Инвестиционный режим бывает
Понятие и виды инвестиционных режимов
Различают несколько инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования инвестиционных потоков: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим.
Первый стандартный режим — режим наибольшего благоприятствования (РНБ) предусматривает выполнение следующих условий:
1. принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства,
2. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны.
РНБ позволяет принимающей стране маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров, так как принимающая страна может расширять на односторонней основе дополнительные права, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях.
Мировая практика показывает, что существуют исключения из РНБ. Они подразделяются на:
— исключения общего порядка (например, в отношении национальной безопасности);
— исключения, основанные на взаимных договоренностях (например, вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности);
— особые исключения, основанные на односторонней основе.
Второй тип стандартного инвестиционного режима — национальный режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и для национальных предпринимателей.
Из национального режима также могут быть исключения. Например, в Китае законодательством предусмотрены следующие ограничения для иностранных инвесторов:
— ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, где используются технологии, разработанные или внедренные в экономику страны, для которых уже существует производственная база;
— ограничен допуск иностранных инвестиций в отрасли, находящиеся в государственной монополии и относящиеся к сфере государственного регулирования;
— запрещаются проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и общественному интересу; нарушающие экологию, причиняющие ущерб здоровью населения и др.;
— ограничен допуск иностранных инвестиций в строительство и управление основными водоснабженческими проектами для общественного пользования; строительство метро, портов, гражданских аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростанций; судостроение; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальных товаров; авиаперевозки; производство зерна, выращивание хлопка.
Третий тип инвестиционного режима — справедливый и равноправный режим — не имеет четкого определения, хотя и применяется в международных инвестиционных соглашениях. Этот режим означает, что желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу.
Каждый вид режима требует соблюдения принципа транспарентности, что означает своевременное уведомление инвесторов: об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран через публикацию в средствах массовой информации, о действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений; о текущей инвестиционной политике, о возможных её изменениях; а также объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и др.
1. Инвестиционные режимы
Различают пять инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:
• режим наибольшего благоприятствования;
• справедливый и равноправный режим;
Режим наибольшего благоприятствования
Исторически основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Его суть заключается в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любо другой страны. (Это так называемый минимальный международный стандарт РНБ, применяемый в международном праве.) РНБ гарантирует инвесторам защиту от любой дискриминации в принимающей стране и, таким образом, является решающим фактором при создании равных конкурентных возможностей для инвесторов различных стран.
РНБ предоставляет принимающей стране возможность маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров: позволяет расширять на односторонней основе преференции, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Такие преференции автоматически распространяются на инвесторов всех государств, подписавших межгосударственные соглашения о РНБ.
На практике применяется РНБ более широкого толкования, чем требуемый минимальный стандарт в рамках международного права РНБ также характеризуется исключениями, к которым относятся:
• исключения общего плана (например, в отношении национал; ной безопасности);
• исключения; основанные на взаимных договоренностях (напри мер, вопросы налогообложения, защита прав интеллектуальной собственности);
• особые исключения, принимаемые на односторонней основе.
В качестве примера исключений из РНБ можно привести законодательство КНР, где записано, что исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободной торговли, экономического союза или соглашения об избежании двойного налогообложения, а также стимулирование приграничной торговли.
Другой пример. В Мексике исключения из РНБ применяется в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подписанных страной до вступления в силу Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), и касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ.
В целом, хотя международные инвестиционные соглашения позволяют применять исключения из РНБ, на практике страны редко используют эту возможность. Таким образом, принимающая страна может гибко регулировать допуск и (или) деятельность инвесторов из разных стран в рамках РНБ, что создает основу возможного дискриминационного использования этого режима (когда исключения применяются в отношении одних зарубежных инвесторов и не применяются в> отношении других).
Как правило, РНБ действует на стадии допуска зарубежных инвесторов.
Национальный режим — самый важный инвестиционный режим, используемый в последние годы, так как он определяет отношение принимающей страны к деятельности зарубежных инвесторов, поскольку чаще всего применяется на стадии функционирования инвестора. В то же время этот стандартный режим сложнее всего установить, так как последнее связано с чувствительными экономическими и политическими вопросами принимающей страны. В действительности национальный режим никогда не предоставляется без ограничений, особенно если речь идет о функционировании инвестиций. Иными словами, равные конкурентные возможности для национальных и зарубежных инвесторов на практике не создаются без изъятий.
Национальный режим — предоставление зарубежным инвесторам режима, не менее благоприятного, чем для национальных предпринимателей (минимальный международный стандарт национального режима). Как правило, национальный режим относится к стадии функционирования зарубежных инвестиций. Некоторые двусторонние соглашения также распространяют этот режим на стадию допуска инвестиций, что ведет к инвестиционной либерализации благодаря отмене требований в отношении использования местных ресурсов (компонентов, рабочей силы) как условия допуска инвестора. Практически применение национального режима обязательно предполагает ограничение его масштабов на основе исключений. Общие исключения касаются здоровья населения, безопасности, общественной морали, национальной безопасности, хотя последние не всегда присутствуют во всех инвестиционных соглашениях, особенно двусторонних.
Законодательство Мексики, например, предполагает исключения из национального режима в следующих отраслях:
• стратегические отрасли — нефтедобыча, нефтехимическая индустрия, электроэнергетика, производство атомной энергии, радиоактивных материалов, почта, радио, телеграф, выпуск денежных банкнот, производство монет, контроль и руководство службами портов, аэропортов, в том числе для вертолетов;
• сферы, закрепленные только за мексиканскими юридическими и физическими лицами-резидентами с исключительной оговоркой для нерезидентов, т.е. внутренние сухопутные пассажироперевозки, туризм, фрахт, розничная торговля бензином и прочими нефтепродуктами, а также газом;
• иностранные инвестиции не допускаются в таких отраслях (непосредственно, через трасты, соглашения, схемы пирамид, а также любой иной механизм, предоставляющий нерезидентам контроль или право участия в собственности), как радиовещание и прочие радио и телеуслуги (за исключением кабельного телевидения), кредитные и банковские институты, предоставление определенных законодательством профессиональных и технических услуг.
Национальный режим Китая предполагает следующие исключения:
• ограничен допуск иностранных инвестиций в такие сферы, как ис пользование уже разработанных или внедренных в экономику стране технологий, для которых существует производственная база; в отрасли относящиеся к государственной монополии; эксплуатация минеральных ресурсов; отрасли, подлежащие государственному планированию, друга отрасли, относящиеся к сфере государственного регулирования;
• запрещены проекты с иностранными инвестициями, если они угрожают национальной безопасности, социальному и общественному интересу; проекты, нарушающие экологию, угрожающие природным ресурсам и причиняющие ущерб здоровью населения; проекты производящие товары с использованием китайских технологий, и др.;
• ограничен допуск зарубежных инвестиций в строительство управление основными водоснабженческими проектами для общественного пользования; строительство метро, портов, гражданских аэропортов; угледобычу; строительство атомных электростанций; судостроение; внешнюю торговлю; издательское дело; производство, публикацию и распространение аудиовизуальной продукции; внутреннюю торговлю; авиаперевозки; производство зерна; выращивание хлопка.
Инвестиционный режим недискриминации требует от принимающей страны в широком смысле слова недискриминационного отношения ко всем зарубежным инвесторам. С учетом этого недискриминационным является национальный режим, тогда как РНБ может дискриминировать зарубежных инвесторов. В рамках режима недискриминации принимающие страны с высоким уровнем инвестиционного риска могут предоставлять инвестору право выбора оптимального с его точки зрения режима» — национального или РНБ. Такова, в частности, практика многих двусторонних инвестиционных соглашений, подписанных Россией в 90-е гг.
Справедливый и равноправный режим
В последние десятилетия распространилась практика применения справедливого и равноправного режима. После войны этот режим фиксировался во многих многосторонних проектах (например, в проекте создания Международной торговой организации, которая не была сформирована в 1947 г. из-за негативной позиции США), а последние два десятилетия — в двусторонних инвестиционных соглашениях.
Справедливый и равноправный режим является критерием оценки взаимоотношений зарубежного инвестора и правительства принимающей страны. Он показывает готовность последней допускать зарубежный капитал на справедливых и равных условиях. В то же время в мировой практике единого определения данного режима не сложилось.
Справедливый и равноправный режим имеет толкования:
• принимающая страна относится равно и справедливо к зарубежным инвесторам, имеющим привилегии;
• принимающая страна применяет минимальный международный стандарт в отношении зарубежных инвесторов, имеющих привилегии.
На практике эта двойственность сказывается на национальной инвестиционной политике — государство готово принять зарубежные инвестиции на основе справедливого и равноправного режима (что не предполагает с его стороны правовых обязательств), но не готово принять международный минимальный стандарт, имеющий правовые последствия. Обычно принимающая страна исходит из того, что международный минимальный стандарт требует более благоприятного отношения к зарубежным инвесторам, чем к национальным предпринимателям.
Все страны стремятся относиться к национальным и зарубежным предпринимателям равноправно и справедливо. Поэтому включение условий рассматриваемого режима в инвестиционные соглашения не вызывает каких-либо проблем.
Применение этого режима распространилось в мировой практике сравнительно недавно. Он предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе посредством публикаций и/или с помощью иного способа доведения до зарубежных инвесторов информации об инвестиционных режимах, действующем законодательстве, внесении в него изменений или дополнений и др., а также путем проведения брифингов о текущей инвестиционной политике, возможных будущих шагах правительства в этом направлении, объяснения специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.п.
О значении режима прозрачности дает представление следующий пример.
Компания «Прайс вотер хаус энд Куперс» проводит ежегодное исследование непрозрачности рынков 35 стран, в том числе и России.
При составлении индекса непрозрачности учитываются такие факторы, как:
• С—коррупция, которая ведет к сбоям механизмов государственного регулирования;
• L — законодательство — коммерческое законодательство и права собственности, которые могут быть аморфны;
• Е — экономическая сфера — все, что связано с финансами эмиссией и налогообложением и их непредсказуемым характером;
• А — сфера финансовой отчетности — слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;
• R — государственное регулирование бизнеса (здесь важна последовательность мер).
Россия занимает второе место среди исследуемых стран по непрозрачности регулирования и осуществления деловой практики. При этом такая ситуация создает дополнительный налог на компании, который оценивается в 43% ежегодных доходов. (Имеется в виду своеобразный налог на доходы компаний, который измеряет издержки от инвестиционных барьеров и непрозрачного государственного регулирования экономики).
Режим Инвестиций
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .
Смотреть что такое «Режим Инвестиций» в других словарях:
Страхование инвестиций — один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений [1]. Содержание 1 Предпосылки страхования инвестиций … Википедия
Правовой режим — Правовой режим это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]. Содержание 1 Другие определения … Википедия
Защита Иностранных Инвестиций — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений, оформленный в виде межгосударственных договоров, по которым декларируется благоприятный режим взаимного инвестирования. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
защита иностранных инвестиций — Комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Справочник технического переводчика
ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений: оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Большой бухгалтерский словарь
ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ — комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране зарубежных капиталовложений; оформляется, как правило, в виде межгосударственных соглашений. Благодаря соглашениям вводится благоприятный режим инвестирования путем либерализации… … Большой экономический словарь
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ Об особой экономической зоне в Калининградской области от 15 ноября 1995 г.… … Энциклопедический словарь конституционного права
Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора
ВТО — это международная финансовая организация ВТО : вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Статья 14. Проектный инвестиционный режим
Статья 14. Проектный инвестиционный режим
1. Проектный инвестиционный режим действует в целях создания условий для привлечения собственных инвестиций и реализации новых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации и привлечения частных инвестиций в реализацию планируемых Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации мероприятий в отношении организации, реализующей проект, соответствующей следующим требованиям:
1) организация реализует новый инвестиционный проект в одной из сфер российской экономики, за исключением игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья, согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), добычи сырой нефти и природного газа, включая попутный нефтяной газ (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа), оптовой и розничной торговли, финансовой, страховой деятельности, операций с недвижимым имуществом и ценными бумагами. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к новым инвестиционным проектам, реализуемым в отдельных отраслях экономики;
2) финансовое обеспечение реализации организацией нового инвестиционного проекта осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства, и не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики;
3) общий бюджет проекта, реализуемого организацией, составляет не менее 1 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, не менее 7 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в сферах цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства и не менее 25 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики. При определении общего бюджета нового инвестиционного проекта учитываются расходы организации, реализующей проект, подлежащие осуществлению после заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
4) организация является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2. Допускается заключение субъектом Российской Федерации соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в которых Российская Федерация не является стороной, в случае, если финансовое обеспечение реализации нового инвестиционного проекта организацией, реализующей проект, осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 200 миллионов рублей и не более 1 миллиарда рублей и общий бюджет инвестиционного проекта, реализуемого такой организацией, составляет не менее 1 миллиарда рублей и не более 5 миллиардов рублей.
3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к новым инвестиционным проектам, в отношении которых предполагается заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в которых Российская Федерация не является стороной.
4. В рамках проектного инвестиционного режима в отношении организации, реализующей проект, применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, акты (решения) указанные:
1) в пунктах 1, 4 — 6 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, если собственные инвестиции вложены в объеме, превышающем значения, установленные пунктом 2 части 1 настоящей статьи, а также если общий бюджет проекта превышает указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи значения;
2) в пунктах 1, 4 — 6 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также по выбору организации, реализующей проект, в пунктах 2, 3, 7 — 10 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, если финансовое обеспечение реализации такой организацией нового инвестиционного проекта осуществляется частично или полностью за счет средств инвестора и (или) организации, реализующей проект, при этом объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, составляет не менее 10 миллиардов рублей и общий бюджет проекта составляет не менее 50 миллиардов рублей;
3) в абзаце третьем пункта 1 и пункте 4 части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, — в случае, установленном частью 2 настоящей статьи.
5. Проектный инвестиционный режим действует на основании заявительного или декларационного порядка. В заявительном порядке предложение о реализации нового инвестиционного проекта формируется инвестором или организацией, реализующей проект (частная проектная инициатива). В декларационном порядке предложение о реализации инвестиционного проекта формируется федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (публичная проектная инициатива).
> Частная проектная инициатива |
Содержание Проект федерального закона N 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.