Региональный инвестиционный фонд
Инвестиционный фонд России
Инвестиционный фонд России — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. Инвестиционный фонд РФ был создан в ноябре 2005 года как «инструмент активной государственной инвестиционной политики для интенсификации структурных преобразований российской экономики». Управляет фондом Министерство регионального развития России (с 2007 года, до этого — Министерство экономического развития и торговли)
Механизм функционирования Инвестиционного фонда
В законе о федеральном бюджете на 2006 впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объёмом 69,7 млрд руб. На 2007 запланировано 72 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.
Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.
Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.
Одобренные Правительственной комиссией инвестиционные проекты распределяются по отраслям экономики следующим образом:
- 45% — на развитие транспортной инфраструктуры,
- 30% — на развитие промышленных отраслей,
- 10% — на реализацию проектов в области ЖКХ,
- 5% — на создание инновационной инфраструктуры,
- 10% — на другие отрасли народного хозяйства.
- прямое софинансирование проектов;
- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
- система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).
- общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
- бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
- финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).
Оценка со стороны:
Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов, то есть прямые вливания в экономику РФ, превысят 1 трлн рублей. Из них 341,8 млрд рублей (порядка 30%) будут выделены из Инвестфонда. Свободный остаток средств фонда с учетом реализации проектов, утвержденных правительственной комиссией к настоящему моменту, и средств, предусмотренных проектом федерального бюджета до 2010 года составит 175,8 млрд рублей.
Реализация проектов позволит создать в регионах 110 тысяч дополнительных рабочих мест и привлечь до 1 трлн. рублей частных инвестиций, государственный бюджет России получит дополнительные 544 млрд. рублей. Реализацию проектов планируется завершить в 2010 — 2015 гг.
В феврале 2006 Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. Он прошёл с 20 марта по 20 мая. В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами поступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.
26 июля 2006 года правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинансирование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила еще 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением.
- Строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяженностью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
- Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Строительство должно начаться в 2007 году.
- Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда — 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Пороженский завод ферросплавов, Богучанское энерго-металлургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс.
- Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда — 16,5 млрд руб.).
- Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией «Норильский никель». Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда — 40,9 млрд руб.).
- Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость — 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда — 10,01 млрд руб.). Проект внесён Федеральным дорожным агентством. Инвестор будет определен по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена.
- Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта — 26 млрд руб. (из Инвестфонда — 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.
Региональные инвестиционные фонды
Понятие и сущность региональных инвестиционных фондов
В соответствии с законодательством, а именно Бюджетным Кодексом РФ в стране существуют инвестиционные фонды (далее ИФ) на региональном уровне.
Рассмотрим более подробно.
Региональные ИФ — это фонды, ведущие свою деятельность и основанные в территориальных субъектах РФ.
Потребность создания ИФ в регионах очень высока. Это связано с ростом роли каждого региона в общем социально-экономическом развитии России, где главным стимулом выступают инвестиции. Так создание таких фондов снижает нагрузку на бюджетные средства регионов в аспекте улучшения инвестиционной притягательности. Этот механизм осуществляется через частное и государственное партнерство.
Так, важно, что региональные ИФ оказывают помощь на принципах частно – государственного партнерства, что часто оказывается выгодным как для инвестора, так и для региона.
Обратите внимание, что изначально такой механизм стал реализовываться в Камчатском крае, начиная с 2008 года. Наиболее приоритетными проектами стали:
- Строительство высокотехнологичного завода мощностью 280 тонн готовой продукции в сутки в п. Ивашка, Карагинского района, Камчатского края,
- Строительство высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса со складом мороженой продукции емкостью 3000 тонн и суточной производительностью 150 тонн,
- а также приобретение судна типа МРС-150 и многие другие.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В настоящее время в практически каждом регионе существует Инвестиционный портал, на котором можно получить всю информацию о планируемых, реализуемых и реализованных инвестиционных проектах, льготах и преимуществах.
ИФ работают с различными видами проектов, начинающими предпринимателями, молодыми предпринимателями, социальными предпринимателями, действующим бизнесом, экспортерами, инноваторами, инвесторами. При этом рассматриваются проекты как на стадии бизнес-плана, так и проекты существующих компаний с размерами бизнеса от микро- до крупных предприятий.
Аспекты права
Чтобы в регионе был создан такой региональный ИФ, необходимо издать об этом закон на уровне региона. Такой закон будет регулировать деятельность такого фонда и легализовать его.
Создание ИФ в Краснодарском крае регламентируется Законом «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», соответствующие нормативные акты по решению региональных органов власти могут быть созданы и в других регионах.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Далее нормативные основы регламентируются Бюджетным Кодексом и Постановлениями Правительства РФ в данной сфере ИФ. Важно, что в ИФ возможно привлечение и частного капитала.
Приоритетные направления
Рассмотрим наиболее приоритетные направления, которые устанавливаются для ИФ в регионах.
- Во-первых, предпочтение отдается проектам в сфере транспорта, энергетики, инфраструктуры, инженерных изысканий.
- Далее приоритеты отдаются различным объектам капитального строительства по приоритетным направлениям.
- Также важными считаются и проекты в сфере инноваций и информатизации, науки, здравоохранения и образования, телекоммуникаций и связи.
Проблемы региональных ИФ
Несмотря на перспективную концепцию и перспективные планы, реализация проектов совместно с региональными ИФ связана с многими трудностями. Рассмотрим главные проблемы, которые могут сдерживать эффективное функционирование региональных ИФ:
- отсутствие доверия со стороны бизнеса к проектам ИФ, а со стороны ИФ часто предлагаются невыгодные условия, либо оказывается лишь информационная поддержка, когда получение реальной помощи осложнено бюрократическими сложностями. Из-за сложности процедуры и недоверия многие предприятия не рискуют содействовать с региональными ИФ.
- в стране отсутствует четкий механизм частно — государственного партнерства, на уровне страны нет большого положительного опыта в данном направлении, при этом по оценкам бизнеса негативного опыта больше;
- необходимы процедуры, которые бы снизили риски для инвесторов, а также предоставление льгот и преференций должно стать более открытым и доступным.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Региональные фонды
Инвестиционный фонд Российской Федерации
Инвестиционный фонд Российской Федерации – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестиционных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестиционной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого времени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).
Экспертиза проектов состоит из трех основных этапов: рассмотрение инвестиционным комитетом, правительственным комитетом и утверждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограничения: правительство, как предполагается, финансирует бизнес-проекты с бюджетом, превышающим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность проела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связанных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может выряжаться в следующих основных формах:
1) прямое финансирование проектов;
2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;
4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и модернизация);
5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной собственности (строительство и реконструкция).
Пример прямого софинансирования – проект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирование проекта из Инвестиционного фонда РФ составит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проекта – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестиционного фонда будут использованы для финансирования строительства канала к порту Бронка, подготовки шунтирования акватории и создания навигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непривлекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стоимостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень большим сроком окупаемости – более 30 лет.
Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового причала, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодорожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.
Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строительство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Инвестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов доступа, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.
1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. [7], и направлен на повышение использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октября 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правительства РФ №880) [6]. Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных инвестиционных фондов определяется региональным законодательством.
Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:
· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;
· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения субсидий из Федерального инвестиционного фонда;
· при софинансировании проектов, финансируемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными инвесторами.
2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апреля 2011 г. [11] Основной целью их создания является предоставление финансирования для проектирования дорог, их строительства, модернизации, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).
Основные источники формирования и пополнения региональных дорожных фондов следующие:
· поступающие в региональные бюджеты акцизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);
· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.
3. Фонды Европейского союза и международных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некоторые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, предоставленных ЕБРР.
4. Частные инвестиции. Основными источниками частных инвестиций для проектов, направленных на развитие логистической инфраструктуры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Проминвестбанк и т.д.
Некоторые проекты инициируются и финансируются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских помещений это такие компании, как «Raven Россия», «Евразия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных частных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инвестировала приблизительно €192 млн в их развитие.
Значительный объем инвестиций в логистическую инфраструктуру идет от естественных монополий, таких как Газпром и Роснефть, или крупных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк — крупнейший в России независимый производитель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значительные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.
Металлургическая группа «НЛМК» является основным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петербург», многопрофильный перегрузочный комплекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таганрога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судоходные компании, а также в ряд судостроительных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно развивается за счет инвестиций горно-металлургического холдинга «Норильский никель». Предприятие, в частности, инвестирует в развитие перегрузочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хранения топлива в Архангельске (объемы хранения – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.
5. Прочие фонды. Существует несколько государственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфраструктуры.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность ведущих компаний из самых быстрорастущих и наиболее перспективных отраслей экономики. Среди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней компанией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством России, составляет $10 млрд. РФПИ планирует привлечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирования национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестирования РФПИ составляет пять-семь лет. По истечении данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.
Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты находится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты портовых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.
Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 702 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Инвестиционный фонд
Инвестиционный фонд – имущественный комплекс, находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Распоряжается инвестиционным фондом управляющая компания в интересах инвестора.
Основная задача инвестиционных фондов – обеспечить доступ на рынок ценных бумаг для непрофессионалов, привлечь деньги рядовых инвесторов в экономику. При этом управление активами осуществляется лицензированными профессиональными участниками рынка.
Инвестиционные фонды в России создаются и управляются на основании Федерального закона № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года «Об инвестиционных фондах».
Инвестфонды бывают двух видов в зависимости от формы создания: акционерные и паевые.
Акционерный инвестиционный фонд – это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества. Акционерный инвестиционный фонд размещает обыкновенные акции. То есть для того, чтобы стать участником фонда, вложить в него денежные средства, необходимо купить его ценные бумаги. А чтобы выйти из участников – продать эти акции на открытом рынке, например на бирже.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Закон «Об инвестиционных фондах» определяет его как «обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление». Для того чтобы стать инвестором ПИФа, необходимо купить пай у управляющей компании. Паи оформляются в виде именных ценных бумаг, подтверждающих принадлежность инвестору доли в чистых активах фонда. Управляющая компания по установленным правилам фонда продает и выкупает эти паи.
В свою очередь, ПИФы подразделяются на открытые, интервальные и закрытые.
Управлением инвестиционными фондами может заниматься только профессиональный участник рынка ценных бумаг – управляющая компания, имеющая соответствующую лицензию.
По объектам инвестирования инвестиционные фонды можно подразделить на фонды акций, фонды облигаций, смешанные фонды. Также существуют отраслевые фонды – специализирующиеся на таких направлениях, как инвестиции в нефтегазовый комплекс, машиностроение и т. п.
Индексные фонды – это паевые фонды, инвестиционный портфель которых аналогичен фондовому индексу. Индекс формируют ценные бумаги компаний – лидеров рынка, поэтому риск таких инвестиций невысок.
Фонды недвижимости создаются, как правило, в форме закрытых фондов, так как реализация объектов строительства может занять значительно больше времени, чем продажа ликвидных ценных бумаг.
Кроме того, современное законодательство выделяет в отдельную группу так называемые фонды для квалифицированных инвесторов. К этой категории относятся хеджевые фонды, имеющие значительно большую юридическую свободу в выборе объектов для инвестирования вплоть до использования производных ценных бумаг.
Пока в нашей стране не получили достаточного распространения, но в развитых странах существуют также венчурные фонды, задача которых — поддерживать компании и перспективные проекты на начальном этапе.