Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стабильность для инвестора осуществляющего инвестиционный проект

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Читать еще:  Надежный инвестиционный продукт всегда

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

2.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности государство гарантирует: —

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; —

гласность в обсуждении инвестиционных проектов; —

право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; —

защиту капитальных вложений.

Стабильность для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости последнего, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима.

Правительство Российской Федерации: —

устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятных для инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, условиях взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений относительно осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации; —

Читать еще:  Виды инвестиционных фондов в рф

утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов; —

утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов; —

осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Капитальные вложения могут быть: ?

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; ?

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством.

В случае нарушения требований законодательства, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут соответствующую ответственность.

Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством и международными договорами.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: 1)

создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, путем: —

установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, —

защиты интересов инвесторов, —

предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, —

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; 2)

прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: —

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, выполняемых муниципальными образованиями, —

размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Указанные средства размещаются на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг, а выручка от реализации направляется в доходы местных бюджетов.

проведения экспертизы инвестиционных проектов, —

выпуска муниципальных займов, —

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления.

Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, ведут органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов согласовываются с органами местного самоуправления.

При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности: ?

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; ?

гласность в обсуждении инвестиционных проектов; ?

стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционный проект

Инвестиционный проект – экономический или социальный проект, основанный на инвестициях.

Инвестиции при этом должны быть экономически обоснованными и целесообразными, иметь определенный срок и заранее установленные объёмы.

Для обоснования экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект необходима проектно-сметная документация, составленная в соответствии с требованиями действующих стандартов, либо бизнес-план инвестиционного проекта.

Особенность инвестиционных проектов

Особенностью инвестиционного процесса является то, что он сопряжён с неопределённостью в части производимых затрат и получаемых в будущем результатов, и степень этой неопределённости может значительно варьироваться.

Таким образом, зависимости от величины риска инвести­ционные проекты подразделяются на:

надежные безрисковые проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемого результата (например, проекты, выпол­няемые по государственному заказу);

рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

Типы инвестиционных проектов

Инвестиционные проекты делятся на:

Виды инвестиционных проектов

Инвестиционные проекты можно разделить на множество видов, исходя из их специфики.

На практике выделяются следующие виды инвестиционных проектов:

— Виды инвестиционных проектов по целям инвестиций:

Инвестиции, направленные на увеличение объёма выпускаемой продукции;

Инвестиции, направленные на расширение ассортимента выпускаемой продукции;

Инвестиции, направленные на повышение качества произведённой продукции;

Инвестиции, направленные на снижение издержек производства;

Инвестиции в социальные программы.

— Виды инвестиционных проектов по срокам инвестиций:

Долгосрочные инвестиции со сроком вложения инвестиций более 3 лет;

Среднесрочные инвестиции со сроком вложения инвестиций менее 3 лет;

Краткосрочные инвестиции со сроком вложения инвестиций менее 1 года.

— Виды инвестиционных проектов по объемам инвестиций:

Крупные инвестиции с размером вложений более 1 000 000 долларов США. Крупные проекты – проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

Средние инвестиции с размером вложений до 1 000 0000 долларов США. Средние проекты — это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующих производств. Они реализуются поэтапно по отдельным производствам в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов, включая финансовые;

Малые инвестиции, с размером вложений до 100 000 долларов США. В основном малые инвестиционные проекты представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации. Малые проекты, как правило, не требуют особой проработки технико-экономического обоснования и связанных с ним вопросов.

Также на практике реализуются мегапроекты. Это целевые инвестиционные программы, которые могут быть международными, государственными и региональными.

— По основной направленности:

коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;

социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение показателей криминогенности и т.д.;

экологические проекты, целью которых является улучшение среды обитания;

Правительство выбрало жесткие критерии для инвестиций из ФНБ

Главный бюджетный спор этого года близится к завершению – чиновники договорились, как распорядиться накопленными в фонде национального благосостояния (ФНБ) деньгами, с помощью которых правительство рассчитывает ускорить рост экономики. Премьер Дмитрий Медведев одобрил подготовленные Минфином условия инвестирования ФНБ в проекты, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердили еще два.

Читать еще:  Прямые и портфельные иностранные инвестиции

Получить деньги будет непросто. Доля ФНБ в финансировании проекта не должна превышать 20%, сам инвестор должен вложить не менее 20%, минимальная доходность вложений фонда – на уровне ОФЗ, описывают условия собеседники «Ведомостей». Есть и другие критерии, но ключевые – доходность и доля ФНБ, говорит федеральный чиновник, если финансирование проекта рассчитано, например, на 10 лет, то и ставка будет определена по 10-летним ОФЗ (сейчас – 6,5%). Это базовый вариант, оговаривается один из чиновников, в него еще могут вноситься изменения. Но сумма, которую правительство за три года готово вложить из ФНБ в экономику, уже определена – до 1 трлн руб., сказал ранее первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Пресс-секретарь Медведева отказался от комментариев. Преждевременно говорить об определенных параметрах, лаконичен представитель Минфина.

Приступить к инвестициям из ФНБ, в котором накапливаются нефтегазовые доходы, правительство может, когда его ликвидная часть превысит 7% ВВП, произойти это должно в следующем году. По данным Минфина, 1 ноября ФНБ превысил 7,9 трлн руб., или 7,3% ВВП. Без ограничения суммы, по оценкам Минфина, в 2020 г. из ФНБ можно было бы вложить 1,8 трлн руб., в 2021 г. – 4,2 трлн.

Спор, как распорядиться ФНБ, длился так долго, а риски для стабильности макроэкономики от притока сырьевых доходов выглядели настолько серьезными, что председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предлагала даже отложить дискуссию, повысив планку в 7% ВВП. А бизнес тем временем выстраивался в очередь за резервами бюджета – поддержать проекты просили «Почта России», госкорпорация ВЭБ.РФ, РЖД. Объекты уже отбираются, но «разбрасываться деньгами не будем», сказал на прошлой неделе президент Владимир Путин.

Что предлагали сделать с ФНБ

Идей, как расходовать ФНБ, было много. Дискуссия началась с варианта полностью изолировать экономику от его денег, создав аналог Норвежского суверенного фонда – его средства вкладываются лишь в зарубежные активы. Министр экономического развития Максим Орешкин предлагал в письме Путину использовать ФНБ для поддержки экспорта, но вкладывать деньги за границей: кредитовать покупателей российской продукции, создание российских производств и сервисных центров российской продукции за рубежом. Президент идею поддержал, но против выступил ЦБ: с точки зрения притока валюты это то же самое, что потратить деньги внутри страны, говорила Набиуллина. В итоге такой вариант не был рассмотрен Госдумой.

Кто сможет получить деньги

Минфин разбрасываться деньгами и не предлагает. Претендовать на средства ФНБ смогут только самые крупные и высокорентабельные проекты, единодушны опрошенные «Ведомостями» эксперты. Ограничение участия фонда в проекте 20% серьезно сужает доступ к резервам, говорит директор практики реализации инфраструктурных проектов PwC Сергей Лузан. При таком лимите не удастся запустить много новых проектов, а получат деньги те, кто мог бы обойтись и без помощи из ФНБ, согласен консультант крупных инвестпроектов.

Жестким выглядит и требование вложить 20% собственных средств, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова, соответствовать ему будут единицы инфраструктурных проектов, условия больше подходят для промышленных проектов. Проблемы могут возникнуть и у них, полагает руководитель центра Rupec Андрей Костин.

Но деньги ФНБ будут дешевле рыночных, говорит управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова: инфраструктурные проекты сейчас привлекают финансирование по ключевой ставке ЦБ плюс 3–3,5 п. п. Предложенная Минфином ставка привлекательна, согласна Галактионова, заемное финансирование концессиям обходится сейчас в 9,5–12%.

Силуанов уже называл проекты, которые могут быть профинансированы из ФНБ: комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в Усть-Луге, который строят «Газпром» и компания «Русгаздобыча», а также проект «Новатэка» – «Ямал СПГ».

Это проекты, которым – особенно на первых этапах – требуется первоначальный капитал, они могут заинтересовать крупных инвесторов, но они должны видеть, что государство тоже заинтересовано, объяснял Силуанов. Даже учитывая стоимость «Усть-Луги» (около $13,3 млрд), проблем с выполнением условия о 20% собственных средств у учредителей проектной компании возникнуть не должно, говорит Костин, сможет проект обеспечить и необходимую доходность. Доля ФНБ может оказаться и ниже 20% – можно найти и более дешевые деньги под газохимический проект, считает он, а небольшое участие ФНБ в проекте упростит доступ к займам за рубежом.

Правительство уже поддерживало с помощью ФНБ инвестпроекты, и новые условия выделения денег из фонда выглядят более жесткими, чем прежние. В 2013 г. Путин решил часть ФНБ направить на инфраструктурные проекты – до 40% фонда, но не более 1,738 трлн руб. плюс по 10% для проектов Российского фонда прямых инвестиций и «Росатома». Тогда, например, от инвестора не требовалось вкладывать собственные средства, доля ФНБ в проекте могла достигать 50%, а ставка займа была в основном инфляция плюс 1%. В 2015 г. концепция поменялась: Путин заморозил инвестиции из ФНБ, и чиновники решили вновь копить резервы – с 2017 г. в ФНБ поступают нефтегазовые доходы, полученные при цене нефти свыше $40/барр. Кроме создания подушки безопасности на случай падения цен на нефть это позволило снизить зависимость экономики от притока сырьевых денег. ЦБ неоднократно указывал на риски для макроэкономической стабильности от чрезмерных трат из ФНБ, но сумма в 1 трлн руб. – по 300 млрд руб. в год – не повлияет, по мнению его аналитиков, на инфляцию и другие макроэкономические показатели.

Что получит экономика

Выбирая между поддержкой экономики или сохранностью резервов, Минфин выбрал второй вариант, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Вложения ФНБ станут инструментом ручного финансирования крупных проектов, говорит она, но стимулировать рост экономики нужно системными мерами – в первую очередь снижением налоговой нагрузки, а не вливанием денег в небольшой список крупных проектов.

Сбережения нужно активнее инвестировать внутри страны, уверен главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. Если основные критерии отбора проектов – финансовые и подразумевают высокую доходность, то долгосрочные инфраструктурные и высокотехнологичные проекты денег из ФНБ не получат, отмечает он, претендовать на них смогут в основном сырьевые проекты. При таком подходе не удастся с помощью резервов диверсифицировать экономику, как и поддержать проекты с широким экономическим эффектом, согласен главный экономист Global BCS Владимир Тихомиров, но консервативный подход Минфина понять можно – качественных проектов немного. Минфин решает в основном две задачи – обеспечивает доход от накопленных резервов и привлекает инвесторов, указывает он.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Мереминская и Артур Топорков

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector