Законодательство рф об иностранных инвестициях
Закон об иностранных инвестициях — 160-ФЗ
Первый закон, касающийся привлечения иностранных вложений в нашу страну, был принят еще в 1991 году, но вскоре в связи с новыми экономическими реалиями возникла необходимость создания иного нормативно-правового акта. В 1999 году был принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, положениями которого с многочисленными изменениями (последние были внесены буквально в июле 2017 года) мы пользуемся до сих пор.
Суть закона об иностранных инвестициях в РФ
Законодательное регулирование — основа экономического прогресса, поэтому федеральный закон 160-ФЗ постоянно меняется, например, появился дополнительный законодательный акт о порядке осуществления иностранных инвестиций в РФ. Рассмотрим опорные и полезные моменты, зафиксированные в 160-ФЗ.
Объект регулирования и порядок осуществления инвестиций
Положения закона распространяются на все правоотношения, связанные с частными инвесторам и фондами, в том числе венчурными, зарегистрированными за границей, которые осуществляют инвестирование в любом виде (покупка ценных бумаг, вложения в капитал или оборудование, передача прав на интеллектуальную деятельность и т.д.) в бизнес-объекты и иные активы, расположенные на территории нашей страны.
Исключениями, на которые не распространяется закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 года, являются:
- Вклады в депозиты банков и КПК Российской Федерации;
- Приобретение страховки (имеется в виду инвестиционное и накопительное страхование жизни);
- Взносы в некоммерческие учреждения.
Статья 23 данного закона регулирует права Правительства РФ. Так, оно уполномочено:
- Контролировать деятельность иностранных инвесторов, устанавливать порядок осуществления их деятельности;
- Формировать список наиболее важных инвестобъектов;
- Привлекать иностранных инвесторов путем составления различных федеральных программ;
- Заключать договоры с иностранными инвесторами о вкладах и о взаимной защите вложений.
Также закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации указывает способы и порядок осуществления инвестирования иностранцев в российскую экономику:
- Порядок запуска совместных предприятий;
- Открытие предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам;
- Порядок покупки материальных активов предприятий и ценных бумаг фирм Российской Федерации;
- Предоставление любых видов займов (в том числе беспроцентных) российским предприятиям.
Ключевыми принципами Закона об иностранных инвестициях в РФ можно назвать следующие:
- Данная деятельность регулируется на федеральном уровне;
- Иностранные инвесторы равны по своему статусу российским;
- Отечественное законодательство признает нормы международных соглашений в области порядка и существа регулирования межнациональных инвестиций.
По сути иностранные инвесторы обладают на территории России теми же правами и обязанностями, что и отечественные, но за некоторыми исключениями в части порядка осуществления отдельных прав и обязанностей. Например, не допускается участия иностранного капитала в некоторых стратегически важных областях экономики – связанных с обороной, телекоммуникациями, инфраструктурой, добычей и обработкой национальных богатств и т.д., всего 45 позиций – это сделать для сохранения безопасности нашей страны.
Однако закон гарантирует, что иностранные инвесторы могут без проблем вкладывать средства в нашу страну и при этом не бояться произвольного изъятия капитала.
Разрешенные виды деятельности в Российской Федерации
В Федеральном законе об иностранных инвестициях №160 дается разделение всех иностранных инвестиций на три категории: реальные, портфельные и прямые. К реальным относятся:
- Вложения в недвижимость или оборудование;
- Предоставление кредитов для формирования оборотного капитала.
К иностранным портфельным инвестициям по нормам закона РФ относятся:
- Покупка акций в таком объеме, когда иностранный инвестор не может контролировать деятельность предприятия;
- Приобретение федеральных и муниципальных облигаций;
- Участие в финансовых организациях с международным капиталом.
К прямым относятся:
- Приобретение более 1/10 существующего либо создаваемого предприятия в виде покупки его ценных бумаг;
- Осуществление услуг лизинга организациям РФ.
- Создание филиалов своей компании на территории нашей страны (данное новшество привнесено в Закон об иностранных инвестициях 1999 года последними изменениями).
Таким образом, иностранные инвесторы фактически ничем не ограничены в своих возможностях – они могут получить прибыль, вкладывая средств в российскую экономику любым не запрещенным законом способом.
Если ваш партнер по бизнесу — иностранное лицо, помните, что основы законодательного регулирования его деятельности заложены в ФЗ № 160 от 1999 года
Гарантии и обязательства по 160-ФЗ
Естественно, что основой стабильных зарубежных инвестиций является их безопасность. Если иностранные инвесторы чувствуют себя в стране защищенным, при осуществлении своей деятельности, то это влечет за собой увеличение притока денежных вливаний. Поэтому в законе № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях гарантиям уделено особое внимание. Так, зарубежные инвесторы имеют право:
- Вкладывать средства в любые отрасли, за исключением 45 стратегически важных;
- Делегировать свои полномочия любому другому лицу, в том числе россиянину;
- Получить компенсацию, если их имущество было реквизировано или национализировано;
- Получить компенсацию в случае незаконных действий государственных органов;
- Участвовать в приватизации предприятий РФ;
- Получать скидки по таможенным платежам;
- Пользоваться услугами адвоката при разрешении споров в суде;
- Вывозить за рубеж заработанные средства.
Также по положениям Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации зафиксировано право на приобретение зарубежным инвестором любых активов на территории РФ, если находятся в свободной продаже – от акций до недвижимости.
Естественно, помимо прав, у иностранного капиталиста имеются и обязанности в отношении Российской Федерации, например, не нарушать установленный законодательством порядок. В случае выявления нарушений на имущество инвестора может быть наложен арест, а все данные гарантии аннулируются.
В первоначальном виде возник Закон об иностранных инвестициях в 1999 году, понятно, что за годы своего существования он устарел и нуждается в обновлении. Изменения в нормативно-правовой акт Российской Федерации вносятся регулярно, после фиксации очередного экономического явления.
Так, последние замены произошли в июле 2017 года, к числу наиболее значимых относятся:
- Устанавливается единая валюта для вложений в РФ – только рубль;
- Сделки с иностранным капиталом должны контролироваться в соответствии с положениями Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций №57-ФЗ;
- Прописан порядок осуществления контроля;
- Указана ответственность иностранного инвестора за заключение сделок с нарушениями федерального и местного законодательства;
- Внесены изменения в список требований, предъявляемых к филиалу зарубежных фирм и предприятий;
- Определены новые правила учреждения и закрытия коммерческого предприятия с зарубежными деньгами в уставном капитале.
Закон об иностранных инвестициях в РФ постоянно совершенствуется и корректируется, чтобы отвечать запросам времени. Благодаря этому он остается актуальным и позволяет грамотно проводить политику привлечения зарубежного капитала, определяя правила игры на инвестиционном рынке.
Не забывайте проверять актуальность документа — в законодательство периодически вносятся изменения
Заключение
Таким образом, принятый еще в 1999 году закон об иностранных инвестициях под номером 160-ФЗ регулирует все правоотношения в области привлечения зарубежного капитала. Так, инвесторы из-за границы имеют право приобретать ценные бумаги российских компаний, основывать свои фирмы или открывать филиалы, предоставлять займы и т.д. Предусмотрена система защиты их прав. Вложения могут осуществляться в любую сферу, за исключением ряда стратегически значимых областей экономики. В закон постоянно вносятся корректировки, чтобы поддерживать его актуальность и значимость.
ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование
Для эффективного развития подавляющее большинство развитых стран приветствуют привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в свою экономику. Российская Федерация в этом отношении — не исключение.
Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ
Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.
Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст. 2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.
Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций (то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России). Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг (см. Рынок ценных бумаг – все намного глобальнее), прав на интеллектуальную деятельность (выраженных в денежном эквиваленте), а также услуг и информации.
Важно: в отношении вложения капитала в кредитные, страховые организации, а также в некоммерческую деятельность, нормы указанного закона не действуют.
Зарубежные инвестиции: виды и особенности
Как осуществляются иностранные инвестиции в РФ
Согласно ФЗ-160 об иностранных инвестициях они могут осуществляться через:
- Создание совместных предприятий;
- Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости (за рядом исключений), акций, долей и облигаций;
- Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме;
- Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.
Наша страна применяет принцип национального режима для инвесторов из-за рубежа (то есть регулирует их деятельность так же, как и отечественных предпринимателей), но с учетом особенностей, установленных в целях безопасности государства.
Виды разрешенных инвестиций в экономику РФ
Иностранные инвестиции: ФЗ-160 определяет их как принадлежащие иностранному юридическому или физическому лицу (гражданину) капиталы, имеющие целью получение прибыли от вложения в экономику другого государства (в данном случае — РФ).
ФЗ об иностранных инвестициях в РФ подразделяет инвестиции на:
На нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о прямых и портфельных инвестициях.
Прямые инвестиции, в свою очередь, это один из вариантов деятельности иностранного предпринимательства:
- Покупка не менее 1/10 доли (части или вклада) в хозяйственное общество на территории нашего государства, существующего или вновь создаваемого;
- Деятельность по предоставлению финансовой аренды (лизинга);
- Вложения в создаваемые филиалы иностранных компаний.
Согласно ФЗ иностранные инвестиции портфельного типа, это:
- Приобретение акций предприятий в объеме, не дающем права контролировать их деятельность;
- Покупка облигаций и ценных бумаг государства;
- Участие в деятельности валютно-финансовых организаций с международным капиталом.
Отдельным видом вложения капитала иностранного происхождения считаются реальные инвестиции, представляющие вложения в строительство недвижимости, землю, оборудование, а также оборотный капитал.
Значение притока инвестиций в экономику РФ
Важное значение для стимулирования притока иностранного капитала имеет решение двойственной проблемы: первая из которых состоит в том, чтобы определить те сферы экономики, куда приток его должен быть существенно снижен, и вторая — в каких формах приток необходимо поощрять.
Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.
При портфельных вложениях инвестор заинтересован, прежде всего, не в руководстве предприятием или компанией, а в получении дивидендов в будущем. Оба вида вложений в итоге благоприятны для российской экономики при условии, что осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии для инвесторов в российскую экономику
Осуществляя вложения в экономику иностранного государства, инвестор должен иметь уверенность в том, что его права как субъекта экономических правоотношений будут должным образом защищены. Этому способствуют гарантии, предоставляемые законодательством страны-реципиента (принимающей капитал страны).
По ФЗ-160: закон об иностранных инвестициях, в РФ предусмотрены следующие гарантии иностранным предпринимателям:
- Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
- Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
- Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
- Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
- На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
- Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
- Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
- Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.
Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.
Необходимо сказать, что, согласно законодательству об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ-160, ФЗ-57, и нормам ГК РФ, приток капитала из-за рубежа ограничивается в отраслях, связанных с национальными богатствами РФ (леса, промысел рыбы и т. д.), инфраструктуре (энергосети, дороги), телекоммуникациях, а согласно 57–ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций, установлено 45 видов деятельности, носящих cтратегический характер, куда ограничен доступ иностранному капиталу.
Практика аналогичных ограничений распространена повсеместно в международной инвестиционной деятельности и продиктована, прежде всего, соображениями государственного суверенитета и безопасности.
Законодательство
В России стабильное законодательство, направленное на защиту собственности и капитала, инвесторов и инвестиций, развитая судебная система. В ряде регионов России создано специальное законодательство, образованы особые экономические зоны, сформированы профильные индустриальные кластеры – зоны производств, обеспеченные необходимыми сетями и коммуникациями, совершенствуется законодательство о государственно-частном партнерстве.
Закон об иностранных инвестициях
Иностранным инвесторам предоставляются определенные гарантии прав на инвестиции в РФ и получаемые от них на территории РФ доходы и прибыль.
Иностранные инвестиции регулируются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, установленный для российских инвесторов. Исключения ограничительного характера могут применяться в отношении иностранных инвесторов только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иностранные инвесторы в основном поставлены в равные условия с российскими инвесторами. Ограничения, налагаемые на хозяйственную деятельность (лицензирование, уведомления и требования получения разрешений), распространяются как на российские, так и на иностранные юридические лица.
Иностранным инвесторам предоставляется полная и безусловная защита их прав и интересов. Иностранный инвестор, согласно гражданскому законодательству РФ, имеет право на возмещение убытков, вызванных неправомерными действиями или бездействием федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов федерации.
Собственность иностранного инвестора или компании с иностранным участием не может быть в принудительном порядке национализирована или реквизирована, за исключением случаев, предусмотренных российским федеральным законодательством или международным правом.
В случае реквизиции стоимость реквизируемой собственности должна быть возмещена иностранному инвестору или компании с иностранным участием. В случае национализации возмещению подлежат стоимость национализируемой собственности и понесенные убытки.
Закон предусматривает также защиту иностранных инвесторов от неблагоприятных изменений российского законодательства при условии, что иностранному инвестору принадлежит свыше 25% уставного капитала компании. Законом также предусмотрена защита иностранных инвесторов, участвующих в приоритетных инвестиционных проектах, независимо от доли иностранного инвестора в уставном капитале проекта. Иностранным инвесторам предоставляется защита от негативного воздействия:
- вновь принятых законов, изменяющих размер таможенных пошлин, ставки федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды (с некоторыми ограничениями);
- поправок в действующие законы, приводящие к увеличению налогового бремени для инвесторов;
- вводимых запретов и ограничений на иностранные инвестиции в Россию.
Данные законы не применяются к иностранным инвесторам в первые семь лет срока окупаемости инвестиционного проекта с момента начала финансирования проекта иностранным инвестором.
Российское законодательство ограничивает участие иностранных инвесторов в деятельности организаций, имеющих стратегическое значение для России («стратегических предприятий») и занимающихся, в частности, следующими видами деятельности:
- ведение разведки и добычи минерального сырья на участках недр федерального значения;
- аэрокосмическая деятельность;
- деятельность субъектов естественных монополий и компаний, занимающих доминирующее положение на российском рынке;
- добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
- активное воздействие на гидрометеорологические и геотермальные процессы и события;
- деятельность, связанная с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- деятельность, связанная с использованием шифровальных средств и устройств, предназначенных для негласного получения информации;
- военно-техническая деятельность.
Таким образом, не допускается совершение нероссийскими государственными компаниями сделок, обеспечивающих им контроль над стратегическими предприятиями РФ (например, приобретение более чем 50% голосующих акций (долей участия) стратегического предприятия, участие в органах управления стратегического предприятия и т.д.).
Ряд сделок может совершаться нероссийскими государственными компаниями лишь с предварительного согласия органов государственной власти (например, приобретение более чем 5% голосующих акций (долей) стратегического предприятия (для разных видов стратегических предприятий установлены разные предельные значения).
В других случаях нероссийским инвесторам (нероссийским частным компаниям, нероссийским физическим лицам или российским организациям, контролируемым нероссийскими юридическим(и) или физическим(и) лицом (лицами)) не запрещается совершение сделок, влекущих за собой установление ими контроля над стратегическими предприятиями. Однако такие сделки должны быть одобрены соответствующими государственными органами.
(По материалам отчета КПМГ В РОССИИ И СНГ «Ведение бизнеса в России. Успешные инвестиции: шаг за шагом». 2013 год.)
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17
Статья просмотрена: 14099 раз
Библиографическое описание:
Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 07.04.2020).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.