Закон об инвестициях в рб
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 12 июля 2013 года №53-З
Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.
Глава 1 Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Инвестиции — любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
права требования, имеющие оценку их стоимости;
иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (далее — иностранные инвесторы).
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, за исключением:
вложения имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав;
приобретения ценных бумаг, кроме акций;
приобретения или строительства гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей;
предоставления займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов).
Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций
Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Как изменился правовой режим для иностранного инвестора
На протяжении 5 лет (2008–2013 гг.) основным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь, являлся Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Инвестиционный кодекс). С 24 января 2014 г. вступил в силу новый Закон об инвестициях. Вопрос осуществления иностранных инвестиций автор статьи рассматривает через призму сравнения положений действующего Закона об инвестициях и Инвестиционного кодекса, а также некоторых нормативных правовых актов, которые регламентировали основные вопросы инвестиционной деятельности в последние 5 лет и действуют в настоящее время.
Инвестиционный климат в Республике Беларусь периода 2008–2013 гг. характеризовался тем, что иностранному инвестору предоставлялся национальный режим осуществления инвестиционной деятельности (ст. 79 Инвестиционного кодекса). Исключение составляли порядок регистрации коммерческих организаций, формирования уставного фонда и передачи земельных участков в собственность.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях).
Налоговые льготы и иные преференции предоставлялись в соответствии с общеустановленным порядком (т.е. льготы, предусмотренные действующим законодательством для неограниченного круга лиц) и индивидуально по решению Правительства Республики Беларусь, принимаемому по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с заключаемым инвестиционным договором.
Со вступлением в силу Закона об инвестициях иностранные инвесторы (иностранные граждане, иностранные юридические лица) в сравнении с коммерческими организациями, созданными в Республике Беларусь национальными либо иностранными инвесторами, ни в чем не ограничиваются и не несут дополнительных обязательств.
При том что новый Закон уравнивает в правах и обязанностях национальных и иностранных инвесторов, часть этих изменений по сравнению с положениями Инвестиционного кодекса налагает на иностранных инвесторов ряд обязательств (по сути, такие же обязательства несут и национальные инвесторы), в т.ч. в отношении порядка создания коммерческих организаций (см. таблицу).
До 24 января 2014 г.
С 24 января 2014 г.
(общие условия как для национальных,
так и для иностранных инвесторов)
Размер вклада иностранного инвестора
Не менее 20 000 долл. США для любых форм
Минимальный размер не ограничен (исключение – ЗАО и ОАО)
В течение 2 лет с даты государственной регистрации (50 % в течение первого года)
В течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (если меньший срок не предусмотрен уставом)
Наем в качестве руководителя иностранного гражданина (исключение – граждане Российской Федерации, Казахстана)
Специальное разрешение не требовалось
Специальное разрешение требуется и выдается в установленном законодательством порядке (ранее такие разрешения необходимо было получать только для иных работников (не руководителя))
Как следует из таблицы, порядок регистрации коммерческой организации претерпел изменения как в сторону снятия с иностранных инвесторов определенных требований, так и в сторону их установления.
Тем не менее порядок регистрации является единым и не имеет более никаких отличий в зависимости от национальности инвесторов.
Инвестиционный кодекс (гл. 3) предусматривал следующие гарантии для инвесторов:
– защита права собственности;
– самостоятельное распоряжение прибылью;
– право на реинвестирование, защиту инвестиций от безвозмездной национализации или реквизиции. Период 2008–2013 гг. характеризовался упрощением процедур создания коммерческих организаций в Республике Беларусь, отменой более 16 лицензируемых видов деятельности, упрощением административных процедур, введением принципа «одного окна» и т.п.
Закон об инвестициях предоставляет иностранным инвесторам дополнительные гарантии, в частности:
– гарантию на беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций, связанных с национализацией и реквизицией (часть первая ст. 11 Закона об инвестициях);
– гарантию на беспрепятственный перевод прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в т.ч. денежных средств:
полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.
Гарантия на беспрепятственный перевод может быть реализована после уплаты установленных белорусским законодательством налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам.
При этом следует учитывать, что часть четвертая ст. 11 Закона об инвестициях содержит норму о возможном установлении ограничения перевода инвестору денежных средств в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившему в законную силу.
Информация о данном ограничении представлена не в качестве сравнительной характеристики правового положения национальных и иностранных инвесторов, а в качестве информации как таковой в связи с тем, что исходя из правового положения национального инвестора гарантия на перевод не устанавливается в принципе.
Иностранному инвестору предоставлено право передачи спора на разрешение в арбитражный суд аd hoc, МЦУИС либо иной суд, согласованный сторонами в инвестиционном договоре, если спор не относится к исключительной компетенции белорусского суда (ст. 13 Закона об инвестициях).
Статьей 16 Закона об инвестициях определены равные права инвесторов (как национальных, так и иностранных) на пользование льготами и преференциями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и международными договорами, в случае инвестирования в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларуси и (или) международными правовыми актами.
Закон об инвестициях не ограничивает ни национальных, ни иностранных инвесторов по формам инвестирования. Перечень, предусмотренный ст. 4 Закона об инвестициях, является открытым и не имеет отличий в зависимости от национальности инвестора:
– создание коммерческой организации;
– приобретение, создание, в т.ч. путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением установленных законом случаев;
– приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
– приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
– на основе концессии;
– иные способы, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
Предусмотрены и общие для национальных и иностранных инвесторов ограничения (ст. 6 Закона об инвестициях):
– не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством Республики Беларусь, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь;
– ограничения при осуществлении инвестиций также могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в т.ч. охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Помимо указанных одним из ограничений, установленных для иностранных юридических лиц (коммерческих организаций, созданных с их участием), является ограничение права на осуществление деятельности в таких сферах, как средства массовой информации, банковская и страховая деятельность.
В настоящее время, как и ранее, инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных п. 2 Декрета № 10. Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляются путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в т.ч. и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых указанным Декретом и иными актами инвестиционного законодательства.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
Помимо льгот и преференций, непосредственно связанных с заключением инвестиционного договора, действующее законодательство предусматривает ряд льгот и преференций в случае осуществления деятельности в малых городах и сельской местности (в соответствии с Декретом № 6). Указанные льготы предоставляются коммерческим организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, в т.ч. с участием иностранных инвесторов, на условиях и в порядке, установленном Декретом № 6.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12).
Декретом № 12 были предоставлены ранее и предоставляются в настоящее время льготы и преференции резидентам и нерезидентам Парка высоких технологий при условии выполнения ими условий, предусмотренных данным Декретом (деятельность в сфере высоких технологий).
Документ:
Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 514 (далее – Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона).
Программа развития специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2011 № 1564 (далее – Программа развития Августовского канала).
Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922 (далее – Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Ряд льгот и преимуществ был предоставлен субъектам, осуществляющим инвестиционные проекты в отдельных сферах (секторах экономики) либо в соответствии с государственными программами развития. В качестве примера для оценки общего инвестиционного климата назовем Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона, Программу развития Августовского канала, Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Последняя не предусматривает прямого установления льгот, а содержит лишь указание на финансирование за счет средств бюджета и иных источников.
Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования были предоставлены резидентам СЭЗ на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» и некоторых положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь .
директор юридической фирмы
«Агентство Юридических Бизнес Решений»
Закон есть. Дело за инвестициями
В конце июня Палата представителей парламента Беларуси приняла во втором чтении, а Совет республики одобрил проект Закона «Об инвестициях», подготовленный при консультативной помощи экспертов Международной финансовой корпорации (IFC) в рамках действующей Программы IFC по улучшению регулирования бизнеса и содействию привлечению инвестиций. Президент подписал этот закон 12 июля.
Закон, в отличие от кодекса, носит рамочный характер и не содержит норм, регулирующих вопросы господдержки инвестиционной деятельности. В нем также отсутствуют имеющиеся в кодексе главы о государственной комплексной экспертизе инвестиционных проектов, о гарантиях правительства под привлекаемые иностранные кредиты, о гарантиях правительства под привлекаемые кредиты банков Беларуси, о государственной поддержке производств, основанных на новых и высоких технологиях, о централизованных инвестиционных ресурсах, об инвестиционных договорах с Республикой Беларусь, разделы о концессиях, специальный раздел о деятельности иностранных инвесторов на территории Беларуси, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, об особенностях направления инвестиций на территорию иностранных государств.
При невключении указанных норм в законопроект его авторы исходили из того, что ряд этих норм должен быть урегулирован другим (специальным) законодательством (например, закон о концессиях, нормы о гарантиях правительства). Кроме того, отдельные нормы утратили свое значение либо не соответствуют лучшим зарубежным практикам, нарушают принцип равенства субъектов инвестиционной деятельности, не относятся к теме закона и т. д. Такие замечания были высказаны экспертами IFC на этапах оценки Инвестиционного кодекса и подготовки проекта закона и учтены Министерством экономики и рабочей группой по подготовке законопроекта.
Закон является рамочным в сфере осуществления инвестиций и закрепляет основные понятия в этой сфере, основные принципы осуществления инвестиций, определяет права и обязанности инвесторов, а также с учетом мирового опыта — гарантии прав инвесторов и способы их защиты. В большинстве своем нормы закона соответствуют лучшим зарубежным практикам, и его принятие следует расценивать как шаг вперед в улучшении инвестиционного климата страны.
Основные нормы закона, в том числе по сравнению с кодексом, следующие.
1. Расширено (уточнено) определение инвестиций. Согласно ст. 1 кодекса под инвестициями понималось любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Согласно ст. 1 закона к инвестициям относятся: любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
— движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
— права требования, имеющие оценку их стоимости;
— иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
В принципе, указанные уточнения имеют позитивный характер, поскольку детализируют понятия и исключают возможность спорного толкования. Так, к примеру, если в кодексе говорилось об имуществе, принадлежащем инвестору «на праве собственности или ином вещном праве», то в законе речь идет о принадлежащем инвестору имуществе «на праве собственности, ином законном основании».
2. Определены отношения, на которые не распространяется действие закона:
— вложение имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав;
— приобретение ценных бумаг, кроме акций;
— приобретение или строительство гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей;
— предоставление займов, кредитов и их возврат, размещение банковских вкладов (депозитов).
В принципе, такое нераспространение соответствует мировой практике. В сущности, можно отметить, что закон регулирует преимущественно прямые инвестиции, хотя ряд его норм, конечно же, относится и к портфельным инвестициям. Эксперты IFC и некоторые госорганы настаивали на том, чтобы закон регулировал только прямые инвестиции, однако авторы с этим не согласились.
Здесь уместно будет заметить, что определение прямых и портфельных инвестиций в разных странах несколько различается. По общему правилу, основное различие между этими понятиями заключается в объеме приобретенной инвестором доли (вклада) в уставном фонде коммерческой организации. Так, к портфельным инвестициям можно, например, отнести приобретение инвестором менее 10% доли (вклада), не дающее ему возможности осуществлять контроль над коммерческой организацией.
3. В соответствии с законом инвестиции могут осуществляться следующими способами:
— создание коммерческой организации;
— приобретение, создание, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;
— приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
— приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
— на основе концессии;
— иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
В принципе, эти нормы существенно не отличаются от соответствующих норм кодекса, хотя и несколько детализируют и уточняют указанные способы по сравнению с кодексом.
4. К основным принципам осуществления инвестиций закон относит следующие (этого не было в кодексе):
— принцип верховенства права;
— равенство инвесторов перед законом, недискриминация;
— осуществление инвестиций добросовестно и разумно;
— недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
— гарантии защиты прав и законных интересов инвесторов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. При этом признается приоритет общепризнанных принципов международного права.
Часть этих принципов вытекает из Конституции и Гражданского кодекса, однако включение их непосредственно в текст закона можно считать дополнительной гарантией для инвесторов. Правда, эта гарантия будет работать только тогда, когда и органы государственного управления, суды, да и сами инвесторы, обеспечат их непосредственное и безусловное применение.
Пока же, к сожалению, такие нормы существуют иногда лишь в качестве «картинки», не реализуясь на практике. Так, не всегда оценивается добросовестность и особенно разумность, допускается произвольное вмешательство в частные дела (сколько угодно примеров), есть проблемы дискриминации по форме собственности и т. д.
5. Статья 6 закона вводит следующие ограничения при осуществлении инвестиций: не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа страны, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций также могут быть установлены на основании законодательных актов РБ в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В данном случае вызывает опасения то, что указано во втором предложении. Конечно, в законе сложно указать исчерпывающий перечень ограничений, но указанная норма допускает, на наш взгляд, возможность весьма широкого толкования, и, как показывает практика, государственные органы иногда толкуют такие нормы весьма специфически, поскольку, например, под понятие «национальная безопасность» на самом деле можно подогнать многие вещи. Единственное, что здесь будет сдерживающим фактором, — это то, что такие ограничения могут быть установлены на уровне только законодательных актов (законы, декреты и указы).
6. В качестве гарантий прав инвесторов предусмотрены:
— гарантии перевода компенсации и иных денежных средств иностранных инвесторов;
— защита имущества от национализации и реквизиции (эти акции могут осуществляться только на основании закона и с выплатой компенсации). Вместе с тем порядок осуществления таких выплат в законе отсутствует;
— определен порядок разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, в том числе досудебный порядок, возможность обращения в арбитражный суд, а также в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);
— возможность получения земельных участков, в том числе в собственность.
7. Инвесторы вправе использовать льготы и преференции при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.
Некоторые важные рекомендации экспертов IFC не были учтены в окончательной редакции закона. Среди них стоит отметить следующие:
1. Исключение специальной статьи, посвященной определению порядка расчета стоимости и выплаты компенсации в отношении изъятого имущества, являющегося инвестициями, сроков такой выплаты (в согласованном IFC проекте это была ст.10). В принципе, это было одно из самых важных замечаний IFC, обсуждению которого посвящено довольно много времени.
2. Включение специальной ст.17 о праве инвесторов на заключение договоров с Республикой Беларусь. В данном случае имеются в виду прежде всего инвестиционные договоры с Республикой Беларусь, предусмотренные Декретом № 10 от 6.08.2009 г., против чего всегда возражала IFC, полагая, что эта форма не является прогрессивной и ведет к неравенству инвесторов, а также может способствовать коррупции.
3. Включение специальной главы 2, состоящей из четырех статей, посвященной компетенции государственных органов в сфере регулирования инвестиций. Эксперты IFC полагали эти нормы излишними и не имеющими важного значения. Однако во внесенном правительством в парламент законопроекте была тем не менее одна статья, посвященная этой теме, в варианте же, принятом во втором чтении, появилось четыре статьи, определяющих полномочия президента, правительства и других государственных органов.
В данном случае парламент просто учел практику принятия других законов, в которых, как правило, такие нормы присутствуют.
В заключение можно сказать, что, если нормы указанного закона будут безусловно соблюдаться всеми участниками регулируемых отношений, его реализация позволит улучшить инвестиционный климат Беларуси и увеличить приток инвестиций, в том числе иностранных.
Вместе с тем, к сожалению, параллельно с указанным законом на прошедшей сессии Палаты представителей принят в первом чтении проект закона, который можно расценить как ложку дегтя в бочке инвестиционного климата Беларуси.
Имеются в виду изменения в закон о приватизации, согласно которым вводится право представителей государства голосовать от имени миноритарных акционеров, а также право облисполкомов и Мингорисполкома назначать госпредставителей даже в те акционерные общества, созданные в процессе преобразования госпредприятий, акции которых не принадлежат Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам. При этом такие представители будут не только голосовать от имени миноритариев, но и приостанавливать исполнение решений общего собрания акционеров по важнейшим вопросам деятельности общества.
Поскольку эта тема уже широко обсуждается, в том числе в СМИ, на этом не стоит более детально останавливаться. Отметим лишь, что многие специалисты проводят здесь вполне уместную параллель с ранее отмененной «золотой акцией».
Всемирный банк и IFC уже выразили правительству Беларуси свою озабоченность таким решением. На самом деле представляется, что такие нормы способны значительно нивелировать эффект от принятия закона об инвестициях, а также отрицательно сказаться и на приватизации. В связи с этим хочется надеяться, что те люди в государстве, от которых зависит принятие решений, в конце концов учтут все нюансы и примут правильное решение.