Инвестиционный режим бывает - Про деньги в эпоху кризиса
Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный режим бывает

Понятие и виды инвестиционных режимов

Различают несколько инвестиционных режимов, применяемых в го­сударственной и межгосударственной практике регулирования инвестиционных потоков: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим.

Первый стандартный режим — режим наибольшего благоприятствования (РНБ) предусматривает выполнение следующих условий:

1. прини­мающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благо­приятно, чем к инвесторам любого другого государства,

2. РНБ гаранти­рует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны при­нимающей страны.

РНБ позволяет принимающей стране маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров, так как принимающая страна может расширять на односторонней основе дополнительные права, ко­торые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях.

Мировая практика показывает, что существуют исключения из РНБ. Они подразделяются на:

— исключения общего порядка (например, в отношении националь­ной безопасности);

— исключения, основанные на взаимных договоренностях (например, вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности);

— особые исключения, основанные на односторонней основе.

Второй тип стандартного инвестиционного режима — национальный режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же бла­гоприятные условия хозяйствования, как и для национальных предпринимателей.

Из национального режима также могут быть исключения. Например, в Китае законодательством предусмотрены следующие ограничения для иностранных инвесторов:

— ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, где ис­пользуются технологии, разработанные или внедренные в экономику страны, для которых уже существует производственная база;

— ограничен допуск иностранных инвестиций в отрасли, находящиеся в государственной монополии и относящиеся к сфе­ре государственного регулирования;

— запрещаются проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и обществен­ному интересу; нарушающие экологию, причиняющие ущерб здоровью населения и др.;

— ограничен допуск иностранных инвестиций в строительство и уп­равление основными водоснабженческими проектами для обще­ственного пользования; строительство метро, портов, гражданс­ких аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростан­ций; судостроение; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальных товаров; авиаперевозки; производство зерна, выращивание хлопка.

Третий тип инвестиционного режима — спра­ведливый и равноправный режим — не имеет четкого определения, хотя и применя­ется в международных инвестиционных соглашениях. Этот режим означает, что желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы ин­вестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу.

Каждый вид режима требует соблюдения принципа транспарентности, что означает своевременное уведомление инвес­торов: об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран через публикацию в средствах массовой информации, о действующем законодательстве и внесе­нии в него изменений или дополнений; о текущей инвестиционной политике, о возможных её изменениях; а также объяснение специфики адми­нистративных процедур и практики регистрации, лицензирования и др.

1. Инвестиционные режимы

Различают пять инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:

• режим наибольшего благоприятствования;

• справедливый и равноправный режим;

Режим наибольшего благоприятствования

Исторически основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть заключается в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любо другой страны. (Это так называемый минимальный международный стандарт РНБ, применяемый в международном праве.) РНБ гарантирует инвесторам защиту от любой дискриминации в принимающей стране и, таким образом, является решающим фактором при создании равных конкурентных возможностей для инвесторов различных стран.

РНБ предоставляет принимающей стране возможность маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров: позволяет расширять на односторонней основе преференции, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Такие преференции автоматически распространяются на инвесторов всех государств, подписавших межгосударственные соглашения о РНБ.

На практике применяется РНБ более широкого толкования, чем требуемый минимальный стандарт в рамках международного права РНБ также характеризуется исключениями, к которым относятся:

• исключения общего плана (например, в отношении национал; ной безопасности);

• исключения; основанные на взаимных договоренностях (напри мер, вопросы налогообложения, защита прав интеллектуальной собственности);

• особые исключения, принимаемые на односторонней основе.

В качестве примера исключений из РНБ можно привести законо­дательство КНР, где записано, что исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободной тор­говли, экономического союза или соглашения об избежании двойного налогообложения, а также стимулирование приграничной торговли.

Другой пример. В Мексике исключения из РНБ применяется в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подпи­санных страной до вступления в силу Соглашения о североамерикан­ской зоне свободной торговли (НАФТА), и касаются авиации, рыбо­ловства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ.

В целом, хотя международные инвестиционные соглашения позво­ляют применять исключения из РНБ, на практике страны редко используют эту возможность. Таким образом, принимающая страна мо­жет гибко регулировать допуск и (или) деятельность инвесторов из раз­ных стран в рамках РНБ, что создает основу возможного дискримина­ционного использования этого режима (когда исключения применяются в отношении одних зарубежных инвесторов и не применяются в> отношении других).

Читать еще:  Инвестиции в развитые страны

Как правило, РНБ действует на стадии допуска зарубежных инвесторов.

Национальный режим — самый важный инвестиционный режим, используемый в последние годы, так как он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов, по­скольку чаще всего применяется на стадии функционирования инве­стора. В то же время этот стандартный режим сложнее всего устано­вить, так как последнее связано с чувствительными экономическими и политическими вопросами принимающей страны. В действительно­сти национальный режим никогда не предоставляется без ограниче­ний, особенно если речь идет о функционировании инвестиций. Ины­ми словами, равные конкурентные возможности для национальных и зарубежных инвесторов на практике не создаются без изъятий.

Национальный режим — предоставление зарубежным инвесторам режима, не менее благоприятного, чем для национальных предприни­мателей (минимальный международный стандарт национального режи­ма). Как правило, национальный режим относится к стадии функцио­нирования зарубежных инвестиций. Некоторые двусторонние соглаше­ния также распространяют этот режим на стадию допуска инвестиций, что ведет к инвестиционной либерализации благодаря отмене требова­ний в отношении использования местных ресурсов (компонентов, ра­бочей силы) как условия допуска инвестора. Практически применение национального режима обязательно предполагает ограничение его мас­штабов на основе исключений. Общие исключения касаются здоровья населения, безопасности, общественной морали, национальной безо­пасности, хотя последние не всегда присутствуют во всех инвестицион­ных соглашениях, особенно двусторонних.

Законодательство Мексики, например, предполагает исключения из национального режима в следующих отраслях:

• стратегические отрасли — нефтедобыча, нефтехимическая инду­стрия, электроэнергетика, производство атомной энергии, радиоак­тивных материалов, почта, радио, телеграф, выпуск денежных банк­нот, производство монет, контроль и руководство службами портов, аэропортов, в том числе для вертолетов;

• сферы, закрепленные только за мексиканскими юридическими и физическими лицами-резидентами с исключительной оговоркой для нерезидентов, т.е. внутренние сухопутные пассажироперевозки, ту­ризм, фрахт, розничная торговля бензином и прочими нефтепродукта­ми, а также газом;

• иностранные инвестиции не допускаются в таких отраслях (непосредственно, через трасты, соглашения, схемы пирамид, а также лю­бой иной механизм, предоставляющий нерезидентам контроль или право участия в собственности), как радиовещание и прочие радио и телеуслуги (за исключением кабельного телевидения), кредитные и банковские институты, предоставление определенных законодательством профессиональных и технических услуг.

Национальный режим Китая предполагает следующие исключения:

• ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, как ис пользование уже разработанных или внедренных в экономику стране технологий, для которых существует производственная база; в отрасли относящиеся к государственной монополии; эксплуатация минеральных ресурсов; отрасли, подлежащие государственному планированию, друга отрасли, относящиеся к сфере государственного регулирования;

• запрещены проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и общественному интересу; проекты, нарушающие экологию, угрожающие природным ресурсам и причиняющие ущерб здоровью населения; проекты производящие товары с использованием китайских технологий, и др.;

• ограничен допуск зарубежных инвестиций в строительство управление основными водоснабженческими проектами для общественного пользования; строительство метро, портов, гражданских аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростанций; судостроение; внешнюю торговлю; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальной продукции; внутреннюю торговлю; авиаперевозки; производство зерна; выращивание хлопка.

Инвестиционный режим недискриминации требует от принимаю­щей страны в широком смысле слова недискриминационного отноше­ния ко всем зарубежным инвесторам. С учетом этого недискриминационным является национальный режим, тогда как РНБ может дискриминировать зарубежных инвесторов. В рамках режима недискриминации принимающие страны с высоким уровнем инвестиционного риска могут предоставлять инвестору право выбора оптимального с его точки зрения режима» — национального или РНБ. Такова, в частности, практика мно­гих двусторонних инвестиционных соглашений, подписанных Россией в 90-е гг.

Справедливый и равноправный режим

В последние десятилетия распространилась практика применения справедливого и равноправного режима. После войны этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, в проекте создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 г. из-за негативной позиции США), а последние два десятилетия — в двусторонних инвестиционных соглашениях.

Справедливый и равноправный режим является критерием оценки взаимоотношений зарубежного инвестора и правительства принимаю­щей страны. Он показывает готовность последней допускать зарубеж­ный капитал на справедливых и равных условиях. В то же время в ми­ровой практике единого определения данного режима не сложилось.

Справедливый и равноправный режим имеет толкования:

• принимающая страна относится равно и справедливо к зарубеж­ным инвесторам, имеющим привилегии;

• принимающая страна применяет минимальный международный стандарт в отношении зарубежных инвесторов, имеющих привилегии.

Читать еще:  Инвестиции в спортивные ставки проверенные сайты

На практике эта двойственность сказывается на национальной инвестиционной политике — государство готово принять зарубежные инвестиции на основе справедливого и равноправного режима (что не предпо­лагает с его стороны правовых обязательств), но не готово принять меж­дународный минимальный стандарт, имеющий правовые последствия. Обычно принимающая страна исходит из того, что международный минимальный стандарт требует более благоприятного отношения к зару­бежным инвесторам, чем к национальным предпринимателям.

Все страны стремятся относиться к национальным и зарубежным предпринимателям равноправно и справедливо. Поэтому включение условий рассматриваемого режима в инвестиционные соглашения не вызывает каких-либо проблем.

Применение этого режима распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Он предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций и/или с помощью иного способа доведения до зарубежных инвесторов информации об инвести­ционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него из­менений или дополнений и др., а также путем проведения брифингов о текущей инвестиционной политике, возможных будущих шагах прави­тельства в этом направлении, объяснения специфики административ­ных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.п.

О значении режима прозрачности дает представление следующий пример.

Компания «Прайс вотер хаус энд Куперс» проводит ежегодное исследование непрозрачности рынков 35 стран, в том числе и России.

При составлении индекса непрозрачности учитываются такие факторы, как:

С—коррупция, которая ведет к сбоям механизмов государствен­ного регулирования;

L — законодательство — коммерческое законодательство и права собственности, которые могут быть аморфны;

Е — экономическая сфера — все, что связано с финансами эмиссией и налогообложением и их непредсказуемым характером;

А — сфера финансовой отчетности — слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;

R государственное регулирование бизнеса (здесь важна последовательность мер).

Россия за­нимает второе место среди исследуемых стран по непрозрачности ре­гулирования и осуществления деловой практики. При этом такая си­туация создает дополнительный налог на компании, который оцени­вается в 43% ежегодных доходов. (Имеется в виду своеобразный налог на доходы компаний, который измеряет из­держки от инвестиционных барьеров и непрозрачного государственного регулирования экономики).

Режим Инвестиций

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Режим Инвестиций» в других словарях:

Страхование инвестиций — один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений [1]. Содержание 1 Предпосылки страхования инвестиций … Википедия

Правовой режим — Правовой режим это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]. Содержание 1 Другие определения … Википедия

Защита Иностранных Инвестиций — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений, оформленный в виде межгосударственных договоров, по которым декларируется благоприятный режим взаимного инвестирования. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

защита иностранных инвестиций — Комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Справочник технического переводчика

ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Большой бухгалтерский словарь

ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений; оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Большой экономический словарь

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ Об особой экономической зоне в Калининградской области от 15 ноября 1995 г.… … Энциклопедический словарь конституционного права

Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

ВТО — это международная финансовая организация ВТО : вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Статья 14. Проектный инвестиционный режим

Статья 14. Проектный инвестиционный режим

1. Проектный инвестиционный режим действует в целях создания условий для привлечения собственных инвестиций и реализации новых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации и привлечения частных инвестиций в реализацию планируемых Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации мероприятий в отношении организации, реализующей проект, соответствующей следующим требованиям:

Читать еще:  Инвестиции в строительные компании

1) организация реализует новый инвестиционный проект в одной из сфер российской экономики, за исключением игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья, согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), добычи сырой нефти и природного газа, включая попутный нефтяной газ (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа), оптовой и розничной торговли, финансовой, страховой деятельности, операций с недвижимым имуществом и ценными бумагами. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к новым инвестиционным проектам, реализуемым в отдельных отраслях экономики;

2) финансовое обеспечение реализации организацией нового инвестиционного проекта осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства, и не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики;

3) общий бюджет проекта, реализуемого организацией, составляет не менее 1 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, не менее 7 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в сферах цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства и не менее 25 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики. При определении общего бюджета нового инвестиционного проекта учитываются расходы организации, реализующей проект, подлежащие осуществлению после заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений;

4) организация является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

2. Допускается заключение субъектом Российской Федерации соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в которых Российская Федерация не является стороной, в случае, если финансовое обеспечение реализации нового инвестиционного проекта организацией, реализующей проект, осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 200 миллионов рублей и не более 1 миллиарда рублей и общий бюджет инвестиционного проекта, реализуемого такой организацией, составляет не менее 1 миллиарда рублей и не более 5 миллиардов рублей.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к новым инвестиционным проектам, в отношении которых предполагается заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в которых Российская Федерация не является стороной.

4. В рамках проектного инвестиционного режима в отношении организации, реализующей проект, применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, акты (решения) указанные:

1) в пунктах 1, 4 — 6 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, если собственные инвестиции вложены в объеме, превышающем значения, установленные пунктом 2 части 1 настоящей статьи, а также если общий бюджет проекта превышает указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи значения;

2) в пунктах 1, 4 — 6 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также по выбору организации, реализующей проект, в пунктах 2, 3, 7 — 10 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, если финансовое обеспечение реализации такой организацией нового инвестиционного проекта осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 10 миллиардов рублей и общий бюджет проекта составляет не менее 50 миллиардов рублей;

3) в абзаце третьем пункта 1 и пункте 4 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, установленном частью 2 настоящей статьи.

5. Проектный инвестиционный режим действует на основании заявительного или декларационного порядка. В заявительном порядке предложение о реализации нового инвестиционного проекта формируется инвестором или организацией, реализующей проект (частная проектная инициатива). В декларационном порядке предложение о реализации инвестиционного проекта формируется федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (публичная проектная инициатива).

>
Частная проектная инициатива
Содержание
Проект федерального закона N 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector