Инвестиционный рейтинг регионов россии - Про деньги в эпоху кризиса
Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный рейтинг регионов россии

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

Лидеры рейтинга

Первые три места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ заняли Москва, Республика Татарстан и Тюменская область.

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2018 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата (подробнеее здесь).

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2018 году по инвестиционной привлекательности

СубъектИтоги 2019 годаИтоги 2018 годаСравнение позиций
Москва12+1
Республика Татарстан23+1
Тюменская область31-2
Калужская область413+9
Санкт-Петербург54-1
Тульская область65-1
Московская область79+2
Белгородская область811+3
Ленинградская область912+3
Ульяновская область1010
Чувашская Республика118-3
Тамбовская область1216+4
Краснодарский край136-7
Новгородская область1429+15
Воронежская область157-8
Республика Башкортостан1623+7
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра1714-3
Ярославская область1817-1
Новосибирская область1919
Смоленская область2031+11

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2019 год, можно с уверенностью отметить — залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом (например, Тюмень). Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.

Многообещающий «Региональный инвестиционный стандарт» пока не дал ощутимых результатов, однако эксперты прогнозируют положительный эффект через 2–3 года. Поэтому перед рядом субъектов страны стоит важная задача — воплотить реформы не на бумаге, а на практике.

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».

Читать еще:  Инвестирование в жилую недвижимость

«Рейтинг, который мы сегодня обсуждаем, станет одним из показателей, по которым будет оцениваться работа губернаторов. Эти показатели будут подкреплены существенными — хочу это подчеркнуть — материальными мотивациями» —> Андрей Белоусов, Помощник Президента России

  • По группам
  • По федеральным округам

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

  • Регуляторная
    среда
  • Институты
    для бизнеса
  • Инфраструктура
    и ресурсы
  • Поддержка малого
    предпринимательства
  • Показатели
    вне Рейтинга

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

  • Показатели, оцениваемые
    путем экспертной оценки
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из общей
    генеральной совокупности
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из специальных
    генеральных совокупностей

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

  • Уровни представления
    результатов рейтинга
  • Агрегирование

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

если показатель является возрастающим , и преобразование

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Читать еще:  Курс по инвестициям

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

«Инвестиционный шум»: инвестиции в экономику страны выросли за год на 10 процентов

В российском масштабе банки оказались почти отрезаны от инвестирования – на кредиты приходится лишь 11% всех вложений, а иностранцы практически перестали вкладывать в российскую экономику

Объем инвестиций в основной капитал российских предприятий в прошлом году составил 13,2 трлн рублей при темпе роста 9—10%, который держится уже второй год. И если в целом российская экономика оправилась от кризиса 2014—2016 годов, то о регионах ПФО говорить этого не приходится. Аналитическая служба «Реального времени», изучив структуру инвестиций, выяснила, что банки оказались почти отрезаны от инвестирования в предприятия — на кредиты приходится 11% всех вложений (на бюджетные средства — 15%). А на иностранные инвестиции, после «закрытия окна в Европу», приходится 1% и то лишь в нескольких регионах страны. Оказалось также, что по объему иностранных вложений Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала РТ с ее ОЭЗ и ТОСЭР.

Инвестиции в экономику за 4 года санкций выросли на треть

Инвестиции в основной капитал российской экономики в 2018 году составили 13,2 трлн рублей, что почти на 10% больше, чем годом ранее. За 4 года охлаждения отношений между РФ и Западом объем инвестиций вырос более чем на треть: в 2014 году было вложено 9,8 трлн рублей. Надо отметить, что сразу после начала кризиса темп роста инвестиций составил всего 4,3% (в 2015 году), годом позднее вырос до 7%, и в последние 2 года превышает 9%.

Лидером по вложениям в основной капитал формально остается Тюменская область, в которую в прошлом году было поступило 2,2 трлн рублей. В действительности, если выделить из области главные нефтяные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень займет лишь 11-е место по объему инвестиций. ЯНАО и ХМАО по этому показателю на втором и третьем местах, в экономику этих округов — то есть, собственно, в нефтедобывающую отрасль — было вложено в прошлом году 1 трлн и 879 млрд рублей соответственно.

Интересно, что на фоне роста налоговых платежей «нефтянки» в последние годы (напомним, в 2018 году на ЯНАО и ХМАО пришлось 36% всех поступивших налогов в федеральный бюджет), объем инвестиций здесь, напротив, падает: в ЯНАО инвестиции упали на 5,5%, в ХМАО — на 2%. Любопытно также сопоставить объем налогов и инвестиций в нефтяных округах страны: в ЯНАО на 1 трлн рублей инвестиций в прошлом году пришлось 1,2 трлн рублей налоговых платежей в федеральный бюджет, в ХМАО на 879 млрд рублей инвестиций — 3 трлн рублей налогов. Всего на два нефтяных округах РФ приходится 14,3% всех российских инвестиций.

В ЯНАО инвестиции упали на 5,5%, в ХМАО — на 2%. Фото gazprom-neft.ru

Москва остается драйвером российской экономики — объем инвестиций ее предприятий второй год растет, и рост составляет 20%.

Первое место по инвестициям занимает Москва, в экономику которой было вложено в 2018 году 1,7 трлн рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. Или 13% всех российских инвестиций. Причем темп роста в 20% сохраняется уже второй год подряд. Для сравнения, в 2015 году он составлял всего 9,4%. Всего за 4 года объем вложений в столичную экономику вырос в 1,85 раза.

За ХМАО и ЯНАО идет Московская область, где также велика концентрация крупного бизнеса, Она стала рекордсменом по темпу роста инвестиций в топ-10 регионов страны: объем вложений в прошлом году вырос почти в 1,5 раза, составив 726,4 млрд рублей. Отдельно отметим, что положительные темпы роста инвестиций область показывает лишь второй год подряд: в 2015—2016 годах экономика стагнировала, инвестиции падали (на 0,5—1%). Всего за 4 года объем инвестиций в Московскую область вырос в 1,6 раза (с 436 млрд рублей).

Такие же темпы показал Санкт-Петербург (пятое место), но там объем вложений за последние 4 года ни разу не снижался: в прошлом году он составил 553,6 млрд рублей.

Краснодарский край не смог заманить инвесторов после сочинской Олимпиады

В отличие от экономических грандов первой пятерки, вторая пятерка показывает заметно меньший темп роста инвестиций. А Краснодарский край, например, сильнее пострадал в кризисные 2015—2016 годы, когда инвестиции упали соответственно на 20 и 25%. В результате Краснодарский край оказался единственным регионом в топ-10 по размеру инвестиций, где объемы вложений за 4 года не выросли, а упали, или даже лучше сказать рухнули, на 32% (в 2014 году в региональную экономику было вложено 547,1 млрд рублей).

Краснодарский край оказался единственным регионом в топ-10 по размеру инвестиций, где объемы вложений за 4 года не выросли, а упали. Фото parkseason.ru

Впрочем, как и в случае с Красноярским краем, где вложения упали на 1%, составив 375,7 млрд рублей, это скорее отражает ситуацию со строительством инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий (в Сочи тогда прошла зимняя Олимпиада), когда вложения неожиданно вырастают до рекордных значений, а потом также снижаются. С другой стороны, это означает, что ожидания региональных и федеральных властей, что Универсиада или Олимпиада в итоге дадут сильный толчок к развитию экономики, вызвав приток новых инвесторов, не оправдываются.

Самые развитые регионы ПФО сбавили темпы

Татарстан не исключение. Фактически, если судить по размеру вложений, в 2015 году объем инвестиций вырос на 9,6%, а годом позднее темп роста оказался отрицательным и составил всего 92,6% (332 млрд рублей — это чуть больше, чем в 2014 году). В 2017 году объем вложений вырос на 2,1%, а в прошлом году можно отметить заметный разгон — 10%.

Второй результат после Татарстана показала Самарская область (16-е место), где объем инвестиций составил 210,6 млрд рублей с ростом на 3,9%. Но за 4 года объем вложений в самарскую экономику в действительности снизился на 10% (в 2014 году было вложено 233,3 млрд рублей).

Объясняется крымский успех взрывным ростом строительства инфраструктуры, в частности, Крымского моста. Фото wikipedia.org

Любопытно, что по объему вложений экономически развитая Самарская область с трудом обгоняет Крым, в экономику которого в прошлом году было вложено 195,8 млрд рублей, при том что Крым регион дотационный и занимает седьмое место по размеру дотаций (в 2018 году они составили 20,3 млрд рублей). Напротив, Самарская область входит в число 13 субъектов РФ, вообще не получающих дотаций, и занимает девятое место по размеру налоговых платежей в федеральный бюджет (в 2018 году в Москву область отправила 291,17 млрд рублей). Объясняется крымский успех взрывным ростом строительства инфраструктуры, в частности, Крымского моста.

В другом регионе ПФО, Пермском крае, объем инвестиций за 4 года вырос на 18,6%, однако этот рост большей частью пришелся на 2015 год, после чего темпы роста начали ежегодно падать, спустившись в 2017 году до нулевой отметки (0,7%), а в прошлом году объем инвестиций впервые снизился на 3,4%, составив 183 млрд рублей.

В Башкортостане дела обстоят не лучше, чем в Татарстане или Перми: за года объем инвестиций как будто вырос на те же 10%, но в действительности основной рост пришелся на 2015—2016 годы (17,2% и 21,7% соответственно), после чего объем инвестиций рухнул на 25%, и только в прошлом году Башкортостан вернул себе положительный темп роста (4,3%), увеличив вложения в экономику до 172,3 млрд рублей. В Нижегородской области ситуация аналогичная самарской — за 4 года объем инвестиций упал на 14%, составив в прошлом году всего 169,1 млрд рублей.

Успехи регионов в любом случае не идут ни в какое сравнение с ростом инвестиций в Ленинградской и Московской областях, Москве, нефтяных округах и т. д. Мало того, четырехлетний темп роста в три раза ниже общероссийского (34%). И даже если исключить крупные мегаполисы (Москву и Питер) с их областями, нефтяные округа и вообще всю десятку крупных регионов, то средний темп роста за 4 года в РФ составил 23,2%.

Банки вне инвестирования — на кредиты приходится лишь 11 процентов всех вложений

В структуре инвестиций в целом по стране 54% приходится на собственные средства предприятий (7,1 трлн рублей), остальное занимают привлеченные. Из привлеченных средств треть приходится на бюджетные: 2 трлн рублей из 6 трлн рублей в прошлом году предприятия получили от государства, примерно поровну из федерального и региональных бюджетов.

Читать еще:  Понятие и виды иностранных инвестиций

Компаниям пришлось занимать 3,3 трлн рублей, разумеется, большей частью в банках. Кредитов для инвестиций было взято в прошлом году на 1,42 трлн рублей, из них 607,6 млрд рублей в иностранных банках. На банки (как российские, так и иностранные) приходится лишь 11% от всех средств, вкладываемых в основной капитал. На бюджетные средства, к примеру, приходится 15%. Что нельзя назвать положительным моментом: фактически, банки, призванные неоднократно властями кредитовать производство, инвестировать в экономику, остаются отрезанными от этого процесса (из-за высоких ли процентных ставок, отпугивающих бизнес, или из-за осторожности самих банков).

Учитывая все большую закрытость российской экономики, прямые инвестиции из-за рубежа по итогам 2018 года составили незначительную часть: из 13,2 трлн рублей иностранцы вложили лишь 80,9 млрд рублей, или 1%. Для сравнения, даже от населения средства для инвестиций составляют 5%. Так, средства, полученные от долевого участия на строительство от организаций и населения, составили 360 млрд рублей, прямые средства населения — еще 292,2 млрд рублей.

Как Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала по иностранным инвестициям

Лишь в 23 региона страны в прошлом году пришли иностранные инвестиции. Лидером по этому показателю, как ни странно, оказалась не Москва (9 млрд рублей иностранных инвестиций), а Тульская область, в которую в прошлом году иностранцы вложили 24,7 млрд рублей, или 20,7% всех инвестиций. Связано это, возможно, с тем, что в 2016—2017 годах рядом с Тулой открылась особая экономическая зона.

В Тульскую область в прошлом году иностранцы вложили 24,7 млрд рублей, или 20,7% всех инвестиций. Фото sdelanounas.ru

А в прошлом году на Петербургском экономическом форуме было объявлено о том, что американская компания Cargill и власти Тульской области планируют создать в регионе биотехнологический кластер с общим объемом инвестиций 10 миллиардов рублей. Первый транш — 1,5 млрд рублей — вложат в строительство энергоцентра в этом регионе на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Ефремов» с расчетом на то, что в короткие сроки он станет центром крупного технологического кластера. Товарооборот области с США в 2017 году вырос вдвое, составив полмиллиарда долларов.Тульская область входит в пятерку российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом из-за близости к Москве. Для сравнения, в Татарстане, где есть и ОЭЗ «Алабуга» и несколько ТОСЭР, прямые иностранные инвестиции в прошлом году составили всего 2,7 млрд рублей (седьмое место по стране).

В иностранных же банках в прошлом году прокредитовались предприятия лишь в 10 регионах РФ, а если считать Тюменскую область, включая ХМАО и ЯНАО, то в семи. И большей частью иностранные банки предпочли прокредитовать нефтедобывающую отрасль ХМАО и ЯНАО. В Татарстане по этому показателю стоит прочерк.

Инвестиционный рейтинг регионов

Комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведения бизнеса и жизни населения является инвестиционный рейтинг регионов. Рейтинг крупнейшего независимого агентства «Эксперт РА» — это взаимосвязанная оценка двух осей инвестиционной привлекательности: риска и потенциала. В оценке инвестиционного риска учитывается семь факторов: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый и законодательный. Агентство проводит рейтинги в течение 11 лет. На этот рейтинг опираются такие страны, как Германия и Польша, а также Американская и Британская торговые палаты.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2005-2006 годов уже второй год подряд первое место присвоено Санкт-Петербургу в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск в 2005/06 гг.». В дополнительной номинации «За высокую эффективность управления регионом» — Санкт-Петербург также получил первое место. В другой дополнительной номинации «За лучший социальный климат» Петербург занял третье место.

Рейтинговое агентство «Эксперт» занимает ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России. Им в ходе оценки составляющих инвестиционного климате — инвестиционного риска и потенциала — используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик.

Основными информационными источниками являются собираемые ежегодно по всем регионам и по единой методике данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также базы данных Рейтингового агентства «Эксперт РА» и новостных лент российских информационных агентств. При оценке законодательного риска используется справочная правовая система «КонсультантПлюс». При составлении рейтинга также используется информация по законодательству, стратегиям и программам регионального развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная администрациями отдельных субъектов федерации по собственной инициативе.

Рейтинговое агентство «Эксперт» формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой — насколько рискованно этот бизнес развивать.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования все регионы в 2005 году распределились между следующими группами:

— максимальный потенциал — минимальный риск (1A);

— высокий потенциал — умеренный риск (1B);

— высокий потенциал — высокий риск ( 1C
, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);

— средний потенциал — минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);

— средний потенциал — умеренный риск (2B);

— средний потенциал — высокий риск ( 2C
);

— низкий потенциал — минимальный риск (3A);

— пониженный потенциал — умеренный риск (3B1);

— пониженный потенциал — высокий риск (3C1);

— незначительный потенциал — умеренный риск (3B2);

— незначительный потенциал — высокий риск (3C2);

— низкий потенциал — экстремальный риск (3D).

В таблице 1 представлен рейтинг инвестиционной привлекательности Волгоградской области, составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Таблица 1.Рейтинг инвестиционной привлекательности Волгоградской области («ЭкспертРА», 1997-2003 гг.)

Информационное агентство AK&M при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами провели в Москве круглый стол «Регионы России — инвестиционная привлекательность и кредитоспособность».

Возможные источники финансирования и условия повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, проблемы правильного использования рейтинговых инструментов, оценки кредитоспособности российских регионов стали основными темами встречи.

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства регионального развития РФ, представители Управления внешних связей Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ), главы администраций субъектов РФ, руководители российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков, профессиональных ассоциаций.

Начальник отдела информационного обеспечения Управления внешних связей Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Кирилл Иванов отметил, что создание ОЭЗ даст регионам возможность показать свою инвестиционную привлекательность. Например, такие мировые гиганты, как Motorola и Siemens, уже проявили интерес к российским особым экономическим зонам. «В Зеленограде планируется создание крупного центра программирования, который сможет конкурировать с аналогичными образованиями в Китае и Индии», – сообщил К. Иванов. Он также высказал мнение, что кадровый потенциал в области программирования и инжиниринга позволит России успешно конкурировать со странами Азии.

«Помочь регионам в борьбе за инвестора должны в первую очередь государственные инвестиции, — утверждает председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сергей Пахомов. — И направлять их нужно на создание энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Решить проблемы в данных областях может и должно только государство, тогда и инвестор непременно придет на эту территорию».

Примерами наилучшего сочетания государственного и частного инвестирования стали Калужская и Смоленская области: эти регионы не просто находятся в сравнительной близости от делового центра страны — Москвы — и расположены на основных транспортных ветках, связывающих Россию с Европой, но и активно используют свои преимущества. По словам первого заместителя губернатора Смоленской области Александра Щёлокова, сегодня благодаря активной работе администрации регион перестал быть исключительно аграрным, как в советское время. Сейчас это активно развивающийся промышленный субъект Федерации. Региональными властями на данный момент отобрано 120 инвестиционных площадок. На 70% из них можно разместить промышленное производство, 55% обеспечены всеми коммуникациями, 30% имеют выход к железнодорожному транспорту.

В завершение мероприятия представители регионов пришли к единому мнению: в современных условиях для успешного привлечения инвесторов властям субъектов РФ необходимо создавать стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу. Некоторые области, особенно входящие в Центральный федеральный округ, начинают испытывать избыток инвестиционных предложений. Но пока на карте России еще много мест, куда не ступала нога инвестора.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector