Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон об инвестициях рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 12 июля 2013 года №53-З

Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года

Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

Глава 1 Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Инвестиции — любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:

движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

права требования, имеющие оценку их стоимости;

иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (далее — иностранные инвесторы).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, за исключением:

вложения имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав;

приобретения ценных бумаг, кроме акций;

приобретения или строительства гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей;

предоставления займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов).

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций

Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Как изменился правовой режим для иностранного инвестора

На протяжении 5 лет (2008–2013 гг.) основным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь, являлся Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Инвестиционный кодекс). С 24 января 2014 г. вступил в силу новый Закон об инвестициях. Вопрос осуществления иностранных инвестиций автор статьи рассматривает через призму сравнения положений действующего Закона об инвестициях и Инвестиционного кодекса, а также некоторых нормативных правовых актов, которые регламентировали основные вопросы инвестиционной деятельности в последние 5 лет и действуют в настоящее время.

Инвестиционный климат в Республике Беларусь периода 2008–2013 гг. характеризовался тем, что иностранному инвестору предоставлялся национальный режим осуществления инвестиционной деятельности (ст. 79 Инвестиционного кодекса). Исключение составляли порядок регистрации коммерческих организаций, формирования уставного фонда и передачи земельных участков в собственность.

Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях).

Налоговые льготы и иные преференции предоставлялись в соответствии с общеустановленным порядком (т.е. льготы, предусмотренные действующим законодательством для неограниченного круга лиц) и индивидуально по решению Правительства Республики Беларусь, принимаемому по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с заключаемым инвестиционным договором.

Со вступлением в силу Закона об инвестициях иностранные инвесторы (иностранные граждане, иностранные юридические лица) в сравнении с коммерческими организациями, созданными в Республике Беларусь национальными либо иностранными инвесторами, ни в чем не ограничиваются и не несут дополнительных обязательств.

При том что новый Закон уравнивает в правах и обязанностях национальных и иностранных инвесторов, часть этих изменений по сравнению с положениями Инвестиционного кодекса налагает на иностранных инвесторов ряд обязательств (по сути, такие же обязательства несут и национальные инвесторы), в т.ч. в отношении порядка создания коммерческих организаций (см. таблицу).

До 24 января 2014 г.

С 24 января 2014 г.

(общие условия как для национальных,
так и для иностранных инвесторов)

Размер вклада иностранного инвестора

Не менее 20 000 долл. США для любых форм

Минимальный размер не ограничен (исключение – ЗАО и ОАО)

В течение 2 лет с даты государственной регистрации (50 % в течение первого года)

В течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (если меньший срок не предусмотрен уставом)

Читать еще:  Инвестиционная стратегия россии

Наем в качестве руководителя иностранного гражданина (исключение – граждане Российской Федерации, Казахстана)

Специальное разрешение не требовалось

Специальное разрешение требуется и выдается в установленном законодательством порядке (ранее такие разрешения необходимо было получать только для иных работников (не руководителя))

Как следует из таблицы, порядок регистрации коммерческой организации претерпел изменения как в сторону снятия с иностранных инвесторов определенных требований, так и в сторону их установления.

Тем не менее порядок регистрации является единым и не имеет более никаких отличий в зависимости от национальности инвесторов.

Инвестиционный кодекс (гл. 3) предусматривал следующие гарантии для инвесторов:

– защита права собственности;

– самостоятельное распоряжение прибылью;

– право на реинвестирование, защиту инвестиций от безвозмездной национализации или реквизиции. Период 2008–2013 гг. характеризовался упрощением процедур создания коммерческих организаций в Республике Беларусь, отменой более 16 лицензируемых видов деятельности, упрощением административных процедур, введением принципа «одного окна» и т.п.

Закон об инвестициях предоставляет иностранным инвесторам дополнительные гарантии, в частности:

– гарантию на беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций, связанных с национализацией и реквизицией (часть первая ст. 11 Закона об инвестициях);

– гарантию на беспрепятственный перевод прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в т.ч. денежных средств:

полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;

причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;

причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Гарантия на беспрепятственный перевод может быть реализована после уплаты установленных белорусским законодательством налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам.

При этом следует учитывать, что часть четвертая ст. 11 Закона об инвестициях содержит норму о возможном установлении ограничения перевода инвестору денежных средств в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившему в законную силу.

Информация о данном ограничении представлена не в качестве сравнительной характеристики правового положения национальных и иностранных инвесторов, а в качестве информации как таковой в связи с тем, что исходя из правового положения национального инвестора гарантия на перевод не устанавливается в принципе.

Иностранному инвестору предоставлено право передачи спора на разрешение в арбитражный суд аd hoc, МЦУИС либо иной суд, согласованный сторонами в инвестиционном договоре, если спор не относится к исключительной компетенции белорусского суда (ст. 13 Закона об инвестициях).

Статьей 16 Закона об инвестициях определены равные права инвесторов (как национальных, так и иностранных) на пользование льготами и преференциями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и международными договорами, в случае инвестирования в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларуси и (или) международными правовыми актами.

Закон об инвестициях не ограничивает ни национальных, ни иностранных инвесторов по формам инвестирования. Перечень, предусмотренный ст. 4 Закона об инвестициях, является открытым и не имеет отличий в зависимости от национальности инвестора:

– создание коммерческой организации;

– приобретение, создание, в т.ч. путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением установленных законом случаев;

– приобретение прав на объекты интеллектуальной собствен­ности;

– приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

– на основе концессии;

– иные способы, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Предусмотрены и общие для национальных и иностранных инвесторов ограничения (ст. 6 Закона об инвестициях):

– не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством Республики Беларусь, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь;

– ограничения при осуществлении инвестиций также могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в т.ч. охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Помимо указанных одним из ограничений, установленных для иностранных юридических лиц (коммерческих организаций, созданных с их участием), является ограничение права на осуществление деятельности в таких сферах, как средства массовой информации, банковская и страховая деятельность.

В настоящее время, как и ранее, инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных п. 2 Декрета № 10. Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляются путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в т.ч. и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых указанным Декретом и иными актами инвестиционного законодательства.

Читать еще:  Отражение в учете долгосрочных инвестиций

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

Помимо льгот и преференций, непосредственно связанных с заключением инвестиционного договора, действующее законодательство предусматривает ряд льгот и преференций в случае осуществления деятельности в малых городах и сельской местности (в соответствии с Декретом № 6). Указанные льготы предоставляются коммерческим организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, в т.ч. с участием иностранных инвесторов, на условиях и в порядке, установленном Декретом № 6.

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12).

Декретом № 12 были предоставлены ранее и предоставляются в настоящее время льготы и преференции резидентам и нерезидентам Парка высоких технологий при условии выполнения ими условий, предусмотренных данным Декретом (деятельность в сфере высоких технологий).

Документ:

Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 514 (далее – Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона).

Программа развития специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2011 № 1564 (далее – Программа развития Августовского канала).

Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922 (далее – Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Ряд льгот и преимуществ был предоставлен субъектам, осуществляющим инвестиционные проекты в отдельных сферах (секторах экономики) либо в соответствии с государственными программами развития. В качестве примера для оценки общего инвестиционного климата назовем Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона, Программу развития Августовского канала, Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Последняя не предусматривает прямого установления льгот, а содержит лишь указание на финансирование за счет средств бюджета и иных источников.

Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования были предоставлены резидентам СЭЗ на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» и некоторых положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь .

директор юридической фирмы

«Агентство Юридических Бизнес Решений»

Детально: что изменит новый закон об инвестициях?

Чаще, чем слово «инвестиции», употребляются только слова «бизнес» и «предпринимательство», а еще «деньги». Как в известной шутке: о чем бы ни шел разговор, речь всегда идет о деньгах; если вы думаете иначе, значит, что-то не дослышали, либо недопоняли.

Поэтому вполне понятен интерес к нормативному регулированию инвестиций, поскольку именно по правовому руслу текут инвестиции в экономику.

Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», принятый 12.07.2013 и вступающий в силу в январе 2014года заслуживает самого пристального изучения, поскольку он вносит серьезные изменения в сложившуюся систему правового регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Закон меняет кодекс

Обращает на себя внимание то, что Законом «Об инвестициях» изменяется основополагающий документ – действующий Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – ИК). Из ИК исключены разделы I («Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности»), II («Государственная поддержка инвестиционной деятельности»), IV («Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь») и V («Особенности направления инвестиций на территорию иностранных государств»).

Правоотношения, которые регулировались перечисленными разделами, теперь будут регулироваться, соответственно, главой 1 «Общие положения», главой 2 «Государственное регулирование в сфере инвестиций», главой 3 «Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций», главой 4 «Права и обязанности инвесторов».

Безусловно, законодатель имеет полное право изменить ИК новым законом, поскольку любой кодекс – это тоже закон, только регулирующий наиболее важные с точки зрения государства правоотношения. И ознакомление с содержанием Закона «Об инвестициях» показывает, что правовых пробелов не будет – закон регулирует те же правоотношения.

Однако ИК отражал в своих исключаемых нормах вопросы регулирования, как и положено кодексу, системно и подробно. Закон «Об инвестициях» дает более общее, «укрупненное» правовое видение инвестиционной деятельности. С одной стороны, это хорошо с точки зрения снижения уровня излишней законодательной заурегулированности. С другой стороны, неоднократно уже отмечалось экспертами, что наличие нескольких документов равной юридической силы по одному вопросу порождает дискомфорт как у хозяйствующих субъектов, так и правоприменителей – накапливается усталость от необходимости сложить пазл из норм закона так, чтобы это было правильно с точки зрения закона и удобно для инвестора.

Принципы — вперед

Закон «Об инвестициях» в преамбуле декларирует, что им устанавливаются правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь. Он направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

Читать еще:  Инвестиции в коммерческую недвижимость в москве

ИК такой преамбулы не содержит, и можно сделать осторожный вывод, что изменение законодательства и принятие Закона «Об инвестициях» – это фактически указание на то, что недостаточно просто закреплять в законодательстве правовые подходы к регулированию инвестиционной деятельности.

Закон «Об инвестициях» должен стать важной частью, основой для создания нового механизма привлечения инвестиций, поскольку прежние подходы, очевидно, потребовали корректировки, в том числе и на уровне правового регулирования. Указание в преамбуле Закона на то, что экономика нуждается в инвестициях, на наш взгляд, это позитивная тенденция, знак того, что государство готово не на словах, а посредством законодательных основ и гарантий обеспечивать так необходимый приток вложений в экономику.

В ст. 5 Закона «Об инвестициях» перечислены основные принципы привлечения инвестиций, соответствующие международной практике: принцип верховенства права, равенства инвесторов, принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций, принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты. При осуществлении инвестиций признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Все инвесторы ожидают неукоснительного воплощения этих принципов на практике при применении нового закона.

Инвестиции – на территории Республики Беларусь

Подтверждением вышесказанного служат и результаты сравнения основных положений, используемых в действующем ИК и в новом Законе «Об инвестициях».

В частности, в отличие от ИК, под инвестициями Закон понимает любое имущество и иные объекты гражданских прав, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь. Государство концентрируется на решении задачи инвестиционного развития, определяя, что сферой действия Закона также определено, что он распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики.

Закон «Об инвестициях» не распространяется на отношения, связанные со случаями вложения имущества в некоммерческие организации, приобретение ценных бумаг, кроме акций, приобретение или строительство жилых домов и помещений, предоставление займов, кредитов и их возврата, размещение банковских вкладов (депозитов).

Госрегулирование в сфере инвестиций

О государственном регулировании в сфере инвестиций, полномочиях Президента, органов госуправления разных уровней, местных органах, сказано очень общо, отмечено, что государственное регулирование всеми органами осуществляется «в пределах их полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь». Такой вариант формулирования норм закона, как уже отмечалось, воспринимается двояко. С одной стороны, дает надежду инвесторам на использование максимально широкого спектра прогрессивных способов и методов госрегулирования. С другой стороны, порождает неопределенность и неудобство, как всегда случается при использовании на практике отсылочных норм законодательства.

Права и обязанности инвесторов

Установлено, что инвесторы имеют право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Как видим, законодатель здесь также использует отсылку к другим нормам права.

При создании коммерческой организации, приобретении акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда, иностранные инвесторы вправе вносить свой вклад в иностранной валюте и (или) белорусских рублях, а также неденежный вклад, имеющий оценку стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Инвестиционные договоры

Законодательство, регулирующее порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь развивается давно, и в Закон «Об инвестициях» вошла статья 17, регулирующая право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь. Установлено, что в инвестиционном договоре с Республикой Беларусь должны быть определены объект, объем, сроки и условия осуществления инвестиций, права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь, ответственность сторон договора за несоблюдение его условий, иные условия, определяемые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Трудящиеся мигранты

Глобальные тенденции развития экономики, в частности, увеличение роли привлекаемой из-за рубежа рабочей силы, нашли отражение в новом законе. Законом «Об инвестициях» предусмотрено, что инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь.

Гарантии прав инвесторов

Содержит новый закон и нормы, регулирующие порядок предоставления инвесторам, в том числе и иностранным, гарантий и компенсаций.

Законом «Об инвестициях» гарантируется защита имущества от национализации и реквизиции. По сравнению с ИК, эти вопросы урегулированы подробнее.

В частности, установлено, что национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией. Порядок и условия национализации, а также выплаты компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией, определяются отдельным законом. Это тоже новшество.

Реквизиция возможна только в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой инвестору компенсации стоимости реквизированного имущества.

Иностранным инвесторам гарантирован беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь правомерно полученных денежных средств (в установленных случаях – после уплаты налогов), а также предусмотренных законом компенсаций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×