Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение иностранных инвестиций в экономику россии

Привлечение иностранных инвестиций в экономику россии

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

Инвестирование (экспорт капитала) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась.

Значительны изменения и в направлениях прямых инвестиций: до Второй Мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, а в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется такое поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками

В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Чтобы добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ (6-8)

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.

Кесаева Д.М.

Магистрант

Северо-Осетинского государственного университета

им. К.Л. Хетагурова

г. Владикавказ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы ввоза и вывоза капитала и формирование прямых инвестиционных потоков в современных экономических условиях, в частности исследована динамика притока/оттока капитала из РФ. Так же представлены основные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, отечественные инвестиции, отток капитала.

A nnotation: This article discusses the main problems associated with capital and the formation of investment flows in modern economic conditions, explore the dynamics of capital inflows from the Russian Federation. It also presents the main ways to solve this problem.

Keywords: investment, foreign investment, domestic investment, capital outflow

Инвестиции на сегодняшний день являются важной составляющей современной экономики, они представляют собой размещение финансовых и иных средств, приносящих доход, в предпринимательскую деятельность или другие инвестиционные проекты с целью получения дохода или иного положительного эффекта.

Иностранные инвестиции, безусловно, важны не только для экономики, но и для населения страны. Эксперты считают, что эффективное привлечение инвестиций, а так же их разумное использование позитивно воздействует не только на экономический рост, но и обеспечивает участие страны в международном движении капитала, что в свою очередь гарантирует рост количества рабочих мест и благотворно влияет на развитие инновационной деятельности. Однако, современная ситуация показывает, что наша страна сталкивается с такими проблемами как сокращение иностранных вложений в экономику и проблемой оттока отечественных инвестиций за границу. Какими бы утешительными не были прогнозы экономистов, объем вывезенного капитала все чаще продолжает превышать объем ввозимого капитала, в следствии чего это приводит к негативным последствиям для национальной экономики.

Это прежде всего уменьшение поступлений денежных средств в бюджет страны, сокращение налоговых поступлений, а как известно снижение налоговых поступлений приводит к тому, что уменьшается и количество социальных выплат: государству просто негде брать средства на поддержку социально незащищенных слоев населения.ᅟЗначительно ᅟвлияет ᅟуровень ᅟвывоза ᅟкапитала ᅟи ᅟна ᅟкурс ᅟвалют. ᅟПоскольку ᅟрубли ᅟвыводятся ᅟза ᅟрубеж, ᅟони ᅟконвертируются ᅟв ᅟдоллары, ᅟевро ᅟлибо ᅟдругую ᅟликвидную ᅟвалюту. ᅟСледовательно, ᅟна ᅟрынке ᅟсоздается ᅟситуация ᅟ ᅟспроса ᅟна ᅟиностранную ᅟвалюту ᅟи ᅟпредложение ᅟрублей. ᅟИз-за ᅟэтого ᅟкурс ᅟнациональной ᅟвалюты ᅟстановится ᅟкрайне ᅟнестабильным, ᅟа ᅟкурсы ᅟиностранных ᅟвалют, ᅟнапротив, ᅟукрепляются. ᅟ ᅟ

Читать еще:  Вложение средств инвестирование это

Согласно ᅟинформации, ᅟопубликованной ᅟ ᅟпо ᅟданным ᅟведомства ᅟЭльвиры ᅟНабиуллиной ᅟ(председателя ᅟЦентробанка ᅟРФ) ᅟинвестиции ᅟиз ᅟРоссии ᅟза ᅟграницу ᅟв ᅟ2017 ᅟгоду ᅟвыросли ᅟна ᅟ73%-до ᅟ38,6 ᅟмлрд ᅟдолларов. ᅟДля ᅟсравнения, ᅟв ᅟ2016 ᅟгоду ᅟчистые ᅟвложения ᅟсоставили ᅟ22,3 ᅟмлрд, ᅟа ᅟв ᅟ2015 ᅟгоду- ᅟ22,1 ᅟмлр ᅟдолларов. ᅟ

Эти ᅟпроблемы ᅟявляются ᅟактуальными ᅟна ᅟданный ᅟмомент. ᅟТакое ᅟдвижение ᅟкапитала ᅟнеблагоприятно ᅟвлияет ᅟна ᅟэкономику ᅟРоссии, ᅟкоторая ᅟощущает ᅟпроблему ᅟимпортозамещения, ᅟиз-за ᅟнеразвитости ᅟнекоторых ᅟотраслей ᅟэкономики, ᅟгеополитическую ᅟнапряженность ᅟи ᅟвлияние ᅟэкономических ᅟсанкций. Россия ᅟпродолжает ᅟподвергаться ᅟсанкциям ᅟи ᅟдальнейшей ᅟизоляции. ᅟСоответственно, ᅟтакое ᅟположение ᅟдел ᅟв ᅟравной ᅟстепени ᅟотталкивает ᅟинвесторов, ᅟтак ᅟкак ᅟконсервативные ᅟинвесторы ᅟпредпочитают ᅟстабильно-устойчивую ᅟэкономическую ᅟситуацию, ᅟ ᅟпоэтому ᅟвсе ᅟменьше ᅟи ᅟменьше ᅟрискуют. Нестабильная ᅟэкономическая ᅟситуация, ᅟнеразвитость ᅟзаконодательства, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟдефицит ᅟтехнологий ᅟповлияли ᅟи ᅟна ᅟдоходность ᅟмногих ᅟкомпаний ᅟпривлекающих ᅟпрямые ᅟиностранные ᅟинвестиции, ᅟчто ᅟпослужило ᅟв ᅟконечном ᅟитоге ᅟпричиной ᅟих ᅟсокращения. ᅟТекущая ᅟситуация ᅟпоказала ᅟи ᅟто, ᅟчто ᅟотечественные ᅟинвесторы, ᅟвкладывающие ᅟпрямые ᅟинвестиции, ᅟтак ᅟже ᅟотказываются ᅟот ᅟинвестирования ᅟотечественных ᅟкомпаний ᅟи ᅟвывозят ᅟсвой ᅟкапитал ᅟза границу.

Страна ᅟсталкивается ᅟс ᅟпроблемой ᅟоттока ᅟинвестиций ᅟза ᅟграницу. ᅟДанный ᅟпоказатель ᅟоказывает ᅟнегативное ᅟвлияние ᅟна ᅟэкономику ᅟстраны: ᅟснижается ᅟинвестиционный ᅟклимат, ᅟприостанавливаются ᅟнекоторые ᅟотрасли ᅟпроизводства, ᅟснижается ᅟваловый ᅟвнутренний ᅟпродукт ᅟстраны, ᅟчто ᅟв ᅟпоследствии ᅟприводит ᅟк ᅟдиспропорциям ᅟв ᅟбалансе ᅟстраны ᅟи ᅟк ᅟобразованию ᅟдефицита. ᅟ(Рисунок ᅟ1) ᅟ

Рисунок ᅟ1. ᅟОтток ᅟкапитала ᅟиз ᅟРоссии: ᅟСтатитистика ᅟпо ᅟгодам ᅟ1994-2018гг.

На ᅟосновании ᅟэтих ᅟданных ᅟможно ᅟвыделить ᅟнесколько ᅟосновных ᅟпричин, ᅟкоторые ᅟоказывают ᅟвлияние ᅟна ᅟотток ᅟкапитала. ᅟК ᅟним ᅟможно ᅟотнести:

  1. нестабильная ᅟэкономическая ᅟи ᅟполитическая ᅟситуация ᅟв ᅟстране. ᅟИменно ᅟэто ᅟспровоцировало ᅟогромный ᅟотток ᅟ– ᅟболее ᅟ150 ᅟмиллиардов ᅟдолларов ᅟ– ᅟкапитала ᅟв ᅟ2014 ᅟгоду. ᅟВ ᅟэто ᅟвремя ᅟу ᅟРоссии ᅟуже ᅟнаблюдались ᅟпроблемы ᅟв ᅟотношениях ᅟс ᅟдругими ᅟстранами ᅟв ᅟсвязи ᅟс ᅟпозицией ᅟпрезидента РФ ᅟпо ᅟситуации ᅟна ᅟУкраине. ᅟПозже ᅟиз-за ᅟэтого ᅟбыли ᅟобъявлены ᅟсанкции, ᅟа ᅟв ᅟконце ᅟгода ᅟначался ᅟскачкообразный ᅟрост ᅟключевой ᅟставки ᅟБанка ᅟРоссии, ᅟсоставившей ᅟв ᅟитоге ᅟ17%;
  2. сбережение ᅟкапитала ᅟпутем ᅟвложения ᅟв ᅟэкономически ᅟстабильные ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟотрасли ᅟдругих ᅟстран;
  3. неустойчивость ᅟкурса ᅟрубля, ᅟкоторая ᅟвлияет ᅟна ᅟдоходы ᅟотечественных ᅟпредприятий;
  4. удорожание ᅟкредитов, ᅟкак ᅟследствие ᅟужесточения ᅟденежно-кредитной ᅟполитики.

Одним ᅟиз ᅟфакторов ᅟтак ᅟже ᅟможет ᅟвыступать ᅟи ᅟрост ᅟтеневой ᅟэкономики, ᅟкогда ᅟмногие ᅟпредприниматели, ᅟчтобы ᅟизбежать ᅟналогообложения ᅟсвоих ᅟдоходов ᅟи ᅟпотери ᅟих ᅟзначительной ᅟчасти, ᅟпереводят ᅟкапиталы ᅟв ᅟзарубежные ᅟкомпании. ᅟТо ᅟесть ᅟбизнесменам ᅟпроще ᅟи ᅟдешевле ᅟорганизовать ᅟнелегальный ᅟвывоз ᅟкапитала ᅟиз ᅟРоссии, ᅟк ᅟпримеру, ᅟчерез ᅟофшорные ᅟзоны, ᅟчем ᅟзаплатить ᅟналоги ᅟи ᅟразвивать ᅟбизнес ᅟв ᅟсвоей ᅟстране.

К ᅟслову, ᅟмногие ᅟэкономисты ᅟ ᅟсчитают ᅟРоссию ᅟстраной ᅟс ᅟнепривлекательным ᅟинвестиционным ᅟклиматом, ᅟчто ᅟподтверждают ᅟоттоки ᅟне ᅟтолько ᅟиностранных, ᅟно ᅟи ᅟотечественных ᅟинвестиций.

Основными ᅟпутями ᅟрешения ᅟвыделенных ᅟпроблем ᅟмогут ᅟстать:

1) ᅟУлучшение ᅟинвестиционного ᅟклимата ᅟпутем ᅟсовершенствования ᅟзаконодательства ᅟи ᅟупрощения ᅟнекоторых ᅟадминистративных ᅟпроцедур.

2) ᅟСовершенствование ᅟналогового ᅟзаконодательства ᅟв ᅟчасти ᅟинвестиций ᅟв ᅟсовершенствование ᅟтехнологий ᅟи ᅟподдержка ᅟкомпаний, ᅟкоторые ᅟиспользуют ᅟинтеллектуальный ᅟтруд.

3) ᅟНеобходимо ᅟразвивать ᅟи ᅟинвестировать ᅟсферу ᅟтехнологий ᅟи ᅟинноваций, ᅟкоторые ᅟповысят ᅟне ᅟтолько ᅟстатус ᅟстраны ᅟв ᅟмировом ᅟрейтинге, ᅟно ᅟи ᅟснизят ᅟзависимость ᅟРоссии ᅟот ᅟцен ᅟна ᅟсырье. ᅟПривлечение ᅟновейших ᅟтехнологий ᅟи ᅟвысококвалифицированного ᅟтруда ᅟпоможет ᅟснизить ᅟиздержки ᅟпроизводства, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟповысить ᅟконкурентоспособность ᅟпродукции ᅟна ᅟмировом ᅟрынке.

4) ᅟНеобходимо ᅟстимулировать ᅟпривлечение ᅟотечественных ᅟинвестиций, ᅟдля ᅟэтого ᅟнеобходимо ᅟснизить ᅟналоговое ᅟбремя, ᅟусовершенствовать ᅟденежно-кредитную ᅟполитику, ᅟориентироваться ᅟна ᅟподдержку ᅟвнутреннего ᅟрынка. ᅟВдобавок ᅟнеобходимо ᅟввести ᅟмеры ᅟпо ᅟборьбе ᅟс ᅟнелегальным ᅟоттоком ᅟкапитала ᅟиз ᅟстраны. ᅟРоссия ᅟв ᅟсвою ᅟочередь ᅟможет ᅟпересмотреть ᅟинвестиционные ᅟотношения ᅟс ᅟАзиатскими ᅟинвесторами. ᅟТак, ᅟмногие ᅟинвесторы ᅟиз ᅟКитая ᅟи ᅟЯпонии, ᅟвложив ᅟсвои ᅟресурсы ᅟв ᅟсовершенствование ᅟтехнологий ᅟнекоторых ᅟроссийских ᅟкомпаний, ᅟмогут ᅟобеспечить ᅟне ᅟтолько ᅟсобственную ᅟприбыль, ᅟно ᅟи ᅟпровести ᅟтранзитные ᅟинвестиции ᅟв ᅟстраны ᅟЕС, ᅟиз ᅟкоторых ᅟРоссия ᅟопять ᅟже ᅟможет ᅟполучить ᅟпроценты ᅟза ᅟперевод.

Подводя ᅟитог, ᅟможно ᅟсказать, ᅟчто, ᅟнесмотря ᅟна ᅟнегативную ᅟситуацию ᅟв ᅟинвестиционном ᅟклимате, ᅟРоссия ᅟпутем ᅟсовершенствования ᅟзаконодательства ᅟи ᅟсглаживания ᅟмировых ᅟполитических ᅟконфликтов ᅟможет ᅟдобиться ᅟстабильности ᅟв ᅟинвестициях. ᅟА ᅟповысив ᅟдолю ᅟинновационных ᅟтехнологий, ᅟпривлечь ᅟинвестиции ᅟразных ᅟмировых ᅟдержав, ᅟтак ᅟкак ᅟРоссия ᅟобладает ᅟне ᅟтолько ᅟбольшим ᅟколичеством ᅟприродных ᅟресурсов, ᅟно ᅟи ᅟквалифицированным, ᅟспособным ᅟк ᅟобучению ᅟтрудовым ᅟпотенциалом.

1. Беспалов М.В. Анализ эффективности инвестиционно-инновационной деятельности организаций: критерии оценки, основные показатели, алгоритм расчета / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 104-110.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.12.2016 2016-12-01

Статья просмотрена: 5636 раз

Библиографическое описание:

Колбасникова, А. В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России / А. В. Колбасникова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 315-318. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35869/ (дата обращения: 07.04.2020).

В данной статье раскрывается сущность иностранных инвестиций, рассматривается значимость и необходимость привлечения их в экономику России. Проанализирована динамика поступлений капиталовложений в экономику страны за рассматриваемый период, определены причины изменений.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций

Проблема привлечения инвестиций в экономику страны существует уже многие десятилетия, сохраняя свою актуальность и научную значимость на современном этапе в условиях глобализации. Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта, выступающие также в виде ценных бумаг или имущества, имущественных и иных прав, которые имеют денежную оценку. [5, с. 50]

Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала; реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих подъем экономического благосостояния, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга, а также ноу-хау; все это сопровождается повышением квалификации сотрудников, так как инвестиции имеют направление на определенные конкретные цели и объекты. За счет этого эффективно используются новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. д.

Сегодня Российская Федерация находится в состоянии нестабильного экономического положения, тем самым связывая себя с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающих создание долговременного цивилизованного общества с высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что только одно инвестирование способно так поднять экономику нашей страны. Однако привлечение иностранного капиталовложение способно стимулировать развитие и рост внутреннего инвестирования. Их приток важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине и Ближнем Востоке, введением санкций и резким падением цен на «черное золото».

При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. [2, с. 181] Для решения этой проблемы необходимо определить настоящие российские условия для привлечения иностранных инвестиций, рассмотреть экономическую и законодательную базу, которые обеспечивают и формируют инвестиционный климат в стране.

В первую очередь необходимо уделить внимание именно инвестиционному климату страны, т. к. тут можно наблюдать своеобразный парадокс: с одной стороны он является основным инструментом и фактором, влияющим на привлечение зарубежного капитала, с другой, причиной, сдерживающей инвесторов от крупных вложений.

Читать еще:  Принципы формирования инвестиционного портфеля

Инвестирование — это многогранный процесс. По своей сути они являются долгосрочные вложения средств в различные отраслевые структуры хозяйства с целью получения прибыли. Но необходимо учитывать, что инвестирование должно иметь взаимовыгоду, принося прибыть и субъекту (инвестору), и объекту.

В современной мировой экономике выделяются три основные формы иностранных инвестиций:

  1. Прямые (реальные) инвестиции. Чаще размещаются в промышленности, торговле, сфере услуг — непосредственно в предприятии.
  2. Портфельные (финансовые) инвестиции (в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).
  3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и иным финансовым учреждениям.

Прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. [4, с. 196] По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции — это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в которой вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10 % акционерного капитала и дают право контроля над предприятием. [4, с. 197]

Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли или в иных случаях — защита средств от негативного влияния и последствий инфляции. В данном случае инвестор вкладывает свои деньги в ценные бумаги наиболее рентабельные и надежные действующие предприятия.

В настоящее время объем таких инвестиций увеличился, что является следствием роста количества частных инвесторов. Посредниками портфельных инвестиций в большинстве своем выступают инвестиционные банки, финансируя долгосрочные вложения. На их движение оказывает влияние разница в норме процентных ставок, которые выплачиваются по различным ценным бумагам.

Однако связывать инвестиции только с получением прибыли не стоит, так как возможна вероятность присутствия и других экономических целей: освоение определенных рынков, увеличение объема капитала т. д. Следовательно, в настоящее время получение социально эффекта, решение социальных задач становятся не менее важными, чем результат, который можно оценивать в денежном эквиваленте. Значимость данных аспектов можно определить, конкретно рассмотрев некоторые способы привлечения прямого иностранного капиталовложения (Рисунок 1).

Рис. 1. Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Добиться существенного качественного и количественного увеличения прямых иностранных вложений средств в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [1, с. 256]:

‒создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);

‒четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

‒создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

‒снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

‒введение частной собственности на землю;

‒создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России является важной проблемой на пути выхода страны из экономического кризиса, требующей незамедлительного решения, больших организационных и управленческих решений как от федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилий должны быть направлены на:

1) улучшение состояния общего инвестиционного климата страны, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

2) организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.

На рисунке 2 можно увидеть, что в настоящее время происходит спад притока иностранных инвестиций в экономику России, вследствие сложной макроэкономической ситуации, снижения цен на товары сырьевой группы, и соответственно ослабление отечественной валюты.

В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Рис. 2. Динамика объема притока иностранных инвестиций за 2009–2015 гг.

Для возобновления деловой активности необходимо дождаться стабилизации обстановки на Украине и Ближнем Востоке, для снятия санкций. Также необходимо заняться вопросом усовершенствования правоприменительной практики законодательной базы. Так можно повысить имидж Российской Федерации на международной арене, создав условия для эффективного инвестирования отечественных субъектов.

  1. Булатов А. С. Макроэкономика: М.: Юрайт. 2015. 405 с.
  2. Маковецкий М. Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник.-2015. -№ 1 (135).-С. 179–183
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации.
  4. Федорова В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федоров. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.- С.191–197
  5. Юзвович Л. И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48–52.

МВФ оценил долю «фантомных» иностранных инвестиций в России

Более половины накопленных иностранных инвестиций в экономику России приходится на «фантомные» зарубежные корпорации, то есть осуществлено компаниями-пустышками, скрывающими страну — истинный источник этих вложений. Такие данные приводятся в исследовании «Что является подлинным, а что нет в глобальной системе прямых иностранных инвестиций?» (.pdf), опубликованном Международным валютным фондом (МВФ).

Авторы исследования — датский экономист Нильс Йоханессен из Копенгагенского университета, Янник Дамгаард из Центробанка Дании и Томас Элькьяер из МВФ.

Проблема, поднятая экономистами, характерна для всего мира: по данным исследования, почти 40% мирового объема прямых иностранных инвестиций проходит через номинальные компании, не ведущие реальной деятельности, зарегистрированные в таких специальных юрисдикциях, как Люксембург, Нидерланды или Ирландия. Но в России доля таких инвестиций самая большая среди всех стран — 57,9%, по оценкам за 2017 год (точные цифры из исследования есть у РБК).

Почти четверть иностранных инвестиций в Россию — собственные вложения

  • По данным Банка России, на конец 2017 года в России было накоплено $441,1 млрд прямых иностранных инвестиций.
  • Около $255 млрд из этих вложений было сделано компаниями-оболочками из «перевалочных» юрисдикций, а реальный инвестор находился в какой-то другой стране, следует из данных МВФ.
  • В том числе около $102 млрд, или 23,2% от общих иностранных инвестиций в Россию, — это не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через другие страны.

Речь идет о так называемых круговых схемах (round-tripping), хорошо известных исследователям российских иностранных инвестиций, — схемах вывода средств за рубеж и их последующего возвращения под видом иностранных вложений.

«Мы делали исследование в 2012 году — тогда половина прямых иностранных инвестиций приходила в Россию из офшоров. Поэтому цифры 23–25% инвестиций round-tripping вполне похожа на правду», — прокомментировала РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова. Оценка «круговых» инвестиций, представленная в исследовании МВФ, может быть даже несколько заниженной, считает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.

ЦБ России публикует данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Россию на базисе страны — непосредственного инвестора: например, если офшорная компания с Бермуд приобрела долю в российской компании, инвестиция будет записана как вложение с Бермудских островов в Россию, а кто стоит за бермудским ошфором — американский, китайский или российский владелец — никак отражено не будет. Около 70% всех иностранных инвестиций в Россию сделано с Кипра или офшорных финансовых центров (Багамы, Британские Виргинские острова, острова Джерси и Гернси и т.д.), и этот показатель является верхней оценкой явления round-tripping — в экстремальном предположении, что все инвестиции из офшоров и квазиофшоров являются российскими по происхождению.

Читать еще:  Основные этапы инвестиционной деятельности

«Статистика иностранных инвестиций, публикуемая Банком России, основана на международной методологии учета, разрабатываемой ОЭСР и МВФ. Международные стандарты предполагают наличие множества представлений данных, среди которых присутствуют таблицы обязательного, стандартного характера и дополнительные», — заявила пресс-служба ЦБ в ответ на запрос РБК. «Презентация по конечному инвестору относится к разряду дополнительных. Большинство презентаций прямых инвестиций, включая ряд дополнительных, Банк России уже публикует», — добавили в ЦБ, не ответив на вопрос, планирует ли Банк России публиковать оценки инвестиций на базисе конечного инвестора.

Не все инвестиции из офшоров являются российскими: пример — американская ExxonMobil, которая инвестировала в проект «Сахалин-1» через свою багамскую «дочку» Exxon Neftegas. Однако можно найти гораздо больше примеров, когда российские инвесторы зарегистрированы за рубежом, в частности:

  • нефтяная компания «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова принадлежит компании, зарегистрированной на Бермудских островах;
  • Совкомбанк формально подконтролен голландской компании;
  • производитель алюминия Rusal зарегистрирован на острове Джерси;
  • Тинькофф Банк, основанный Олегом Тиньковым, принадлежит кипрскому холдингу;
  • ретейлером O’Key, бенефициарами которого являются три российских бизнесмена, владеет холдинг из Люксембурга.

Чем больше эффект round-tripping, тем меньше в стране реальных иностранных инвестиций. Ранее экономисты уже оценивали (с поправкой не на round-tripping, а на реинвестированные доходы), что у России самые низкие входящие ПИИ среди всех развивающихся стран. Всемирный банк утверждает, что от способности привлекать иностранные инвестиции зависит рост доходов на душу населения. В первом полугодии 2019 года приток ПИИ в российскую экономику, по данным ЦБ, составил $16,5 млрд — на 63% больше, чем за аналогичный период годом ранее, однако большинство этих инвестиций пришлось на квазиофшоры — Кипр (41%), Нидерланды (20%). Кроме того, 56% инвестиций в первом полугодии пришлось на реинвестирование, то есть «новых» инвестиций страна получила гораздо меньше.

Метод Йоханессена, Дамгаарда и Элькьяера основан на следующем примере: официальная статистика фиксирует инвестиции в Испанию из США на уровне $23 млрд; в глобальной базе данных Orbis отражены инвестиции из США по принципу непосредственного инвестора на сумму $13 млрд и инвестиции по принципу конечного инвестора (когда американская компания является истинным инвестором независимо от того, через какую промежуточную страну осуществлена инвестиция) на сумму $29 млрд. Исходя из этого, авторы получают коэффициент пересчета 2,2 ($29 млрд/$13 млрд), который применяют к официальному показателю ($23 млрд). Таким образом они приходят к оценке подлинных инвестиций в Испанию из США на уровне $50 млрд.

В то же время исследователи используют много ситуативных допущений. Например, они экстраполируют официально публикуемые 16 странами данные о входящих иностранных инвестициях на базисе конечного инвестора на более чем сто остальных экономик, в том числе российскую. А использование базы данных Orbis не панацея, так как в ней много пробелов. Кроме того, исследователи МВФ проигнорировали ряд значимых работ на ту же тему, например исследование ЮНКТАД этого года с новыми оценками распределения мировых инвестиций по странам конечных инвесторов. Наконец, расчетная доля инвестиций round-tripping в российской экономике, исходя из исследования, практически не меняется в 2015–2017 годах, хотя государственная деофшоризационная кампания, начатая в 2014 году, вероятно, сократила использование круговых схем, заявлял недавно Всемирный банк.

Почему российские инвесторы вкладываются в России через другие страны?

В исследовании МВФ высказывается предположение, что структурирование инвестиций через низконалоговую юрисдикцию преимущественно преследует цели оптимизации налогов. Например, иностранная корпорация может владеть реальными активами в другой стране через третью юрисдикцию, генерируя доходы, которые в противном случае облагались бы налогом в стране, где находится актив. Или же корпорация может аккумулировать прибыли в промежуточной юрисдикции, откладывая репатриацию прибыли в страну реального происхождения инвестиций.

Но россияне используют круговые схемы инвестиций в Россию далеко не только из-за налоговых соображений, а из-за институциональных и регуляторных факторов, говорилось в исследовании Всемирного банка 2017 года (.pdf). «Более важную роль играют мотивы бегства от изъянов домашней системы, например от неопределенности внутреннего регулирования», — отмечалось в исследовании. Структурирование инвестиций как иностранных также позволяет «застраховаться от политических рисков». Наконец, это дает возможность скрыть личность бенефициара от российских властей, утверждали экономисты Всемирного банка.

Важный аспект — это сохранность инвестиции и удобство распределения прибыли, говорит руководитель московского офиса Confideri Family Office Анна Хрусталева. «Например, при инвестировании в ИT-сектор инвестор выбирает структурирование через страны с английской системой права. Когда речь идет об интеллектуальной собственности, она часто регистрируется на кипрскую компанию, а компания как IP Box [льготный налоговый режим для инновационной сферы], в свою очередь, инвестирует в российский бизнес, при этом из России поступают платежи (например, роялти) на Кипр. У кипрской компании есть возможность исключить до 80% доходов от интеллектуальной собственности из налогооблагаемой базы. Таким образом, инвестор получает возможность и грамотно перераспределить доход, и скорректировать налогооблагаемую базу, и высокую степень защиты актива», — рассказала Хрусталева.

Российские инвесторы продолжают, несмотря ни на что, выбирать Кипр, создавая в нем операционный офис для своих проектов и владения активами, или другие оншорные юрисдикции с отсутствием налога на прирост капитала, например Сингапур или Гонконг, продолжает она. В вопросе прямых инвестиций при налоговом планировании ключевыми для иностранного инвестора также являются положения соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и странами, включенными в группу компаний, добавляет эксперт.

По мнению директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Александра Кнобеля, то, что 23% иностранных инвестиций имеют российское происхождение, «похоже на правду». «У нас действительно многие компании зарегистрированы в странах ЕС (и не только) и осуществляют свои инвестиции формально оттуда. Они таким образом защищают свои инвестиции, потому что иностранные инвестиции в меньшей степени подвержены рейдерским атакам и при прочих равных больше защищены», — отметил он. «Если вы инвестируете из Кипра, даже если конечным бенефициаром является собственник из России, у вас больше шансов на безрисковое ведение бизнеса», — подчеркнул Кнобель.

В условиях высокой неопределенности экономической ситуации для принятия инвестрешений в Россию так и будут идти в значительном объеме псевдоиностранные инвестиции, которые так или иначе имеют российское происхождение, заключает Игорь Николаев.

Структурирование преимущественно российских вложений в качестве иностранных в свое время не спасло нефтяную компанию ЮКОС от банкротства и распродажи по частям на аукционах. Однако позволило обратиться в международный арбитраж на основании международного соглашения о защите иностранных инвестиций в постсоветских странах и добиться решения о компенсации утраченных инвестиций на $50 млрд. Глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представляющий интересы России в деле ЮКОСа, публично ссылался на работу тех же исследователей Копенгагенского университета и МВФ о «фантомных» иностранных инвестициях. «Россия прекрасно понимает природу таких компаний, это пустышки, которые были нужны, чтобы перевести чисто внутренний российский налоговый спор в международную плоскость», — говорил тогда РБК Кондаков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector