Особенностью государственного финансирования инвестиций является
Финансирование инвестиционных проектов
Финансирование инвестиционного проекта различными инструментами оптимизирует деятельность и снижает затраты по обслуживанию используемых источников.
В качестве видов финансирования рассматривают:
- использование собственных источников средств и эмиссия акций (IPO)
- средства частных лиц (венчурный источник)
- долевое финансирование
- банковское/долговое финансирование (кредиты и займы, в том числе облигационные)
- бюджетное финансирование
- лизинг, факторинг, форвардные сделки
- проектное финансирование.
Если сформулировать определение, то финансирование инвестиционного проекта это процесс обеспечения идеи необходимым объёмом денежных и других видов ресурсов для бесперебойной деятельности.
В целом финансирование делится на долговое и бездолговое. К основным методам можно отнести бюджетное финансирование, кредитование и комбинированный метод, когда источники инвестиций формируются комплексно.
Каждый из видов финансирования позволяет решить определенные проблемы, но связан с конкретными рисками. К основным видам рисков относятся срывы сроков проекта, поставок сырья, валютные и процентные риски, технологические и экологические риски, риск недофинансирования, форс-мажорные обстоятельства.
Поскольку рисков достаточно много, финансировать проект, пользуясь, например, исключительно заемными средствами невыгодно и опасно.
Чтобы минимизировать риски и разработать выгодный бизнес-план, максимально быстро выйти на окупаемость проекта, необходимо разработать порядок и схему финансирования.
В схеме будет отражаться распределение расходов и прибылей на каждом этапе финансирования. Порядок финансирования и четкое понимание алгоритма распределения денежных потоков необходимо для финансовой реализации проекта. Наличие схемы позволяет прогнозировать, достаточно ли средств для завершения каждого этапа.
Поскольку в схеме финансирования принимают участие заказчики, подрядчики, инвесторы, исполнители конкретных этапов проекта, то для каждого из участников должны быть прописаны условия и порядок расходования/внесения средств.
Четко выверенная и без ошибок разработанная стратегия финансирования способна поспособствовать обеспечению целого ряда намеченных к реализации задач, а именно:
- определит оптимальное соотношение между заемными и собственными средствами
- позволит реализовать инвестиционный проект в запланированном объёме и в установленные сроки
- снизит инвестиционные, производственные и другие виды рисков
- определит структуру привлекаемых средств и обязательных платежей (налоги, платежи по кредиту и т.п.)
- снизит размер инвестиционных расходов в результате выбора наиболее выгодных и «дешёвых» источников финансирования.
Схема финансирования
Схема финансирования инвестиционного проекта это система организации, осуществления и контроля над составом инвесторов, объёмом требуемых средств, их структурой, динамикой вложений на каждом отдельном этапе реализации.
При разработке схемы финансирования необходимо учитывать следующие критерии, имеющие на неё прямое влияние:
- какой проект создаётся? Новый или происходит расширение уже существующего? (во многом определяет перечень источников доступных для финансирования)
- определить организационно-правовую форму будущего предприятия (влияет на формы привлечения капитала)
- выявить производственные особенности деятельности компании (чем ниже операционный цикл на производстве, тем больше возможности воспользоваться заёмными источниками), определить размер компании (чем компания меньше, тем легче ей самостоятельно профинансировать будущий инвестиционный проект)
- разработать структуру источников финансирования, прописать все источники доступные к использованию, оценить их стоимость (как правило, хорошим показателем считается, если заёмные источники дешевле собственных)
- установить систему налогообложения на предприятии (при наличии низких ставок налога на прибыль, государственных льгот и других преференций целесообразно использовать собственные средства для финансирования проекта. И наоборот, при высоких ставках, привлекательность кредитования существенно проекта возрастает)
- определить отношение к рискам (при нежелании принимать высокие уровни риска приоритет отдаётся более надёжным источникам финансирования, и наоборот, если собственники проекта уверены в нём и готовы взять на себя повышенные риски есть смысл использовать более рисковые источники финансирования для достижения более быстрых и высоких финансовых результатов).
Для определения привлекательности и условий финансирования инвестиционного проекта в первую очередь определяют:
- продолжительность жизненного цикла (короткий срок реализации существенно снижает риски инвесторов и срок возврата инвестиционного капитала, что положительным образом влияет на инвестиционную привлекательность идеи)
- цель проекта (инвесторы в меньшей степени интересуются вложением средств в проекты, имеющие социальную, экологическую, благотворительную направленность. Приоритет отдаётся инновационным проектам, а также проектам реализуемым в отраслях с высокой степенью ёмкости рынка)
- связанность с другими проектами (если рассматриваемый проект реализуется как отдельная единица, это увеличивает возможности участия потенциальных инвесторов. И наоборот, если запуск идеи зависит от осуществления сопутствующих проектов, это снижает привлекательность в его финансировании).
Источники финансирования
Источники финансирования инвестиционных проектов это субъекты, являющиеся собственниками инвестиционного капитала, готовые его инвестировать способами, методами и формами, которые оговорены с авторами проекта.
Источники финансирования инвестиционных проектов могут быть классифицированы разного рода критериями, нести различные полезные эффекты и иметь разнообразные источники происхождения.
Также тот или иной выбранный источник финансирования способен влиять на общую инвестиционную привлекательность проекта в целом.
Источниками финансирования инвестиционных проектов выступают собственные (внутренние) средства организации либо привлеченные (внешние) ресурсы.
Собственными (внутренними) средствами считаются:
- чистая прибыль экономического субъекта
- амортизационные отчисления
- благотворительные пожертвования и другие безвозмездные взносы
- средства, полученные от страховых организаций
- капитал, полученный от реализации нематериальных активов предприятия и его ценных бумаг
- прочие сбережения.
Преимущества использования внутренних источников финансирования:
- наиболее быстрая динамика роста прибыли компании
- более стабильное финансовое положение
- простота привлечения.
- ограниченные объёмы
- высокая стоимость капитала.
Внешними (заёмными) средствами признают:
- государственное (бюджетное) финансирование инвестиционных проектовпроисходит путем прямого инвестирования в проект, прошедший конкурсный отбор, либо путем инвестирования средств на возвратной основе. Также возможно привлечение инвестиций путем долевого участия государства в проекте.
Критерии конкурсного отбора:- срок окупаемости проекта не превышает три года
- количество вновь созданных рабочих мест
- высокая рентабельность проекта
- обеспечение своевременной уплаты налогов.
Государственное финансирование инвестиционных проектов происходит за счет средств федерального, муниципального либо регионального бюджетов. Целью таких инвестиций является создание предприятий с государственной формой собственности. Также существует практика государственного финансирования частных компаний, которые будут способствовать решению конкретных государственных задач и проблем
- бюджетное финансирование инвестиционных проектов происходит в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ и по большей части предоставляется в форме бюджетных ассигнований
- долговое финансирование инвестиционных проектов это когда привлеченные средства являются заемными и носят возвратный характер. Отличительной особенностью является тот факт, что проекты, получающие средства, как правило, обладают высоким уровнем рентабельности (существенно превышающим ставку по долгосрочным кредитам). Источниками долгового финансирования выступают:
- кредиты коммерческих банков
- государственные и облигационные займы, в том числе субсидии
- ипотечные ссуды
- акционирование.
- банковское (кредитное) финансирование инвестиционных проектов это предоставление средств банка в виде кредита либо займа в долгосрочной перспективе на возвратной основе. Условиями для его получения являются:
- наличие обеспечения по кредиту
- гарантия возврата полученных средств в полном объёме
- выплата процентов, в количестве, установленным кредитным договором
- установленные сроки погашения и получения средств
- исключительно целевое расходование кредитных средств.
- венчурное финансирование инвестиционных проектов это привлечение венчурного капитала путем презентации и проведения переговоров с венчурными инвесторами (бизнес ангелами).
Объектом интереса венчурных инвесторов становятся новые компании, занимающиеся выпуском нигде не представленного товара или услуги. Также одним из условий является факт отсутствия публичного размещения акций компании. Основными формами венчурного финансирования выступает акционирование, долговое финансирование либо через процедуру предоставления предпринимательского капитала.
Преимущества внешних источников финансирования:
- низкая стоимость капитала
- широкий круг возможностей в выборе различных источников и методов финансирования
- возможность быстро нарастить капитал и имущество предприятия.
- потенциал снижения финансовой устойчивости компании
- более низкая динамика формирования прибыли
- сложность в привлечении.
Формы и методы финансирования инвестиционных проектов
Методы и формы финансирования инвестиционных проектов это совокупность теоретических и практических способов, благодаря которым будут реализованы пути привлечения инвестиционных средств.
Наиболее распространенными методами или способами финансирования выступают:
- самофинансирование. Происходит за счет собственных средств организации либо средств автора инвестиционной идеи (подходит для мелких либо впервые создаваемых компаний, не обладающих большими объёмом собственного капитала)
- кредитное финансирование. Происходит за счет кредитов, займов и других долговых обязательств
- привлечение средств за счет выпуска ценных бумаг, другими словами акционерное финансирование
- бюджетное финансирование
- лизинг (приобретение объектов основных фондов на длительный период использования с последующим правом выкупа. Неоспоримым преимуществом использования такого метода финансирования основных фондов предприятия будет отсутствие необходимости в привлечении денежных средств на покупку оборудования, отложенный характер оплаты)
- смешанное финансирование, путем комбинации внешних и внутренних источников (использует зрелые, опытные компании способные позволить себе использование как собственных, так и привлеченных капиталов).
Особняком стоит проектное финансирование. Метод проектного финансирования инвестиционного проекта заключается в разделении рисков реализации инвестиционной идеи между всеми её участниками. Исходя из последнего утверждения, выделяют три формы проектного финансирования:
- с полным правом регресса (все риски по проекту берёт на себя заёмщик. Чаще всего используется молодыми компаниями. Кредит дешёвый.)
- с ограниченным правом регресса (распределение рисков реализации проекта происходит относительно возможностям снизить тот или иной риск конкретным его участником. Как правило, риски распределяются примерно равномерно между всеми его участниками)
- без права регресса (все риски лежат на кредиторе проекта. Кредит дорогой).
Государственное финансирование
Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в таких формах, как:
— финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;
— финансирование в рамках целевых программ;
— финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований и т.д.
Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.
Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:
— право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
— срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;
— государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;
— инвестиционные проекты представляются на конкурс в Минэкономики и торговли России и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:
категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
категория Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;
категория В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
категория Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики и торговли России.
Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):
для проектов категории А – 50;
для проектов категории Б – 40;
для проектов категории В – 30;
для проектов категории Г – 20.
Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.
Решения комиссии направляются в Минфин РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора таких форм государственной поддержки, как:
— предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;
— предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта;
— предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
Минфин РФ и Минэкономики и торговли РФ с участием ЦБ РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:
— инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;
— банки, желающие заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Минфин РФ заявки на предоставление государственных гарантий.
Минфин РФ при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ.
Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:
— средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:
— взносы участников реализации программ, в том числе предприятий и организаций государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления;
— специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие;
— средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;
— кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Минфин РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования России формируют ее государственный внешний долг.
Управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ. С помощью государственных внешних заимствований РФ покрывает дефицит федерального бюджета, а также погашаются ее государственные долговые обязательства. Предельные объемы государственного внешнего долга и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предела государственного внешнего долга.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрация государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве Финансов РФ, которое ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации).
Смешанное финансированиеинвестиций довольно распространено на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционерным финансированием, может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.
Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (Ксф.)
, (2.1)
гдеСС – собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления);
И – общая сумма инвестиций.
Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9914 — | 7555 —
или читать все.
Финансирование инвестиционных проектов
Финансирование инвестиционного проекта различными инструментами оптимизирует деятельность и снижает затраты по обслуживанию используемых источников.
В качестве видов финансирования рассматривают:
- использование собственных источников средств и эмиссия акций (IPO)
- средства частных лиц (венчурный источник)
- долевое финансирование
- банковское/долговое финансирование (кредиты и займы, в том числе облигационные)
- бюджетное финансирование
- лизинг, факторинг, форвардные сделки
- проектное финансирование.
Если сформулировать определение, то финансирование инвестиционного проекта это процесс обеспечения идеи необходимым объёмом денежных и других видов ресурсов для бесперебойной деятельности.
В целом финансирование делится на долговое и бездолговое. К основным методам можно отнести бюджетное финансирование, кредитование и комбинированный метод, когда источники инвестиций формируются комплексно.
Каждый из видов финансирования позволяет решить определенные проблемы, но связан с конкретными рисками. К основным видам рисков относятся срывы сроков проекта, поставок сырья, валютные и процентные риски, технологические и экологические риски, риск недофинансирования, форс-мажорные обстоятельства.
Поскольку рисков достаточно много, финансировать проект, пользуясь, например, исключительно заемными средствами невыгодно и опасно.
Чтобы минимизировать риски и разработать выгодный бизнес-план, максимально быстро выйти на окупаемость проекта, необходимо разработать порядок и схему финансирования.
В схеме будет отражаться распределение расходов и прибылей на каждом этапе финансирования. Порядок финансирования и четкое понимание алгоритма распределения денежных потоков необходимо для финансовой реализации проекта. Наличие схемы позволяет прогнозировать, достаточно ли средств для завершения каждого этапа.
Поскольку в схеме финансирования принимают участие заказчики, подрядчики, инвесторы, исполнители конкретных этапов проекта, то для каждого из участников должны быть прописаны условия и порядок расходования/внесения средств.
Четко выверенная и без ошибок разработанная стратегия финансирования способна поспособствовать обеспечению целого ряда намеченных к реализации задач, а именно:
- определит оптимальное соотношение между заемными и собственными средствами
- позволит реализовать инвестиционный проект в запланированном объёме и в установленные сроки
- снизит инвестиционные, производственные и другие виды рисков
- определит структуру привлекаемых средств и обязательных платежей (налоги, платежи по кредиту и т.п.)
- снизит размер инвестиционных расходов в результате выбора наиболее выгодных и «дешёвых» источников финансирования.
Схема финансирования
Схема финансирования инвестиционного проекта это система организации, осуществления и контроля над составом инвесторов, объёмом требуемых средств, их структурой, динамикой вложений на каждом отдельном этапе реализации.
При разработке схемы финансирования необходимо учитывать следующие критерии, имеющие на неё прямое влияние:
- какой проект создаётся? Новый или происходит расширение уже существующего? (во многом определяет перечень источников доступных для финансирования)
- определить организационно-правовую форму будущего предприятия (влияет на формы привлечения капитала)
- выявить производственные особенности деятельности компании (чем ниже операционный цикл на производстве, тем больше возможности воспользоваться заёмными источниками), определить размер компании (чем компания меньше, тем легче ей самостоятельно профинансировать будущий инвестиционный проект)
- разработать структуру источников финансирования, прописать все источники доступные к использованию, оценить их стоимость (как правило, хорошим показателем считается, если заёмные источники дешевле собственных)
- установить систему налогообложения на предприятии (при наличии низких ставок налога на прибыль, государственных льгот и других преференций целесообразно использовать собственные средства для финансирования проекта. И наоборот, при высоких ставках, привлекательность кредитования существенно проекта возрастает)
- определить отношение к рискам (при нежелании принимать высокие уровни риска приоритет отдаётся более надёжным источникам финансирования, и наоборот, если собственники проекта уверены в нём и готовы взять на себя повышенные риски есть смысл использовать более рисковые источники финансирования для достижения более быстрых и высоких финансовых результатов).
Для определения привлекательности и условий финансирования инвестиционного проекта в первую очередь определяют:
- продолжительность жизненного цикла (короткий срок реализации существенно снижает риски инвесторов и срок возврата инвестиционного капитала, что положительным образом влияет на инвестиционную привлекательность идеи)
- цель проекта (инвесторы в меньшей степени интересуются вложением средств в проекты, имеющие социальную, экологическую, благотворительную направленность. Приоритет отдаётся инновационным проектам, а также проектам реализуемым в отраслях с высокой степенью ёмкости рынка)
- связанность с другими проектами (если рассматриваемый проект реализуется как отдельная единица, это увеличивает возможности участия потенциальных инвесторов. И наоборот, если запуск идеи зависит от осуществления сопутствующих проектов, это снижает привлекательность в его финансировании).
Источники финансирования
Источники финансирования инвестиционных проектов это субъекты, являющиеся собственниками инвестиционного капитала, готовые его инвестировать способами, методами и формами, которые оговорены с авторами проекта.
Источники финансирования инвестиционных проектов могут быть классифицированы разного рода критериями, нести различные полезные эффекты и иметь разнообразные источники происхождения.
Также тот или иной выбранный источник финансирования способен влиять на общую инвестиционную привлекательность проекта в целом.
Источниками финансирования инвестиционных проектов выступают собственные (внутренние) средства организации либо привлеченные (внешние) ресурсы.
Собственными (внутренними) средствами считаются:
- чистая прибыль экономического субъекта
- амортизационные отчисления
- благотворительные пожертвования и другие безвозмездные взносы
- средства, полученные от страховых организаций
- капитал, полученный от реализации нематериальных активов предприятия и его ценных бумаг
- прочие сбережения.
Преимущества использования внутренних источников финансирования:
- наиболее быстрая динамика роста прибыли компании
- более стабильное финансовое положение
- простота привлечения.
- ограниченные объёмы
- высокая стоимость капитала.
Внешними (заёмными) средствами признают:
- государственное (бюджетное) финансирование инвестиционных проектовпроисходит путем прямого инвестирования в проект, прошедший конкурсный отбор, либо путем инвестирования средств на возвратной основе. Также возможно привлечение инвестиций путем долевого участия государства в проекте.
Критерии конкурсного отбора:- срок окупаемости проекта не превышает три года
- количество вновь созданных рабочих мест
- высокая рентабельность проекта
- обеспечение своевременной уплаты налогов.
Государственное финансирование инвестиционных проектов происходит за счет средств федерального, муниципального либо регионального бюджетов. Целью таких инвестиций является создание предприятий с государственной формой собственности. Также существует практика государственного финансирования частных компаний, которые будут способствовать решению конкретных государственных задач и проблем
- бюджетное финансирование инвестиционных проектов происходит в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ и по большей части предоставляется в форме бюджетных ассигнований
- долговое финансирование инвестиционных проектов это когда привлеченные средства являются заемными и носят возвратный характер. Отличительной особенностью является тот факт, что проекты, получающие средства, как правило, обладают высоким уровнем рентабельности (существенно превышающим ставку по долгосрочным кредитам). Источниками долгового финансирования выступают:
- кредиты коммерческих банков
- государственные и облигационные займы, в том числе субсидии
- ипотечные ссуды
- акционирование.
- банковское (кредитное) финансирование инвестиционных проектов это предоставление средств банка в виде кредита либо займа в долгосрочной перспективе на возвратной основе. Условиями для его получения являются:
- наличие обеспечения по кредиту
- гарантия возврата полученных средств в полном объёме
- выплата процентов, в количестве, установленным кредитным договором
- установленные сроки погашения и получения средств
- исключительно целевое расходование кредитных средств.
- венчурное финансирование инвестиционных проектов это привлечение венчурного капитала путем презентации и проведения переговоров с венчурными инвесторами (бизнес ангелами).
Объектом интереса венчурных инвесторов становятся новые компании, занимающиеся выпуском нигде не представленного товара или услуги. Также одним из условий является факт отсутствия публичного размещения акций компании. Основными формами венчурного финансирования выступает акционирование, долговое финансирование либо через процедуру предоставления предпринимательского капитала.
Преимущества внешних источников финансирования:
- низкая стоимость капитала
- широкий круг возможностей в выборе различных источников и методов финансирования
- возможность быстро нарастить капитал и имущество предприятия.
- потенциал снижения финансовой устойчивости компании
- более низкая динамика формирования прибыли
- сложность в привлечении.
Формы и методы финансирования инвестиционных проектов
Методы и формы финансирования инвестиционных проектов это совокупность теоретических и практических способов, благодаря которым будут реализованы пути привлечения инвестиционных средств.
Наиболее распространенными методами или способами финансирования выступают:
- самофинансирование. Происходит за счет собственных средств организации либо средств автора инвестиционной идеи (подходит для мелких либо впервые создаваемых компаний, не обладающих большими объёмом собственного капитала)
- кредитное финансирование. Происходит за счет кредитов, займов и других долговых обязательств
- привлечение средств за счет выпуска ценных бумаг, другими словами акционерное финансирование
- бюджетное финансирование
- лизинг (приобретение объектов основных фондов на длительный период использования с последующим правом выкупа. Неоспоримым преимуществом использования такого метода финансирования основных фондов предприятия будет отсутствие необходимости в привлечении денежных средств на покупку оборудования, отложенный характер оплаты)
- смешанное финансирование, путем комбинации внешних и внутренних источников (использует зрелые, опытные компании способные позволить себе использование как собственных, так и привлеченных капиталов).
Особняком стоит проектное финансирование. Метод проектного финансирования инвестиционного проекта заключается в разделении рисков реализации инвестиционной идеи между всеми её участниками. Исходя из последнего утверждения, выделяют три формы проектного финансирования:
- с полным правом регресса (все риски по проекту берёт на себя заёмщик. Чаще всего используется молодыми компаниями. Кредит дешёвый.)
- с ограниченным правом регресса (распределение рисков реализации проекта происходит относительно возможностям снизить тот или иной риск конкретным его участником. Как правило, риски распределяются примерно равномерно между всеми его участниками)
- без права регресса (все риски лежат на кредиторе проекта. Кредит дорогой).
Методы финансирования инвестиций

Метод финансирования инвестиций — механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса.
В научной и учебной литературе встречается такое понятие, как формы финансирования. Некоторые авторы данное понятие отождествляют с понятием «методы финансирования». В данной работе под формой финансирования понимаются внешние проявления сущности метода финансирования.
В научной литературе выделяются следующие основные методы финансирования инвестиций:
В российской практике наибольшее распространение получили такие методы, как самофинансирование, кредитное финансирование, государственное финансирование и смешанное.
Рассмотрим сущность некоторых методов и форм финансирования инвестиций более подробно.
Самофинансирование как метод финансирования инвестиций используется, как правило, при реализации небольших инвестиционных проектов. В основе данного метода лежит финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений и внутрихозяйственных резервов).
Величина чистой прибыли, в части направляемой на производственное развитие, как источника финансирования инвестиций зависит от:
Существенное влияние на способность к самофинансированию оказывают амортизационные отчисления. Их величина на предприятии зависит от следующих факторов:
Сущность амортизационной политики предприятия определяется прежде всего тем, на какие цели использует предприятие свои амортизационные отчисления, какие применяет способы исчисления амортизационных отчислений, использует ли льготы в области ускоренного списания стоимости ОПФ (ускоренную амортизацию).
Согласно постановлению Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19.08.94 (в ред. от 24.06.98) № 967 предприятиям предоставляется право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования. Максимальный размер коэффициента ускорения равен двум. Применение механизма ускоренной амортизации, так же как и выбор способа ее начисления, позволяет увеличить способность к самофинансированию в первые годы службы амортизируемого имущества. Преимущество амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций по сравнению с другими собственными источниками заключается в том, что они всегда имеются в распоряжении предприятия, если даже оно и убыточное.
Необходимо отметить, что из всех методов самофинансирование инвестиций — самый надежный. Недостаток заключается в том, что он может быть использован только для реализации небольших инвестиционных проектов, т. е. инвестиционные ресурсы источников данного метода ограничены. Поэтому крупные инвестиционные проекты, как правило, финансируются не только за счет собственных источников, но и заемных.
Кредитное финансирование может выступать в следующих формах: кредит, облигационные займы, привлечение заемных средств населения (для организаций потребительской кооперации).
Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Кредиты, используемые на финансирование инвестиций, группируются по разнообразным признакам (табл. 9.3).
Основные типы кредитов
По типу кредитора
По форме предоставления
По цели предоставления
По сроку действия
Банковское кредитование реальных инвестиций осуществляется в различных формах, в том числе:
Кредиты как источники финансирования инвестиционных проектов имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочного кредита (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками.
В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:
Для получения долгосрочной ссуды заемщик представляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:
Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосрочного кредита оплачиваются проектные и строительно-монтажные работы, поставки оборудования и других необходимых ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные в договоре. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.
Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется по:
Есть все основания предполагать, что по мере выздоровления экономики России, снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка России (до 10% и ниже в год) доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении капитальных вложений значительно увеличится.
Акционерное финансирование применяется только акционерными обществами. Акционерное финансирование инвестиций используется для реализации крупномасштабных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Применение данного метода в основном для финансирования крупных инвестиционных проектов объясняется тем, что расходы, связанные с проведением эмиссии, перекрываются лишь большими объемами привлеченных средств.
Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках данного метода осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкновенных акций. Термин «дополнительная эмиссия» стал использоваться с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» от 29.12.95 № 208-ФЗ, ранее использовался термин «вторичная эмиссия».
Акционирование признается альтернативой кредитному финансированию. И хотя использование дополнительно эмиссии обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано с меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств), кредит как метод финансирования инвестиций на практике используют чаще. Причина состоит в том, что при частом применении акционирования как метода финансирования инвестиций может возникнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение на практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестиционные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требует времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном объеме. Второе препятствие использования акционирования в качестве используемого источника финансирования инвестиций состоит в том, что обыкновенная акция — это не долговая, а долевая ценная бумага. Так, принятие решения о дополнительной эмиссии может привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних акционеров. Это происходит по той причине, что дополнительная эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капитала, что в свою очередь может увеличивать количество акционеров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Подобная перспектива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения акционеры выражают продажей акций. Чтобы избежать подобной ситуации, в уставе акционерного общества может предусматриваться преимущественное право на покупку «новых» акций «старыми» акционерами. При реализации такого права акционер может купить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале акционерного общества.
Однако акционирование как метод финансирования инвестиций обладает рядом достоинств:
Все рассмотренные выше особенности акционирования свидетельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая в целях финансирования инвестиций, используется не так часто, как привлечение кредита. Однако данный метод находит свое применение на практике, так как обладает своими достоинствами.
Эмиссия привилегированных акций как форма акционирования связана с выплатой держателям акций фиксированного процента, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25% уставного капитала общества. Этот источник финансирования инвестиций считается более дорогим по сравнению с эмиссией обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям выплата дивидендов акционерам обязательна.
Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в следующих формах:
Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.
Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.94 (в ред. от 16.04.96) № 1928 и постановлением Правительства «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22 06.94 № 744. При Министерстве экономического развития и торговли РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:
Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям.
Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.
Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:
Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:
Минфин России при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ. Финансирование инвестиционных проектов может осуществляться в рамках целевых программ. Постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» от 26.06.95 № 90 (в ред. от 25.01.99) № 594 и постановлением Госкомстата России по вопросам архитектуры и строительства «О сопровождении государственных инвестиционных программ» от 03.06.93 № 18-19 утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Россия.
Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований осуществляется путем привлечения из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредитов (займов), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг России.
Смешанное финансирование довольно распространено на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.
Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (Ксф):
где СС — собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления); И — общая сумма инвестиций.
Adblockdetector