Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита инвестиций в рф

Защита инвестиции

Инвестиционный бизнес всегда связан с определенным риском, который повышается в несколько раз при вложениях капитала на территориях развивающихся стран с переходной экономической ситуацией и нестабильной экономической политикой. Основной риск заключается в том, что при изменении политических направлений, влияющих на экономику, все его инвестиции или их часть могут быть принудительно национализированы, без какой либо компенсации.

Несмотря на принятые во всем мире правовые нормативы, государство, на территории которого расположены объекты инвестирования, может отказаться от защиты иностранных инвестиций, и рассмотрении спорного вопроса в суде международного арбитража. Важным моментом является то, что ответственная власть, при политической нестабильности, не может гарантировать поддержания интересов владельцев инвестиций на рынке. Основным средством защиты своих имущественных интересов в таких условиях для инвесторов остается механизм, принятый в международно-правовом урегулировании зарубежных инвестиций.

О защите иностранных инвестиций

Вкладывая свои капиталы в объекты или деятельность на территории другого государства, инвестор должен понимать, что в первую очередь ему придется считаться с интересами реципиента и подчиняться его законам, что связано с определенной долей риска. Хотя специфика международных отношений в области инвестиций такова, что не может быть урегулирована только национальным законодательством, так как способы защиты инвестиций, прежде всего, были разработаны международными юридическими кругами. И вступили в законную силу намного раньше национальных правовых норм.

В начале развития иностранной инвестиционной деятельности остро встал вопрос о правовых отношениях. Владельцы капиталов вынуждены были оберегать свои права на внесенные средства с помощью правоохранительного законодательства своего государства.

Страхование иностранных инвестиций как способ защиты

Защита инвестиций обеспечивается при вступлении в общую практику системы страхования вложенных капиталов. Разработанные механизмы урегулирования отношений в этой области предусматривают методы зашиты на двух уровнях — это:

  • Страхование в системе, принадлежащей государству, на территории которого располагаются инвестиции.
  • Заключение страхового договора в международно-правовой системе.

В идеале защита инвестиций иностранного капитала должна быть определена внутренними законами и правовыми нормами. Проблема состоит в том, что внутренние права, действующие на территории реципиента, не являются безоговорочным условием для инвестора. А нестабильная экономическая обстановка во многих государствах спровоцировала полное отсутствие безопасности для инвесторов, и стала причиной уклонения многих бизнесменов от подчинения внутренним правовым нормам, и причиной обращения за помощью в международные организации. Как следствие, образовался скачек роста международных договоров, приравненных по своему статусу к внутренним правовым документам, в которых осуществляется защита иностранных инвестиций.

Защита инвестиций в Российской Федерации

Территория России не является исключением в перечне стран реципиентов с нестабильной экономической и политической обстановкой. Тем не менее, в 1999 г был принят федеральный закон, обеспечивающий гарантии неприкосновенности прав иностранных инвесторов. Закон «об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» является ключевым документом в комплексе всех законодательных актов, по которым предусмотрена защита инвестиций.

Правила, записанные в международном правовом документе, не идут в разрез с содержанием пунктов национального закона, а дополняют его. Поэтому записанные в национальном законе меры защиты инвестиций и оговоренные права в международно-правовом перечне являются двойной гарантией безопасности прав иностранных инвесторов.

Формы риска и виды страхования инвестиций

Государство, давшее свое согласие на размещение иностранного капитала, берет на себя гарантии защиты инвестиций перед зарубежными инвесторами и международными организациями. Предполагается, что предпринимателю будут созданы необходимые условия для плодотворной деятельности, и достижения поставленных целей. Но реальность бывает совершенно противоположной. Нестабильность обстановки и бессилие властей относительно контроля ситуации приводит к тому, что правительственные организации не в состоянии обеспечить возможные способы защиты инвестиций. Тогда привлекаются арбитражные суды, процессы которых могут длиться годами. Убытки инвестора при этом будут расти с каждым днем. И единственным решением, гарантирующим полную безопасность инвестиционных вложений, является страхование на такие случаи как:

  • изменение экономической, финансовой или политической обстановки;
  • начало военных действий;
  • национализация страны;
  • введение валютных санкций по ограничению.

По своей форме выделяют такие риски для инвестиций как:

  • государственное инвестирование;
  • частное вложение капиталов;
  • совместное инвестирование.

Такая классификация помогает страховым компаниям быстро выявить объект страхования, понять, какие интересы преследует страхователь, и какова возможная степень риска наступление угрожающего капиталу события.

В РФ начинается демонтаж единого налогового и правового режима

Каждому инвестору правительство предложит индивидуальные переговоры

Глава Минфина Антон Силуанов знает, чем можно привлечь инвесторов в Россию. Фото с сайта Государственной думы РФ

Госдума и Минфин торопятся до конца года принять весьма экзотический закон для стимулирования инвесторов, которые добровольно не хотят вкладывать деньги в стагнирующую российскую экономику. Власти надеются заманить крупных инвесторов, обещая каждому из них индивидуальные правовые, налоговые и тарифные спецрежимы. В результате соседние предприятия будут работать с разными налоговыми льготами и разными обещаниями неизменности налоговых и юридических условий. Инвесторам чиновники, в частности, будут предлагать продолжительность неизменности условий от 3 до 20 лет. В понедельник в Подмосковье прошли первые парламентские слушания подготовленного Минфином законопроекта о новых условиях для инвесторов. Критики этого проекта указывают на его безбрежный коррупционный потенциал. А предприниматели вспоминают, как российское государство умеет давать и забирать самые разнообразные обещания своим гражданам.

Читать еще:  Паевой инвестиционный фонд википедия

Первое чтение законопроекта в Госдуме пройдет уже 3 декабря. Парламентарии обещают принять закон до конца года, притом что выглядит он пока откровенно сырым. «Мы должны подготовить хороший и качественный закон, так как плохой закон – это увеличение количества проблем и отток инвестиций и бизнеса из страны», – сказал в понедельник спикер ГД Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний на тему «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ».

На парламентских слушаниях обсуждали не только законопроект о защите капвложений, но и изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Володин также отметил, что вносимый пакет документов должен будет определить будущую инвестиционную политику, так как действующее законодательство уже не отвечает реалиям. «До сегодняшнего дня мы руководствуемся законодательством, которое было принято еще в 1990‑е годы, а ряд законов еще были приняты в советский период, в 1991 году. Они не решают тех проблем и задач, которые стоят перед страной, страна может развиваться, если растет экономика», – объяснил спикер ГД.

Чиновники надеются, что новации Минфина будут защищать и даже поощрять инвестиции ради исполнения поручения президента Владимира Путина увеличить долю инвестиций до 25% ВВП. «Цель законопроектов – привлечь инвестиции в экономику нашей страны», – сообщил Володин.

Из текста самого законопроекта о защите и поощрении капвложений следует, что целью госрегулирования инвестиционной деятельности «является создание благоприятных условий для вложения инвесторами инвестиций на территории РФ посредством распространения на инвесторов и организации, реализующие инвестпроекты, инвестиционных режимов, обеспечивающих предсказуемость правового регулирования, стабильность условий инвестиционной деятельности и ее стимулирование». Заметим, сам законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) был внесен в Госдуму только в нале ноября.

При этом вступить в силу теоретически он должен с 1 января 2020 года. Предполагается, что новый закон привлечет в экономику РФ целых 30 трлн руб. инвестиций. Для завлечения инвесторов чиновники придумали два разных режима – общий и индивидуальный. Первый предусматривает отсрочку вступления в силу (на три года) нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности (о перспективе ухудшения условий для инвестиций прямо написано в пояснительной записке к проекту). А проектный режим «предусматривает особенности применения отдельных актов публично‑правового образования (актов (решений) регулируемой организации) при реализации новых крупных инвестиционных проектов».

Из логики документа следует, что государство собирается гарантировать неизменность правовых условий по крайней мере на ближайшие три года. Вопрос о достаточности этого срока остается как бы в стороне. Точно так же, как и вопрос о ранее взятых и отозванных обещаниях.

Еще больше сомнений вызывает формулировка об «особенностях применения отдельных актов при реализации новых крупных инвестиционных проектов». Получается, что для отдельных инвестиционных проектов законы будут применяться не так, как для остальных. Ранее представители бизнеса замечали, что подобная выборочность законодательных норм может не привлекать, а отпугивать потенциальных инвесторов.

Для лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капвложений (СЗПК), законопроектом гарантируется неизменность ряда налоговых условий на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий на срок до 3 лет; принятие решений об условиях предоставления мер господдержки на срок, предусмотренный связанными договорами, и прочего. При этом для проектов с объемом вложений свыше 10 млрд руб. предлагается получение специального тарифа на услуги естественных монополий; вывозные таможенные пошлины на срок от 6 до 20 лет; квоты на различные ресурсы и прочее.

Парламентарии надеются утвердить
законопроект о защите капвложений
до конца года. Фото с сайта www.duma.gov.ru

В ходе обсуждения глава Минфина Антон Силуанов также не исключил в дальнейшем добавить в нормы законопроекта возможность ввести мораторий на изменение условий ведения бизнеса не только со стороны правительства, но и со стороны Центробанка. «Что касается вопросов стабилизации в ЦБ, мы не рассматривали в законопроекте такие положения. Мы говорили о стабилизации со стороны решений правительства РФ. Но думаю, в ходе рассмотрения в парламенте нам надо провести диалог с ЦБ с тем, чтобы регуляторика, которой занимается ЦБ, могла бы учитываться в ходе таких соглашений, особенно по тем проектам, которые осуществляют финансовые институты», – сказал он.

Тем самым министр ответил на предложение главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, предложившего включить в законопроект инвестпроекты банков. «Очень важно также описать, что регуляторика ЦБ, которая в этом законопроекте никак не присутствует, также должна предусматривать защиту соответствующих инвестиций, которые осуществили финансовые институты», – подчеркнул парламентарий.

Читать еще:  Инвестиции на макроуровне

Примечательно, что другие участники, предлагавшие свои версии инвесткодексов, не присутствовали в понедельник на парламентских слушаниях. Напомним, вице‑премьер Дмитрий Козак ранее предлагал стимулировать инвестиции не только лишь в нацпроекты, но в целом в экономику РФ. Он также подчеркивал важность неизменности условий для бизнеса. «Они (гарантии неизменности правил ведения бизнеса. – «НГ») не могут быть вечными. потому что меняются условия, но если что‑то меняется, то это должно быть, эти изменения должны быть для новых бизнесов, а для тех, кто уже инвестировал, для тех, кто выстроил инвестиционные проекты, реализовал их, продолжает осуществлять деятельность по возврату вложенных инвестиций, мы не имеем права менять эти правила игры. И это должна быть не декларация, а должны быть соответствующие конкретные механизмы, которые это обеспечивают», – говорил Козак (см. «НГ» от 29.09.19).

Предложения Минфина тогда удостоились критики вице‑премьера. Не устроили Козака, в частности, избирательный подход при предоставлении господдержки и механизм индивидуальных соглашений с бизнесом (заключение соглашений в рамках индивидуального проектного режима). «Бизнес должен быть защищен общим законодательством, общими институтами инвестирования, доступом к кредитам, защитой права собственности через суды», – соглашался с ним глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отмечал, что для бизнеса важны «стабилизационные оговорки в силу закона, а не в силу соглашения».

Но сегодня правительственные чиновники и парламентарии говорят о необходимости принять новый закон «как можно скорее». «Не важно, какой сейчас закон – хороший или не очень, – надо его принимать, а потом постоянно работать с предпринимателями… банками и активно взаимодействовать со всеми участниками процесса. Не надо вылизывать закон и делать из хорошего лучшее, надо принимать закон как можно скорее в том виде, в котором он есть, посмотреть, как он работает, а затем подчистить, если это необходимо», – приводит предложения главы ВЭБ Игоря Шувалова агентство Regnum. «Завершить работу над законопроектом о защите и поощрении капвложений ГД может уже в этом, 2019 году», – не исключает Володин, высказывая несогласие с позицией принимать сразу закон «как есть».

Свои сомнения к текущей версии законопроекта высказал в понедельник и глава Сбербанка Герман Греф. «Там (в законопроекте. – «НГ») написано, что некое должностное лицо от имени субъекта РФ, от имени РФ, одно должностное лицо будет подписывать все эти соглашения. Мне жаль это должностное лицо, которое должно эти все соглашения подписывать, и соответственно сразу же у бизнесменов возникает вопрос: какой механизм подхода к этому лицу, потому что это, понятно, будет проходить через целую цепочку согласований и так далее», – заметил он. По мнению Грефа, возникает вопрос о целесо-образности подписания такого рода соглашений. «Ответ: для того чтобы зафиксировать так называемую дедушкину оговорку (принцип защиты инвестора от изменения законодательства. – «НГ»). Фактически это единственная мера, ради которой стоит подписывать это инвестиционное соглашение», – отметил глава Сбербанка.

Греф отметил, что даже подписанное инвестсоглашение не даст полной защиты. Он обратил внимание на порядок расторжения такого рода соглашений. «Любое нарушение инвестором российского законодательства. (ведет к расторжению. – «НГ»). То есть если ты незаконно уволил сотрудника и потом его восстановили на работу, это основание для расторжения договора на 25 млрд руб.», – говорит Греф, замечая, что в РФ сложно реализовать инвестпроект, не нарушив хотя бы одну норму закона.

«Если посмотреть на сегодняшнюю конструкцию, она не создает гарантий, потому что основания для расторжения значительно более простые, чем какие-то гарантии, которые могли бы быть прописаны в законе», – резюмирует банкир.

Ряд экспертов «НГ» также скептически отнеслись к инициативе. Инициатива создает ряд поощрений и упрощений для проектов, исчисляющихся сотнями миллионов и миллиардами рублей, но не слишком меняется ситуация для малого бизнеса, замечает, управляющий директор компании «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. «Скорее всего, эффектом станет лишь продолжение монополизации и огосударствливания экономики России», – подчеркивает он. «Тот факт, что предприятия малого и среднего бизнеса снова остаются вне фокуса госвнимания, не позволяет нам рассчитывать на то, что данная инициатива (СЗПК) станет главным драйвером ускорения роста доли инвестиций в экономике и ускорения ее темпов роста в целом», – соглашается главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

Александров напоминает, что инвесторы больше боятся нефинансовых и околоправовых рисков с которыми сложно бороться в рамках одного законопроекта. «Инвесторов пугает выборочное и непоследовательное применение некоторых законодательных норм», – говорит он. По мнению аналитика компании «Алор» Алексея Антонова, куда большего эффекта можно было бы достичь за счет судебной реформы, которая обеспечила бы защиту прав собственности. «Именно защита прав собственности на активы является одним из основных причин того, что инвесторы предпочитают покупать и создавать активы в тех юрисдикциях, где их проще защитить», – напоминает он.

Читать еще:  Развитие инвестиционного права

Как в России защищают и поощряют капиталовложения и инвестиции с 2020 года

Сфера действия

Рассматриваемый закон регулирует осуществление инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Под капиталовложениями этот ФЗ понимает (ст. 2):

  1. Вложенные в инвестпроект денежные средства проектной компании, предоставленные ей инвестором (инвесторами) в качестве взносов в уставный (складочный) капитал и/или вкладов в имущество проектной компании.
  2. Вложенные в инвестиционный проект денежные средства иной организации, реализующей проект.
  3. Средства, предоставленные организации, реализующей проект, ее инвестором (инвесторами) в качестве пожертвований.

Цель – реализация нового инвестпроекта в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

При этом под капиталовложения не подпадают:

  • заемные деньги;
  • денежные средства из бюджета;
  • денежные средства, полученные от госкомпании или с госучастием, подлежащие казначейскому сопровождению.

Общие правила, порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений и его типовую форму утверждает Правительство РФ.

Исключения

Новые инвестпроекты из следующих сфер и видов деятельности не подпадают под Закон № 69-ФЗ:

  • игорный бизнес;
  • производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (кроме жидкого топлива из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно Перечню Правительства РФ);
  • добыча сырой нефти и природного газа, в т. ч. попутного нефтяного газа (кроме сжижения природного газа);
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций, поднадзорных ЦБ (кроме выпуска ценных бумаг для финансирования инвестпроекта);
  • строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Зачем нужен Закон № 69-ФЗ

Законопроект, а также подготовленные в рамках его разработки поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты направлены на решение трех ключевых задач.

Во-первых, Закон № 69-ФЗ формирует основы законодательства РФ об инвестиционной деятельности и ее развитии.

Во-вторых, создает правовую основу для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами. Он предусматривает:

  • общий инвестиционный режим (отсрочка на 3 года вступления в силу нормативных актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности, нет требований к объему собственных инвестиций);
  • проектный инвестиционный режим (особенности применения отдельных актов публично-правового образования (актов/решений регулируемой организации) при реализации новых крупных инвестпроектов).

В-третьих, в качестве платформенного механизма закрепления юридически значимых договоренностей между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты, о долгосрочных условиях реализации инвестиционных проектов Закон № 69-ФЗ ввёл институт СЗПК.

Содержание

Закон № 69-ФЗ регламентирует:

  • полномочия органов госвласти РФ, органов госвласти регионов и местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений (ст. 4);
  • информационное обеспечение инвестиционной и хозяйственной деятельности – создание общероссийской инфосистемы «Капиталовложения» и Реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений (ст. 5);
  • порядок выдвижения частной проектной инициативы (ст. 7);
  • предмет и условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений (ст. 10);
  • порядок заключения, изменения и расторжения соглашения (ст. 11);
  • ответственность за нарушение условий соглашения (ст. 12).

На какие меры поддержки можно рассчитывать

Это регулирует ст. 15 Закона № 69-ФЗ. И сразу скажем, что перечень открытый (не только то, что есть в этом ФЗ).

Основная мера поддержки – это возмещение затрат за счет средств федерального или регионального бюджета:

  • на создание (строительство), модернизацию и/или реконструкцию объектов обеспечивающей и/или сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестпроекта, в т. ч. на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  • на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и/или реконструкции объектов.

При этом установлен предельный объем возмещаемых затрат:

  • не более 50% фактически понесенных затрат – для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • не более 100% фактически понесенных затрат – для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Предельный срок, в течение которого возместят затраты, составляет:

  • 5 лет – для обеспечивающей инфраструктуры;
  • 10 лет – для сопутствующей инфраструктуры.

Также компания, заключившая СЗПК, получит:

  • защиту от изменения налоговых правил;
  • неприменение актов и решений властей, ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с инвестпроектом, по сравнению с применявшимися на момент заключения СЗПК (увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, введение доп. обязанностей и уменьшение объема прав собственников и арендаторов земельных участков, изменение порядка определения арендной платы за публичный земельный участок, изменение градостроительных процедур).

Заключение

Некоторые нормы Закона № 69-ФЗ начинают действовать со 2 апреля 2021 года. То есть, с этой даты стартует его полноценное применение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector