Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клиенты кредитных организаций и выгодоприобретатели

Ошибки легализации: что делают банки неправильно, пытаясь соблюдать закон

Существующая система мер и механизмов взаимодействия по борьбе с отмыванием преступных доходов объективно нуждается в совершенствовании. Отсутствие единства в подходах к реализации процедур приводит к появлению ошибок, анализ которых может помочь избежать их появления на различных этапах.

К настоящему моменту российским банковским сообществом еще не выработано единой общепризнанной концепции и стратегии управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов. Нет единства и в вопросах выбора способов и путей реализации требований законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются кредитные организации при осуществлении процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, можно условно разделить на две группы.

1. Организация внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

2. Квалификация операций, подлежащих обязательному контролю.

К числу нарушений, часто выявляемых в ходе проверок, относятся нарушения порядка установления договорных отношений с клиентами, порядка осуществления безналичных расчетов, требований идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и обновления информации о клиентах, а также нарушение требований по установлению и идентификации выгодоприобретателей по операциям клиентов.

Например, прямым нарушением п. 1, ст. 7.3 Закона №115-ФЗ является ситуация, когда в документах о принятии на обслуживание иностранных публичных должностных лиц отсутствует письменное решение руководителя банка (с 6 декабря 2009 года руководителя обособленного подразделения банка, которому руководителем делегированы соответствующие полномочия) об установлении договорных отношений. В то же время, в отношении трактовки требований, установленных Банком России, ситуация очень неоднозначная. Несмотря на то что в силу своего правового статуса Письмо ЦБ РФ от 30.10.07 №170-Т носит рекомендательный характер, в ходе проверок часто фиксируется нарушение порядка принятия на обслуживание юридических лиц, не являющихся налогоплательщиками РФ, в случае отсутствия письменного решения руководителя банка либо уполномоченного им сотрудника головного офиса о заключении договора банковского счета с юридическим лицом – нерезидентом. В этой связи банкам рекомендуется осуществлять заключение договора банковского счета с юридическими лицаминерезидентами только по письменному решению руководителя или уполномоченного им сотрудника головного офиса банка.

Нарушением ст. 7.2 является ситуация, когда при осуществлении безналичных расчетов кредитная организация, в которой открыт счет плательщика, принимает к исполнению документы, которые не содержат необходимой информации о нем. В частности, если плательщиком является физическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, занимающееся частной практикой, необходимо обладать информацией о ФИО, номере его банковского счета, ИНН (при наличии) либо адресе места жительства (регистрации) или места пребывания.

Для плательщика – юридического лица обязательными реквизитами является наименование, номер банковского счета, ИНН или код иностранной организации.

При установлении корр. отношений с банком-нерезидентом банк обязан потребовать представления сведений, предусмотренных Положением 2 Положения Банка России от 19.08.2004 №262-П, а также сведений о принимаемых банкомнерезидентом мерах по ПОД/ФТ. Решение об установлении корр. отношений с банком-нерезидентом принимается только при наличии согласия руководителя банка или уполномоченного им сотрудника. Отсутствие указанного решения, оформленного надлежащим образом, дает основание фиксировать нарушение кредитной организацией порядка организации работы по ПОД/ФТ.

Ошибки идентификации

Ошибки процесса идентификации клиентов на практике сводятся к следующим ключевым проблемам:

– документы (включая паспорта, контракты, сопроводительные документы, доверенности и пр.), составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, принимаются кредитной организацией без надлежащим образом заверенного перевода на русский язык (нарушение п. 2.2 Положения ЦБ от 19.08.2004 №262-П);

– идентификация клиентов проводится на основе документов, недействительных на дату их предоставления (например, на основании паспорта гражданина РФ с истекшим сроком действия);

– идентификация клиентов физических лиц, в том числе нерезидентов, проводится банком не в полном объеме (нарушение п. 2.3 Положения ЦБ от 19.08.2004 №262-П);

– проведение ненадлежащей идентификации клиентов юридических и физических лиц по отдельным видам банковских операций и сделок (например, по операциям с векселями, выпущенными банком, аренде сейфовых ячеек и т.д.) является нарушением п. 1.1 Положения ЦБ от 19.08.2004 №262-П, в соответствии с которым кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании, при совершении им не только банковских операций, но и иных сделок в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»;

– ошибки при проведении упрощенной идентификации клиентов.

Упрощенная идентификация физического лица может проводиться только при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов или банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией ЦБ от 28.04.2004 №113-И. Упрощенная идентификация предполагает установление ФИО, реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента, и проводится только при одновременном наличии следующих условий:

Читать еще:  Оплата аккредитива без акцепта что это

– операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Закона №115-ФЗ и сведения у банка о клиенте не совпадают с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов;

– в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у банка не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией преступных доходов;

– операция не имеет запутанного или необычного характера, и ее совершение не выглядит как уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренного Законом №115-ФЗ.

В соответствии с Положением Банка России от 19.08.2004 №262-П кредитные организации также должны в обязательном порядке проводить работу по установлению и идентификации выгодоприобретателей по операциям клиентов. Основные сложности, с которыми сталкиваются кредитные организации в этой работе, заключаются в следующем:

– определение выгодоприобретателя по операциям клиентов. Выгодоприобретателем выступает лицо, которое не является участником расчетной операции, к выгоде которого действует клиент при проведении банковских операций и иных сделок, в частности доверитель по договору поручения; комитент по договору комиссии; принципал по агентскому договору; учредитель управления по договору доверительного управления имуществом и иные лица (например, платежи за третьих лиц);

– несообщение в Росфинмониторинг (ФСФМ) о невозможности завершения установления и идентификации выгодоприобретателя.

Если кредитная организация не может в течение 7 рабочих дней со дня проведения операции завершить идентификацию выгодоприобретателя, необходимо сообщить об этом в ФСФМ.

Таким образом, основными факторами риска в документарном элементе конструкции системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ банка являются прямые нарушения сотрудниками требований законодательства и/или нормативных актов Банка России по следующим направлениям:

– установление договорных отношений с клиентами;

– осуществление безналичных расчетов;

– проведение идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

Несоблюдение банком требований об идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и нарушение порядка установления договорных отношений могут повлечь наложение штрафа в размере от 0,05% до 1% минимального размера уставного капитала. При повторном выявлении в течение одного года указанных нарушений регулятор может выставить требование о замене руководителей кредитной организации или принять решение об отзыве лицензии.

Ошибки при выявлении сомнительных операций

Отличительной особенностью российской системы ПОД/ФТ является наличие требования о предоставлении в уполномоченный орган сведений не только об операциях, в отношении которых возникают подозрения об их связи с отмыванием денег или финансированием терроризма, но и обо всех операциях, подпадающих под законодательно установленные признаки обязательного контроля.

Признаки операций, подлежащих обязательному контролю, установлены ст. 6 Закона №115-ФЗ. Ошибки, связанные с несообщением или несвоевременным сообщением об операциях, подлежащих контролю, часто взаимосвязаны между собой и вызваны ненадлежащим выполнением функций в целях ПОД/ФТ и неверной квалификацией сделок или операций. Такие ошибки квалификации, подлежащие обязательному контролю, можно сгруппировать следующим образом:

1) ошибки квалификации собственных сделок (операций) банка. Закон №115-ФЗ не содержит изъятий для операций, осуществляемых кредитными организациями от своего имени, в этой связи можно выделить следующие ошибки квалификации операций, подлежащих обязательному контролю, проводимых банком:

– ненаправление сведений о собственных сделках с недвижимым имуществом, в случае если сумма сделки более 3 млн. рублей (либо валютный эквивалент), при внесении недвижимости в уставный капитал банка; купле/продаже объектов недвижимости; аренде и лизинге недвижимости; залоге недвижимости, заключенных банком в обеспечение исполнения обязательств по выданным кредитам, и т.д.;

При этом стоит учесть, что сделка считается совершенной с момента подписания договора либо с момента ее госрегистрации (если это законодательное требование), и направление сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, не зависит от количества расчетных операций по сделке;

– ненаправление сведений о продаже банком собственных векселей физическим лицам за наличный расчет на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей;

– ненаправление сведений о собственных сделках банка по лизингу движимого имущества, а также сделках по скупке, купле-продаже драгметаллов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в случае если сумма сделки равна либо превышает 600 000 рублей (либо валютный эквивалент).

В случае если по договору лизинга кредитная организация выступает в качестве лизингодателя (лизингополучателя), то она обязана направить эту информацию в ФСФМ. При этом датой совершения такой операции следует считать дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества по договору, а ее суммой – стоимость предмета лизинга;

2) ошибки квалификации клиентских сделок (операций) и сделок (операций) третьих лиц. Например, ошибкой является ненаправление банком сведений в ФСФМ о сделках с недвижимым имуществом стоимостью, по договору равной или превышающей 3 млн. рублей (либо валютный эквивалент), выявленных в ходе проработки условий кредитной/инвестиционной сделки (предоставление клиентами правоустанавливающих документов (свидетельств о собственности, договоров купли-продажи, аренды недвижимого имущества и т.д., в том числе сделок третьих лиц) с целью получения кредита или банковской гарантии; заключении кредитной/инвестиционной сделки (получение документов о государственной регистрации договора залога недвижимого имущества); подтверждения целевого использования кредитных средств (предоставление клиентом копии договора купли-продажи недвижимого имущества, договора инвестирования в строительство и т.д.) или расчетно-кассового обслуживания.

Читать еще:  Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Сделки по предоставлению/получению клиентами движимого имущества по договорам финансовой аренды/лизинга могут быть получены при представлении клиентами актов приема-передачи имущества по договору лизинга в ходе проработки кредитных сделок и операций по предоставлению банковских гарантий.

Закон №115-ФЗ не содержит изъятий и для операций, осуществляемых неклиентами банка (например, клиентами банков-корреспондентов при проведении транзитных платежей; поручителями при проработке кредитной/инвестиционной сделки и т.д.), поэтому если банк располагает достаточной информацией о сделках таких лиц, ему также необходимо направить информацию в ФСФМ.

Новое в блогах

Сообщество «ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

Положение Банка России № 499-П об идентификации клиентов, выгодоприобретателей

Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря 2015 года Положения №262-П , которым устанавливается порядок идентификации, требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации и особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок, а так же требования к анкете (досье) клиента.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2015 г. N 39962

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:
.
лицо ( включая единоличный исполнительный орган юридического лица ), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (далее — представитель клиента);

лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления , при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее — выгодоприобретатель).
.
Глава 3. Требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев

3.1. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).
3.2. Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Приложение 2
к Положению Банка России
от 15 октября 2015 года N 499-П
СВЕДЕНИЯ,ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ .
1. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и выгодоприобретателей — юридических лиц.
1.1. Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное) и на иностранных языках (полное и (или) сокращенное) (при наличии).
1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента;
1.4. Сведения о государственной регистрации:
основной государственный регистрационный номер согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица (Свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) — для резидента;
.
место государственной регистрации (местонахождение).
1.5. Адрес юридического лица.
1.6. Код в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (при наличии).
2. Дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц.
2.1. Код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии).
2.2. Сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.
2.3. Банковский идентификационный код — для кредитных организаций — резидентов.
2.4. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акции (долей) юридического лица).
2.5. Контактная информация
(например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
2.6. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода (за неделю, месяц, квартал, год): количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности; и (или) виды договоров (контрактов), расчеты по которым юридическое лицо собирается осуществлять через кредитную организацию; и (или) основные контрагенты юридического лица, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете).
Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также сведения
о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента устанавливаются однократно при приеме клиента на обслуживание и обновляются при возникновении сомнений в их достоверности.
2.7. Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии
или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

Читать еще:  Нужны деньги на карту срочно

и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети «Интернет» на сайтах российских национальных рейтинговых агентств и международных рейтинговых агентств ;

Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ(противодействия отмывания доходов/финансирования терроризма/ самостоятельно определяет количество и виды документов, из числа указанных в настоящем подпункте, которые используются кредитной организацией в целях определения финансового положения клиента.
2.8. Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме) о юридическом лице других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).
Кредитная организация в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы кредитной организацией в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта.
2.9. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.
2.10. Сведения о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) клиента.

Приложение 3
к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.
2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.
4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
6 . Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента .
7 . Иные сведения по усмотрению кредитной организации .

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector