Карточка времени хронокарта а к гастева

Карточка времени хронокарта а к гастева

ManageWeb.ru

Хронокарта Гастева

Об «отце» отечественного ТМ А. К. Гастеве было уже достаточно много сказано в разделе 2.12. В одной из своих работ 1923 года с характерным названием «Время» Гастев пишет: «Производить учет времени — это и есть настоящая установка на время. Учет времени мы выдвигаем как первую и единственную задачу всех, кто серьезно ставит проблему времени, а не придает ей крикливо-обличительный характер».

Главным методом учета и анализа времени по А. К. Гастеву стала так называемая «хроно-карта» («карта учета», или, современное написание — «хронокарта»). Хронокарта по сути своей представляет собой своеобразный «гибрид» органайзера и графика Ганта. В своем первоначальном виде хронокарта выглядела как таблица, где по вертикали (в строках) перечислялись события, а по горизонтали (в столбцах) указывалась их продолжительность. С помощью хронокарты можно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное время, а вносить в хронокарту отметки о затратах времени может не только сам человек, но и внешний наблюдатель («инспектор времени»).

В первоначальном виде хронокарта Гастева включала в себя следующие столбцы: порядковый номер события, код (Гастев предлагал выделять пять типов временных затрат — сон, прием пищи, работа, отдых, самообслуживание), конкретное описание события, часы суток от 01 до 24 часов (с интервалом в 15 или 30 минут). Ниже в качестве примера приводится фрагмент современной хронокарты Гасте-ва, кроме стандартных полей (номер, название работы, код работы в соответствии с кодификатором, время суток с точностью до получаса), включающей в себя ряд категорий для качественной оценки трат времени:

В приведенном примере к карте добавлены следующие поля: «важность работы», «оценка эффективности работы», «следует увеличить или уменьшить время работы», «возможность делегирования работы». Обычно эти поля заполняются оценками по двоичной системе («Да» — «Нет») и кодируются как «1» или «0». В случае, если надо постараться увеличить затраты времени на какую-либо деятельность, то в поле «ув/ум» ставится «+1», если уменьшить — «—1». Количество и содержание полей для дополнительной качественной оценки в хронокарте Гастева может быть любым, лишь бы не сильно страдало удобство ее заполнения.

А. К. Гастев также предложил простые и четкие правила по заполнению хронокарты:

1. Отметки необходимо делать каждые полчаса.

2. Отметки лучше всего (потом удобнее для анализа) делать сплошной штриховкой.

3. Нерабочие траты времени (например, отдыхх или помехи) следует обозначать особо, например, точками или крестиками.

4. Отмечать каждые полчаса следует сразу же, как кончится данный получас.

5. Не следует заполнять карту задним числом или вперед.

6. Следует установить номенклатуру трат времени, присвоив каждой свою литеру (код, категорию).

7. Целесообразно всегда носить хронокарту с собой! Нужно сделать ее удобной для работы.

8. Заполненные хронокарты следует хранить в одном месте. На картах обязательно должна быть указана дата заполнения.

9. Для выявления номенклатуры трат времени (то есть для составления кодификатора. — С. К.), а также для формирования навыка работы с хронокартой требуется один месяц.

10. При появлении навыка — начинайте отмечать траты времени каждую четверть часа. Высший уровень учета времени — «фотография рабочего дня» — поминутный учет трат времени!

11. Для контроля над заполнением хронокарты следует использовать «инспекторов времени».

Следует отметить, что А. К. Гастев рассматривал хронокарты в первую очередь как инструмент «социальной инженерии», полагая, что, обработав и обобщив собранные с помощью карт сведения, можно установить, чем различаются между собой основные социальные группы (рабочий, директор, студент, красный воин и др.) по характеру и способам использования своего времени. Учет времени, по Гастеву, позволяет выявить «социальный скелет» труда, что даст возможность лучше организовать его и более эффективно управлять им. Но А. К. Гастев также считал, что постоянная работа с хронокартой оказывает развивающее влияние и на личность, воспитывая бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день и т. п. В целом предложенный А. К. Гастевым ТМ-инструмент (хронокарта) не устарел и может с успехом использоваться и в наше время в контексте «индивидуального» или «ролевого» ТМ.

Смотрите также

Технология планирования в сфере культуры
Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материаль .

Читать еще:  Справочник 14 для заполнения статистических карточек

Управление и менеджмент
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них .

Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я .

Карточка времени хронокарта а к гастева

Многие ТМ-идеи Гастева в определенной степени пересекаются с идеями Тейлора (сравнение систем научного управления Тейлора и Гастева можно найти в книге Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента. Ф. Тейлор, А. Гастев. М., 1999). Но для работ Гастева характерен совершенно иной пафос и идеологический посыл (НОТ — не средство борьбы с ленью , а способ более эффективной социальной инженерии , созидающей светлое будущее ) также Гастевым были разработаны собственные оригинальные ТМ-инстру-менты (например, хронокарта Гастева). [c.94]

В первоначальном виде хронокарта Гастева включала в себя следующие столбцы порядковый номер события, код (Гастев предлагал выделять пять типов временных затрат — сон, прием пищи, работа, отдых, самообслуживание), конкретное описание события, часы суток от 01 до 24 часов (с интервалом в 15 или 30 минут). Ниже в качестве примера приводится фрагмент современной хронокарты Гастева, кроме стандартных полей (номер, название работы, код работы в соответствии с кодификатором, время суток с точностью до получаса), включающей в себя ряд категорий для качественной оценки трат времени [c.137]

А. К. Гастев также предложил простые и четкие правила по заполнению хронокарты [c.137]

Следует отметить, что А, К. Гастев рассматривал хронокарты в первую очередь как инструмент социальной инженерии , полагая, что, обработав и обобщив собранные с помощью карт сведения, можно установить, чем различаются между собой основные социальные группы (рабочий, директор, студент, красный воин и др.) по характеру и способам использования своего времени. Учет времени, по Гастеву, позволяет выявить социальный скелет труда, что даст возможность лучше организовать его и более эффективно управлять им. Но А, К. Гастев также считал, что постоянная работа с хронокартой оказывает развивающее влияние и на личность, воспитывая бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день и т. п. В целом предложенный А, К. Гастевым ТМ-инструмент (хронокарта) не устарел и может с успехом использоваться и в наше время в контексте индивидуального или ролевого ТМ. [c.138]

Результаты как качественного (наглядного), так и количественного анализа являются отправной точкой для изменений в планировании собственного времени. А. К. Гастев предлагает для содержательного завершения анализа обобщенных за учетный период хронокарт использовать так называемые плановые ключи — своего рода эвристические вопросы, позволяющие изобрести способы более эффективного использования своего времени в том случае, если результаты инвентаризации показались вам неудовлетворительными. [c.142]

В сущности говоря, их рабочий день в среднем не превышает тех 13—14 час. в сутки, какие мы наблюдали уже у любого рядового советского работника. В комиссии по партнагрузке А. К. Гастев сообщал результаты обследования по хронокартам бюджета времени нескольких десятков наших виднейших ответственных работников-коммунистов. Са сном у этих товарищей в смысле общей его продолжительности дело обстоит, по отзыву Гастева, довольно благополучно, ибо спят они в среднем около 7,7 часа в сутки. На самообслуживание и отдых, включая сюда и чтение газет, по подсчетам Гастева, у них уходит еще около 5 час. И стало быть, па обязательный труд и всякого рода заседания и совещания остается не свыше 11,3 часа. Цифра сама по себе, казалось бы, не очень страшная. [c.220]

Карточка ежедневного учета времени А. Гастева.

На рисунке представлен фрагмент карточки учета личного времени А.Гастева, разработанной им еще в двадцатых годах. Заводится она на один день. В левой части карточки записывается вид деятельности, справа, в масштабе одна клеточка — 30 минут, отмечается время, когда и как долго выполнялся данный вид деятельности. Апробация на большой группе людей показала, что карточки Гастева продолжают оставаться одним из лучших инструментов наблюдений за своим временем.

Код Вид деятельности
Завтрак, обед
Транспорт
Просмотр бумаг
Совещание
.

Процесс учет времени по карточкам А.Гастева делится на несколько этапов.

Первый этап заключается в ведении учета времени в течение одной недели, в это время графа «код» не заполняется. В графе «Вид деятельности» фиксируется вид работы, отдыха и др. Время, в течение которого выполнялся данный вид активности, отмечается в правой части карточки путем закрашивания клеточек. Масштаб времени — 0,5 час/клет. Округлять следует до 15 минут, используя для этого закрашивание половины одной клеточки. В первое время учет желательно вести через каждый час, заполнение карточки как задним числом, так и наперед не допускается.

В конце первой недели для удобства анализа необходимо каждому виду работы и отдыха дать свой код, который каким-то образом отражает их характер. Для кода не следует использовать буквы, они хуже запоминаются. Схожие виды работ объединяйте под одним кодом, но не старайтесь свести все виды деятельности к 3 — 4 кодам. Оптимальное их число — 15-20. Например:

— составление документов (изображены строчки документа),
— чтение художественных книг (изображена книга),
— просмотр телевизионных программ,
— процедуры умывания (изображено стекло — после умывания стал «чистым как стеклышко») и т.п.
— потери времени.

После того, как выработаны коды, необходимо занести их в соответствующую графу карточек учета. Теперь все готово для анализа.

На рисунке представлен фрагмент анализа времени по карточкам Гастева. Слева в вертикальном столбце написаны коды видов деятельности. (Если Вы имеете компьютер, то можете при желании его использовать для выполнения анализа: построить наглядные гистограммы полученных результатов и др.)

Рис. Фрагмент анализа расходов времени.

Горизонтальная линия дает масштаб времени, в качестве которого также взято 0,5 час/клет. Затем на график анализа результатов учета времени переносятся данные с карточек учета, при этом дни отделяются вертикальными черточками, как показано на рисунке, а над горизонтальными линиями, показывающими длительность данного вида активности (работы, отдыха), ставится число месяца. Такой порядок облегчает в дальнейшем расшифровку результатов анализа.

МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «КАК НАУЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО ПЛАНИРОВАТЬ ВРЕМЯ».

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Хронометраж личного времени по данным самонаблюдения

Цель задания – опираясь на данные самонаблюдения в течение недели, проанализировать эффективность использования учебного и личного времени.

Хронометраж– это метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Хронометраж позволяет провести «аудит» и «инвентаризацию» времени, выявить «поглотителей времени». Главный метод учета и анализа времени – это хронокарта (термин предложен А. К. Гастевым). В своем первоначальном виде хронокарта выглядела как таблица, где по вертикали (в строках) перечислялись события, а по горизонтали (в столбцах) указывалась их продолжительность. С помощью хронокарты можно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное время, а вносить в хронокарту отметки о затратах времени может не только сам человек, но и внешний наблюдатель («инспектор времени»). Изначально хронокарта Гастева включала в себя следующие столбцы: порядковый номер события, код (А.К. Гастев предлагал выделять пять типов временных затрат – сон, прием пищи, работа, отдых, самообслуживание), конкретное описание события, часы суток от 01 до 24 часов (с интервалом в 15 или 30 минут).

А. К. Гастев также предложил ряд правил по заполнению хронокарты:

1. Отметки необходимо делать каждые полчаса. Отмечать каждые полчаса следует сразу же, как кончится данный получас.

2. Не следует заполнять карту задним числом или вперед.

3. Следует установить номенклатуру трат времени, присвоив каждой свою литеру (код, категорию).

4. Целесообразно всегда носить хронокарту с собой! Нужно сделать ее удобной для работы.

Ход выполнения задания.

1. На занятии студенты знакомятся с основными проблемами таймменеджмента и принципами фиксации временных затрат. Предлагается поразмышлять над вопросами, на все ли им хватает времени, если нет, то почему.

2. Начиная с ближайшего понедельника, студенты составляют хронокарту своих временных затрат в течение недели по предлагаемой схеме:

Часы / Дни ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
00 – 01
01 – 02
02 – 03
03 – 04
04 – 05
05 – 06
06 – 07
07 – 08
08 – 09 ………. 23 -24

–прием пищи (желтый)

–компьютер для проведения досуга (игры и т.п.)

–компьютер для учебы / самообразования

–интернет для проведения досуга

–интернет для учебы / самообразования

–самоподготовка и самообразование без использования ПК

Разрабатывается система обозначений, выбирается временной интервал выполнения задания (30 или 15 минут).

3. Осуществляется качественный и количественный анализ полученных данных.

Результаты могут быть обобщены в табличной форме с последующей интерпретацией, например (адаптировано из работ, выполненных студентами заочного отделения):

Виды временных затрат в течение недели Таблица 1
Дни недели Итого Ранг
п/п Наименование типа Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. по дням
временных затрат недели
(час.)
1. Сон 6,5 7,0 7,0 6,5 7,0 7,0 7,5 48,5 I
2. Самообслуживание 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 6,0 1,0 12,0 V
3. Прием пищи 1,5 1,0 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 10,0 VII
4. Транспортные, 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 0,5 11,0 VI
пешие перемещения
5. Работа 8,0 8,5 7,5 8,0 8,0 40,0 II
6. Отдых (личный 1,0 2,0 1,0 3,0 2,0 3,0 3,0 15,0 IV
отдых, общение с
семьей и друзьями)
7. Учеба и 0,5 0,5 0,5 1,0 0,5 3,0 VIII
самообразование
8. Ведение домашнего 4,0 2,0 3,5 1,5 1,0 9,0 10,5 31,5 III
хозяйства

Анализ результатов самонаблюдения (фрагмент)

Наибольшее количество времени в течение рабочей недели тратится на сон – 48,5 часов в неделю. По мнению ученых взрослым людям достаточно 7-8часов сна в сутки. Однако наблюдения проводились в зимнее время года, когда суточная потребность взрослого человека в сне возрастает примерно на 20-30минут в сутки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что времени, которое отводится мною на сон, недостаточно для поддержания активного бодрствующего состояния.

Второе место по временным затратам занимает работа – 40,0 часов в неделю. В процессе выполнения данного задания я не ставила перед собой цели проанализировать рабочее время по «эффективному» признаку, так как данный тип временных затрат является сложносоставным и содержит следующие элементы:

-работа за компьютером;

-транспортные, пешие перемещения, связанные с рабочим процессом;

-самообразование и обучение, связанное с рабочим процессом (работа за компьютером, изучение нормативно-правовыхдокументов, изменений законодательной базы с целью повышения профессионального уровня);

-совещания в вышестоящих инстанциях, совещания и советы в учреждении.

Однако фиксация временных затрат позволила сделать ряд других полезных выводов. Установлено, что не удается выделить достаточно времени на обеденный перерыв и на установленные законодательством два технологических пятнадцатиминутных перерыва, что, по сути, является нарушением санитарно-гигиенических норм, а также неблагоприятным образом отражается на самочувствии и общей работоспособности.

Третье место после сна и работы занимает ведение домашнего хозяйства – 31,5 часов в неделю. Этот тип временных затрат сопоставим с временными затратами на работу; как и работа, является сложносоставным и включает множество различных элементов:

-стирка и глаженье белья и др

4. Формулируются рекомендации по оптимизации использования вашего личного времени с определением основных «поглотителей времени» и путей борьбы с ними.

Хронофаги (от др.-греч.χρόνος – «время»; φᾰγω – «пожираю») (или поглотители времени, пожиратели времени) – один из терминов таймменеджмента, обозначающий любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности (работы и других запланированных дел). Хронофаги могут быть одушевленными (например, коллеги с досужими разговорами, друзья с пустыми звонками, заказчики, любящие поболтать и т. д.) или неодушевленными (компьютерные игры, телевизор и др).

5.Делаются выводы по осуществленному исследованию. Оформляется письменный отчет.

6. Студенты представляют результаты проведенного исследования на занятии, сопоставляют свои временные затраты с тем, как организуют свою жизнь их одногруппники.

6. Письменный отчет по всем этапам работы (пункты 1 – 5 данного задания) включается в Контрольную работу.

Список рекомендуемой литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак,2003. – 672 с.

2. Валеев, Г. Х. Методология и методы психологопедагогическихисследований: Учебное пособие / Г.Х Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т,2002. – 134 с.

3. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учебное пособие / Д.С. Горбатов. – Самара: Бахрах-М,2006. – 272 с.

4. Гудвин, Д. Исследование в психологии – методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб: Питер, 2004. – 558 с.

5. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент:Практикум по управлению временем / С.И. Калинин. – СПб.: Речь, 2006. – 371с.

6. Никифоров, А.Т. Метод наблюдения в социально-психологическихисследованиях: Учебное пособие / А.Т. Никифоров, В.Е. Семенов. – Л.: Издво Ленингр.ун-та,1987. – 96 с.

7. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А.

Регуш. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

8. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск:

Харвест, 1998. – 800 с.

9. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв. ред. А. М. Айламазьян. – М.: Учебно-методическийколлектор

«Психология», 2000. – 480 с.

10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др. / Под ред С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект-Пресс,2002. – 383 с.

Читать еще:  Регистрационная карточка для проведения государственной регистрации
Про деньги в эпоху кризиса
Добавить комментарий