Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое положение иностранных инвестиций в рф

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

Согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвестициями являются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции обычно подразделяют на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции: приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. (машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование).

Законодательство РФ выделяет также некоторые особые прямые инвестиции, которые имеют название «приоритетный инвестиционный проект». Под этим понимаются инвестиции, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.

Остальные инвестиции иногда именуются портфельными. Существенного значения это понятие для правового регулирования иностранных инвестиций не имеет. В основном этот термин используется в области валютного контроля.

Термин «прямые инвестиции» очень важен с правовой точки зрения для регулирования иностранных инвестиций, поскольку именно прямые инвестиции дают право иностранному инвестору рассчитывать на получение основных льгот и гарантий по национальному законодательству.

Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься хозяйственной деятельностью; открывать в России представительства и учреждать филиалы; создавать с участием или без участия российских лиц новые образования в соответствии с предусмотренными российским правом организационно-правовыми формами; заниматься инвестиционной деятельностью.

В определении вопросов правового положения иностранных юридических лиц российское право исходит из принципа национального режима. Он закреплен многими источниками правового регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в других нормативных правовых актах.

Таким образом, основой правового положения иностранных юридических лиц в РФ является уравнивание их прав с отечественными лицами. Вместе с тем не стоит забывать о применении к иностранным лицам специального режима, предусматривающего некоторые ограничения. Он действует в РФ в отношении как иностранных юридических, так и физических лиц. Все ограничения перечислить довольно затруднительно. Так или иначе, во всех областях правового регулирования можно найти особенности, связанные с принадлежностью юридического лица к иностранной юрисдикции.

Международно-правовые источники регулирования: Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств; Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; Соглашение СНГ 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности; Соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Конвенция СНГ 1997 г. о защите прав инвестора; двусторонние договоры о содействии и охране инвестиций.

Национально-правовые источники регулирования: ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О соглашениях о разделе продукции».

Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в каждом государстве имеет свои особенности. Общим правилом является национальный режим. Однако от него всегда предусмотрены отступления в целях обеспечения интересов национальной экономики (в частности, для развития определенных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т. д.), национальной безопасности, здоровья населения и по другим причинам, связанным с интересами конкретного государства. Кроме того, отличительной чертой инвестиционного режима в государствах – участниках СНГ, а также в государствах, ранее входивших в социалистический блок, является наличие определенных организационных форм осуществления инвестиций и предоставление специальных инвестиционных гарантий при достижении некоторого размера инвестиций. Эти государства особенно заинтересованы в привлечении инвестиций в национальную экономику, поэтому в их национальных законах, как правило, предусматривается:

Читать еще:  Инвестиции прямые портфельные

• возможность создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

• гарантия от национализации, реквизиции инвестиций и гарантия предоставления компенсации в случае осуществления этих мероприятий в исключительных случаях;

• гарантия свободного использования доходов от инвестиционной деятельности и перевода их в другие страны;

• гарантия от произвольного вмешательства государственных органов страны – места инвестирования в деятельность иностранного инвестора.

Содержание инвестиционного режима, перечень льгот и гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, в каждом государстве имеют свои особенности. Так, размер инвестиций, дающий право на льготы, характер этих льгот, порядоксоздания организационно-правовых форм с иностранными инвестициями могут быть очень разными. Однако международные стандарты в отношении иностранных инвестиций, закрепленные международными двусторонними, многосторонними, региональными и универсальными договорами, а также провозглашенные в ряде документов международных организаций, оказывают значительное унифицирующее влияние на национально-правовое регулирование в этой области.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

Российское законодательство об иностранных инвестициях. Правовое положение иностранных инвесторов в РФ

Действуют двусторонние соглашения с ин-ми гос-вами, как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал такие соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1992 г. №395 был одобрен типовой проект Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. На основании этого типового проекта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Кубой, Польшей, Румынией, Словакией и США.

В соотв-и с зак-вом РФ иностранные юр. лица, включая, в частности, любые компании, предприятия и организации, наделенные правосубъектностью и правомочиями осущ-ять деят-сть за рубежом в соотв-и с зак-вом того гос-ва, в котором они были созданы и в кот. находятся их головные органы (гос-ва своего местонахождения), могут создавать новые предприятия на тер-и РФ как в партнерстве с российскими гражданами и юр. лицами – резидентами, так и самостоятельно.

Согласно ФЗ 1999 г. “Об иностранных инвестициях в РФ”, иностранной инвестицией является вложение иностранного капитала в объект предприн-кой деят-ти на тер-ии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соотв. с ФЗ, в том числе денег, ц.б., иного им-ва, имущ-ных прав, имеющих ден. оценку исключительных прав на результаты интел-ной деят-ти, а также услуг и информации”.

Гражданская правоспособность ин-го инвестора определяется в соотв. с зак-вом гос-ва его учреждения, образование нового рос-го юр. лица со 100% или иным объемом участия иностранных юр. лиц подчиняется действию российского права.

Вопросы регистрации предприятий с ин-ми инвестициями изложены в ФЗ №129 “О государственной регистрации юридических лиц” от 8 августа 2001 года.

При создании предприятий с иностранным участием, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно д. проводиться гос. экспертиза, в том числе и экологическая. В необходимых случаях требуется заключение санитарно-эпидемиологических служб.

Иностранные юр. лица вправе приобретать доли участия, паи, акции и иные ц.б. предприятий, расположенных на тер-и России. Предприятие с ин. инвестициями рассматривается как коммерческая организация и на него распространяются все льготы в области налогообложения, кот. предусмотрены действующим российским зак-вом. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с ин-ми инвестициями со дня вхождения в состав ее участников ин-го инвестора. С этого дня коммерческая организация с ин-ми инвест-ми и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными ФЗ.

Приобретение ин-ми юр.и лицами долей участия, паев, акций и иных ц.б. осущ-ся в соотв-и с общими нормами гражданского зак-ва РФ, положениями зак-ва об иностранных инвестициях, а также нормами отдельных специальных актов, регулирующих отдельные аспекты участия ин. юр. и физ. лиц в осущ-и инвестиций на территории РФ.

Ин. юр. лицо вправе учредить на тер-и РФ дочернюю компанию, филиал или представительство.

Гражданско-правовые сделки, заключаемые представительствами, квалифицируются в качестве сделок иностранного лица, поэтому для их действительности недостаточно бывает представления положения, определяющего функции его главы, в том числе и право заключения договоров от имени иностранного юридического лица, необходимо в надлежащей форме – в виде доверенности – подтверждение полномочий.

36. Международные сделки: понятие и классификация

Сделка междунар.хар-ра более широкое понятие — подразумевает ВЭ сделки коммерческого хар-ра и ВЭ не ставящие целью извлечение прибыли.

Определение сделки мн хар-ра можно вывести из ст.1186 ГК — это сделка с участием иностр.граждан или иностр.юр.лиц либо осложненные иным иностранным элементом, в том числе в случае когда объект гражданских прав находится за границей.

ВЭ сделка = международный коммерческий договор. ВЭ сделка — традиционно употребляемое в РФ понятие. В мировой практике чаще говорят межд.комм.договор.

В росс.зак-ве нет определения ВЭ сделки.

Читать еще:  Финансы право инвестиции

ФЗ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности дает определение внешнеторг.деят-ти: это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интлеллектуальная собственность).

В международно-правовых актах наиболее часто по международным коммерч.договором подразумевается договор, в котором коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств.

Итого: межд.коммерческая сделка (ВЭ сделка) — сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемую между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных гос-в.

во ВЭ сделках осложняется возможность получения платежей — в договоре тщательно прописываются условия платежа, условия по обеспечению платежа.

Хотя бы для одной стороны валюта будет иностранной — необходимо прописать в договоре валюту платежа, меры по предотвращению валютных рисков

Прописываются условия перевозки товара

Страхование перевозимого товара

Распределение обязанностей по выполнению таможенных правил

Форс-мажорные обстоятельства — ответственность сторон за полное или частичное невыполнение обязательств

Условие о применимом праве

Порядок рассмотрения споров

Могут существовать особые требования к форме сделки, напр.по росс.праву всегда письменная форма

Внешнеэкономическая (международная) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, м.б. односторонней, когда для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, доверенность), и двух- или многосторонней, когда для ее совершения необходимо выражения согласованной воли двух или более сторон. Последние являются договорами (контрактами).

Виды сделок по объекту: договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара (основная разновидность внешнеэкономических сделок); договор подряда; договор мены; договор лизинга; договор комиссии; договор страхования; договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных . научно-исследовательских. проектных работ, передаче раз-личной документации и т.д.

Правовое положение иностранных инвестиций в России (стр. 1 из 10)

Московский Институт Предпринимательства и Права

Дипломная работа по предмету

иностранных инвестиций в России»

Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А.

студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404

1. Общая характеристика Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35)

2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными инвестициями. (стр. 36-50)

3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов. (стр. 51-64)

4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах. (стр. 65-71)

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.

Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях.

Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства, способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулирования и создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей, разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на профессиональной основе и с соблюдением интересов России.

Становление законодательства об иностранных инвестициях — составная часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое в Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность. Таким образом, наступила пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и всего российского общества в целом необходимо обновление действующего законодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второго поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону «Об иностранных инвестициях в РФ» так затянулась. Последние проекты Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного закона.1

Читать еще:  Инвестиционная привлекательность региона курсовая

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное закрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений, неприкосновенность частной собственности,

недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные условия для его развития в России.

Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и другим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностью решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом «О банках и банковской деятельности». Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

Для понимания особенностей современного подхода российского законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду, что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных предприятий. Главным источником регулирования статуса совместного предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран».1

Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на основании договора, заключённого между советскими государственными предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся в упомянутом постановлении Правительства определение совместного предприятия в значительной степени предопределило характер законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в современной России.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. «Об иностранных инвестициях в СССР».1 Этот акт в силу своего характера не содержал детального регулирования, но давал определенные направления для его развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц.

После принятия Указа Президента СССР последовала разработка и принятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР, которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в регулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.

Российский «Закон об иностранных инвестициях», принятый 4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное число заимствований из союзного законодательства, что отражает сложившуюся в СССР систему законодательного регулирования. После распада СССР Закон РФ «Об иностранных инвестициях» продолжает сохранять своё

действие, неизменной остаётся и концепция правового регулирования иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой инвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству. Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей — 23, т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×