Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения между кредитной организацией и государством

Отношение между кредитной организацией и государством

Кредитная организация — это понятие, которое является, общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк — это только разновидность кредитной организации.

Определение кредитной организации закреплено в одной статье Федерального закона (статья 1), а содержательные признаки понятия кредитной организации содержаться и в этой статье, и в других статьях этого же Федерального закона. Поэтому как бы собрав их в единое целое, можно дать общее понятие кредитной организации. Но начнем, естественно, с определения кредитной организации.

Определение кредитной организации

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1) приводится следующее определение кредитной организации: «Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».

В этом определении содержится несколько существенных признаков.

Во-первых, кредитная организация — это юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ сказано: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Поскольку в Федеральном законе сказано, что кредитная организация — это хозяйственное общество, которое образуется на основе любой формы собственности, то, стало быть, ее имущество как юридического лица не может принадлежать ей иначе, чем на праве собственности.

Принципиальное понимание кредитной организации как юридического лица и целого ряда, связанных с этим пониманием финансовых вопросов основывается на положении, которое закреплено в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что «в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. «.

В связи с тем, что кредитная организация может быть создана только как хозяйственное общество, то, следовательно, ее участники имеют в отношении ее только обязательственные права.

Во-вторых, основная цель кредитной организации — извлечение прибыли. Кредитная организация — это коммерческая организация. В п. 1 ст. 50 ГК РФ сказано, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». В п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривается, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

(По вопросу, касающемуся особенностей определения доходов и расходов банков, а также расходов на формирование резервов банка, см. статьи 290, 291 и 292 части второй Налогового кодекса РФ).

В-третьих, кредитная организация наделена специальной правоспособностью. Это означает, что она действует на основании своего устава и разрешения (лицензии), выданного Банком России.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Читать еще:  Кредиторская задолженность перед поставщиками

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

§ 2. Финансово-правовые отношения с участием кредитных организаций

В условиях административно-командной системы существовала государственная монополия на банковское дело.

В этой связи существенно изменились объем и границы фи-нансово-правового регулирования банковской системы. Отказавшись от государственной монополии на банковское дело, государство продолжает осуществлять правовое регулирование банковской системы и реализует функцию контроля. Данные полномочия возложены на Центральный банк РФ (Банк России) и регулируются нормами финансового права. Это обусловлено наличием специфических общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в целях обеспечения публичных интересов, а также задач и функций государства1.

Современным проблемам развития банковской системы и банковского права посвящен ряд фундаментальных работ. См., например: Ефимова Л,Г. Банковское право. М., 1994; ОлейникОМ. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999; Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1997; Тосунян ГЛ., ВикулшЛЮ., Экмалян А.МБанковское право Российской Федерации. Общая часть / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 1999. Раз-личным аспектам правового регулирования банковской системы посвящены работы: Арутюнян Т.Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации. Автореф. . канд. дисс. М., 1997; Попов В.В. Банки как субъекты налогового права. Автореф. . канд. дисс. Саратов, 1998; Боброва О.В. Правовые основы государственного регулирования банковского кредитования. Автореф. . канд. дисс. Саратов, 2000; СапрыкинД.П. Совершенствование банковского законодательства после кризиса 1998 г. Автореф. . канд. дисс. М., 2000. Финансовое право регулирует следующие общественные от-ношения, складывающиеся в процессе функционирования банков-ской системы.

Во-первых, это отношения между уполномоченными государственными органами и банковской системой в целом или отдельными ее институтами.

Эти отношения возникают между представительными и полнительными органами власти и ЦБ РФ по определению его статуса, взаимоотношений с названными государственными органами. К ним относятся, в частности, отношения по: реализации Банком совместно с Правительством РФ (Министерством финансов РФ) единой денежно-кредитной политики; обслуживанию государственного долга; взаимоотношению с бюджетом и внебюджетными фондами, в том числе перечисление 24% своей прибыли в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ. Данные отношения регулируются, например, нормами, содержащимися в ст. 4, 23, 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в ст. 93, 119 БК РФ.

Во-вторых, это отношения, в которых ЦБ РФ выступает в роли государственного учреждения в банковской сфере во взаимоотношениях с кредитными организациями. Кредитные организации осуществляют различные банковские операции, тем самым, аккумулируют значительные денежные средства своих клиентов и образуют децентрализованные денежные фонды. Привлеченные средства размещаются от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности среди населения, организаций, а также государственных структур, предоставляя необходимые дополнительные ресурсы для удовлетворения не только частных, но и государственных, общественных потребностей. Таким образом, различные денежные потоки проходят через счета кредитных организаций, банков, вовлекаясь в денежное обращение, в стабильном функционировании которого заинтересовано государство.

Финансовые отношения складываются также между ЦБ РФ и кредитными организациями в связи с их регистрацией, лицензированием, установлением экономических нормативов их деятельности, а также в процессе осуществления банковского надзора. 7. В-третьих, финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», кредитные организации выполняют функции агентов валютного контроля. Они наделены государством властными полномочиями, осуществляют обязательную продажу части валютной выручки своих клиентов, поступающей на соответствующие счета. Таким образом, кредитные организации участвуют в формировании валютных резервов ЦБ РФ.

Кроме того, в с Положением о правилах органи

зации наличного денежного обращения на территории РФ, ут-вержденным Советом директоров ЦБ РФ 19 декабря 1997 г. , кредитные организации в отношениях с клиентами наделены полномочиями устанавливать, нормативы, в пределах которых организации могут хранить в своих кассах определенные суммы наличных денежных средств. Эти отношения с участием банков также следует рассматривать как финансово-правовые.

Важным аспектом взаимоотношений банка с клиентами в любой стране является правовое регулирование банковской тайны . Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Читать еще:  Длительность оборота кредиторской задолженности формула

Среди названных выше отношений, регулируемых нормами финансового права, наиболее значимыми являются отношения между Банком России, представляющим интересы государства и общества при осуществлении денежно-кредитной политики, и остальными институтами банковской системы.

§ 2. Финансово-правовые отношения с участием кредитных организаций

В условиях административно-командной системы существовала государственная монополия на банковское дело.

В этой связи существенно изменились объем и границы фи-нансово-правового регулирования банковской системы. Отказавшись от государственной монополии на банковское дело, государство продолжает осуществлять правовое регулирование банковской системы и реализует функцию контроля. Данные полномочия возложены на Центральный банк РФ (Банк России) и регулируются нормами финансового права. Это обусловлено наличием специфических общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в целях обеспечения публичных интересов, а также задач и функций государства1.

Современным проблемам развития банковской системы и банковского права посвящен ряд фундаментальных работ. См., например: Ефимова Л,Г. Банковское право. М., 1994; ОлейникОМ. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999; Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1997; Тосунян ГЛ., ВикулшЛЮ., Экмалян А.МБанковское право Российской Федерации. Общая часть / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 1999. Раз-личным аспектам правового регулирования банковской системы посвящены работы: Арутюнян Т.Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации. Автореф. . канд. дисс. М., 1997; Попов В.В. Банки как субъекты налогового права. Автореф. . канд. дисс. Саратов, 1998; Боброва О.В. Правовые основы государственного регулирования банковского кредитования. Автореф. . канд. дисс. Саратов, 2000; СапрыкинД.П. Совершенствование банковского законодательства после кризиса 1998 г. Автореф. . канд. дисс. М., 2000. Финансовое право регулирует следующие общественные от-ношения, складывающиеся в процессе функционирования банков-ской системы.

Во-первых, это отношения между уполномоченными государственными органами и банковской системой в целом или отдельными ее институтами.

Эти отношения возникают между представительными и полнительными органами власти и ЦБ РФ по определению его статуса, взаимоотношений с названными государственными органами. К ним относятся, в частности, отношения по: реализации Банком совместно с Правительством РФ (Министерством финансов РФ) единой денежно-кредитной политики; обслуживанию государственного долга; взаимоотношению с бюджетом и внебюджетными фондами, в том числе перечисление 24% своей прибыли в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ. Данные отношения регулируются, например, нормами, содержащимися в ст. 4, 23, 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в ст. 93, 119 БК РФ.

Во-вторых, это отношения, в которых ЦБ РФ выступает в роли государственного учреждения в банковской сфере во взаимоотношениях с кредитными организациями. Кредитные организации осуществляют различные банковские операции, тем самым, аккумулируют значительные денежные средства своих клиентов и образуют децентрализованные денежные фонды. Привлеченные средства размещаются от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности среди населения, организаций, а также государственных структур, предоставляя необходимые дополнительные ресурсы для удовлетворения не только частных, но и государственных, общественных потребностей. Таким образом, различные денежные потоки проходят через счета кредитных организаций, банков, вовлекаясь в денежное обращение, в стабильном функционировании которого заинтересовано государство.

Финансовые отношения складываются также между ЦБ РФ и кредитными организациями в связи с их регистрацией, лицензированием, установлением экономических нормативов их деятельности, а также в процессе осуществления банковского надзора. 7. В-третьих, финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», кредитные организации выполняют функции агентов валютного контроля. Они наделены государством властными полномочиями, осуществляют обязательную продажу части валютной выручки своих клиентов, поступающей на соответствующие счета. Таким образом, кредитные организации участвуют в формировании валютных резервов ЦБ РФ.

Кроме того, в с Положением о правилах органи

зации наличного денежного обращения на территории РФ, ут-вержденным Советом директоров ЦБ РФ 19 декабря 1997 г. , кредитные организации в отношениях с клиентами наделены полномочиями устанавливать, нормативы, в пределах которых организации могут хранить в своих кассах определенные суммы наличных денежных средств. Эти отношения с участием банков также следует рассматривать как финансово-правовые.

Читать еще:  Из каких счетов складывается кредиторская задолженность

Важным аспектом взаимоотношений банка с клиентами в любой стране является правовое регулирование банковской тайны . Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Среди названных выше отношений, регулируемых нормами финансового права, наиболее значимыми являются отношения между Банком России, представляющим интересы государства и общества при осуществлении денежно-кредитной политики, и остальными институтами банковской системы.

Финансовые отношения между государством и банками.

Финансовые отношения между государством и банками осуществляются в первую очередь через Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки, являясь субъектами финансовых отношений, выступают в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов, т.е. являются важнейшим звеном финансовой системы государства.

Центральный банк защищает и реализует интересы государства, осуществляет монопольную эмиссию банкнот, тем самым является банком банков, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор. Он также регулирует резервы иностранной валюты и залога, является традиционным хранителем золотовалютных резервов и осуществляет многочисленные финансовые операции на международном уровне: регулирует международные расчеты, платежные балансы, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота, представляет свою страну в международных кредитных операциях.

Центральный банк фактически выполняет часть государственных функций по регулированию экономики. Центральный банк регулируют кредитную эмиссию. С помощью этого механизма центральный банк страны получает возможность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны.

На Центральный банк РФ возложено регулирование деятельности коммерческих банков в целях создания общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции.

Коммерческие банки – это институты кредитно-банковской системы, организующие движение ссудного капитала с целью получения прибыли.

Основными функциями коммерческих банков являются:

· мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал;

· кредитование предприятий, государства, населения;

· расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Основными задачами развития банковского сектора России являются:

— усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

— повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции

— повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

— предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

— развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

— укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности (в период кризиса 2008 года) банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения («беззалоговых» кредитов).

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте определение понятия финансов.

2. Назовите основные функции финансово.

3. Охарактеризуйте финансовые отношения между государством и предприятием.

4. Охарактеризуйте финансовые отношения между государством и банками.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×