Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджет капитальных затрат

Капитальные расходы бюджетов

Капитальные расходы бюджетов – стандартная составляющая расходов, которая покрывает потребности в финансировании инвестиционной и инновационной деятельности. В эту статью затрат, как правило, включаются расходы на формирование новых или укрепление уже действующих юридических лиц (компаний, фирм, предприятий). Передача средств осуществляется с учетом существующей инвестиционной программы, которая утверждена государственными органами власти.

Капитальные расходы бюджетов могут предоставляться в форме займов для выполнения восстановительных или капитальных работы, а также других мероприятий, связанных с восстановлением имущества, находящегося во владении субъектов РФ, муниципальных учреждений и прочих государственных структур. Сюда же относятся другие бюджетные затраты, которые включены в капитальные расходы бюджетов с учетом экономического разделения затрат бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов имеют в составе и бюджет развития, условия и особенности

формирования которого определяются на законодательном уровне.

Роль капитальных расходов бюджетов в общей классификации и их сущность

Чтобы говорить о сущности капитальных бюджетных расходов, важно понимать ее роль в общей структуре распределения бюджетных средств. Что такое бюджетные расходы государства? Это средства, которые направляются из казны страны на финансирование тех или иных отраслей и решения определенных задач.

Почти все бюджетные затраты – это деньги, которые направляются на общегосударственные дела, четко описанные в бюджете страны на каждый конкретный период. Суть таких затрат – распределение, а также перераспределение имеющегося в распоряжении дохода, используемого для решения общих целей.

В свою очередь, многообразие бюджетных затрат можно объяснить несколькими важными факторами :

1. Природой и функциями работы самой структуры государственного управления.
2. Уровнем развития социальной сферы и экономики.
3. Делением государства на территориальные и административные единицы.
4. Широкой разветвленности структуры национальной экономики и бюджетных связей.

При этом все бюджетные расходы можно классифицировать по нескольким наиболее важным признакам :


1. По экономической роли. Здесь можно выделить бюджетные средства, направляемые на содержание деятельности, не имеющей связи с материальным производством, и непосредственно на материальное производство.

2. По функциональному применению. В данном случае бюджетные расходы распределяются для реализации следующих целей – финансирования народного хозяйства, уменьшения аппарата управления, проведения исследований фундаментального типа, ведения правоохранительной деятельности и так далее.

3. По экономическому содержанию расходы можно поделить:

— капитальные расходы бюджетов – это та часть затрат, которая позволяет качественно профинансировать инвестиционную и инновационную работу. В данную категорию можно включить различные статьи затрат, которые предназначены для вложений в производство основных фондов, проведение капитального ремонта и так далее;


— текущие расходы – составляющая затрат, которая позволяет поддерживать нормальную работоспособность государственных органов и бюджетных предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств. Кроме этого, из этих средств реализуется поддержка различным бюджетам и конкретным экономическим отраслям. Часто текущие расходы имеют вид субсидий, дотаций и субвенций.

Капитальные расходы бюджетов: источники формирования, задачи, признаки

Нельзя забывать, что каждый бюджет нуждается в своевременном пополнении. Не исключением являются и капитальные расходы. В данном случае источниками капитальных расходов выступают:

1. Займы, которые берет Российская Федерация для реализации инвестиционных задач. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние кредиты.

2. Средства, полученные от реализации недвижимости и прочего имущества, находящегося в собственности государства.

3. Прибыль бюджета РФ, которая была получена от различных бюджетных ассигнований, организованных с целью дальнейших инвестиций. Как правило, такие вложения всегда реализуются на основных условиях сотрудничества – платности, возвратности и срочности.

4. Прибыль бюджета РФ, полученная по факту приватизации или использования объектов государственной собственности, которые были сформированы по итогам реализации инвестиционных проектов. Как правило, на внедрение таких проектов направляются бюджетные средства.

5. Часть выплат, поступающих в бюджет РФ после размещения долговых государственных активов в части, которая установлена бюджетом на последующий год.

6. Половина суммы от разницы между фактически поступившей прибылью от внешнеэкономической деятельности и уровнем доходов, установленных бюджетом РФ на будущий финансовый год.

7. Прочие источники финансирования, которые оговорены в законе РФ.

Бюджетные средства, как правило, накапливаются на специально созданных для этого счетах Федерального казначейства (главное управление).

Средства капитальных бюджетных расходов, как правило, направляются на решение следующих задач :

1. Финансирование проектов, которые непосредственным образом связаны с реализацией инвестиционных проектов. Последние, в свою очередь, отбираются на конкурсной основе.

2. Выполнение обязательств, которые возложены на Правительство страны по предоставлению инвесторам гарантий государства. Как правило, такое обеспечение всегда подкреплено средствами бюджета. При этом развитие инвестиционной сферы производится с учетом порядка, предусмотренного Правительством страны.

3. Передача денег в форме бюджетных займов на реализацию инвестиционных целей. В качестве кредитополучателей, как правило, выступают юридические лица (компании, фирмы и так далее).


4. Создание или увеличение объемов имущества, относящегося к собственности Российской Федерации, муниципальных формирований и различных субъектов.

5. Выполнение капитальных (восстановительных) работ, а также другие категории затрат, связанные с увеличением воспроизводства.

6. Решение прочих задач, которые входят в капитальные затраты в соответствии с экономической классификацией затрат бюджетов страны.

На практике применение финансов, выделяемых из бюджета страны и направляемых на финансирование различных проектов, производится исключительно на конкурсной основе (об этом уже упоминалось выше). При этом отвлечение свободного капитала из бюджета развития для решения вопросов, не связанных с реализацией инвест проектов, не допускается.

При выделении капитальных расходов бюджетных средств четко прослеживается роль и важность страны в общем развитии. При правильной организации средства должны равномерно направляться в промышленный сектор, на развитие экономики или гражданской авиации, совершенствование космических программ, повышение культуры народов Севера и прочие сферы.

Читать еще:  Вектор уставный капитал

Все группы капитальных и прочих расходов можно условно поделить по нескольким признакам :

1. Ведомственный признак. Его применение позволяет выделить в каждой группе затрат определенное юридическое лицо или государственную структуру, которая больше всего нуждается в финансировании. С помощью этого признака много проще оценить изменения в структуре затрат.

2. Целевой признак. Позволяет более рационально применить капитальные бюджетные средства и использовать их по целевому назначению. При этом все расходы могут классифицироваться на множество направлений.
Одним из важных вопросов является защищенность капитальных расходов от обесценивания в условиях максимальной инфляции. Здесь основным является принцип защищенности, который позволяет финансировать те или иные направления с учетом текущей инфляции. В этом случае нуждающаяся сфера получает инвестиции в полном объеме для реализации намеченных планов в полном объеме.

3. Территориальный признак. Его суть в том, что капитальные расходы бюджета должны распределяться равномерно по всей территории России. Кроме этого, при передаче средств в тот или иной регион должна соблюдаться определенная иерархия. В частности, сегодня можно выделить расходы федерального уровня, местных бюджетов и субъектов РФ.

Бюджет капитальных затрат

Цель составления финансового бюджета — разработка прогно зируемого баланса.

Составными элементами финансового бюджета, как было отмечено выше, являются бюджеты капитальных затрат, движения денежных средств и прогнозируемый баланс . Формы этих бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизированы, их структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени ква лификации разработчиков.

Бюджет капитальных затрат, или инвестиционный бюджет , отражает основные направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов. Данный бюджет включает издерж ки, связанные:

1) с покупкой земли, подготовкой участка и его улучшением;

2) с покупкой здания и работами по гражданскому строительству;

3) с технологией производства, закупкой машин и оборудования;

4) с затратами, входящими в структуру основного капитала, на пример, на права приобретения на промышленную собственность, «ноу-хау», патенты.

В данный бюджет включаются также затраты на поставку, упа ковку и транспортировку, пошлины и монтаж.

Данный бюджет оказывает существенное влияние на следую щие бюджеты:

бюджет денежных средств, так как он затрагивает расходы на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты;

на прогнозируемый отчет о прибылях и убытках;

на прогнозируемый бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

Бюджет капитальных вложений обсуждается и принимается на высшем уровне управления организации.

Бюджет движения денежных средств формируется с целью:

1) расчета необходимого объема денежных средств в опреде ленный период времени;

2) определения моментов и продолжительности периода, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств;

3) рационального использование денежных средств;

4) принятия управленческих решений при дефиците (избытке) денежных средств во избежание кризисных явлений.

Бюджет ожидаемых поступлений и выплат денежных средств на определенный период называется кассовым бюджетом. Он является составной частью основного бюджета предприятия. Достовер ность закладываемых в кассовый бюджет показателей существенно зависит от субъективных прогнозируемых оценок: продаж, инкас сации дебиторской задолженности и т.п.

Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты по каждому виду деятельности: основной, инвестици онной, финансовой.

Основные составляющие отчета по основной деятельности с уче том желательной динамики их изменения:

увеличение: счета к получению и оплате, авансы полученные, легко реализуемые ценные бумаги, налоги к уплате;

уменьшение: начисленные расходы, товарно-материальны ценности.

Результаты планирования основной деятельности используют ся при планировании инвестиций и определения источников финансирования.

В зависимости от продолжительности периода, в течение которого у предприятия не хватает средств, дефицит может быть:

краткосрочным — в этом случае необходимо привлечь краткосрочные кредиты и займы, сократить дебиторскую задолжен ность, увеличить кредиторскую задолженность;

долгосрочным — в этом случае необходимо использовать долгосрочные кредиты или увеличить размер уставного капитала.

Избыток денежных средств может быть:

краткосрочным — в этом случае необходимо осуществить краткосрочные вложения, расширить продажи в кредит, увеличить запасы сырья и материалов, ускорить оплату кредиторской задолженности;

долгосрочным — в этом случае целесообразно осуществить модернизацию, расширить производственную базу, расширить деятельность предприятия.

Прогнозируемый баланс предприятия

Целью разработки прогнозируемого баланса является оценка экономического потенциала предприятия, т.е. определение величины и динамики изменения стоимости активов, чистого оборотного капитала (рассчитывается как разность между текущими активами и краткосрочными обязательствами (счета к оплате)), а также оценка ликвидности баланса, способности предприятия выполнять свои обязательства.

Баланс позволяет определить, какими средствами финансиро вания обладает предприятие и как их использовать.

Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой основной статьи баланса:

основной капитал (учитывается стоимость основного капи тала на начало периода, инвестиционные затраты за период; при оценке его балансовой стоимости учитываются ежегодные отчисления на амортизацию);

текущие активы, в том числе сырье, незавершенное производство и готовая продукция, наличность (данные о нормируемых оборотных средствах), а также прогнозируемая дебиторская задолженность;

собственный и заемный капитал, в том числе краткосрочные
обязательства, необходимые для бесперебойной работы предприятия.

Пассивная часть баланса формируется по данным о предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

При составлении баланса необходимо обратить внимание на величину чистого оборотного капитала. Увеличение его соответст вует оттоку реальных денег. Он должен финансироваться за счет акционерного капитала или долгосрочных обязательств.

Читать еще:  Способы формирования капитала предприятия

Сопоставление активов и собственного капитала и долгосрочных обязательств позволяет определить потребность в краткосроч ных обязательствах.

Таким образом, составляется первоначальный вариант прогно зируемого баланса. Составлением прогнозируемого баланса закан чивается первый этап работы над генеральным бюджетом. Затем необходимо провести анализ баланса, т.е. оценить, как планы руководства предприятия повлияют на финансовое состояние предприятия. Если в результате анализа возникнут проблемы, отрицательно влияющие на уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, то разработанные ранее частные сметы корректируются. При этом планирование и составление бюджета являются единым процессом управления [10,11,12,15].

Бюджет капитальных (первоначальных) затрат

Бюджет капитальных (первоначальных) затрат называют еще инвестиционнымпланом. Он отражает распределение финансовых средств, выделяемых для начала ведения бизнеса в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план либо на создание нового или модернизацию действующего производства). В этом документе приводится распределение капиталовложений в строительство или на покупку оборудования, других первоначальных затрат (на лицензирование, стартовую рекламу, сертификацию, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам (декадам) бюджетного периода.

Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывают до составления бюджета доходов и расходов или одновременно с ним. Набор статей этого бюджета определяется индивидуально не только для компании, но и для любого отдельного проекта исходя из его специфики.

К инвестиционным расходам (т.е. в состав бюджета развития бизнеса или компании в целом) относятся все виды стартовых и первоначальных затрат, которые предстоит осуществить до начала функционирования нового или модернизированного производства либо нового вида бизнеса.

Инвестиционные затраты, как правило, не окупаются в течение одного года. Это может относиться не только к оборудованию, зданиям и сооружениям, но и к лицензиям, некоторым видам затрат на продвижение продукта и другим видам вложений в нематериальные активы компании последние также могут рассматриваться как часть капитала (стоимости) фирмы.

Первым шагом разработки бюджета капитальных затрат является составление общей сметы расходов с максимальной детализацией основных видов первоначальных затрат и без их распределения во времени.

При составлении бюджета капитальных (первоначальных) затрат можно распределить их по структурным подразделениям (видам бизнеса) компании. Для этого определяются виды затрат, которые будут финансироваться за счет компании (централизованно), и виды затрат, финансируемые в рамках отдельного бизнеса или структурного подразделения.

При составлении бюджета необходимо выделять денежную и неденежную (физическую) части инвестиционных затрат. Денежная часть – капитальные затраты, финансируемые за счет внешних или внутренних источников денежных средств бизнеса, и поэтому они составляют часть БДДС. Неденежная часть – это затраты на машины, оборудование, строительство и т.п., которые вносятся в бизнес (партнером, инвестором, спонсором, вышестоящей организацией и т.д.) в натуральном виде. Эти затраты отражаются только в расчетном (прогнозном) балансе как прирост основного капитала.

После произведенных уточнений в новой смете со сгруппированными позициями все перечисленные категории затрат должны быть показаны отдельно.

После этого определяются ориентировочные сроки проплаты отдельных видов затрат (сроки и доли оплаты). По каждой строке сметы, в которой сгруппированы отдельные виды затрат, определяются сроки списания денежных средств. Благодаря такой группировке, в БДДС найдут отражением только те позиции, оплата которых будет осуществляется компанией или ее структурным подразделением.

Как правило, план капитальных затрат не корректируется, поскольку смета и график этих расходов отдельно утверждаются руководством компании. Для консолидации и правильности учета тех или иных статей затрат этого плана их лучше представлять в формате, аналогичном тому, как эти затраты будут представлены в БДДС и расчетном (прогнозном) балансе. С этой целью их стоит сгруппировать в три основные категории:

б) строительство и ремонт;

в) прочие затраты (разрешительные документы и нематериальные активы).

При этом затраты каждой категории можно разделить на части исходя из специфики бизнеса.

Кредитный план

Первоначальный вариант кредитного плана обычно составляют после разработки бюджета капитальных (первоначальных) затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов за кредит (с учетом состояния финансового рынка в стране) и условия возврата или погашения (с какого месяца, какими частями и т.п.). Окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки БДДС, когда будут известны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных (первоначальных) затрат, но и на пополнение оборотных средств.

Бюджет капитальных затрат

Бюджет административно-управленческих (общехозяйственных) расходов

Это детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности компании в будущем периоде. Большую часть этого бюджета составляют постоянные затраты.

Бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов)

За разработку и исполнение этого бюджета несет ответственность отдел продаж. В данном бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде.

Прогноз себестоимости. Бюджет доходов и расходов (БДР)

На основе выше указанных бюджетов специалист по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестоимости продукции. Для формирования этого бюджета требуются данные:

— бюджета закупки и использования материалов;

— бюджета трудовых затрат;

— бюджета общепроизводственных расходов.

Используя данные об ожидаемых доходах из бюджета продаж и себестоимости реализованной продукции, а также информацию из бюджетов коммерческих и административно-управленческих расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках, общепринятое обозначение – БДР (Бюджет доходов и расходов). Он содержит следующие показатели (внимание!, приведен перечень статей для формирования этого бюджета так называемым «оборотным способом»):

1) выручка от реализации продукции;

2) запасы материалов на начало периода;

Читать еще:  Пример анализа капитала

3) закупки материалов;

4) запасы материалов на конец периода;

5) стоимость потребленных материалов (п.2 + п.3 — п.4);

6) заработная плата производственных рабочих;

7) общепроизводственные расходы;

8) совокупные производственные расходы (п.5 + п.6 + п.7);

9) запасы готовой продукции на начало периода;

10) запасы готовой продукции на конец отчетного периода;

11) себестоимость реализованной продукции (п.8 + п.9 — п. 10);

12) коммерческие и административно-управленческие расходы;

13) планируемая прибыль от производства и продаж (п. 1 — п. 11 — п. 12).

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя:

— бюджет капитальных затрат,

— бюджет движения денежных средств организации (БДДС);

на основе указанных бюджетов, а также на основе БДР составляется

— прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении организации).

Определение направлений капитальных вложений и получение денежных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить, чтобы обеспечить максимальную рентабельность производства на перспективу. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на:

БДДС, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты,

БДР (та же причина, но начисление процентов),

прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

В большинстве случаев планы административно-управленческих расходов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управления. Однако значительная часть такой информации может быть обработана на уровне подразделений организации и включена в частные (функциональные) бюджеты.

Прогнозный отчет о финансовом положении (Прогнозный баланс)

Последним шагом в процессе подготовки главного бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для компании в целом. Для этого используются данные всех бюджетов. Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Основным этапом разработки бюджетов является сообщение основных направлений развития компании лицам, ответственным за разработку бюджетов или участвующим в формировании показателей для бюджетов.

Ивашкевич стр.452 Все разнообразие подходов к разработке бюджетов можно сгруппировать по следующим классификационным признакам:

-степень обобщения информации,

По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на:

-генеральный (общий, мастер-бюджет), который объединяет все частные бюджеты структурных подразделений компании;

-операционный бюджет (через частные бюджеты формирует прогноз прибылей и убытков);

-финансовый бюджет (прогнозирует денежные потоки организации);

-специальные бюджеты для отдельных видов деятельности (например, НИОКР).

По периодичности планирования деятельности (в зависимости от периода на который составляется бюджет, т.е. бюджетного периода):

-краткосрочные – на период деятельности до 1 года;

-среднесрочные – на период деятельности 2-3 года;

-долгосрочный – на 3 года и более.

По способу планирования:

-дискретный (периодический) – составляется на определенный период времени (например на год с разбивкой по месяцам, «Бюджет Компании на 20NN год с разбивкой по месяцам (январь-декабрь)»);

-скользящий (непрерывный) – в данном случае компания постоянно составляет бюджет. Т.е. к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие отклонения. Например, планируется годовой бюджет – «Бюджет Компании на следующие 12-месяцев с января-20NNг. по декабрь-20NNг. с разбивкой по месяцам». После завершения января-20NNг. бюджет корректируется и добавляется январь следующего года, в результате получаем — «Бюджет Компании на следующие 12-месяцев с февраля-20NNг. по январь-20(NN+1)г. с разбивкой по месяцам». Т.е. бюджетный период всегда одинаковый.

По механизму использования выделяют:

-статичный (фиксированный, жесткий) бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности компании, т.е. для заданного, запланированного объема производства (можно говорить о том, что статичным является любой утвержденный бюджет, данные которого потом сравниваются с фактическими показателями);

-гибкий бюджет – здесь имеются две разновидности. Это, во-первых, бюджет, рассчитанный для разных уровней деловой активности, и, во-вторых, это бюджет, пересчитанный для анализа исходя из фактического объема реализации по нормативным ценам.

Для бюджетирования регулируемых затрат, например затрат на НИОКР, используется два подхода:

-приростное бюджетирование («от достигнутого») – базируется на уровне затрат предыдущего периода, измененной на заданную величину. Николаева С.А., Шебек («УУ- легенды и мифы», 2004) стр.153 отмечают, что в советское время говорили, что планирование от достигнутого неизбежно обрекает нас на перетаскивание в будущее всех ошибок нашей прошлой неэффективной работы;

-бюджетирование с нуля («Zero Based Budgeting») – в данном случае необходимо обосновывать каждые затраты.

В процедуре разработки и утверждения бюджетов выделяют два подхода – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». При подходе «сверху-вниз», бюджет разрабатывается централизованно и доводится до подразделений с целью его исполнения. При подходе «снизу-вверх» бюджеты подразделений составляются непосредственно на местах в соответствии с целями компании. Далее эти бюджеты анализируются, корректируются и утверждаются, в том числе составляется бюджет компании в целом. Однако обычно применяется комбинированный метод утверждения бюджетов- когда разработанные частные бюджеты обобщаются по компании в целом, корректируются и возвращаются подразделениям для окончательного рассмотрения. Возможен и такой вариант- руководство компании доводит до структурных подразделений основную целевую задачу подразделения и весьма ограниченное количество показателей, а способы достижения поставленной цели, конкретизацию методов решения отдельных задач берет на себя структурное подразделение. Руководство компании контролирует процесс выполнения поставленной цели и вмешивается только в случае возникновения критической ситуации. Обязательства по выполнению плана полностью возлагаются на структурное подразделение.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2164 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector