Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование иностранных инвестиций кратко

Электронная библиотека

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получение прибыли.

Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальная собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

Выделяются два вида инвестиций:

1) прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

2) портфельные инвестиции – это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

Иностранными инвесторами являются:

· иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

Очевидно, что для успешного осуществление инвестиционной деятельности иностранными инвесторами требуется установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательство государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

В соответствии с федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и федеральным законом «Инвестиционная деятельность в РФ, осуществляемой в форме капиталовложений», Россия представляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

· обеспечения неприкосновенности объекта, составляющего иностранную инвестицию;

· стабильности условий инвестирования;

· обеспечения права инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

· правовой защиты деятельности иностранных инвесторов.

В гарантию, обеспечивающую неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию, на территории РФ входит установленная ст. 8 закона об иностранных инвестициях гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

По общему правилу, имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежат принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращение действий обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В силу ст. 16 закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения, т.е. инвестиции в основной капитал (основные средства), могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектами инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ, а реквизированы по решению государственных органов, в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

Гарантия недискриминации означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, согласно ч. 1 ст. 4 закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и пользования полученной от инвестиции прибыли не может быть менее благоприятными, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиции прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

· создания на территории РФ своих филиалов и представительств;

· создания юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

· приобретения доли (вклад) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории РФ (коммерческой организации с иностранными инвестициями);

· долевого участия вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

· приобретения акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

· приобретения различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестность конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Гарантия стабильности условий инвестирования включает в себя гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.

В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1млрдрублей, срок окупаемости которой превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении указанного иностранного инвестора срока действия указанных условий и режима.

Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности, включает:

1) гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу;

2) гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм;

3) гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда

Читать еще:  Инвестиции в бизнес плюсы и минусы

обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

Беспрепятственный вывоз имущества и информации означает возможность его вывоза за пределы РФ без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ заключается в том, что иностранному инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством РФ и международным договором РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором за счет средств бюджетных субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними договорами РФ.

В качестве двусторонних договоров могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985 года. Основные задачи агентства:

стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающихся странах. Для реализации этой задачи агентство предоставляет гарантии, включая совмест

· ное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран;

· проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 14099 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 07.04.2020).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

Читать еще:  Источники финансирования инвестиционного проекта

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве

Иностранные инвестиции, их основные формы, категории и правовой режим в Российской Федерации

Инвестиции — капитал, вложенный в производство, то есть стоимость, возрастающая благодаря своему функционированию в системе, обеспечивающей использование живого труда.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В МЧП различают две формы инвестирования:

Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;

Предпринимательская форма — предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами.

Читать еще:  Агентство инвестиционного развития ставропольского края

Правовое регулирование иностранных инвестиций

В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений.

Национальное законодательство.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору: зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала.

Международные договоры.

Двусторонние и многосторонние. Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров. Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Соглашения о налогообложении. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами.

Инвестиционные контракты-соглашения.

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами — реципиентами капитала.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 790 ;

6.5. Правовое регулирование иностранных инвестиций

6.5. Правовое регулирование иностранных инвестиций

В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений – нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношения оказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными иностранными инвесторами со странами – реципиентами капитала.

1. Национальное законодательство.

В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихся государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным инвестициям действует принцип национального режима. Он получил поддержку и на международном уровне.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору: зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны – реципиента капитала.

2. Международные договоры.

Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций: двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении капиталовложений и соглашениям о налогообложении.

Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров.

Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.

Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений возник после Второй мировой войны. Их главная цель – обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий «инвестиции» (капиталовложения) и «инвестор».

В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвестору режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так и в международные судебные органы.

В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Они имеют особое значение для нашей страны в условиях известной незавершенности и нестабильности российского законодательства. В силу общепризнанного принципа приоритета положений международных договоров над национальными правовыми актами, договоры об инвестициях могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на отношения с участием иностранного инвестора, позволяя компенсировать недостатки соответствующих законов и подзаконных актов России.

Соглашения о налогообложении. Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. С помощью соглашений о налогообложении государства-участники стремятся создать благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов и, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.

Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Государства, подписывающие такие соглашения, обычно берут на себя обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Регулирование инвестиционных отношений на многостороннем уровне. Многостороннее правовое регулирование отношений, связанных с иностранным инвестированием капитала, начало складываться в 60-х годах XX столетия. Однако его предпосылки обозначились значительно раньше. Еще в 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения многосторонней международной конвенции по обращению с иностранцами и их собственностью. Однако она закончилась безрезультатно.

Во время Второй мировой войны в 1944 г. на между народной конференции в г. Бреттон-Вудс (США) были созданы такие важные международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

3. Инвестиционные контракты-соглашения.

Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами – реципиентами капитала. Они конкретизируют положения инвестиционного законодательства того или иного государства с учетом государственной принадлежности иностранного инвестора, его экономического потенциала, а также значения планируемого капиталовложения в экономику страны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector