Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы муниципального кредитования

Формы государственного и муниципального кредита, их характеристика

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Сущность и значение государственного и муниципального кредита

Лекция 7. Государственный и муниципальный кредит

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита

2. Формы государственного и муниципального кредита, их характеристика

В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса РФ государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Обеспечением государственного долга Российской Федерации полностью и без условий является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

По субъектам заемных отношений различают:

· займы, размещаемые центральными органами управления;

· займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

3.По возможности обращения на рынке:

· нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

· краткосрочные (до года) (векселя);

· среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

· долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств:

· закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

· беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают :

· с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода:

· долговые обязательства с твердым доходом:

· с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

· обязательства с правом долгосрочного погашения;

· без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

· погашение единовременным платежом;

· частями, в том числе равными долями, возрастающими и снижающимися долями.

По срокам образования и погашения различают:

— капитальный государственный долг, под которым понимаются все непогашенные долговые обязательства государства, включая начисленные проценты;

— текущий государственный долг, под которым понимаются долговые обязательства, включая начисленные проценты, срок погашения которых наступает в текущем периоде.

По валюте займа различают:

— внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства государства в иностранной валюте;

— внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства в национальной валюте.

По юрисдикции кредитора различают:

— внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства перед кредиторами, находящимися под юрисдикцией другой страны;

— внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства перед своими гражданами и предприятиями.

Внутренний долг Российской Федерации складывается из:

— основной номинальной суммы долга по государственным ценным бумага Российской Федерации;

— объема основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;

— объема основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерации от бюджетов других уровней;

— объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации.

Внешний долг Российской Федерации складывается из:

— объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

— объема основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг как внешний, так и внутренний возникает вследствие займов. Государство может осуществлять заимствования в форме:

— эмиссии государственных ценных бумаг;

— несекъюритизированных кредитов и займов (заключение кредитных договоров или соглашений о займе).

В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:

— по праву эмиссии выделяют займы, размещаемые центральными и местными органами управления;

— в зависимости от обращения на рынке бывают рыночные и нерыночные займы. Рыночные свободно продаются и покупаются, нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке;

— по типу инвестора различают займы среди физических лиц, среди
юридических лиц, универсальные займы;

— в зависимости от способа начисления дохода займы могут быть процентные (процентный доход), выигрышные (доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций), с нулевым купоном;

— по срокам погашения — краткосрочные займы (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

— по оформлению выделяют облигационные займы (сопровождаются эмиссией государственных облигаций), безоблигационные (оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств).

Читать еще:  Расходные обязательства муниципального образования это

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур. На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций.

Составной частью финансовой политики любой страны является управление государственным долгом. Оно представляет собой взаимоувязанный комплекс обслуживания долгов, т.е. погашения основной суммы и выплаты процентов кредиторам; изменения условий выпущенных займов, конструирования условий новых займов, мониторинга показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношений с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов; реструктуризации долгов; рефинансировании долгов и др.

Управление государственной задолженностью предполагает использование следующих методов:

— конверсия — изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;

— консолидация — увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

— унификация — обмен облигаций нескольких ранее выпущенных займов на облигации нового займа;

-аннулирование государственного долга — государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

К административным методам относятся: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование долга.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1526 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие, формы и значение государственного (муниципального) кредита

Понятие государственного (муниципального) кредита

На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредито­ром, принято называть отношениями в сфере государственного кре­дита.

Государственный кредит наряду с государственным долгом явля­ется достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Государственный кредит как правовая категория — урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям ( международный государственный креди т) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации ( национальный государственный кредит ).

Бюджетный кодекс выделяет:

    1. кредиты кредитных организаций;
    2. бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    3. кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.

Значение государственного (муниципального) кредита

    1. На внутреннем рынке — служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания.
    2. На международной арене — предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Россий­ской Федерации и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты.

Формы государственного (муниципального) кредита

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита (ст. 122 БК РФ):

    • государственный финансовый кредит;
    • государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетно­го кредита, при которой Российская Федерация предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — аген­том Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.

Внешние долговые требования Российской Федерации форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед Российской Федерацией.

В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:

    • реструктуризацию;
    • списание;
    • уступку задолженности иностранных государств перед Рос­сийской Федерацией.

Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Россий­ской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга.

Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Феде­рацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед Российской Федераци­ей подлежат ратификации Государственной Думой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Читать еще:  Государственные и муниципальные расходы

Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

Государственный и муниципальный кредит

Понятие государственного и муниципального кредита, их функции

Под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, возвратной, срочной основе субъектам экономики, иностранным государствам, международным организациям или же осуществляют привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, зарубежных стран и международных организаций. В таких отношениях кредиторы и заемщики с одной стороны РФ, субъекты РФ или же муниципальные образования в правительства и других уполномоченных организаций, а с другой – физические и юридические резиденты, нерезиденты, международные организации и иностранные государства.

Государство через уполномоченный орган исполнительной власти проводит заключение кредитного договора, согласно которому у него появляются соответствующие требования или обязательства.

К условиям кредитного договора относятся:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Сроки предоставления кредита;
  • Сроки получения кредита;
  • Все обязанности сторон;
  • Условия возврата займа;
  • Размеры процентной ставки за пользование займом;
  • Иные условия.

Государственное и муниципальное кредитование преследует следующие основные цели:

  • Решает проблемы финансирования дефицита бюджета;
  • Проводит региональную финансово-кредитную политику, при помощи которой выравниваются социально-экономические условия жизни общества и функционирование экономики региона;
  • Осуществляет поддержку муниципальных образований в разрешении срочных социально-экономических задач, которые находятся в приоритете для экономических секторов и различных видов деятельности.

Источниками государственного и муниципального займа могут служить средства бюджета, заложенные на финансовый год. Не существует никаких специфических кредитных ресурсов. Это и является особенностью муниципального и государственного кредитования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный кредит обладает некоторыми специфическими чертами, к которым относятся:

  • Добровольный характер подобных отношений;
  • Платный и возвратный характер;
  • Если в банковском кредите обеспечением являются материальные ценности, то в случае государственного кредита обеспечением служит имущество, находящееся в государственной собственности;
  • Привлекаемые средства с помощью государственного кредита имеют целевой характер, т.е. направляются на погашение дефицита бюджета;
  • Срочный характер кредита. По Бюджетному кодексу РФ любые государственные долговые обязательства не должны превышать 30 лет, а муниципальные – 10.

Государственный (муниципальный) кредит выполняет следующие функции:

  1. Распределительную, которая состоит в перераспределении денежных средств между экономическими субъектами и бюджетной системой согласно потребностям экономки и целесообразности поддержки той или иной сферы социально-экономической деятельности. Финансовые ресурсы могут перераспределяться между федеральным бюджетом и региональным, региональным и муниципальным, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и др.
  2. Регулирующую функцию, суть которой заключается в том, что при вступлении в кредитные отношения, государство оказывает воздействие на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость. При сознательном использовании государственного кредита в качестве инструмента регулирования экономики, правительство страны может осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения проводится путем размещения займов в различных группах инвесторов. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затрата, то абсолютно сократится наличная денежная масса в обращении.

Помимо двух перечисленных функций, государственный кредит выполняет функцию учета, рационального и целевого использования кредита, контрольную функцию.

Государственный и муниципальный долг

Под государственным (муниципальным) долгом понимается накопленная задолженность страны, ее субъектов и муниципальных образований перед юридическими и физическими лицами, зарубежными странами, международными организациями, которая подлежит погашению в виде основного долга и процентов за него.

Обеспечивается данный долг муниципальной и государственной казной.

Государственный долг может быть внутренним, который выражается в национальной валюте, и внешним, выражающийся в иностранной валюте. Обслуживание и погашение долга проводится в той валюте, в которой он выражен.

Государственный долг РФ включает следующие долговые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными учреждениями, международными финансово-кредитными организациями и иностранными государствами;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг;
  • Договора и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов и ссуд;
  • Договора о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • Соглашения и договора о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Классификация государственных займов

Все государственные займы можно подразделить на группы по следующим признакам:

  1. По сроку действия: краткосрочные и среднесрочные;
  2. По праву эмиссии: выпускаемые правительством страны, правительствами административно-территориальных образований и т.д.;
  3. По признакам субъектов-держателей акций займы могут разделяться на реализуемые среди населения, среди юридических лиц;
  4. По виду выплаты доходов: процентно-выигрышные, выигрышные, беспроцентные;
  5. По методам размещения: добровольные, размещаемые по подписке и принудительные;
  6. По своей форме: облигационные и безоблигационные.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Читать еще:  Государственный или муниципальный долг это

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.

Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольной, возмездной, возвратной основе временно свободных дополнительных денежных средств граждан и организаций.

Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, а так же иных субъектов на условиях добровольности, возвратности, возмездности и срочности для покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Государственный кредит всегда влечет государственный долг. Государственному и муниципальному кредиту присуще признаки, отличающие его от банковского кредита: верховенство должника, т.е. государства; долгосрочность займов; неравенство сторон.

Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и физические лица, а должником – государство. Государственный кредит осуществляется в форме: 1) государственных займов; 2) кредитов, полученных Правительством РФ; 3) других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

На сегодняшний день правомерно говорить и о муниципальном кредите, который формально однотипен с государственным, а по существу отличается от него, т.к. здесь должником является не государство, а муниципальное образование.

Принципы государственного и муниципального кредита: добровольность, возмездность, возвратность, срочность, целевой характер, публичность. При вступлении в подобные отношения действует принцип добровольности, т.е. лица сами решают, вступать ли в них или нет. Однако дальше действует принцип публичности, и отношения становятся императивными, так как государство или муниципальное образование, выступая как должник, в одностороннем порядке устанавливают условия кредита, сроки и правила его погашения. Государственные и муниципальные кредиты могут быть предоставлены РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями.

Функции государственного и муниципального кредита:

1. Распределительная – вторичное перераспределение доходов;

2. Регулирующая – регулирование денежных отношений;

3. Контрольная – контроль за целевым использованием средств.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до

1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все

долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не

могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

1. по праву эмиссии они делятся на:

а) выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-

территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено

3) по признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты, доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают

твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления

процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения

облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей.

Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций

или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не

1. по методам размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке;

в) принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы

применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам

принудительным, поэтому также не применяются;

6. по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы

предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием

соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний выступает в следующих формах:

обращение части вкладов населения в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у ЦБ средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;

казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;

государственные займы характеризуется тем, что свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;

гарантированные займы, т. е. государство гарантирует погашение займа, выпущенного региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, и выплаты процента по ним.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 119 ;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×