Инвестиционный потенциал регионов россии 2020
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Повышение инвестиционной привлекательности Новосибирской области: потенциал, факторы, направления развития
Проблема экономического роста российских регионов является составной частью государственной политики и зависит от ряда факторов. В современных условиях стабильное социально-экономическое и динамичное региональное развитие в долгосрочной перспективе зависит от потенциала, сложившихся факторов и правильно выбранного направления развития. Несмотря на то, что макроэкономические показатели свидетельствуют об определенной стабильности, признаки экономического роста не соответствуют потребностям (по мнению Председателя Счетной палаты РФ А.Л. Кудрина, планируется достичь лишь 3% к 2028 году) [4]. Для усиления и дальнейшего развития тенденций экономического развития необходимы инвестиции, которые способствуют росту национальной экономики, реализации конкурентных преимуществ регионов и инновационного потенциала, созданию новых предприятий и рабочих мест.
Лидерство по инвестиционной привлекательности является ключевой составляющей повышения конкурентоспособности региона на национальном и международном уровнях, достижения высоких показателей экономического развития. Благодаря повышению инвестиционной привлекательности регионы имеют возможность развивать не только территориальную экономику, но и свои производительные силы.
Показателен опыт инвестиционной деятельности в Новосибирской области. В докладе губернатора области А.А. Травникова в ходе 50-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области от 23 января 2019 года был представлен отчет об итогах работы правительства Новосибирской области за 2019 год. Из него видно, что уже второй год подряд область выходит на исторический максимум по объему инвестиций. Однако, по словам губернатора, для региона это не является пределом, и привлечение инвесторов в область остается приоритетом работы Новосибирского правительства [5]. Следовательно, то, каким образом Новосибирская область добивается столь высокого уровня инвестиций (каков потенциал региона, факторы повышения инвестиционного климата), а также каковы направления инвестиционного развития, если привлечение инвесторов в регион является приоритетной задачей и в 2020 году, представляет научный и практический интерес.
Исследование показало, что инвестиционную привлекательность региона формируют 4 компонента [1]:
- Инвестиционный потенциал;
- Инвестиционный риск;
- Инвестиционная активность;
- Инвестиционный климат.
Новосибирская область– это крупный промышленный, деловой, научно-технический и культурно-образовательный центр азиатской части РФ. Регион показывает отличный пример развития несырьевой экономики. Здесь находятся представительства федеральных органов власти (резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Сибирское таможенное управление и т.д.). Основой экономического развития является сельское хозяйство, промышленность, наука и образование, сфера услуг, транспорт, строительство. Регион имеет развитую транспортную инфраструктуру, располагаясь на Транссибирской магистрали и имея все предпосылки интеграции в евроазиатское экономическое пространство (транспортные связи с Казахстаном и Средней Азией) [6]. В соответствии с результатами Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2018 году Новосибирская область улучшила свои позиции на 8 пунктов, по сравнению с 2017 годом, и заняла 19 место (27 место – 2017 год). В 2019 году область сохранила прежние позиции (19 место) [7].
Исследование показало, что по итогам 2018 года Новосибирская область заняла 6 место в Рейтинге инновационных регионов России, подтверждая тем самым имидж «сильного» инноватора, имеющего достойный научный потенциал [2].
Согласно одной из классификаций, определяющих потенциальные факторы, которые могут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, целесообразно выделить две крупные группы: материальные и нематериальные факторы. К материальным факторам относятся факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательские способности, к нематериальным – качество институтов, знания и технологии, стабильность макроэкономической среды [3].
Для исследования текущей инвестиционной деятельности на территории региона, обратимся непосредственно к Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года. На официальном сайте Правительства Новосибирской области доступен отчёт о реализации стратегии пока лишь за 2018 год [8].
Приведем лишь некоторые данные в подтверждение активной инвестиционной деятельности на территории региона. В 2018 году продолжилось активное совершенствование законодательной базы в сфере предпринимательства и инвестиций: принято 33 новых НПА и устранено 94 положения, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность в регионе. В рамках форумов технологического развития состоялся визит делегации Китайской Народной Республики в Новосибирскую область, были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере инноваций. Были созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон (ОЭЗ) регионального уровня. Продолжилось инвестирование в проекты программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года и их реализацию («Умный город» и др.). Началась подготовка специальных площадок для реализации кластерной политики в целях повышения инвестиционной привлекательности области. Был создан электронный государственный реестр инвестиционных проектов Новосибирской области.
К факторам, повышающим инвестиционную деятельность в Новосибирской области, а также инвестиционную привлекательность региона можно отнести: развитую транспортную инфраструктуру, развивающуюся нормативно-правовую базу в сфере инвестиций, квалифицированный кадрово-научный состав, выгодное экономико-географическое положение по отношению к регионам РФ и иностранным государствам, развитый инновационный потенциал ввиду активного развития науки и исследовательской деятельности, развитую региональную инфраструктуру в целом.
В рамках исследования инвестиционной привлекательности Новосибирской области и обобщения изученного материала в целях разработки программы ее повышения автором был проведен SWOT- анализ социально-экономического положения области, который выявил сильные и слабые стороны региона, а также внешние возможности и угрозы. Результаты анализа с учетом инвестиционной стратегии области до 2030 г. отражены в Таблице 1.
Матрица SWOT-анализа развития Новосибирской области до 2030 г.
1. Выгодное экономико-географическое положение (статус Новосибирска как центра СФО, близость к азиатским государствам, добывающим субъектам РФ);
1. Суровый климат и сезонность работ;
2. Высокий ресурсно-природный и рекреационный потенциал (природные рекреационные зоны, водные ресурсы высокого качества);
2. Значительная энерго- и материалоемкость производимой продукции, сильная загрязнённость малых рек городов;
3. Значительный научно-образовательный комплекс и кадровый потенциал (отделения государственных академий наук, научные разработки и исследования, образовательная база);
3. Низкая производительность труда, неблагоприятная демографическая ситуация;
4. Развитая транспортная инфраструктура (Транссибирская магистраль в пересечении всех других путей сообщения, международный аэропорт);
4. Низкое состояние дорожных покрытий, медленное строительство метро и отсутствие конкретных решений по иным транспортным вопросам, большое число брошенных и неработающих производств;
5. Развитые обрабатывающие производства и инновационно-технологические бизнес-инкубаторы.
5. Высокий уровень износа основных фондов в инфраструктуре региона.
1. Перспективы повышения инвестиционной активности области через использование статуса Новосибирска как центра СФО и использование геополитического положения региона в азиатской части;
1. Риски снижения инвестиционной привлекательности области в сравнении с другими регионами РФ (недостаточная востребованность научно-технического и интеллектуального потенциала, имеющегося в регионе);
2. Реиндустрилизация экономики через развитие науки и технологий, создания инновационных производств и кластеров, туристического и рекреационного бизнеса;
2. Риски старения и оттока населения вследствие современных тенденций мобильности;
3. Усиление уровня административного управления и инновационного менеджмента через высококачественную подготовку управленческие кадров;
3. Риски сокращения рыночной доли через вытеснение продукции региона (конкуренция с другими регионами и иностранными государствами);
4. Повышение конкурентоспособности региона через взаимосвязь перспективных секторов экономики — точек роста, увеличение эффективности обработки сырья, реализация крупных градостроительных проектов;
4. Риски изменения правового климата инвестиционной деятельности вследствие незавершенности правового зонирования области и отдаленности региона;
5. Усиление в % соотношении малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, строительства и транспорта.
5. Риски возникновения техногенных катастроф вследствие износа оборудования и инфраструктуры.
Проведенное исследование, изученная теоретическая база, а также статистические и рейтинговые данные позволяют сделать следующие выводы:
- Правительству Новосибирской области и иным областным исполнительным органам необходимо продолжать политику повышения инвестиционной активности в регионе. Новосибирская область за последние годы укрепила свои экономические связи как с внутренними, так и внешними инвесторами, началось развитие инновационных (наукоград Кольцово, технопарковые зоны, бизнес-инкубаторы, центры высоких компетенций) и транспортных (строительство современных скоростных автомобильных трасс федерального значения, развитие аэропорта «Толмачёво», железных дорог и водных путей) инфраструктур;
- Однако, в «Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года» в числе приоритетов инвестиционной политики нет ни образования, ни медицины, которые являются основой для развития всей остальной региональной инвестиционной деятельности. Автор предлагает внести данные пункты в список приоритетов области в сфере инвестиций;
- Также в рамках повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области предлагается развитие образовательного туризма. Новосибирск является одним из самых крупных образовательных центров Сибири и России, на территории которого сосредоточено 30 высших учебных заведений 69 научно-исследовательских институтов;
- Составление SWOT-анализа экономического положения Новосибирской области (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) может потенциально помочь в отборе имеющихся инвестиционных проектов и инициировании новых коммерческих и высокотехнологических проектов, привлечении необходимых инвестиционных ресурсов в перспективные сектора экономики.
Список использованной литературы
- Баранова Инна Владимировна, Газимзянова Наталья Борисовна Факторы повышения инвестиционной привлекательности региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №4
- Павлова Л.П., Дубовенко В.А. К некоторым итогам изучения научного потенциала г. Новосибирска // Библиосфера. 2008. №2.
- Тахумова О.В. Факторы повышения инвсетиционной привлекательности регионов // Ekonomicke Trendy. 2016.
Перспективы инвестиционной деятельности в России в 2020 году
![]() |
![]() |
Вернуться назад на Инвестиционная деятельность 2020
В 2020 году можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.
Первая и наиболее важная — внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует четкой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.
Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба — криминализация общества и экономики. Это проявляется прежде всего в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Для эффективной реализации серьезного инвестиционного проекта необходим долговременный прогноз по проекту и рынку на несколько лет. Прямые иностранные инвестиции, как известно, являются одним из каналов импорта технологий, важно только правильно им воспользоваться, ведь «иностранный инвестор может поделиться передовой технологией с отечественными предприятиями либо, наоборот, постараться эти отечественные предприятия вытеснить, он может инвестировать ее. От этого и зависит эффективность прямых иностранных инвестиций. Поэтому правительство должно заботиться о соблюдении необходимых условий эффективности». На наш взгляд, следует также задуматься, что заставляет отечественных производителей уповать исключительно на иностранные технологии и мешает создавать свои. Здесь мы упираемся, прежде всего, в системные проблемы образования и науки, обусловленные неэффективной политикой государства, проводимой два последних десятилетия в этой сфере. Достаточно посмотреть на статистику количества российских ученых, уехавших на Запад: «Росстат называет 100 тысяч человек, Фонд Карнеги — 300 тысяч, профсоюз научных работников России — миллион», чтобы понять, что государству за последние годы, к сожалению, не удалось создать спрос на высококвалифицированные научные кадры.
В Концепции социально-экономического развития России, упор делается, прежде всего, на инновации, задается вектор инновационного пути развития российской экономики. Примечательно положение о том, что «особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития». Очевидно, что решающее значение в этом процессе должна сыграть российская наука, инвестирование в которую бесспорно представляется необходимым. Требуется государственная поддержка и финансирование научных исследований, разработок, образовательных программ, в том числе по международному обмену. Государственная инициатива по созданию институтов развития, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных институтов и центров, совершенно обоснована, ведь, создавая подобные институты, государство инвестирует средства не только в науки и технологии, но и в человеческий капитал, обеспечивая экономическое процветание государства на долгие годы вперед. Важно, несмотря на финансовые трудности, продолжать деятельность в этом направлении. Особо примечательна идея о создании центров трансферта технологий (ЦТТ), призванных выводить на рынок новые технологии, передавать их от обладателя к потребителю. Ряд подобных центров уже весьма успешно функционируют в российских регионах: в Архангельске, Перми, Саратове.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, в которых действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.
Наконец, наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база. По мнению правоведов, она недостаточно стабильная и противоречива, запутанная, что осложняется еще и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях.
Слабость институтов — ключевой фактор, негативно влияющий на кредитоспособность компаний, препятствующий диверсификации экономики и притоку инвестиций в Россию. Слабость судебной системы, бюрократический пресс, непрозрачность регулирования приводят к недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения, а также препятствуют развитию открытости и прозрачности российских компаний и диверсификации экономики. В условиях развивающейся культуры бизнеса и регулирования принятие решений в большей степени зависит от отдельных лиц или от влиятельных групп интересов, нежели от институтов с четко установленными задачами.
Личные или политические мотивы могут превалировать над экономической целесообразностью, что приводит к пристрастным или непредсказуемым с точки зрения бизнеса решениям. Авторитаризм привел к более активному вмешательству государства в экономику, увеличению числа бюрократических барьеров и росту коррупции. По мере усиления авторитарной бюрократии решения и действия правительства, касающиеся бизнеса, становятся все менее предсказуемыми.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА). Важное условие, необходимое для частных капиталовложений — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. В год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.
В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
• во-первых, в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
• во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций:
• достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
• ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
• радикализация борьбы с преступностью;
• торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
• пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
• мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
• внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
• запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
• предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
• формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы;
• срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
• принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
• создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;
• создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
• разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Изменения для нотариусов в 2020 году
Изменения для предпринимателей в 2020 году
Изменения для юристов в 2020 году
Изменения ПДД с 2020 года
Инвентаризация 2020
Инвестиции в России: итоги 2019 года и прогноз на 2020 год от CBRE
По предварительным итогам 2019 года, которые подвела компания CBRE, объем инвестиций в недвижимость России может увеличится в 1,4 раза по сравнению со значением прошлого года (181 млрд руб.) и достигнуть порядка 250 млрд руб. ($3,8 млрд). Об этом рассказала Ирина Ушакова, старший директор, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций CBRE.
Устойчивый макроэкономический фон (ожидания по основным показателям оправдались, либо продемонстрировали более положительный результат) усилил мотивацию инвесторов к вложению средств в недвижимость России. Понижение Центральным Банком ключевой ставки до минимального с начала 2014 года уровня создает предпосылки для улучшения условий привлечения заемного финансирования, что также способствует мотивации инвесторов.
В 2019 году увеличится объем вложений в объекты недвижимости в инвестиционных целях. На такие сделки придется порядка 80% объема инвестиций, а средний размер такой сделки увеличится с 1,7 млрд руб. в 2018 году до 2,4 млрд руб. по итогам этого года.
В 2019 году инвесторы стали больше направлять вложения в объекты незавершенного строительства (участки с проектами, строящиеся объекты, объекты под редевелопмент). Объем инвестиций в такую недвижимость может достигнуть 80 млрд руб. (на 34% выше значения прошлого года).
Сегмент торговой недвижимости третий год подряд лидирует в структуре инвестиций с долей порядка 30%. Уже было закрыто и еще ожидается к закрытию до конца года несколько знаковых сделок с крупными торговыми центрами, за счет чего объем вложений в этот сегмент по итогам года может достигнуть почти 80 млрд руб. против 55 млрд руб. годом ранее.
Инвестиции в офисную недвижимость также превзойдут объем прошлого года (61 млрд руб. в 2019 году и 50 млрд руб. по итогам 2018 года), однако их доля по-прежнему остается относительно низкой и составляет 25% от всех вложений. Инвесторы проявляют большой интерес к этому сегменту, однако сказывается ограниченность предложения качественных офисных объектов.
Изменение законодательства в части долевого строительства продолжает оказывать влияние на активность инвесторов по приобретению участков под жилое строительство. Крупные девелоперы стараются воспользоваться ситуацией и усилить позицию на рынке, приобретая проекты у непрофильных игроков. Объем вложения в этот сегмент (51 млрд руб.) может увеличится почти на 60% по сравнению со значением прошлого года (33 млрд руб.), а его доля вырастет с 18% до 21%.
Вложения в складской и гостиничный сегменты составят по итогам 2019 года 13% и 7% в объеме инвестиций соответственно.
Доля рынка Санкт-Петербурга может увеличится на 13 п.п. по итогам 2019 года до 37%. Данное изменение во многом будет являться фактором закрытия нескольких крупных сделок, что не является показательным.
Объем вложений в объекты недвижимости Москвы увеличится на 16%, а доля рынка столицы составит 56%. Интерес инвесторов к региональным рынкам стабильно невысокий, их доля в объеме инвестиций составит порядка 7%.
Вложения со стороны российских компаний формируют основной объем инвестиций. В 2019 году на них придется порядка 70%.
Вложения со стороны иностранных компаний единичны, но как правило сделки с их участием достаточно крупные. В 2019 году ожидаются к закрытию сделки как с западными, так и с ближневосточными инвесторами.
По нашим прогнозам, до конца 2019 года ставки капитализации для премиальных объектов офисной недвижимости снизятся на 25 б.п. до 9%, для премиальных объектов торговой и складской недвижимости останутся на прежнем уровне и составят 9,5% и 11% соответственно. В сложившейся конъюнктуре рынка мы видим предпосылки для компрессии ставок капитализации в 2020 году.
Тренд на рост рынка инвестиций в недвижимость России может продолжится и в следующем году. По нашим ожиданиям, объем вложений в 2020 году превысит показатель этого года и увеличится до порядка 300 млрд руб., тем самым достигая уровня 2016-2017 годов.
Национальный рейтинг
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА
В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.
«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».
«Рейтинг, который мы сегодня обсуждаем, станет одним из показателей, по которым будет оцениваться работа губернаторов. Эти показатели будут подкреплены существенными — хочу это подчеркнуть — материальными мотивациями» —> Андрей Белоусов, Помощник Президента России
- По группам
- По федеральным округам
Методология
Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.
Структура рейтинга
Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.
Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:
- Регуляторная
среда - Институты
для бизнеса - Инфраструктура
и ресурсы - Поддержка малого
предпринимательства - Показатели
вне Рейтинга
Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.
Сбор и первичная
обработка данных
Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:
- Показатели, оцениваемые
путем экспертной оценки - Показатели, оцениваемые путем
опроса предпринимателей из общей
генеральной совокупности - Показатели, оцениваемые путем
опроса предпринимателей из специальных
генеральных совокупностей
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.
Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.
Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.
Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).
Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.
Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).
Методика
расчета результатов
- Уровни представления
результатов рейтинга - Агрегирование
После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:
Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.
Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).
В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:
- В них могут быть выбросы;
- Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).
Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:
- 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
- В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.
Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:
Обработка выбросов в исходных данных
Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.
Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.
Расчет показателей
После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».
Восстановление пропущенных данных
Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.
Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.
Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).
Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием
В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование
если показатель является возрастающим , и преобразование
если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».
Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование
x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является возрастающим , и преобразование
x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является убывающим.
Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей
Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).
Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.