Закон о лизинге действующая редакция 2020
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ наименование изложено в новой редакции
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ
«О финансовой аренде (лизинге)»
С изменениями и дополнениями от:
29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г., 8 мая 2010 г., 28 июня 2013 г., 4 ноября, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 26 июля, 16 октября 2017 г.
Принят Государственной Думой 11 сентября 1998 г.
Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 17
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в преамбулу внесены изменения
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Президент Российской Федерации
29 октября 1998 г.
Закон регулирует лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам, передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Закон устанавливает две формы лизинга: внутренний лизинг и международный лизинг. При этом вводятся три типа лизинга: долгосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет; среднесрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет; краткосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. Также введена классификация лизинга по видам: финансовый лизинг, возвратный лизинг и оперативный лизинг. Законом определены обязательные условия договора лизинга. Устанавливается, что договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю. Законом вводится сублизинг — особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 ноября 1998 г. N 211, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 ноября 1998 г. N 44 ст. 5394
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 16 октября 2017 г. N 295-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 512-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 130-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
Действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
Действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Федеральный закон от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Закон о лизинге действующая редакция 2020
Распоряжение от 12 ноября 2018 года №2452-р. Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определённых в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на неё. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путём внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, предлагается ввести саморегулирование на лизинговом рынке. Принятие превентивных мер по повышению транспарентности лизинговой деятельности позволит отслеживать качество роста и при необходимости принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством.
Документ
Распоряжение от 12 ноября 2018 года №2452-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Комментарий
Российский рынок лизинга за двадцать лет своего развития достиг значительного размера. Чистые инвестиции в лизинг (стоимость имущества, переданного в лизинг) по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) оцениваются в 1,5 трлн рублей, активы лизингового сектора по МСФО составляют около 2,5 трлн рублей, лизинговый портфель (все неполученные будущие платежи) – 3,5 трлн рублей. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора к экономике составляет около 4% ВВП. Среди финансовых рынков лизинговый сектор занимает второе место по величине кредитных требований после банковского портфеля.
Анализ лизингового рынка, проведённый федеральными органами исполнительной власти совместно с Банком России, показал, что он является высоко нестабильным в сегменте малых и средних компаний и имеет признаки «теневого» рынка. Ежегодно в России создаётся около пятидесяти и закрывается около сотни лизингодателей.
При этом лизинговый рынок сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют его качественному развитию. Среди них отсутствие требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надёжности лизинговых компаний, невозможность оценить реальное финансовое положение лизингодателей на основе отчётности по российским стандартам учёта и отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке, а также достоверность отчётности лизингодателей. Низкая информационная прозрачность рынка приводит к увеличению системных рисков лизинговой деятельности по мере его роста.
Крупнейшими участниками лизингового рынка являются компании, в капитале которых значительная доля принадлежит государству. С учётом банков, связанных с государством и Банком России, государству принадлежит от 50 до 70% активов лизингового сектора.
Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определённых в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на неё. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям. Предусматривается регистрация таких компаний путём внесения сведений о них в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России.
Также предусматривается введение саморегулирования на лизинговом рынке для компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности. Создание саморегулируемых организаций на лизинговом рынке будет способствовать, в частности, разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов, предоставит субъектам лизинговой деятельности возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение транспарентности финансового положения лизингодателей за счёт перехода на отраслевые стандарты, отвечающие принципам МСФО, позволят унифицировать правила риск-менеджмента и внутреннего контроля для лизингодателей.
Принятие превентивных мер по повышению транспарентности лизинговой деятельности позволит отслеживать качество роста и при необходимости принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством.
Депутаты поспорили с Минфином и ЦБ о реформе отрасли
Вопрос развития лизинговой отрасли уперся в то, кто будет заниматься ее регулированием. Минфин и ЦБ настаивают на поднадзорности всего рынка Банку России с жесткими ограничениями по отношению к его участникам. Крайне либеральный проект депутата Евгения Шулепова, в котором отсутствуют многие базовые требования к лизинговым компаниям, предполагает передачу регулирования незначительной части рынка федеральному органу исполнительной власти, которым может стать Минэкономразвития.
Минфин и Банк России направили критические отзывы на проект поправок к закону «О лизинге», разработанный депутатом от «Единой России» Евгением Шулеповым (с ними ознакомился “Ъ”, их отправку подтвердили в ЦБ и Минфине, а получение — господин Шулепов). Критику вызвало, в частности, отсутствие, по выражению Минфина, «целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности» — например, требований к минимальному размеру капитала компаний, полномочий ее регулятора по контролю и надзору за ними, положений по введению саморегулирования в отрасли. «Проект не предусматривает меры по повышению транспарентности лизинговой деятельности»,— отмечает ЦБ. К тому же предложение господина Шулепова «увязывает получение статуса специального субъекта лизинговой деятельности (тех, кто попадает под регулирование.— “Ъ” ) с получением адресных мер государственной поддержки», а это касается узкой группы компаний, «находящихся в прямой собственности правительства», опасаются в Банке России. «Депутатские поправки ограничивают круг субъектов регулирования несколькими компаниями, в то время как правительственная версия охватывает около 80% легального рынка лизинга»,— утверждает представитель ЦБ.
Предложенный Евгением Шулеповым документ является альтернативной версией соответствующих поправок, разработанных Минфином и ЦБ. Они были внесены в Госдуму правительством в конце 2018 года и приняты в первом чтении ровно год назад.
Согласно проекту Минфина и Банка России, регулировать лизинговые компании должен ЦБ. Эти компании будут обязаны иметь собственный капитал 20–70 млн руб. (в зависимости от активов), составлять аудированную отчетность, а также вступить в саморегулируемую организацию. В законопроекте господина Шулепова этих норм нет, а регулировать тех, кто все-таки попадет под надзор, должен федеральный орган исполнительной власти, назначаемый правительством. «Принципиальное различие между моим законопроектом и законопроектом, который представил Минфин,— это вопрос о том, кто будет регулировать лизинговую отрасль,— отмечает депутат.— И Минпромторг, и Минэкономразвития считают, что это должен быть не ЦБ, а именно Минэкономразвития, поскольку лизинг — это не чисто финансовый инструмент, а в нем участвует также имущественный комплекс, а это уже сфера развития экономики, за что Банк России не отвечает». При этом, по словам Евгения Шулепова, Минфин и ЦБ настаивают «на полностью финансовой природе лизинга». В Минпромторге и Минэкономразвития не ответили на запрос “Ъ”. «Усиление рисков в лизинговом секторе, чей портфель на начало 2020 года приблизился к 5 трлн руб., чревато потерей стабильности в финансовом секторе, поскольку основными кредиторами лизингодателей являются банки и НПФ»,— опасаются в ЦБ. По словам представителя Банка России, профиль регулирования и надзора определяется характером и структурой рынка.
Алексей Моисеев, заместитель министра финансов, о лизинговой индустрии, декабрь 2018 года
Мы далеко не все знаем про отрасль и не понимаем, какие риски там накопились
По словам директора по сопровождению бизнеса группы компаний «Альфа-Лизинг» Вероники Новиковой, основные аспекты регулирования, предложенные ЦБ, будут способствовать только консолидации бизнеса у крупных игроков и росту расходов лизинговых компаний. «Сам смысл регулирования в данном формате до сих пор непонятен, так как давно существуют и работают схемы регулирования внутри банковских групп, к которым относится большая часть крупных игроков, регулирование же субсидирования всегда велось соответствующими ведомствами, являющимися владельцами процессов той или иной субсидии»,— утверждает она. Гендиректор «Европлана» Александр Михайлов также поддерживает большую самостоятельность лизинговой отрасли, однако, по его мнению, «сообщество только выиграет, если появятся четкие правила и элементы регулирования, стимулирующего развитие».