Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные гарантии инвестиционной деятельности

Гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.

Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.

Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).

На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.

Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).

На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.

Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:

странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.

К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ.

Подгарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

ФЗ «Об ИИ» предусм.ряд гарантий д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору на S РФ предост-ся полная и безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести долг), а на осн.з-на или реш-я суда обязан передать свои права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора или коммерч.орг-и с ИИ не подлежит принудит.изъятию, в т.ч. нац-ции, реквизиции, за искл.случаев и по осн-ям, кот. установлены ФЗ или м/н д-ром РФ; 5) гарантию обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести акции и иные ЦБ рос.коммерч.орг-й и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом РФ о ЦБ; 8) гарантию участия ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции м.предост-ть ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать иные формы поддержки инв-го проекта, осущ-го ин.инвестором, за счет ср-в бюджетов Sтов РФ и местных бюджетов, а + внебюдж.ср-в.

Читать еще:  Инвестиционный отдел функции

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Значительная их часть распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. К основным гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам,относятся:

гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

— предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностраннымиинвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: 1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ; 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиалаиностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных законом);

гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностраннымиинвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики — инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации синостранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций.

Гарантии иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы нужны каждой стране. Приток денег извне помогает поднять производство, отрасли, восстановить промышленные здания и сооружения. Для инвестора-иностранца, в свою очередь, важно иметь правовую защиту своих интересов в чужой стране.

Такими видами защиты могут воспользоваться лишь те лица, чья деятельность на территории государства является легальной, приносит пользу экономике страны и действительно является инвестиционной.

После регистрации инвестора и выяснения его намерений, инвестор получает правовые гарантии государства. При осуществлении своей деятельности, иностранный инвестор должен следовать требованиям закона и сдавать полный письменный отчет о реализации инвестиционного плана. Контроль направлен на то, чтобы национальное достояние и стратегически важные территории, объекты не стали предметом незаконных действий.

Внимание! Инвестор должен заключить договор с владельцами компании. Это его первые гарантии. Обычно инвесторы вкладывают свой капитал в перспективные проекты, которые, под руководством специалистов, начинают приносить доход и высокий процент прибыли самому инвестору, другим акционерам.

Схема правового обеспечения гарантиями защищает национальную экономику и стимулирует приток валюты. Но чем крупнее инвестиции, тем жестче проверка целей инвестора. Какими бы ни были вложения извне, секторы национальной экономики должны приносить пользу и выгоду гражданам страны. Инвестора проверяют на этапе подачи заявки. Подробный бизнес-план, стратегия развития и перспективы должны отвечать высоким требованиям к знаниям в конкретном секторе и в экономике. Стратегический, финансовый планы проверяются специалистами России. Это – гарантия того, что предприятие, после того как инвестор покинет свой пост не окажется в долговой яме.

Читать еще:  Финам инвестиционная компания

Кроме этого государство выдает список объектов, в которые:

  1. Можно инвестировать, иметь прибыль и контрольный пакет акций.
  2. Можно инвестировать, иметь прибыль, но не иметь контрольного права голоса.
  3. Иметь прибыль с инвестиций, но вообще не иметь доступа к объекту.
  4. разрешены косвенные иностранные инвестиции.

Свободно инвестировать в российские коммерческие компании, не имеющие стратегического значения достаточно легко. Но иностранцу нужно помнить, что мошенники встречаются в каждой стране. Поэтому лучше пройти полную регистрацию в РФ, получить право инвестировать и все гарантии, которые предусмотрены законом. Для россиян важно помнить, что иностранец, инвестируя свои деньги в чужой коммерческий бизнес, делает это для собственной выгоды. Неправильно составленный договор – и компания перейдет во владение иностранного бизнесмена.

Государственные гарантии инвестиционной деятельности

Люди, которые занимаются инвестициями в чужой стране, очень уязвимы. У них нет гражданских прав – на территории другого государства они гости. Часто доверчивость приводит к тому, что инвестора привлекают в сомнительный бизнес, обманом выманивают деньги, переводят на подставную компанию, а сами устраивают лжебанкротство. Поэтому каждое государство имеет закрепленную в законе правовую базу.

В Российской Федерации – это Федеральный Закон №160 «Об иностранных инвестициях», который выступает как основа обеспечения правовых гарантий инвесторам иностранного капитала в России.

На территории РФ иностранным инвесторам предоставляются гарантии:

  • На правовую защиту прав и интересов;
  • Права на возмещение убытков;
  • Возврата по долговым обязательствам;
  • Компенсаций;
  • Защиты от изменений в законе РФ, ущемляющих права инвестора и его деятельности;
  • Разрешений споров в соответствии с законом;
  • Беспрепятственной внешнеторговой деятельности в пределах заявленной сферы;
  • Свободный, законный перевод, вывод денег, дивидендов, прибыли;
  • На право покупать движимое и недвижимое имущество;
  • Гарантии на право приватизировать, покупать ценные бумаги, участвовать в аукционах.

По закону РФ относительно иностранных инвесторов, существуют все гарантии ведения полноценной деятельности на территории России в рамках разрешенных, не стратегических объектов инвестиций.

Каждый, кто желает инвестировать в бизнес в России, должен помнить, что перед тем как вложить свои деньги, важно узнать менталитет жителей страны, чтобы обычные для местных способы поведения и ведения дел не стали шоком для постороннего человека.

Международные гарантии инвестиционной деятельности

В мире все государства издают свои законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Но кроме этого существует и международный механизм.

Международные правовые нормы, гарантии обеспечиваются с 1985 года. Со стороны созданного на Сеульской конвенции Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, МИГА) проходит поддержка инвесторов:

  • Консультации;
  • Страховка рисков (кроме банкротства);
  • Распределение прямых инвестиции по развивающимся странам. Выдаются списки, куда можно инвестировать и на каких условиях;
  • Обеспечиваются гарантии.

Внимание! МАГИ не направляет инвесторов в сферу табачного и алкогольного производства.

Лицо, желающее стать инвестором в чужой стране, получает гарантии МАГИ на 3 – 20 лет. В этом случае, гарантии государств не нужны.

МЦУИС – международный центр регулирования инвестиционных споров. Туда можно обратиться, чтобы решить спорные вопросы между государством и инвестором или между юридическими, частными лицами по вопросам капитальных инвестиций.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ) очень тесно сотрудничает с МЦУИС и МАГИ. Большинство крупных инвестиций между странами проводятся через этот банк. Связь международных органов гарантирует всестороннею помощь инвестору в чужой стране.

Важно! Инвестиции в чужой стране можно проводить после регистрации только в МАГИ, минуя страну инвестирования. Но в законодательствах некоторых государств есть пункты, по которым правовые гарантии не работают в полной мере, если не получить статус инвестора в самой стране.

Международные гарантии обеспечиваются в нескольких направлениях:

  • Неприкосновенности имущества;
  • Стабильности;
  • Отсутствия дискриминации;
  • Разрешения споров;
  • Пользования результатами своих трудов и вложений.

Предоставление гарантий – это безопасность иностранного инвестора на территории страны. Но вместе с ними существует и предел развития деятельности. Инвестор должен помнить, что у него есть и обязанности, нормы поведения, границы дозволенности. Уголовное наказание за нарушение закона РФ или другой страны, на территории которой инвестор развивает деятельности так же предусмотрено.

Нужно знать, что существует общие виды гарантий, которыми можно воспользоваться. Это:

  • Законодательные (государственные и международные);
  • Финансовые, банковские;
  • Страхование;
  • Фин. инструменты (залог акций, облигаций, например).

Современные методы регулирования иностранного капитала основаны на распределении инвестиций в различные сферы хозяйствования. Инвестиции в развивающиеся страны находятся под гарантией международных организаций – МАГИ, МБРР, МЦУИС. К содействию этих организаций могут обращаться все инвесторы, желающие инвестировать предприятия иностранного государства. Если у инвестора есть желание, но нет точного понимания где его деньги принесут обоюдную выгоду, то Агентство посодействует в выборе.

Для инвестора важно понимать, что перед тем как иметь дела с иностранными предприятиями, нужно ознакомиться с самой страной. Туристическая поездка поможет узнать менталитет и дух страны. Полезно просмотреть Конституцию по вопросам прав человека, законов о предпринимательской деятельности, по которым живет и работает местное население. Гарантии иностранным инвестициям предоставляются только при соблюдении законов страны инвестирования.

О пользе иностранных инвестиций вы можете узнать из видео:

Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций

Пожалуй, центральное место и в национальном, и в международном регулировании иностранных инвестиций занимает предоставление гарантий. Гарантии призваны создать благоприятные условия для иностранных инвесторов. Наибольшее значение для иностранного инвестора имеют следующие гарантии:

— запрет национализации, экспрориации или иных аналогичных мер;

— свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью;

— разрешение споров с государством.

Однако в действительности перечень гарантий значительно шире. Так, например, федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» включает:

— гарантию правовой защиты;

— гарантию использования различных форм инвестирования;

— гарантию перехода прав и обязанностей другим лицам;

— гарантию от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационную оговорку);

— гарантию приобретения ценных бумаг;

— гарантию участия в приватизации;

— гарантию предоставления права на землю.

Рассмотрим эти гарантии более подробно с учетом также и двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Запрет национализации, экспрориации и иных аналогичных мер. Данная гарантия направлена то, чтобы предотвратить пусть правомерное с точки зрения внутреннего законодательства, но нежелательное для иностранного инвестора изъятие имущества в доход государства. Однако международное право, хотя и не поощряет изъятие частной собственности, но и не содержит прямого запрета на это, устанавливая, что в случае изъятия государство должно выплатить быструю, эффективную и адекватную компенсацию.

Российское законодательство распространяется на два случая изъятия имущества государством – национализацию и реквизицию (ст. 8 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ»). В качестве общей нормы установлен запрет принудительного изъятия имущества кроме случаев, предусмотренных законодательством. Однако если национализация или реквизиция имели место, то гарантируется выплата компенсации[1]. В отношении реквизиции следует отметить, что по сравнению с национализацией компенсационная выплата охватывает только стоимость реквизируемого имущества и не гарантирует оплату иных убытков. Кроме того, в силу временного характера реквизиции, при отпадении оснований реквизиции и возврате имущества инвестору, он, если согласен принять это имущество, должен вернуть полученную компенсацию.

Необходимо отметить, что среди двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений лишь некоторые упоминают наряду с национализацией и экспроприацией также и реквизицию (например, договоры с ЮАР, Египтом, Молдовой, Италией и др.). При этом отношение к реквизиции разное. Так, в договорах с ЮАР и Египтом в отношении реквизиции установлено, что она осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства. В договоре с Италией реквизиция перечисляется наряду с национализацией и экспроприацией, и порядок выплаты компенсации для всех этих случаев одинаков и предусмотрен самим договором.

Читать еще:  Инвестиции в ставки на спорт сайты

Большинство же договоров вообще о реквизиции не упоминают. Однако толкование соответствующих норм договоров позволяет сделать вывод, что реквизицию следует рассматривать как разновидность изъятия имущества, которая по последствия может быть приравнена к национализации или экспроприации, поэтому на случаи реквизиции распространяются соответствующие нормы двусторонних договоров. И здесь необходимо отметить, что условия и размер выплаты компенсации отличаются от российского законодательства. Во-первых, есть указание на рыночную стоимость имущества. Во-вторых, договоры предусматривают уплату процентов за задержку выплаты, которая в идеале должна последовать в момент объявления о реквизиции.

Использование различных форм инвестирования означает, что порядок, сроки и формы вложения инвестор выбирает сам, а государство гарантирует ему этот выбор. Двусторонние договоры, как правило, не предусматривают такой гарантии, поскольку устанавливают режим наибольшего благоприятствования или национальный режим для инвестирования, который и гарантирует недискриминацию инвестора.

Выше уже перечислялись наиболее часто используемые формы инвестирования, из которых покупка доли в уставном капитале отечественного лица является достаточно популярной. Российское законодательство ограничивает инвестора только в отношении запрещенных форм инвестирования. С 2008 года в результате внесения изменений в законодательство и принятия нового федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» использование такой формы как покупка доли в уставном капитале российского лица также стало ограничиваться.

Теперь в соответствии с ч. 4 ст. 6 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» сделки покупки доли в уставном капитале, в результате которых иностранное государство или международная организация либо лицо под их контролем получают возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами голосов либо иным образом блокировать решения органов управления, подлежат согласованию в соответствии с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Интересным является то, что статья 2 этого закона, воспроизводя ч. 4 ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» указывает не на любые хозяйственные общества, а только на имеющие стратегическое значение». Эта же ст. 2 уточняет, что блокирование предполагает наличие не менее 5% голосов.

Этот же закон устанавливает и контроль над сделками по приобретению доли более 50 % или получению контроля над долей более 50%, дающей право голосовать, даже если инвестором выступает иностранное частное лицо. Однако в отношении частных лиц это ограничено теми сферами, что перечислены в ст. 6 закона.

Свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью. Вкладывая средства в экономику государства, инвестор должен быть уверен, что он может в любой момент вывезти инвестицию, прибыль или реинвестировать ее в другой объект, изменить форму инвестирования и т.д. Статьи 11 и 12 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривают гарантию свободного реинвестирования или вывоза за рубеж средств, полученных от вложения инвестиции, в случае ликвидации коммерческой организации с его участием или закрытии филиала иностранного юридического лица, а также компенсаций в случае национализации или реквизиции.

Двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как правило расширяют этот перечень и включают в него: суммы самой инвестиции, суммы для погашения займов в связи с инвестицией, заработную плату (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики 1996 года, ст. 6).

Свободный перевод сумм означает их перечисление за рубеж без ограничений, предусмотренных валютным законодательством принимающего государства. Двусторонние соглашения могут предусматривать и порядок перевода. Например, в рассмотренном Соглашении с Правительством Итальянской Республики 1996 года ст. 8 устанавливает незамедлительный перевод в свободно конвертируемой валюте, при этом конвертация должна производиться по рыночному курсу.

Гарантию правовой защиты предусматривает ст. 5 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Эта гарантия означает всего лишь, что инвестор может пользоваться всеми средствами правовой защиты, предусмотренными российским законодательством и международными договорами. Вторая часть этой статьи гарантирует также возмещение убытков, понесенных инвестором в результате незаконных действий или бездействия государственных органов. Возмещение осуществляется также в соответствии с российским законодательством.

Интересным является то, что многие договоры о взаимном поощрении и защите капиталовложений включают статью о возмещении ущерба. Однако в данном случае речь идет об ущербе, причиненном в результате войны, вооруженного конфликта, переворота, восстания, мятежа, введения чрезвычайного положения. Эта гарантия не налагает на государство безусловной обязанности возместить ущерб, но защищает иностранного инвестора от дискриминации.

Гарантия перехода прав и обязанностей к другим лицам предполагает, что принимающего государство признает действительным передачу инвестором своих прав и обязанностей третьим лицам, в том числе государству в порядке суброгации. На суброгации делают акцент и двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений. Переход в порядке суброгации прав к государству возможен, если это государство выплачивает своему инвестору возмещение на основе гарантии (страхования) от некоммерческих рисков. В этом случае спор, например, по поводу проведения национализации, превращается в межгосударственный и разрешается на основе соответствующих норм международного права.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка) имеет большое значение для инвестора, поскольку обеспечивает для него осуществление инвестиционной деятельности на одинаковых условиях на всем ее протяжении и в пределах срока окупаемости. Отсюда пошло и второе название этой гарантии – стабилизационная оговорка, т.е. условие, обеспечивающее стабильность условий вложения капитала.

Стабилизационная оговорка может распространяться на любое изменение законодательства, которое существенно меняет условия осуществления капиталовложения, делает их менее прибыльными или даже убыточными для инвестора. Российское законодательство распространяет стабилизационную оговорку только на законодательство, увеличивающее совокупную налоговую нагрузку на инвестора – таможенное, налоговое за некоторыми исключениями. Рассчитывать на применение стабилизационной оговорки может только инвестор, реализующий приоритетный инвестиционный проект, перечень которых ведет Правительство РФ. Стабилизационная оговорка в соответствии с российским законодательством распространяется на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет. В отдельных случаях по решению Правительства РФ возможно действие стабилизационной оговорки и в течение более длительного срока.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» дает определение приоритетного инвестиционного проекта, в котором можно выделить следующие признаки:

— достаточный объем иностранного инвестирования (не менее 1 млрд. рублей или не менее 100 млн. рублей для доли в уставном капитале);

— регистрация Правительством РФ и включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

К сожалению, найти единого документа, принятого Правительством РФ, о порядке регистрации приоритетных инвестиционных. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года, которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Также отсутствует и единый перечень приоритетных инвестиционных проектов, который должно вести Министерство промышленности и торговли РФ.

Гарантии приобретения ценных бумаг, участия в приватизации, и предоставления права на землю (ст.ст. 13 – 15 федерального закона «Об иностранных инвестициях») подтверждают недопустимость дискриминации иностранных инвесторов и предоставляют им права приобретать ценные бумаги, участвовать в приватизации и приобретать права на земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, существенно на положение инвестора эти гарантии не влияют, поэтому и в двусторонние договоры они также не включаются.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 824 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector