Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный и муниципальный заказ риски

Государственный и муниципальный заказ риски

Издание посвящено вопросам организации противодействия коррупции в си¬стеме государственных и муниципальных закупок. Наряду с отечественным анализируется и зарубежный опыт по данной тематике. Даны практические рекомендации по разработке и построению антикоррупционной системы в области госзакупок.

При размещении государственных и муниципальных заказов в большинстве случаев предполагается проведение какой-либо конкурентной процедуры, предполагающей объективный выбор наилучшего предложения из нескольких поступивших. Однако в некоторых случаях ответственные сотрудники заказчиков име­ют возможность обеспечить победу конкретного участника раз­мещения заказа, пообещавшего наибольшие «комиссионные» со сделки [В российских СМИ комиссионное вознаграждение ответственных сотрудников госу­дарственных и муниципальных заказчиков за помощь в получении государственного заказа получило неофициальное название «откат»]. Таким образом, можно констатировать наличие в систе­ме государственных и муниципальных закупок значительных коррупционных рисков.

Коррупционные риски возникают на всех этапах государствен­ных и муниципальных закупок. Рассматривая процедуру разме­щения заказа укрупненно, можно выделить следующие основные этапы: формирование заказа, размещение заказа и исполнение контрактов. Остановимся на каждом из них и проанализируем их с точки зрения потенциальных возможностей для обеспечения победы «нужного» поставщика.

На стадии формирования заказа коррупционные риски возни­кают при:

  • определении приоритетов заявок государственных заказчи­ков на закупку;
  • исследовании приоритетов рынка;
  • выборе способа размещения заказа;
  • формировании плана-графика закупок.

Возможные нарушения на этапе формирования заказа иллюс­трируются в таблице 1.

Определение приоритетов заявок на закупку
  • Расстановка мнимых приоритетов по предмету, объемам, срокам удовлетворе­ния потребности.
  • Лоббирование инвестиций в «нужную» сферу бизнеса.
  • Определение круга и места располо­жения потребителей заказа, объема по­требления.
  • Определение объема необходимых средств.
Исследование приоритетов рынка
  • Необоснованное расширение (ограни­чение) круга возможных поставщиков.
  • Необоснованное расширение (суже­ние) круга удовлетворяющей потребности продукции.
  • Необоснованное расширение(ограни­чение) упрощение (усложнение) необхо­димых условий контракта и оговорок отно­сительно их исполнения.
  • Необоснованное завышение (заниже­ние) цены объекта закупок.
Выбор способа размещения заказа
  • Необоснованное усложнение (упроще­ние) процедур определения поставщика.
  • Неприемлемые критерии допуска и от­бора поставщика, отсутствие или размытый перечень необходимых критериев допуска и отбора.
  • Неадекватный способ выбора размеще­ния заказа по срокам, цене, объему, особен­ностям объекта закупки, конкурентоспособ­ности и специфики рынка поставщиков.
Формирование плана-графика закупок
  • Необоснованное сокращение срока: может только та компания, которая либо имеет инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт.
  • Размещение заказа аврально в конце года (квартала). В этом случае велик риск сговора как с благими целями (отдать кон­тракт надежному поставщику, который его доделает), так и с коррупционными (отдать контракт под большой «откат» с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при авральной приемке).
  • Необоснованное затягивание или ус­корение процесса размещения заказа.

На этапе размещения заказа коррупционные риски возникают:

  • в ходе разработки документации;
  • при размещении извещения о закупке;
  • в период подготовки заявок участниками;
  • на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
  • при рассмотрении заявок;
  • в процессе оценки и сопоставлении заявок;
  • при заключении контракта.

Возможные нарушения на этапе размещения заказа иллюст­рируются в таблице 2.

Разработка документации
  • Несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (за­кладываемое в ТЗ качество продукции яв­но не соответствует (ниже) цены продук­ции, заложенной в проект контракта).
  • «Заточенность» спецификации под конкретного поставщика.
  • Несоответствие закупаемого объекта имеющимся ресурсам, в том числе персоналу.
  • Техническое задание на объект закуп­ки не учитывает цену владения объектом и длительность жизненного цикла объекта.
  • Критерии отбора поставщика, условия контракта неприемлемы для большей час­ти поставщиков данного объекта закупки.
  • Размытость (неясность, неконкрет­ность) и противоречивость условий опре­деления поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта за­купки, гарантийных условий.
Размещение извещения о закупке
  • Размытость (неясность, неконкрет­ность) и противоречивость предмета за­купки, объекта закупки и основных усло­вий контракта.
  • Мистификация, подмена предмета контракта.
  • Объединение в одно размещение за­каза разных предметов и объектов закуп­ки.
Подготовка заявок участниками
  • Предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяс­нений ссылками на документацию о закуп­ке.
  • Прямые контакты и переговоры с по­ставщиком.
  • Дискриминационные разъяснения или изменения в документацию.
Процедура вскрытия конвертов с заявками
  • Оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов.
  • Сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов.
  • Оглашение несуществующей инфор­мации о закупке.
  • Подлог, добавление, изъятие, непри­нятие заявок на участие в конкурсе.
Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок
  • Необоснованная дискриминация в от­ношении поставщиков.
  • Необоснованные преференции по­ставщикам.
  • Разное отношение к разным участни­кам размещения заказа (по одинаковым (схожим) условиям предложений постав­щиков: одни из них допускаются, другие — нет).
  • Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к разме­щению заказа, критериев отбора.
Заключение контракта
  • Затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа.
  • Необоснованные изменения условий контракта.
  • Затягивание (ускорение) заключения контракта.
  • Запрос недопустимых или необъяв­ленных документов и сведений при заклю­чении контракта.
  • Необоснованный отказ от заключения контракта.

На этапе исполнения контракта коррупционные риски воз­никают:

  • при администрировании контракта;
  • при приемке объекта закупок;
  • в гарантийный период.

Возможные нарушения на этапе исполнения контракта иллю­стрируются в таблице 3.

Администрирование контракта
  • Необоснованно жесткое администри­рование исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятель­ность поставщика.
  • Затягивание предоставления инфор­мации, необходимых материалов для ис­полнения заказа со стороны заказчика.
  • Обременение контракта дополнитель­ными необъявленными условиями.
  • Необоснованное отвлечение постав­щика от исполнения контракта.
Приемка объекта закупок
  • Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продук­ции по контракту.
  • Необоснованное затягивание (ускоре­ние) приемки и оплаты по контракту.
Гарантийный период
  • Отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств.
  • Необоснованные претензии по объе­мам и срокам гарантий.
  • Изменение заказчиком условий гаран­тийного обслуживания.
  • Игнорирование гарантийного периода.

Подробная регламентация процедуры размещения государст­венных и муниципальных заказов и система контроля, прямо пре­дусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , а также введение в КоАП РФ штрафных санкций за нарушения при размещении заказов, привели к тому, что большая часть кор­рупционных рисков в российских госзакупках сместилась на эта­пы формирования заявок и исполнения контрактов.

В научной литературе встречаются два вида индикаторов, сиг­нализирующих о коррупционной пораженности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления: сигнальные индикаторы и социально-нейтральные индикато­ры поведения и деятельности должностных лиц.

Наиболее распространенные сигнальные индикаторы кор­рупции в госзакупках можно представить следующим образом:

  • режим наибольшего благоприятствования при подготовке и (или) рассмотрении заявки конкретного участника размещения заказа;
  • неоднократные победы конкретной фирмы или аффилиро­ванных фирм в торгах одного и того же заказчика в течение дли­тельного времени;
  • выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;
  • заключение долгосрочных контрактов на поставки продук­ции на заведомо невыгодных для заказчика условиях;
  • отсутствие штрафных или иных гражданско-правовых санк­ций в заключаемых контрактах и (или) неприменение их в случа­ях нарушения договорных обязательств поставщиком;
  • большое количество искажений в экономических расчетах, приводящее к значительному завышению реальной стоимости закупаемой продукции;
  • значительные корректировки стоимости закупаемой про­дукции на этапе исполнения контракта.

К социально-нейтральным индикаторам можно отнести сле­дующие признаки коррупционного поведения:

  • частые и длительные приватные переговоры с потенциаль­ными поставщиками;
  • необоснованное резкое изменение материального благососто­яния ответственных должностных лиц организации-заказчика;
  • отсутствие у ответственных должностных лиц организации- заказчика «свободного времени», отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях в период проведения круп­ных закупок;
  • «подбрасывание» ответственных должностных лиц организа­ции-заказчика после работы домой транспортом сторонних лиц;
  • неожиданный интерес к работе сотрудников или подразде­лений, не входящих в непосредственную компетенцию должност­ного лица, отвечающего за размещение заказа (вмешательство в работу других);
  • получение дорогостоящих подарков от потенциальных по­ставщиков на дни рождения и иные праздники;
  • неожиданная смена точки зрения на рассматриваемые во­просы;
  • обособленный, скрытный, замкнутый образ жизни;
  • необъяснимо дорогостоящий досуг (посещение элитных ноч­ных клубов, ресторанов, баров, казино и т.п.).

Признаками, указывающими на наличие коррупционных схем при размещении государственных и муниципальных заказов, мо­гут служить:

  • необоснованное и частое размещение заказов у единственно­го поставщика;
  • осуществление закупок при отсутствии реальной необходи­мости;
  • игнорирование действующего законодательства о размеще­нии заказов, ведомственных норм и регламентов;
  • действия за рамками служебных обязанностей, присвоение чужих полномочий;
  • введение дискриминационных условий в документацию о размещении заказа, техническое задание и проект государствен­ного контракта;
  • нарушения условий конфиденциальности;
  • необоснованное отклонение заявок участников размещения заказа;
  • максимальное использование субъективных критериев при рассмотрении и оценке поступивших заявок;
  • необоснованные преференции в отношении конкретного уча­стника размещения заказа;
  • присуждение контракта заявкам с более высокими ценами;
  • увеличение цены контракта на этапе его заключения или ис­полнения;
  • наличие фактов оплаты сомнительных счетов или вообще без счета;
  • проблемы на этапе исполнения контракта: низкое качество, срывы сроков и т.п.

Рассмотренные выше индикаторы и признаки могут быть ис­пользованы при разработке методики и проведении мониторинга коррупционных рисков в сфере государственного и муниципально­го заказов. Вместе с тем профиль деятельности конкретного госу­дарственного или муниципального заказчика может потребовать разработки дополнительных признаков коррупционных наруше­ний, специфичных для конкретной отрасли, региона или ведомства.

Методика определения коррупционных рисков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика

Приложение к приказу

министра экономического развития

определения коррупционных рисков при размещении заказов

на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

для нужд заказчика

1. Методика определения коррупционных рисков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика (далее — Методика) разработана в соответствии с п. 2.3 протокола заседания комиссии по противодействию коррупции по вопросам реализации на территории области Федерального закона от 01.01.2001 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

1.2. Настоящая Методика содержит критерии определения коррупционных рисков на каждом этапе размещения заказа при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика и предназначена для использования в работе заказчиками области.

1.3. Коррупционные риски — это заложенные в системе размещения государственного и муниципального заказа вероятные возможности для действий (бездействия) должностных лиц и рядовых сотрудников, направленные на злоупотребление служебным положением, получением выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также обстоятельства, провоцирующие должностных лиц заказчика на незаконное извлечение материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных обязанностей.

1.4. Наличие нижеуказанных критериев при размещении заказа позволяет судить о возможной коррупционной составляющей закупки.

1.5. Термины и определения, используемые в настоящей Методике, соответствуют положениям Закона.

II. Общие критерии, свидетельствующие о коррупционной направленности процедуры размещения заказа:

— отсутствие достаточных для формирования заявки технических характеристик товаров (работ, услуг);

— наличие описательных характеристик товара (работ, услуг), ведущих к ограничению конкуренции;

— несоответствие наименования размещаемого заказа технической спецификации и проекту контракта;

— наличие в документации обязательных требований к участнику размещения заказа, не предусмотренных Законом;

— установление требования об исполнении обязательств по контракту в невыполнимо короткие сроки;

— отсутствие в проекте контракта условий ответственности заказчика в случае невыполнения своих обязательств;

— многократное внесение изменений в конкурсную (аукционную) документацию, особенно по мере приближения к сроку окончания подачи заявок;

— необоснованное сокращение срока размещения заказа, вследствие чего может участвовать только участник размещения заказа, имеющий инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнивший предлагаемый заказ;

— размещение заказа аврально в конце года (квартала). В данном случае велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его исполнит уже после подписания акта сдачи-приемки и получения средств), так и с коррупционными мотивами (отдать контракт под большой «откат» с получением некачественной продукции, работ, услуг);

— размещение документов, связанных с размещением заказа в отсканированном виде;

— допуск к участию в размещении заказа одного участника или нескольких участников, содержание заявок которых полностью совпадает. При этом по итогам аукциона контракт заключается с минимальным снижением цены.

Определение начальной (максимальной) цены контракта

— использование при расчете начальной (максимальной) цены контракта заведомо завышенных ценовых предложений поставщиков (исполнителей);

— расчет начальной (максимальной) цены контракта без учета ценовых предложений производителей товаров.

Разработка документации о закупке

— несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (закладываемое в техническое задание качество продукции явно не соответствует цене продукции, заложенной в проект контракта);

— разработка спецификации под конкретного поставщика, т. е. включение в документацию требований о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, ограничивающих участие других поставщиков;

— несоответствие закупаемого объекта имеющимся у поставщиков ресурсам (т. е. контракт заведомо предполагает субконтракты с «заказными» организациями);

— неопределенность и противоречивость условий определения поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта закупки, гарантийных обязательств, что дает возможность отобрать «нужного» поставщика, играя на неопределенности условий;

— необоснованное ограничение круга возможных участников размещения заказа;

— необоснованное сужение круга удовлетворяющей потребность продукции;

— необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта и оговорок относительно их исполнения;

— формирование большого перечня требований к товару, не влияющих на функциональные и качественные свойства такого товара;

— включение требований к товарам в различных частях документации о закупке;

— при закупке строительных работ, внесение изменений в проектную документацию путем дополнения сметной документации дополнительными показателями товара, изменения отдельных характеристик товаров с целью усложнения процесса подготовки заявки на участие в закупке;

— отсутствие инструкции о порядке заполнения заявки, прямо указывающей на те характеристики, которые участник должен отразить в своей заявке.

Размещение извещения о проведении закупки

— наличие умышленных орфографических ошибок, описок, а также использование латинских символов в названии предметов закупки, затрудняющих поиск закупки на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов;

— объединение в одном лоте товаров (работ, услуг), функционально и технологически не связанных между собой.

Вскрытие заявок на участие в конкурсе

— оглашение неполной и/или недостоверной информации о предложениях участников конкурса;

— сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов, перезапись аудиозаписи процедуры вскрытия заявок;

— подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в конкурсе.

— затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа;

— необоснованные изменения условий контракта при его заключении;

— затягивание (ускорение) заключения контракта;

— запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений при заключении контракта;

— необоснованный отказ от заключения контракта.

— необоснованно жесткое администрирование контракта заказчиком вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика;

— затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения заказа;

— навязывание поставщику (исполнителю) дополнительных условий исполнения контракта, не оговоренных изначально при его заключении;

— намеренное отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств по контракту либо игнорирование гарантийного периода;

— необоснованные претензии по объему и срокам гарантий;

— изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания.

— необоснованно жесткие (мягкие) или неоговоренные в контракте условия приемки товаров (работ, услуг) по контракту;

— необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по контракту;

— приемка и оплата товаров (работ, услуг), которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют изначально заявленным требованиям контракта;

III. Область и порядок применения настоящей методики

1. Положения Методики рекомендуются к применению государственными и муниципальными заказчиками области относительно ко всем этапам размещения заказа и исполнения контракта: от формирования потребности в закупке и подготовки технического задания до приемки и оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Применение Методики рекомендуется для включения в ведомственные планы заказчиков по противодействию коррупции.

3. Применение Методики вправе осуществлять исключительно должностные лица заказчиков, лично не заинтересованные в результате закупки, и не связанные с самим процессом размещения заказа (юридические службы, контрольно-ревизионные отделы и т. д.).

4. В случае выявления лицами, указанными в п. 3 раздела III Методики, перечисленных критериев, свидетельствующих о коррупционноемкости закупки, информация о такой закупке доводится до сведения руководителя и ответственных должностных лиц заказчика для принятия всех необходимых мер по предотвращению, устранению и недопущению проявлений коррупции в дальнейшем.

Читать еще:  Муниципальные ресурсы пути и источники пополнения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×