпринимательства на местах.

В современной России развитие местного самоуправления возможно только в результате достаточного финансового обеспечения муниципальных образований, социальной поддержки населения, а также развития культурных ценностей и самоорганизации населения проживающих на территории муниципальных образований.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 22. — Ст. 2770.
  4. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. С. 228–229.

Типы муниципальных образований

Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:

1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления.

Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение — поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

В соответствии с законом о местном самоуправлении границы муниципального района устанавливаются с учетом:

1) необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,

2) необходимости создания условий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

3) транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

До 1 января 2005 года в Ростовской области были приняты необходимые областные законы: установлены границы муниципальных образований, наделены соответствующим статусом поселения, муниципальные районы и городские округа.

При образовании новых территориальных структур учитывался и принцип пешеходной доступности до центра муниципального образования, и численность населения, и предполагаемая налоговая база. Если два малочисленных поселка расположены рядом, и позволяет инфраструктура, они объединялись в одно муниципальное образование.

В рамках муниципальной реформы на Дону создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 17 городских и 391 сельское поселение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector