Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности

24. Правовые основы инвестиционной деятельности

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определяет Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ (в ред. от 2 января 2000 года). Он устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках, банковской деятельности и законодательством о страховании.

Участвовать в инвестиционной деятельности на территории РФ могут как российские, так и иностранные инвесторы. Деятельность иностранных инвесторов регулирует также Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 19 июля 1999 года № 160-ФЗ

Согласно Федеральному закону инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть:

• физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

• органы местного самоуправления;

• иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее -иностранные инвесторы).

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством.

Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними. 5. Инвесторы имеют равные права на:

• осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;

• самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности;

• владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

• передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством;

• осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

• объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством;

• осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

• осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами, законодательством РФ, а также утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

• исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства;

• использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Государственное регулирование предусматривает:

а) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в РФ;

• проведения переоценки основных фондов в соответствий с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

б) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов;

• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

Читать еще:  Инвестиционный рейтинг регионов россии

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета;

• размещения на конкурсной основе средств бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов;

• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Правовые основы инвестиционной деятельности

В начале, необходимо определиться с понятием того, что такое правовая основа?

В широком смысле слова, правовая основа это обязательные нормы, установленные государством в области социальных, экономических, юридических и других видов отношений. То есть это свод правил обязательных для исполнения всеми, кто находится на территории конкретной страны.

Область права является инструментом регулирования и, по своей сути, оставляет значительный отпечаток на той сфере, к которой относится. От степени её развития во многом зависит успешность деятельности участников этой сферы.

Правовые основы инвестиционной деятельность это перечень правил и ограничений в сфере инвестирования, которые должны соблюдать все его участники.

Развитие правовых основ инвестиционной деятельности в России бурно началось с момента перехода нашей страны к условиям рыночной экономики. Это дало большой импульс для развития цивилизованных и правовых отношений. Также это послужило толчком для создания новых инвестиционных проектов и идей. А самое главное позволило изменить правовой статус участников данного процесса, включая вид и структуру инвестиционных отношений между ними.

Основным задачами правовой системы в сфере инвестиций являются:

  • повышение инвестиционной активности в стране и улучшение инвестиционного климата
  • гарантия стабильности и роста экономики
  • изменение структуры доходов государственного бюджета
  • обеспечение стратегии социально-экономического развития.

Приведённые выше тезисы работают в совокупности с общими правами участников инвестиционных процессов, как в нашей, так и в других странах по всему миру:

  • свободная и здоровая конкуренция на рынках
  • запрет на образование монополий
  • свобода движения капитала и информации
  • перед законом все равны
  • возможность обратиться в суд и отстаивать собственные интересы в случае несогласия с решением органов власти.

При переходе на рыночную экономику, правительству Российской Федерации потребовалось внести изменения в следующие пункты правовых основ инвестиционной деятельности в России:

  • изменение структуры инвестиций. Ведущая роль отдается собственным средствам организации. Средства государственной поддержки уходят на второй план и все реже носят безвозвратный характер
  • создание в больших количествах совместных инвестиционных проектов (совместные частные и государственные проекты)
  • создание новой амортизационной политики
  • создание стимулов для самофинансирования компаний
  • усиление контроля над государственными вложениями.

Правовые документы

Стоит понимать, что документы, регулирующие инвестиции могут быть разных уровней, однако, независимо от этого, обязательны для исполнения в полном объёме.

В отдельно взятом государстве могут действовать международные, государственные, региональные и местные акты. Применительно к нам, в России успешно функционируют международные соглашения и конвенции, в которые вступила, и которые ратифицировало наше правительство.

Федеральные документы, регулирующие правовые основы инвестиционной деятельности на территории Российской федерации:

  • конституция РФ
  • гражданский кодекс РФ
  • Федеральный закон № 39 – ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений»
  • законом «Об инвестиционной деятельности» от 1991 года. Основной правовой документ, описывающий права всех участников инвестиционной деятельности, меры по защите их вложений, а также инструменты госрегулирования этой сферы деятельности и полномочия государственных органов
  • Федеральный закон № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах»
  • Федеральный закон № 57 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  • Федеральный закон № 160 – ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Регулирует деятельность иностранных инвесторов на территории России
  • Федеральный закон № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Самыми незначительными в части влияния на права участников инвестиционной деятельности являются региональные и местные акты и постановления. Действия таких документов распространяется не на всё территории страны, а на отдельно взятые округа, региона, города.

Также нельзя упускать из виду тот факт, что существуют отрасли хозяйства, которые обладают определенной спецификой и имеют собственные особенности регулирования. Для таких отраслей разработаны соответствующие документы:

  • постановление Правительства № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 18.09.2004г., которое направлено, в свою очередь, на повышение привлекательности страны для ведения инвестиционной деятельности на её территории
  • Федеральный закон №225 ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» от 19.05.2010 г., способствует улучшению налоговой политики в сфере инвестиций
  • закон № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» от 28.12.2010г., формулирует права акционерных обществ при осуществлении инвестиций
  • Таможенный кодекс Таможенного союза.

Основы инвестиционного права в России

Правовые основы инвестиционной деятельности в России:

  • право приобретения активов по согласию и на условиях, обговоренных обеими сторонами сделки
  • право на самостоятельный выбор объемов и направлений запланированных вложений. Инвесторы вправе самостоятельно выбирать, сколько и куда им вкладывать
  • право на контроль собственных вложений (предоставление информации по всем инвестиционным операциям)
  • право на передачу прав собственности на личные вложения третьим лицам при согласии всех сторон
  • возможность льготного использования природных ресурсов и земельных участков
  • возможность применения финансового лизинг
  • право на владение собственными вложенными средства и результатами, полученными от инвестиций
  • обязательное наличие лицензии на право осуществлять желаемый вид деятельности
  • право на предоставление залога для получения кредитных средств
  • использование средств исключительно по целевому назначению и инструментами, не противоречащими действующему законодательству
  • возможность объединения участников рынка с целью создания самостоятельных инвестиционных фондов
  • право на занятие иными видами деятельности, не только инвестиционной.
Читать еще:  Управление инвестициями в строительстве

Правовые ограничения

И в заключении рассмотрим правовые ограничения инвестиционной деятельности в РФ:

  • запрет на инвестирование в объекты, не отвечающие санитарным и экологическим нормам
  • запрет на инвестиционную деятельность способную нанести вред физическим и юридическим лицам страны на территории которой эта деятельность ведется
  • запрещается продолжать вести деятельность в случае банкротства инвесторов, стихийных и техногенных бедствий, введения режима чрезвычайного положения, а также в случае нарушения законодательства Российской Федерации.

Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать

Успешность инвестиций, проектов, как известно, определяется не только внутренними качествами самих инвесторов или построенной ими бизнес-модели своей компании. Во многом роль фактора, формирующего условия успеха или неудачи на инвестиционном рынке, принадлежит внешним условиям, часть из которых относится к тому, что называется внешние политические или экономические условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме чисто объективных условий, задаваемых экономической структурой той или иной общественной системы, территории или страны, значительную часть условий ведения бизнеса составляет нормативно правовая основа инвестиционной деятельности, которая задается конкретным государством, его политическими и экономическими агентами. Под агентами влияния имеются в виду не только министерства и ведомства, напрямую встроенные и подчиненные в заданной системе власти, но и различные группы лоббирования своих интересов. Например, такие как — ВПК, олигархат, крупные корпорации, профсоюзы и т. п.

В этой статье будет рассказано об основных элементах правовой системы Российской Федерации, которая и составляет фундамент того, что в бизнесе принято называть понятными и предсказуемыми правилами игры на инвестиционном рынке страны.

Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в РФ

Правовая система, определяющая условия ведения инвестиционной деятельности на территории России, по сравнению с развитыми государствами достаточно молодая. За 25 лет относительно свободной и квази рыночной экономики удалось создать некоторый каркас правовых регламентов, определяющих инвестиционную активность.

Сама по себе правовая система регулирования инвестиционной деятельности является частью лишь большого государственного механизма регулирования всей экономической жизни страны. Тем не менее, за правовыми условиями остается приоритет установления понятных, прозрачных и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что вносит свой вклад в стабильность развития экономики.

В общем виде система и структура государственного регулирования инвестиционной деятельности может быть представлена, как это изображено на схеме.

Роль и место правого регулирования в этой довольно непростой структуре состоит в том, чтобы в каждом из сегментов и элементов госрегулирования соблюдались права, как инвесторов, так и всех участников инвестиционного процесса включая и государство.

Собственно такая правовая система управления инвестициями опирается на следующие фундаментальные факторы:

  1. Защита прав частной собственности, приоритет частной собственности над всеми остальными.
  2. Равенство всех перед законом, независимый и справедливый суд, в том числе и арбитражное разбирательство по экономическим вопросам
  3. Свобода распространения информации, в том числе экономической, или любой другой, которая может оказать воздействие на частных экономических субъектов. В данном случае подразумевается открытость информации, например, статистики, касающейся развития секторов экономики страны, бюджетной политики, макроэкономических показателей
  4. Свобода перемещения капитала, — это также один из краеугольных камней инвестиционной деятельности. Препятствие свободного перемещения капитала или чрезмерное валютное регулирование и валютный контроль формируют у большинства инвесторов настороженность относительно того, стоит ли вкладывать деньги в страну, из которой потом заработанную прибыль можно вывести, затрачивая дополнительные усилия (если вообще что получится вернуть?)
  5. Свобода конкуренции и антимонопольная политика государства.

Кроме перечисленных основных фундаментальных императивов инвестиционной деятельности на территории любого государства есть немало других условий, которые характеризуют определенную специфику ведения дел в каждой конкретной стране, в том числе и в России.

Основные правовые акты по инвестиционной деятельности

Кроме Конституции и Гражданского Кодекса, нормативные акты, регулирующие именно инвестиционную деятельность, можно разделить на несколько групп:

  • Международные законы и конвенции, в которых Российская Федерация принимает участие или ратифицировала для применения на своей территории. Например, Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);
  • Федеральные — обязательные для исполнения на всей территории страны. Например, федеральные законы:

Закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.

  • Региональные – областные, республиканские и т.п. Например, в 2008 г. Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», устанавливающий формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области.
  • Местные – на уровне городов и поселений. Примером нормативного акта муниципального образования в области инвестиционной деятельности служит Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.02.2012 № 348-МНПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район»

Отраслевая система и правовые формы реализации инвестиционной деятельности

Кроме основополагающих и рамочных правовых стандартов и регламентирующих актов, существует большое количество нормативных документов, регулирующих определенные отраслевые или функциональные сферы инвестиционной деятельности.

В общем виде эту сложную и разветвлённую правовую структуру можно представить следующим образом:

  • правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, направленные на защиту конкуренции и антимонопольное регулирование экономики. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) (в редакции от 16.04.2010 г.).
  • защита инвесторов. Например, Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации». Вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».
  • создание благоприятных условий для инвестиций: постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от 18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;
  • правовые вопросы инвестиционной деятельности, регулирующие налоговую политику — налоговые льготы; инвестиционные кредиты; регулирование учетной и налоговой политики; устранение двойного налогообложения в межгосударственных соглашениях; Например, Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в редакции от 19.05.2010 г.) «О соглашениях, о разделе продукции».
  • правовые аспекты инвестиционной деятельности в разработке недр и льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Например, Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  • финансово-правовые нормы инвестиционной деятельности, создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность; Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г.) «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».
  • правовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в редакции от 28.12.2010 г.) «Об акционерных обществах».
Читать еще:  Закон об инвестиционной деятельности в рб

Кроме этого существуют нормативные акты, формирующие правовое обеспечение инвестиционной деятельности РФ на специальных территориях, свободных экономических зонах, территориях опережающего развития, технопарках, инновационных площадках и т.п.

Например: Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, устанавливаются налоговые льготы, регламентированные ст. 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков».

Вопрос – Экономические и правовые основы инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 ФЗ № 39).

В процессе инвестиционной деятельности предприятия находят необходимые инвестиционные ресурсы, выбирают эффективные объекты (инструменты) инвестирования, формируют сбалансированную инвестиционную программу и инвестиционные портфели и обеспечивают их реализацию.

Инвестиционная деятельность предприятий характеризуется следующими чертами:

— обеспечивает рост операционной деятельности предприятии путем возрастания операционных доходов и снижения удельных операционных затрат;

— формы и методы инвестиционной деятельности в меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность;

— объемы инвестиционной деятельности предприятий характеризуются неравномерностью по отдельным периодам, что связано с необходимостью накопления финансовых ресурсов и использования благоприятных внешних экономических условий;

— инвестиционная прибыль и иные формы эффекта формируются со значительным запаздыванием, так как между затратами инвестиционных ресурсов и получением эффекта проходит определенный период времени;

— в процессе инвестиционной деятельности формируются самостоятельные виды потоков денежных средств;

— инвестиционной деятельности присущи особые виды рисков, называемые инвестиционными, уровень которых превышает уровень операционных рисков.

В зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм предприятий инвестиционная деятельность может проводиться путем:

1)государственного инвестирования, которое осуществляется:

— органами государственно власти и управления различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств;

— государственными предприятиями, организациями, и учреждениями за счет их собственных и заемных средств;

2) инвестирования, которое осуществляется гражданами, различного рода негосударственными предприятиями, учреждениями, товариществами, а также общественными, религиозными организациями, другими юридическими лицами, не относящимися к государственной собственности:

3) иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами и международными организациями;

4) совместного инвестирования, которое осуществляется совместно российскими и иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

В условиях рыночной экономики прерогативой государства являются создание условий для успешного проведения инвестиционной деятельности предприятиями всех организационно-правовых форм собственности, а также защита интересов инвесторов.

Наиболее важными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность являются:

1) ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

2) ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

3) ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

4) ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

5) ФЗ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге»;

6) ФЗ от 30 декабря1999 Г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Особое значение имеет ФЗ № 39 от 25 февраля 1999 г. Он определяет организацию экономических отношений в процессе осуществления капитальных вложений между различными участниками этого процесса. В соответствии с данным Законом (ст. 4) в инвестиционной деятельности принимают участие следующие субъекты:

— пользователи объектов капитальных вложений.

Характеристика субъектов инвестиционной деятельности

ИнвесторыФизические и юридические лица, принимающие решение и вкладывающие собственные, привлеченные или заемные средства в объекты инвестиционной деятельности. Инвесторами могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Если инвестор обладает правами на земельный участок под застройку, то он называется застройщиком
ЗаказчикиЛюбые физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность инвестора. Заказчиками могут быть и инвестора. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые устанавливаются договором подряда или государственным контрактом.
ПодрядчикФизическое иил юридическое лицо, выполняющее работы по договору подряда или государственному контракту, которые заключаются с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление этой деятельности
Пользователи объектов инвестиционной деятельностиИнвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Если пользователь объекта не является инвестором, то взаимоотношения между ними строятся на договорной основе.

Субъекты могут совмещать функции двух или нескольких участников. Перечисленные участники инвестиционной деятельности являются основными участниками инвестиционного процесса. Кроме них в инвестиционной деятельности принимают участие друге субъекты, которые обслуживают процесс осуществления капитальных вложений. К таким относятся коммерческие банки, страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector