Проверка инвестиционного проекта
Утверждены правила проверки инвестпроектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета
Правительство РФ постановлением от 12 августа N590 утвердило правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Об этом сообщила сегодня правительственная пресс-служба.
Правила не распространяются на инвестиционные проекты, финансируемые за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (включая инвестиционные проекты, для разработки проектной документации которых предоставляются указанные ассигнования); реализуемые в соответствии с концессионными соглашениями; по которым приняты до 1 января 2009 г акты правительства РФ либо акты главных распорядителей средств федерального бюджета в порядке, установленном правительством РФ.
Целью проведения проверки является оценка соответствия инвестиционного проекта установленным правилами качественным и количественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации проекта.
Проверка проводится для принятия в установленном законодательством РФ порядке решения о предоставлении средств федерального бюджета:
а) для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, по которым: подготовка (корректировка) проектной документации (включая проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации) на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение осуществляется с использованием средств федерального бюджета; проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение разработана и утверждена застройщиком (заказчиком) или будет разработана без использования средств федерального бюджета;
б) для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, проектная документация на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение которых подлежит разработке (разработана) без использования средств федерального бюджета;
в) в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и /или/ на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, проектная документация по которым подлежит разработке /разработана/ без использования средств федерального бюджета и утверждению застройщиком /заказчиком/.
Проверка осуществляется Министерством экономического развития РФ в соответствии с разработанной им методикой оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Плата за проведение проверки не взимается.
Министерство экономического развития РФ ведет в установленном им порядке реестр инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Проверка осуществляется на основе следующих качественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения:
а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя /показателей/ результатов его осуществления;
б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития РФ, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;
в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках долгосрочных /федеральных/ целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ;
г) необходимость строительства /реконструкции и технического перевооружения/ объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения;
д) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции /работ и услуг/, производимой иными организациями;
е) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета;
ж) наличие долгосрочных (региональных и муниципальных) целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию и /или/ техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), реализуемых в рамках инвестиционных проектов;
з) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
и) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, за исключением тех, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Инвестиционные проекты, соответствующие качественным критериям, подлежат дальнейшей проверке на основе следующих количественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения:
а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства;
г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для федеральных государственных нужд;
д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
Инвестиционные проекты, прошедшие проверку на основе качественных и количественных критериев, подлежат дальнейшей проверке на основе интегральной оценки, которая определяется методикой.
Результатом проверки является заключение Министерства экономического развития РФ, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) инвестиционного проекта установленным критериям эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Положительное заключение является обязательным документом, необходимым для принятия решения о предоставлении средств федерального бюджета на реализацию этого инвестиционного проекта за счет средств федерального бюджета. В случае если в ходе реализации инвестиционного проекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличилась сметная стоимость (предполагаемая /предельная/ сметная стоимость) объекта капитального строительства, строительство, реконструкция и /или/ техническое перевооружение которого осуществляется в соответствии с этим инвестиционным проектом, или изменились количественные показатели, предусмотренные правилами, то в отношении таких проектов проводится повторная проверка в соответствии с правилами.
Отрицательное заключение должно содержать мотивированные выводы о неэффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации инвестиционного проекта, или о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков. Отрицательное заключение является основанием для подготовки в установленном законодательством РФ порядке предложения об отмене ранее принятого решения о дальнейшем предоставлении средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта. В случае получения отрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторную проверку при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.
Заключение подписывается министром экономического развития РФ или уполномоченным им должностным лицом.
Проверка инвестиционных проектов
Проверка инвестиционных проектов, планируемых к включению в государственные программы Кировской области
В целях развития инвестиционной деятельности, повышения эффективности использования средств областного бюджета и совершенствования работы с государственными программами Кировской области осуществляется проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения. Проверка осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2014 № 19/277 «О проведении проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения». Данное постановление принято во исполнение пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Постановление Правительства Кировской области устанавливает необходимость проведения проверки инвестиционных проектов, предусматривающих:
строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, и (или) техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности Кировской области и объектов капитального строительства муниципальной собственности, в отношении которых в рамках государственных программ Кировской области предоставляются субсидии местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений;
приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Кировской области и муниципальной собственности, в отношении которых в рамках государственных программ Кировской области предоставляются субсидии местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений;
строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, и (или) техническое перевооружение объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся областными государственными (муниципальными) учреждениями и областными государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность указанных организаций.
Проверку проходят инвестиционные проекты, планируемые к включению в государственные программы Кировской области (планы реализации государственных программ Кировской области), финансовое обеспечение которых будет осуществляться полностью или частично за счет средств областного бюджета.
Данное постановление не распространяется на:
инвестиционные проекты, если сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества (рассчитанная в ценах соответствующих лет) до 5,0 млн. рублей;
инвестиционные проекты, реализуемые с использованием механизмов государственно-частного партнерства, в том числе реализуемых по концессионным соглашениям;
инвестиционные программы и проекты развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в Кировской области, реализуемые в рамках проекта по поддержке местных инициатив в Кировской области;
инвестиционные проекты, предусматривающие реконструкцию объектов капитального строительства, проводимую по предписаниям надзорных органов или при наличии вступившего в законную силу решения суда;
инвестиционные проекты, предусматривающие строительство объектов в соответствии с Планами-графиками синхронизации выполнения программ газификации Кировской области, реализуемыми совместно с публичным акционерным обществом «Газпром»;
инвестиционные проекты, финансирование которых планируется полностью осуществлять за счет средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет.
По итогам проверки министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области ведет реестр инвестиционных проектов.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Управление рисками инвестиционного проекта. Анализ чувствительности и проверка устойчивости проекта
Цель лекции: научиться проводить анализ чувствительности и проверку устойчивости проекта.
Риск – это возможность возникновения в будущем каких-либо неблагоприятных ситуаций и негативных последствий.
Экономический риск – это возможность убытков или материального ущерба в результате реализации неверно выбранного хозяйственного или организационно-технического решения, изменения рыночной конъюнктуры или политической ситуации, недобросовестности других участников хозяйственной деятельности или возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Понятие риска тесно связано с понятиями вероятности и неопределенности. Вероятность – это понятие, позволяющее дать численную оценку возможности возникновения определенного события. Этот термин является фундаментальным для теории вероятностей, которая является эффективным инструментом количественной оценки риска.
Неопределенность – это неполнота или неточность информации об условиях осуществления хозяйственной деятельности, о намерениях и поведении других ее участников. При этом провести анализ и оценку возможных последствий невозможно из-за недостатка данных. Риск отличается от неопределенности тем, что его можно спрогнозировать и оценить.
Риск характеризует такую ситуацию, в которой возможно выявить перечень возможных последствий и количественно оценить их вероятность , используя экономико-математические методы.
Являясь элементом экономической системы, риск выполняет в ней ряд функций:
- Защитная функция заключается в объективной необходимости вырабатывать меры по предотвращению негативных последствий реализации риска. Эти меры могут носить финансовый, организационно-технический или юридический характер.
- Регулятивная функция может выступать в конструктивной или деструктивной форме. Конструктивная составляющая регулятивной функции проявляется в появлении таких форм хозяйственных операций и сделок, которые позволяют снизить риск. Деструктивная составляющая связана с возможной переоценкой или недооценкой риска. Переоценка риска, т.е. предпринимательские ожидания негативного характера, приводят к принятию решений менее опасных, но при этом и менее эффективных с финансовой точки зрения. В противоположном случае могут быть реализованы неоправданно рискованные операции и проекты.
- Компенсирующая функция – это возникновение дополнительной прибыли в случае реализации оптимистического сценария развития рыночной ситуации.
- Социально-экономическая функция: риск выводит на передний план наиболее эффективные отрасли народного хозяйства и отдельные предприятия.
В зависимости от происхождения различают природные и социальные риски [ 13 ] . К природным рискам относятся стихийные бедствия и другие природные явления, которые могут нарушить обычный ход экономических процессов (наводнения, бури, лавины, землетрясения, цунами, эпидемии и др.). Социальные риски связаны с деятельностью человека. К ним относятся рыночные, правовые, криминогенные, социально-политические и техногенные риски. Рыночные риски – это инфляция, изменение курса валют, изменение условий кредитования, невыполнение договорных обязательств. Правовые риски связаны с возможными изменениями законодательной базы или принятием каких-либо судебных решений. Криминогенные риски – это возможность краж , ограблений, мошенничества или каких-либо других покушений на собственность. Социально-политические риски включают в себя войны, забастовки, запрет валютных операций. Техногенные риски связаны с производственными авариями . Управление рисками является составной частью системы менеджмента предприятия (или инвестиционного проекта), и включает в себя следующие этапы:
- Выявление областей риска и составление перечня возможных событий, понимаемых под рисками (качественный анализ рисков).
- Определение вероятности реализации рисков методом экспертных оценок или с использованием статистических данных прошлых лет.
- Оценка размера потерь в случае реализации риска.
- Выработка мероприятий по предотвращению риска или снижению потерь; оценка эффективности этих мероприятий с учетом предполагаемого размера потерь.
- Принятие соответствующего управленческого решения.
- Планирование конкретных мероприятий, необходимых для осуществления принятого решения.
- Организация и выполнение запланированных мероприятий по предотвращению или снижению последствий риска.
- Контроль результатов, мониторинг рисков.
Управление рисками необходимо на всех этапах жизненного цикла проекта . При этом перечень рисков постоянно меняется [ 14 ] . Рассмотрим динамический аспект управления рисками более подробно. Управление рисками на каждой стадии жизненного цикла имеет свои особенности. Так, прединвестиционная стадия связана с подготовкой к практической реализации инвестиционного проекта. От того, насколько качественно будет проведена эта подготовка, зависит успешность проекта в целом. Поэтому на прединвестиционной стадии наибольшее значение имеют кадровые риски, то есть риски, связанные с возможной некомпетентностью специалистов, проводящих маркетинговые исследования и разработку бизнес-плана. Так, завышенная оценка потребительского спроса приведет к планированию завышенных объемов производства, а значит, к увеличению затрат, которые впоследствии не окупятся.
Кроме того, именно на прединвестиционной стадии происходит выбор источников инвестиций. Сложность риск-менеджмента на данном этапе заключается в том, что потери будут очевидны лишь на последующих стадиях жизненного цикла (возможно, на инвестиционной, но скорее всего, только на эксплуатационной). В частности, привлечение заемного финансового капитала характеризуется значительным риском, так как все расчеты по проекту, в том числе и оценка его эффективности с учетом привлечения кредита, производятся на прединвестиционной стадии жизненного цикла , а выплаты в погашение кредита осуществляются, как правило, уже на эксплуатационной стадии. Риск связан с возможностью изменения экономической ситуации. Для принятия верного решения необходимо иметь представление об основных достоинствах и недостатках различных источников инвестиций. Инвестиционная стадия жизненного цикла проекта уже связана с значительными финансовыми вливаниями. Кадровые риски продолжают быть актуальными, но их значимость по сравнению с прединвестиционной стадией снижается. Это связано с тем, что процессы разработки технико-экономического обоснования инвестиций и проектно-сметной документации являются четко регламентированными и обеспечены достаточным количеством нормативных, методических и юридических документов. На инвестиционной стадии возникают технические риски: происходит закупка активов, и приобретение неподходящего оборудования может впоследствии привести к значительным потерям продукции и прибыли.
Управление рисками на эксплуатационной стадии жизненного цикла в значительной мере связано с управлением капиталом предприятия. При этом капитал предприятия следует понимать в широком смысле, относя к нему не только имущество, но и природные ресурсы, используемые или повреждаемые предприятием в хозяйственной деятельности (природный капитал), и работников предприятия всех уровней квалификации (человеческий капитал). На эксплуатационной стадии жизненного цикла управление рисками подразумевает постоянный мониторинг показателей, характеризующих эффективность использования капитала предприятия и исправление выявленных недостатков (высвобождение резервов, ликвидация «узких» мест, оптимизация структуры активов и пассивов).
Существует ряд экономико-математических методов количественной оценки риска:
- Анализ чувствительности показателей эффективности проекта к изменениям исходных параметров.
- Проверка устойчивости инвестиционного проекта.
- Расчет точки безубыточности и запаса прочности.
- Построение имитационной модели .
Каждый метод предполагает оценку возможных материально-вещественных или финансовых потерь в случае реализации риска. Использование любого из этих методов предполагает, что уже выполнена экономическая оценка эффективности проекта, то есть рассчитаны базовые значения показателей эффективности (чистый дисконтированный доход, индекс доходности инвестиций, индекс доходности затрат, внутренняя норма доходности , срок окупаемости ).
Анализ чувствительности показателя показывает, насколько сильно изменится этот показатель при изменении одного из исходных параметров. Как правило, проводится анализ чувствительности ЧДД. Сначала рассчитывается базовое значение ЧДД. Затем изменяются исходные данные (т.е. составляющие денежных потоков : инвестиции, текущие затраты , объем производства и продаж, налоговые ставки, норма дисконта) и рассчитывается новое значение ЧДД с учетом этих изменений. Таким образом выявляются наиболее значимые области риска: чем больше изменилось значение ЧДД, тем больше риск.
Пример. Провести анализ чувствительности ЧДД проекта строительства производственного предприятия. Исходные данные приведены в таблице 11.1 . Налоговые платежи составляют 28% от прибыли. Норма дисконта – 4% . Первые инвестиции осуществляются в начале первого года проекта, поэтому коэффициент дисконтирования на первом шаге расчета принять равным единице.