Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Долговая политика муниципального образования

Долговая политика: основные направления и критерии ее результативности

Долговая политика — это деятельность органов власти по управлению государственным долгом. Она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов власти по их реализации.

Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий:

— разработку концепции долговой политики;

— определение стратегических направлений, целей и главных задач долговой политики;

— создание адекватного механизма реализации долговой политики;

— управление деятельностью государства по планированию заимствований, организации размещения займов, предоставлению государственных гарантий, поручительств;

— контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.

В соответствии с утвержденной долговой политикой России на 2013 — 2015 гг. ее основными целями являются:

— поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России;

— превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета;

— поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории.

При анализе эффективности долговой политики на уровне субъекта Федерации рассматривается структура полного государственного долга, который состоит из прямого долга, включающего в себя обязательства по кредитам, ссудам и контрактам, а также поручительства и гарантии администрации по кредитам или ссудам, выданным нижестоящим бюджетам или организациям со связанными обязательствами.

Система критериев для оценки эффективности долговой политики представлена на рисунке 8.3.

Проблема эффективности в наибольшей степени актуализируется при рассмотрении приростных характеристик госдолга и размеров платежей по его обслуживанию. В качестве базового показателя при определении эффективности долговой политики по аналогии с центральным уровнем управления логично было бы предложить использовать соотношение суммы накопленного субфедерального государственного долга и годовой величины валового регионального продукта (ВРП).

Рассмотрим показатели, характеризующие эффективность процесса заимствования.

Соотношение долг / доход (ВРП) определяет для территориальных властей возможность погашения платежей по обслуживанию госдолга за счет произведенного регионального продукта данного года и в этом своем качестве отражает аспект общеэкономической ликвидности субъекта Федерации.

Рис.8.3. Система критериев для оценки эффективности долговой политики

Тем самым практическое значение обретают даже единичные (годовые) данные об этом соотношении. Куда более информативны те же показатели за ряд лет. Если увеличение госдолга систематически опережает темпы экономического роста, то возникает парадокс: новые государственные займы субъекта Федерации во все большей степени размещаются в целях рефинансирования старых долгов.

Соотношение величина процентных платежей / доход (ВРП) и его динамика выступают одним из показателей степени эффективности заемного процесса в субъекте Федерации, так как минимизация стоимости обслуживания госдолга относительно ежегодного объема произведенного в регионе продукта или тенденция к такой минимизации на определенном отрезке времени служат критерием степени управляемости субнациональным долгом.

Баланс текущего бюджета означает, что все вновь привлеченные средства направляются в инвестиции. Поэтому логично сопоставлять прирост заимствований в течение рассматриваемого периода (например, финансового года) с объемом инвестиций сектора государственных финансов за тот же период.

Реализация инфраструктурной функции госдолга на субфедеральном уровне предполагает расширение налогооблагаемой базы вследствие активизации хозяйственной деятельности на территории субъекта Федерации и прирост налоговых доходов регионального бюджета, а также прирост бюджетных доходов в целом в рассматриваемом финансовом году.

Реализация социальной функции госдолга на субфедеральном уровне заключается в обеспечении населения бюджетными услугами социального назначения на постоянной основе, поэтому прирост заимствований в течение рассматриваемого периода времени (например, финансового года) целесообразно сопоставлять с бюджетным выходом (budget output).

Соотношение доходность/надежность субнациональных

заимствований становится конкурентным преимуществом в борьбе за средства инвесторов.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль двух важнейших показателей — величины государственного долга и стоимости его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента и темпов экономического роста.

Основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие в результате заимствования. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВРП субъект Федерации теряет возможность дальнейшего экономического роста.

Читать еще:  Государственный и муниципальный кредит шпаргалка

Вторая группа показателей используется в аналитической практике для того, чтобы отразить нагрузку на бюджет и хозяйство региона проводимой на его территории долговой политики. В этом случае наиболее уместно применение как раз традиционных показателей долговой нагрузки, так как соблюдается условие сравнимости уровней долгового бремени субъектов в рамках государства.

К числу наиболее важных показателей, характеризующих уровень долговой нагрузки субъекта Федерации, относятся:

— отношение суммы выплат по обслуживанию долга к величине налоговых поступлений в региональный бюджет (отражает уровень текущей долговой нагрузки на хозяйствующих субъектов и сектор домашних хозяйств в регионе);

— соотношение размеров накопленного (непогашенного) долга и чистых (реальных и финансовых) активов государственного сектора субъекта Федерации (отражает возможность полного погашения долговых обязательств в установленные сроки). Это соотношение обратно пропорционально коэффициенту платежеспособности: чем ниже его значение, тем выше платежеспособность регионального правительства;

— показатель отношения сумм выплат по обслуживанию долга к доходной части регионального бюджета (характеризует обслуживание долга в данном финансовом году) обратно пропорционален коэффициенту ликвидности: чем ниже его значение, тем выше ликвидность долговых обязательств регионального правительства;

— величина накопленного (непогашенного)долга на душу населения (прямо пропорциональна степени зависимости настоящего и будущего социально-экономического развития региона от прошлой долговой политики);

— соотношение процентных и непроцентных расходов бюджета субъекта Федерации (характеризует влияние обслуживания регионального долга на оказание всех других, в том числе и социальных, бюджетных услуг).

Дискуссионным остается вопрос о том. какие пороговые значения должны принимать предложенные показатели, чтобы долговая нагрузка на субъект не была признана чрезмерной, требующей корректировки заемных стратегий территориальных властей. Этот вопрос может считаться открытым и в отношении всех других категорий государственного долга. Например, специалисты Всемирного банка, пользующиеся определенным набором коэффициентов для измерения платежеспособности, считают, что не может быть твердо установленных критических пороговых значений, превышение которых представляло бы угрозу для страны — заемщицы. Однако предложенный ими набор параметров все-таки позволяет разделить должников на страны с умеренным и высоким уровнем задолженности.

По аналогии, для классификации и группировки субъектов Федерации по степени долговой нагрузки целесообразно пользоваться интервальными значениями пяти вышеуказанных показателей.

Многие из предложенных долговых индикаторов тесно связаны или даже входят в число показателей, традиционно применяемых при формировании региональных кредитных рейтингов.

Важное значение для оценки эффективности управления субфедеральными заимствованиями имеет финансовая репутация региона- заемщика. На финансовом рынке она выражается в рейтинге, присваиваемом специальными агентами согласно международным правилам. Кредитный рейтинг региона существенно влияет на долговую емкость и. следовательно, на доступность кредитов и возможные объемы заемных ресурсов для органов управления территорией.

Долговая емкость (профиль заемной мощности) бюджета определяется как превышение доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Этот интервал не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период — превосходить финансовый год.

Фактически долговая емкость бюджета определяет предельные объемы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счет доходов бюджета. Долговая емкость бюджета определяется в рамках системы бюджетного планирования. Границы долговой емкости финансовых рынков для органов субнационального управления могут быть расширены в известных пределах за счет манипулирования ими ценой предложения (доходностью) своих долговых инструментов. Однако, увеличение объемов заимствований под более высокий процент имеет экономический смысл только в том случае, если эффективность конкретных инвестиций (под которые привлекаются средства) в рамках государственного сектора региона (как инвестиций производственного характера, так и инвестиций в человеческий капитал и будущие поколения) окажется выше, чем эффективность инвестиций в другие финансовые инструменты или средняя рентабельность проектов в реальном секторе экономики.

Читать еще:  Методы оценки инвестиционных проектов реферат

Долговая емкость финансовых рынков для администрации субъекта Федерации должна изменяться в диапазоне, удовлетворяющем спрос на инвестиции производственного и социального назначения через заемное финансирование, но не ограничивающем конкурентоспособность других, нежели субфедеральные ценные бумаги, долговых инструментов. Для оценки качества долговой политики субъекта Федерации могут быть рассчитаны следующие индикативные показатели:

-отношение прямого и полного долга к собственным доходам населения. Этот показатель позволяет оценить резервы региона (города) по обслуживанию долга и сравнивать между собой субъекты Российской

Федерации и муниципальные образования с различной социальноэкономической ситуацией;

-соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности. Значительное превышение объема краткосрочной задолженности над долгосрочной негативно влияет на кредитоспособность местной администрации, поскольку свидетельствует о нерациональной долговой политике и отсутствии инвестиционных заимствований;

-доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения администрацией своих обязательств, поскольку бюджеты имеют рублевые источники доходов;

-доля основных составляющих прямого долга в его структуре позволяет оценить приоритеты долговой политики администрации. Считается, что размер и качество долговой нагрузки на бюджет во многом характеризует кредитоспособность администрации, поскольку определяет объем средств, которые должны быть направлены администрацией для своевременного выполнения своих долговых обязательств в полном объеме;

-доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Большие значения свидетельствуют о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, о чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;

-доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки показывает долговую нагрузку администрации по

-доля обслуживания долговых обязательств в структуре долговой нагрузки характеризует выгодность условий заимствования и размер дополнительной нагрузки на бюджет в результате использования заемных средств;

-отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме позволяет оценить техническую способность администрации выполнять

обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение больше нуля означает, что у администрации недостаточно средств для погашения долгов в текущем году и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что заметно повышает кредитный риск.

Оценка эффективности долговой политики может быть существенно ограничена в силу недостаточности имеющейся информации или нехватки специалистов, работающих в этой области. Подобные ограничения часто не позволяют получить данные о субфедеральном государственном долге незамедлительно и в оптимальном виде, поэтому во многих случаях получение адекватной системы данных может быть достигнуто лишь за счет паллиативных решений и с некоторым запаздыванием.

Государственная долговая политика в 2013 — 2015 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Проблемы управления муниципальным долгом

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.10.2019 2019-10-07

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Васильева, А. А. Проблемы управления муниципальным долгом / А. А. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62747/ (дата обращения: 07.04.2020).

В последние годы в нашей стране объем муниципального долга неуклонно растет. Данный фактор негативно влияет на развитие муниципальных образований. Это обуславливает актуальность проблем управления муниципальным долгом в современных условиях. В статье рассматривается понятие муниципального долга, рассмотрены проблемы, которые связаны с управлением муниципальным долгом.

Ключевые слова: муниципальный долг, управление муниципальным долгом, муниципальные образования, муниципальные обязательства, дефицит бюджета.

Долговая политика государства состоит в подержании необходимого, в целом, приемлемого для финансов страны определенного баланса размеров долга, а также различных ресурсов для его непосредственного обслуживания. Основными формами организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе современного федеративного государства можно назвать федеральный (общегосударственный), региональные, а также местные бюджеты [5, с. 136–139].

Читать еще:  Расходные обязательства муниципального образования это

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, под муниципальным долгом принято понимать совокупность различных долговых обязательств какого-либо муниципального образования [1, с. 3823]. Хотелось бы отметить, что муниципальный долг безусловно и полностью обеспечивается муниципальным имуществом, различными средствами бюджета. Проблемы управления муниципальным долгом на протяжении многих лет приковывают внимание исследователей. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Казаков В. В., Кандино Ш. А., Комаревцева О. О., Поликарпова А. А., Хаева Э. В. и другие.

По мнению Кандино Ш. А., структура муниципального долга — это группировка муниципальных различных долговых обязательств по основным видам определенных долговых обязательств. Данными видами можно назвать бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги, муниципальные гарантии, различные кредиты, которые были получены от современных кредитных организаций [3, с. 14].

Основной особенностью муниципального долга, по сравнению с государственным, можно назвать отсутствие определенной возможности привлечения различных займов от каких-либо иностранных финансовых учреждений, международных структур.

На этапе активного управления муниципальным долгом всегда должны решаться такие задачи, как [6]: привлечение определенной суммы займов, которая необходима для разрешения вопросов, непосредственно относящихся к компетенции различных местных органов власти; установление объема задолженности на уровне, являющимся безопасным для дальнейшего активного развития муниципального образования; понижение размера долга; постоянная поддержка репутации различных муниципальных органов власти как надежных заемщиков, вовремя справляющихся с долгами; целевое, эффективное использование финансовых средств; четкая и грамотная диверсификация всех текущих обязательств с обязательным учетом действующих определенных сроков заимствований, инвесторов, а также форм выплат дохода и так далее.

Организация управления муниципальными обязательствами является совокупностью мер, которые направлены на постоянное совершенствование современных долговых отношений, формирование наилучших условий непосредственно для будущего развития муниципального образования [2, с. 162–164].

В последние годы в России фиксировалось увеличение муниципального долга. Это связано с тем, что произошло падение доходов различных местных бюджетов, в целом, при сохранении объемов расходных обязательств. Увеличению муниципального долга также способствовало ухудшение общей экономической ситуации в РФ, определенные санкции, которые были введены в 2014 году. В данной ситуации муниципальным образованиям приходится активно привлекать различные дополнительные средства.

Таким образом, в России сегодня имеет место некоторое ухудшение экономической ситуации, растет уровень социальной напряженности, муниципальные предприятия банкротятся. На основе указанных предпосылок какой-либо особой работы, направленной на эффективное управление муниципальным долгом, не ведется. Данное обстоятельство в дальнейшем в итоге может привести к сильному социально-экономическому кризису. Тем самым, для предотвращения данной ситуации считаем необходимым предложить ряд рекомендаций по управлению муниципальным долгом [4].

Одним из важнейших направлений осуществления современной политики в сфере управления муниципальным долгом можно назвать разработку и проведение различных мероприятий, способствующих оптимизации структуры долга, снижению расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга. В данной ситуации основной задачей можно назвать экономию средств бюджета, которые выделяются на обслуживание долговых обязательств.

Также к мероприятиям, которые проводятся для снижения объема расходов на обслуживание муниципального долга, можно отнести: осуществление выпуска различных ценных бумаг; организацию аукционов непосредственно для привлечения ресурсов кредитного характера; активный поиск возможностей по понижению ставок процента заключенных муниципальных контрактов с негосударственными банками; более эффективное использование различных временно свободных средств бюджета; погашение определенных текущих долговых обязательств непосредственно за счет остатков средств бюджета муниципального образования.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране частым явлением для бюджета любого уровня стал бюджетный дефицит, а, следовательно, формируется государственный или муниципальный долг. Приоритетной задачей в данной ситуации можно назвать активное наращивание потенциала собственных источников доходов, максимально эффективное использование земельных ресурсов, объектов, которые находятся в муниципальной собственности. В данной ситуации возможности бюджета непосредственно по активному привлечению заемных средств имеют некоторые ограничения в соответствии с федеральным, а также региональным действующим бюджетным законодательством.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector