Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный муниципальный кредит выполняет функции

newinspire

Понятие, функции, цели государственных и муниципальных кредитов

Понятие государственных и муниципальных кредитов

Государственные и муниципальные кредиты представляют собой финансовые отношения, по которым РФ, субъекты РФ или муниципальные образования становятся кредиторами или заемщиками.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены или предоставлены РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, международным организациям в пределах, установленных правовыми актами соответствующего уровня законодательной власти.

Государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у них возникают соответствующие финансовые отношения.

Условиями кредитного договора являются:

• срок предоставления или получения кредита;

• условия обеспечения возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование кредитом;

Функции государственных и муниципальных кредитов

Государственные и муниципальные кредиты выполняют функции : перераспределительную, регулирующую, учетную и контрольную.

Основной функцией кредита является перераспределение денежных ресурсов для нужд социально-экономической деятельности.

Источниками кредитов, ввиду отсутствия специальных централизованных кредитных фондов, являются средства федерального и территориальных бюджетов.

Перераспределение средств осуществляется между звеньями:

— федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

— региональными бюджетами и местными бюджетами;

— финансово-кредитными организациями и бюджетами всех уровней бюджетной системы;

— иностранными государствами, международными организациями, кредитными иностранными организациями, юридическими, физическими лицами и федеральным (региональным) бюджетом;

— бюджетами всех уровней бюджетной системы и физическими и юридическими лицами и т. д.

Регулирующая функция кредита проявляется при выделении бюджетных ресурсов на возвратной, платной и безвозмездной основе, а также при получении РФ займов от международных валютных фондов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ, реструктуризации экономики, приватизационных мероприятий и т. д.

Учетная и контрольная функции кредита проявляются на всех уровнях бюджетной системы. Необходимость учета и контроля вытекает из самой природы кредита.

Формами контроля кредита являются:

• контроль за движением кредитных средств, осуществляемый через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием кредитов;

• контроль за выполнением принятых обязательств согласно кредитному договору.

Цели государственных и муниципальных кредитов

Целями государственного и муниципального кредитования являются:

— решение проблем финансирования бюджетного кредита;

— проведение финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий регионов;

— поддержка приоритетных секторов экономики и видов деятельности территориальных образований;

— поддержка территориальных образований в разрешении социально-экономических задач.

Законом о бюджетах утверждаются:

• суммы погашения и выплаты по процентам по долгам иностранным государствам;

• размеры долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых РФ и субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в том числе странам СНГ.

Государственные кредиты можно классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние кредиты — это форма государственного кредита предоставления финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе под инвестиционные проекты за счет бюджетных средств.

Внешние кредиты — это форма государственного кредита предоставления РФ финансовых средств иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Функции и цели государственного и муниципального кредита

1.Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью под­держки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный цен­трализованный фонд государственного кредитования. Его ис­точником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые сред­ства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет так­же регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджет­ных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделен­ных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мульти­пликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Рос­сией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

Читать еще:  Виды государственных и муниципальных поступлений

С помощью регулирующей функции государство воздейству­ет на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функ­цию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функ­ций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляе­мых через органы федерального казначейства или упол­номоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выде­ленных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного само­управления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неот­ложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и ви­дов деятельности.

Долговые обязательства и активы.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кре­диторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъек­том РФ, муниципальными образованиями как кредиторами состав­ляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматри­вается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструк­туризация долга иностранных государств перед Российской Фе­дерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному госу­дарству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Законом о бюджете утверждаются:

•суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• размер долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международ­ным организациям, за исключением государственных креди­тов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государ­ствам — участникам СНГ;

• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как пра­вило, при условии выполнения ими обязательств по уплате про­центных платежей и сумм в погашение основного долга по ра­нее предоставленным кредитам.

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям креди­ты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным органи­зациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государ­ственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств феде­рального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наимено­вания получателей, общего объема, а также кредитов, предос­тавленных в данном финансовом году.

Договоры о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государствен­ных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федераль­ным законом о федеральном бюджете, заключаются только по­сле внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Рос­сийской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

1) если предусмотренные этими договорами государствен­ные кредиты не включены в программу предоставления Россий­ской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

Читать еще:  Источники формирования бюджетов муниципальных образований

3) других, предусмотренных законодательством.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 15.1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственный и муниципальный кредит

Понятие государственного и муниципального кредита, их функции

Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.

Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.

К условиям кредитного договора относятся:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Сроки предоставления кредита;
  • Сроки получения кредита;
  • Все обязанности сторон;
  • Условия возврата займа;
  • Размеры процентной ставки за пользование займом;
  • Иные условия.

Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:

  • Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
  • Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
  • Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.

Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:

  • Добровольный характер подобных отношений;
  • Платный и возвратный характер;
  • Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
  • Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
  • Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.

Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:

  1. Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
  2. Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.

Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.

Государственный и муниципальный долг

Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.

Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.

Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.

Читать еще:  Государственные и муниципальные финансы 2020

Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
  • Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
  • Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Классификация государственных займов

Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:

  1. По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
  2. По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
  3. По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
  4. По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
  5. По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
  6. По своей форме: облигационные и безоблигационные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector