Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение об идентификации кредитными организациями клиентов

Положение Банка России № 499-П об идентификации клиентов, выгодоприобретателей

Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря 2015 года Положения №262-П , которым устанавливается порядок идентификации, требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации и особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок, а так же требования к анкете (досье) клиента.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2015 г. N 39962

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
.
лицо ( включая единоличный исполнительный орган юридического лица ), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (далее — представитель клиента);

лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления , при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее — выгодоприобретатель).
.
Глава 3. Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

3.1. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).
3.2. Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Приложение 2
к Положению Банка России
от 15 октября 2015 года N 499-П
СВЕДЕНИЯ,ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ .
1. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и выгодоприобретателей — юридических лиц.
1.1. Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное) и на иностранных языках (полное и (или) сокращенное) (при наличии).
1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента;
1.4. Сведения о государственной регистрации:
основной государственный регистрационный номер согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица (Свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) — для резидента;
.
место государственной регистрации (местонахождение).
1.5. Адрес юридического лица.
1.6. Код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (при наличии).
2. Дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц.
2.1. Код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии).
2.2. Сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
2.3. Банковский идентификационный код — для кредитных организаций — резидентов.
2.4. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акции (долей) юридического лица).
2.5. Контактная информация
(например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
2.6. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода (за неделю, месяц, квартал, год): количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности; и (или) виды договоров (контрактов), расчеты по которым юридическое лицо собирается осуществлять через кредитную организацию; и (или) основные контрагенты юридического лица, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете).
Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также сведения
о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента устанавливаются однократно при приеме клиента на обслуживание и обновляются при возникновении сомнений в их достоверности.
2.7. Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии
или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети «Интернет» на сайтах российских национальных рейтинговых агентств и международных рейтинговых агентств ;

Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ(противодействия отмывания доходов/финансирования терроризма/ самостоятельно определяет количество и виды документов, из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются кредитной организацией в целях определения финансового положения клиента.
2.8. Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме) о юридическом лице других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).
Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта.
2.9. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.
2.10. Сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента.

Приложение 3
к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.
2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.
4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
6 . Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента .
7 . Иные сведения по усмотрению кредитной организации .

Читать еще:  Погашение кредита векселем

Новое в блогах

Положение Банка России № 499-П об идентификации клиентов, выгодоприобретателей

Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря 2015 года Положения №262-П , которым устанавливается порядок идентификации, требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации и особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок, а так же требования к анкете (досье) клиента.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2015 г. N 39962

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
.
лицо ( включая единоличный исполнительный орган юридического лица ), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (далее — представитель клиента);

лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления , при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее — выгодоприобретатель).
.
Глава 3. Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

3.1. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).
3.2. Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Приложение 2
к Положению Банка России
от 15 октября 2015 года N 499-П
СВЕДЕНИЯ,ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ .
1. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и выгодоприобретателей — юридических лиц.
1.1. Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное) и на иностранных языках (полное и (или) сокращенное) (при наличии).
1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента;
1.4. Сведения о государственной регистрации:
основной государственный регистрационный номер согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица (Свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) — для резидента;
.
место государственной регистрации (местонахождение).
1.5. Адрес юридического лица.
1.6. Код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (при наличии).
2. Дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц.
2.1. Код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии).
2.2. Сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
2.3. Банковский идентификационный код — для кредитных организаций — резидентов.
2.4. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акции (долей) юридического лица).
2.5. Контактная информация
(например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
2.6. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода (за неделю, месяц, квартал, год): количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности; и (или) виды договоров (контрактов), расчеты по которым юридическое лицо собирается осуществлять через кредитную организацию; и (или) основные контрагенты юридического лица, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете).
Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также сведения
о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента устанавливаются однократно при приеме клиента на обслуживание и обновляются при возникновении сомнений в их достоверности.
2.7. Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии
или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети «Интернет» на сайтах российских национальных рейтинговых агентств и международных рейтинговых агентств ;

Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ(противодействия отмывания доходов/финансирования терроризма/ самостоятельно определяет количество и виды документов, из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются кредитной организацией в целях определения финансового положения клиента.
2.8. Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме) о юридическом лице других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).
Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта.
2.9. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.
2.10. Сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента.

Приложение 3
к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.
2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.
4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

Читать еще:  Отзывным аккредитивом является

5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
6 . Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента .
7 . Иные сведения по усмотрению кредитной организации .

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Читать еще:  Реестр аккредитованных по охране труда

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 октября 2015 года №499-П

Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(В редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.07.2016 г. №4079-У)

Настоящее Положение на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №33, ст. 3418; 2002, №30, ст. 3029; №44, ст. 4296; 2004, №31, ст. 3224; 2005, №47, ст. 4828; 2006, №31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, №16, ст. 1831; №31, ст. 3993, ст. 4011; №49, ст. 6036; 2009, №23, ст. 2776; №29, ст. 3600; 2010, №28, ст. 3553; №30, ст. 4007; №31, ст. 4166; 2011, №27, ст. 3873; №46, ст. 6406; 2012, №30, ст. 4172; №50, ст. 6954; 2013, №19, ст. 2329; №26, ст. 3207, №44, ст. 5641; №52, ст. 6968; 2014, №19, ст. 2311, ст. 2315, ст. 2335; №23, ст. 2934; №30, ст. 4214, ст. 4219; 2015, №1, ст. 14, ст. 37, ст. 58; №18, ст. 2614, №24, ст. 3367; №27, ст. 3945, ст. 3950, ст. 4001) (далее — Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ) и Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52, ст. 5032; 2004; №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №25, ст. 2426; №30, ст. 3101; 2006, №19, ст. 2061; №25, ст. 2648; 2007, №1, ст. 9, ст. 10; №10, ст. 1151; №18, ст. 2117; 2008, №42, ст. 4696, ст. 4699; №44, ст. 4982; №52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, №1, ст. 25; №29, ст. 3629; №48, ст. 5731; 2010, №45, ст. 5756; 2011, №7, ст. 907; №27, ст. 3873; №43, ст. 5973; №48, ст. 6728; 2012, №50, ст. 6954; №53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №14, ст. 1649; №19, ст. 2329; №27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; №30, ст. 4084; №49, ст. 6336; №51, ст. 6695, ст. 6699; №52, ст. 6975; 2014, №19, ст. 2311, ст. 2317; №27, ст. 3634; №30, ст. 4219; №45, ст. 6154; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 4, ст. 37; №27, ст. 3958, ст. 4001; №29, ст. 4348; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2015 года) устанавливает требования к идентификации (в том числе упрощенной идентификации) кредитными организациями клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:

физическое или юридическое лицо, иностранную структуру без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 492; 1998, №31, ст. 3829; 1999, №28, ст. 3459; 2001, №26, ст. 2586; №33, ст. 3424; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №27, ст. 2700; №50, ст. 4855; №52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №1, ст. 18, ст. 45; №30, ст. 3117; 2006, №6, ст. 636; №19, ст. 2061; №31, ст. 3439; №52, ст. 5497; 2007, №1, ст. 9; №22, ст. 2563; №31, ст. 4011; №41, ст. 4845; №45, ст. 5425; №50, ст. 6238; 2008, №10, ст. 895; 2009, №1, ст. 23; №9, ст. 1043; №18, ст. 2153; №23, ст. 2776; №30, ст. 3739; №48, ст. 5731; №52, ст. 6428; 2010, №8, ст. 775; №27, ст. 3432; №30, ст. 4012; №31, ст. 4193; №47, ст. 6028; 2011, №7, ст. 905; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4291; №48, ст. 6728, ст. 6730; №49, ст. 7069; №50, ст. 7351; 2012, №27, ст. 3588; №31, ст. 4333; №50, ст. 6954; №53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №19, ст. 2317, ст. 2329; №26, ст. 3207; №27, ст. 3438, ст. 3477; №30, ст. 4084; №40, ст. 5036; №49, ст. 6336; №51, ст. 6683; ст. 6699; 2014, №6, ст. 563; №19, ст. 2311; №26, ст. 3379, ст. 3395; №30, ст. 4219; №40, ст. 5317, ст. 5320; №45, ст. 6144; ст. 6154; №49, ст. 6912; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 37; №17, ст. 2473; №27, ст. 3947, ст. 3950; №29, ст. 4355, ст. 4385), а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее соответственно — операция, клиент);

лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (далее — представитель клиента);

лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее — выгодоприобретатель).

Идентификация юридического лица, являющегося представителем клиента, осуществляется в объеме, предусмотренном для клиентов — юридических лиц, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 2.6 — 2.10 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector