Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная стратегия россии

Стратегии субъектов РФ и муниципальных образований

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ является важнейшим документом стратегического планирования на уровне региона, направленным на решение задач устойчивого социально-экономического развития региона и нацеленным на согласование интересов всех заинтересованных сторон. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» каждый субъект РФ обязан иметь стратегию социально-экономического развития собственного региона, взаимоувязанную с федеральными и региональными документами стратегического планирования.

Основными этапами разработки стратегии социально-экономического развития субъекта РФ:

  • системная диагностика текущего социально-экономического состояния (определение уникальных особенностей региона, оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, рисков, конкурентных преимуществ);
  • проведение отраслевых, территориальных и глобальных стратегических сессий с целью согласования позиций всех стейкхолдеров по поводу стратегического видения развития определенных секторов и региона в целом;
  • определение приоритетов, направлений, целей, задач социально-экономического развития;
  • прогнозирование целевых показателей, необходимых для мониторинга эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона;
  • описание системы реализации, мониторинга и корректировки стратегии социально-экономического развития региона;
  • разработка плана мероприятий, взаимоувязывающего приоритеты, направления, цели, задачи, сроки реализации, объемы финансирования по источникам, показатели эффективности и ответственные лица;
  • определение территориальной проекции положений стратегии социально-экономического развития региона, анализ и выявление перспектив развития системы расселения и размещения производительных сил;
  • широкое общественное обсуждение результатов социально-экономического развития региона.

Инвестиционная стратегия субъектов РФ

Наиболее важным элементом Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в регионе является Инвестиционная стратегия региона, которая обеспечивает консолидацию и координацию действий всех ветвей власти для привлечения масштабных инвестиций в реальный сектор экономики. Ответственность за внедрение положений Стандарта в течение 2013 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина от 27.12.2012 № Пр-144ГС возложена на руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Инвестиционная стратегия региона определяет:

  • инвестиционные приоритеты (территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты);
  • проблемы в инвестиционной сфере и меры по их решению;
  • основные цели управления инвестиционными процессами на территории региона;
  • задачи, которые необходимо решить для достижения целей стратегии;
  • обоснование методических подходов к регулированию инвестиционных процессов;
  • мероприятия, взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также целевые программы, отдельные проекты, обеспечивающие рост инвестиций в регионе;
  • показатели, характеризующие результативность стратегии;
  • общие принципы сотрудничества органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата региона.

Цель разработки Инвестиционной стратегии:

проведение оценки стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона, доступных ресурсов ее развития и формирование перечня мероприятий, создающих благоприятные условия привлечения инвестиций для решения ключевых задач социально-экономического развития региона.

Для достижения поставленных целей мы готовы провести разработку Инвестиционной стратегии по следующим этапам:

  1. Диагностика текущего состояния
  2. Определение направлений улучшения инвестиционного климата
  3. Подготовка рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата

Структура Инвестиционной стратегии:

  1. Стратегические характеристики и ресурсы развития
  2. Анализ инвестиционного климата региона
  3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности
  4. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности
  5. Стратегические цели, задачи и ключевые показатели инвестиционного развития
  6. Направления развития региона. Факторы повышения инвестиционной привлекательности
  7. Мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности
  8. Перечень приоритетных инвестиционных проектов
  9. Оценка ресурсного обеспечения стратегии
  10. Социально-экономические результаты реализации стратегии
  11. Механизм реализации стратегии. График контроля исполнения и график пересмотра стратегии
  12. Риски стратегии и риски привлечения инвестиций
  13. Дорожная карта стратегии

Ожидаемым эффектом от выполненной работы должно стать ускорение социально-экономического развития региона и повышение его инвестиционной привлекательности, создание необходимых конкурентных преимуществ и фундамента для развития.

Стратегии муниципальных образований

Аналогичные с субъектами РФ решения применимые к уровню муниципального образования

Особенности развития инвестиционной стратегии РФ

Инвестиционная стратегия Российской Федерации вза­имосвязана с общей стратегией развития страны и частны­ми стратегиями, концепциями и программами развития.

Инвестиционная привлекательность стран мира еже­годно оценивается ведущими рейтинговыми агентства­ми. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта по инвес­тиционному климату резко упал: с 71-го она опустилась на 129-е место. Затем рейтинг России стал постепенно подниматься.

В России в 1990тх гг. отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и, соответствен­но, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоя­тельство привело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств). С приходом на пост Президента РФ Владимира Путина на должность министра экономики был назначен руково­дитель Центра стратегических разработок Герман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2010 г., который и стал базовым документом для разработок от­раслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодатель­ной базы в регионах.

Таблица 3.1.1 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям

экономики (в % к итогу)

Инвестиции в основной100′
капитал, всего
в том числе по отраслям
экономики:
промышленность41,334,438,538,737,236,441,0
из нее:
электроэнергетика4,95,23,73,64,24,45,6
топливная промышленность16,814,418,519,216,816,017,8
черная металлургия2,3 .2,02,02,11,61,73,5
цветная металлургия2,31,92,83,02,72,52,8
машиностроение и4,93,12,92,93,13,13,0
металлообработка
(без промышленности
медицинской техники)
Читать еще:  Прямые инвестиции китая в россию

Главные тезисы правительственной программы раз­вития:

· дерегулирование экономики, включая дебюрокра­тизацию страны;

· стабильный рост ВВП;

· снижение государственных расходов и налогового бремени;

· приоритет государственных инвестиций в челове­ческий капитал;

· стабильный рост доходов населения и совокупно­го потребления;

· адресная социальная политика.

Основными функциями государства в программе опре­делены:

· поддержание макроэкономического и структурно­го равновесия;

· формирование и обеспечение экономического по­рядка посредством разработки и гарантии реали­зации норм и правил поведения и отношений эко­номических агентов;

· выработка стратегии развития, формирование бла­гоприятного инвестиционного и предприниматель­ского климата, а также благоприятных соци­альных условий функционирования экономики;

· поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурен­тоспособности отечественной экономики в услови­ях глобализации мирового хозяйства;

· обеспечение экономической безопасности, проти­водействие угрозам и факторам нестабильности;

· борьба с преступностью.

Главной целью стратегии было обозначено последова­тельное повышение уровня жизни населения.

В стратегии поставлены следующие задачи:

· осуществить переход от патерналистской к субси­диарной модели государства;

· осуществить реформу власти в направлении уси­ления рыночных институтов;

· провести модернизацию экономики.

Ожидаемые экономические результаты:

· повышение роли рыночных механизмов в регули­ровании деятельности экономических агентов;

· повышенные темпы роста ВВП;

· рост валовых сбережений в 2000-2010 гг. до уров­ня выше 30% ВВП;

· рост прямых инвестиций;

· рост чистого экспорта;

· совершенствование управления государством и эко­номикой;

· рост капитализации экономики;

· снижение расходов расширенного правительства;

· реализация адресной поддержки малообеспечен­ных домохозяйств;

· ликвидация дотаций ЖКХ.

Основные блоки стратегии:

1. Социальная политика:

· стратегия реформирования здравоохранения;

· политика в сфере культуры;

· стратегия жилищной политики и развития жилищ­но-коммунального хозяйства;

· трудовые отношения и занятость населения.

2. Модернизация экономики:

· создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;

· общие условия хозяйствования;

· защита прав собственности;

· выравнивание условий конкуренции;

· улучшение информационного обеспечения бизне­са, реформирование бухучета и статистики;

· развитие финансовых рынков и институтов;

· реформирование банковской системы;

· развитие фондового рынка и инвестиционных институтов;

· развитие рынка страховых услуг.

3. Структурная политика:

· управление государственной собственностью;

· инновационное развитие экономики;

· развитие транспортной инфраструктуры;

· реформирование естественных монополий;

· развитие топливно-энергетического комплекса;

· развитие оборонно-промышленного комплекса;

· развитие аграрно-промышленного комплекса;

· развитие рынка земли и недвижимости;

· государственная внешнеэкономическая политика.

4. Макроскопическая политика:

· реформирование налоговой системы и таможенной политики;

· реформа межбюджетных отношений;

В результате реализации стратегии были достигнуты следующие положительные результаты:

· снижаются непроцентные госрасходы (в них входят госрасходы, кроме процентных выплат по гос­долгу);

· последовательно снижаются и упрощаются нало­ги (снижен подоходный налог, снижены налоги на прибыль, НДС, единый социальный налог, лик­видирован налог с продаж и пр.);

· реализован бездефицитный федеральный бюджет;

· растут инвестиции в человеческий капитал;

· реализуются крупные национальные проекты;

· совершенствуется законодательство на федераль­ном уровне в направлении повышения инвестици­онной привлекательности России;

· совершенствуются рыночные институты;

· унифицируется региональное законодательство;

· реформируется пенсионная система (переход к на­копительной системе);

· обеспечена макростабильность экономики;

· стабилизирован курс рубля;

· существенно снижен внешний государственный долг;

· осуществляется образовательная реформа;

· растет государственное финансирование науки;

· упрощается система открытия фирм;

· развиваются финансовые рынки: кредитный ры­нок, РЦБ, страховой рынок, валютный рынок;

· развивается банковская система;

· снижаются дотации на ЖКХ и формируются про­граммы и источники их модернизации;

· постепенно снижаются валютные ограничения;

· сближаются курсы рубля по ППС и по результа­там торгов на бирже;

· значительно выросли золотовалютные резервы;

· выполняются государственные международные долговые обязательства;

· устойчиво растет ВВП, причем более высокими темпами, чем заложено в стратегии;

· растут внутренние и иностранные инвестиции;

· устойчиво растут реальные доходы населения.

Основные препятствия на пути реализации стратегии и отрицательные результаты:

· невыполнение государством своих функций и обя­занностей, особенно в регионах;

· криминализация экономики и государства — в стране реализован криминально-бюрократический вариант экономики — в принципе, тупиковый ва­риант развития;

· крайне медленная модернизация (диверсификация) экономики и промышленности;

· голландская болезнь российской экономики;

· отсутствие торжества закона и равноправия перед законом;

· крайне «медленное формирование гражданского об­щества;

· слабое идеологическое обеспечение процесса раз­вития страны и ее духовной жизни;

· низкие темпы роста уровня и качества российско­го человеческого капитала, особенно в части его рыночных составляющих в силу недостаточности инвестиций в него, а также объективных причин;

· высокие темпы инфляции;

· слабая банковская система;

· неразвитый, хотя и быстро растущий, рынок цен­ных бумаг;

· наличие в стране огромного теневого сектора эко­номики и, как следствие, низкая капитализация экономики;

· быстрый рост корпоративного зарубежного долга, в том числе долг государственных монополий (Газ­прома, Сбербанка, и др.); госмонополии, олигополии и крупнейшие российские компании предпо­читают кредитоваться в развитых странах; под­талкивает их к этому высокая ставка рефинанси­рования Банка России;

Читать еще:  Российская инвестиционная компания

· непривлекательный инвестиционный климат и, как следствие, отток капитала из страны;

· реформирование межбюджетных отношений приве­ло к снижению бюджетной обеспеченности крупных городов-доноров территорий и, как следствие, к снижению их инвестиционной привлекательности;

· неспособность Правительства РФ осуществлять ин­вестирование экономики и развитие государст­венной инфраструктуры из накопленных средств в госфондах с помощью безынфляционных меха­низмов.

Инвестиционная политика Российской Федерации

Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

Сущность явления

Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

  • сформировать благоприятный деловой климат;
  • стимулировать развитие предпринимательства;
  • усовершенствовать социальную сферу;
  • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
  • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
  • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».

Существующая специфика

Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

  • существенное влияние государства на экономику;
  • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
  • зависимость от мирового экономического кризиса.

Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

Региональный аспект

Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

  • особенности географического положения;
  • имеющиеся природные ресурсы;
  • уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • непосредственное соседство с иностранными государствами;
  • инвестиционную привлекательность;
  • состояние экологии.

В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

Эффективность проводимой политики

В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

  • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
  • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
  • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
  • государственное инвестирование доминирует над частным;
  • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

5 самых популярных инвестиционных стратегий на российском рынке

Стратегии инвестирования

Владимир Масленников, Вице-президент инвестиционной группы QBF, рассказал нам про популярные стратегии инвестирования в российских реалиях и дал комментарии к каждой из них. Мы рекомендуем ознакомиться с ними и сделать выбор в соответствии с вашей целью и сроками инвестирования.

Читать еще:  Управление инвестиционно строительным проектом

«На современном отечественном рынке капитала существует множество способов для сохранения и приумножения личных сбережений, однако эффективность некоторых из них, например, банковского вклада, стремительно сокращается. На мой взгляд, наибольшие дивиденды сегодня приносят продукты фондового рынка» — говорит Владимир.

1. Облигации федерального займа

Тем, кто ищет надёжную и доходную альтернативу депозиту, я бы порекомендовал прежде всего обратиться к облигациям федерального займа. Это ценные бумаги, эмитентом которых является Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение обязательств по выплате купона и возврату денежных средств по ОФЗ берёт на себя государство. Доходность облигаций федерального займа выше максимальных ставок по вкладам в банках .

Целевая доходность стратегии, построенной на работе с ОФЗ, составляет 8­–9%. Дополнительное преимущество государственных бумаг состоит в том, что купонный доход по ним не облагается подоходным налогом. Инвестиционный горизонт портфелей, работа которых основана на операциях с облигациями федерального займа, составляет один год, но эффективнее вкладывать капитал в ОФЗ на срок от трёх лет. Обозначенный период инвестирования позволяет существенно повысить устойчивость портфеля к колебаниям цены на фоне возможного изменения конъюнктуры рынка.

2. РЕПО с ЦК

Ещё одним инвестиционным инструментом с высочайшим уровнем надёжности являются сделки РЕПО с Центральным контрагентом (вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене). Функции Центрального контрагента берёт на себя Национальный Клиринговый Центр (входит в группу «Московская биржа»).

Преимущество данного инструмента состоит в постоянной доходности: эффективность сделок РЕПО с ЦК практически не зависит от рыночных колебаний. Такая стратегия инвестирования подойдёт владельцам капитала, которые хотят разместить денежные средства на короткий срок. Прибыль по итогам сделок РЕПО с Центральным контрагентом начисляется ежедневно, поэтому портфель принесёт доход даже за несколько дней работы. Инвестиционные стратегии, основанные на сделках РЕПО с ЦК, имеют целевую доходность 7–8%, что в несколько раз превышает эффективность счёта до востребования в банке.

3. Облигации

Облигационные портфели, построенные на работе с облигациями крупнейших российских компаний, имеют целевую доходность 9–10%. Инструмент подойдёт владельцам капитала, цель которых состоит в защите личных накоплений от внешних и инфляционных рисков. Надёжность обусловлена капиталовложениями в ценные бумаги с фиксированной доходностью.

Отмечу, быстро развивающиеся отечественные предприятия в современной экономической ситуации зачастую более устойчивы, чем банки из топ-50. При этом целевая доходность облигационных портфелей существенно выше эффективности отечественных депозитов. Как уже было обозначено ранее, данные стратегии способны принести 9–10% годовых. Инвестиционный горизонт портфелей, построенных на работе с облигациями российских компаний, составляет срок от 1 года.

4. Акции

Высокой целевой доходностью сегодня отличаются инвестиционные портфели, основанные на операциях с акциями крупнейших российских компаний. Они позволяют получить прибыль за счёт роста отечественного корпоративного сектора. Современные управляющие компании направляют капитал клиентов на сделки с ценными бумагами со стабильным дивидендным доходом и высоким потенциалом роста стоимости.

За счёт работы с голубыми фишками отечественного корпоративного сектора, эффективность стратегий, основанных на операциях с акциями, существенно выше роста индекса Московской биржи. Целевая доходность стратегий, построенных на работе с акциями, при инвестиционном горизонте от одного года составляет 15–20%. Увеличение срока размещения капитала до трёх лет также позволит свести к минимуму негативные эффекты от краткосрочных колебаний рынка.

5. Акции с дивидендами

Инвесторам, ориентированным на повышенную доходность на российском рынке ценных бумаг, я рекомендую обратиться к портфелям, в основе которых лежат сделки с акциями с высокой дивидендной доходностью и дополнительным потенциалом роста. Ожидаемая доходность данных стратегий на сегодняшний день составляет 20–25% в год.

На мой взгляд, существенно повысить эффективность портфеля позволит возможность управления уровнем риска. Так, при необходимости в моменты колебания рынка на ограниченный период времени денежные средства могут направляться в государственные и корпоративные облигации. Перераспределение активов и профессионализм управляющего, которому будет доверено управление капиталом, способны существенно увеличить устойчивость портфеля.

Заключение

В заключение отмечу: все перечисленные стратегии инвестирования доступны в рамках индивидуального инвестиционного счёта – инструмента, который позволяет получить налоговые льготы при работе на фондовом рынке. Владелец ИИС может воспользоваться одним из двух типов налоговых преференций. Льгота первого типа предполагает налоговый вычет размером 13% от суммы своих инвестиций (но не более 52 тыс. руб. в год). Второй тип преференций предусматривает освобождение прибыли, которую принесут операции с капиталом, заведённым на счёт, от налога на прибыль.

Итак, сейчас на российском рынке существует немало эффективных стратегий для приумножения капитала. Главное — сформировать тот инвестиционный портфель, который в наибольшей степени удовлетворит индивидуальные потребности конкретного клиента. На мой взгляд, оптимальные инструменты для работы со сбережениями рациональнее выбирать вместе с надёжным партнёром – высококвалифицированным финансовым советником.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×