Инвестиционная стратегия россии
Стратегии субъектов РФ и муниципальных образований
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ является важнейшим документом стратегического планирования на уровне региона, направленным на решение задач устойчивого социально-экономического развития региона и нацеленным на согласование интересов всех заинтересованных сторон. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» каждый субъект РФ обязан иметь стратегию социально-экономического развития собственного региона, взаимоувязанную с федеральными и региональными документами стратегического планирования.
Основными этапами разработки стратегии социально-экономического развития субъекта РФ:
- системная диагностика текущего социально-экономического состояния (определение уникальных особенностей региона, оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, рисков, конкурентных преимуществ);
- проведение отраслевых, территориальных и глобальных стратегических сессий с целью согласования позиций всех стейкхолдеров по поводу стратегического видения развития определенных секторов и региона в целом;
- определение приоритетов, направлений, целей, задач социально-экономического развития;
- прогнозирование целевых показателей, необходимых для мониторинга эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона;
- описание системы реализации, мониторинга и корректировки стратегии социально-экономического развития региона;
- разработка плана мероприятий, взаимоувязывающего приоритеты, направления, цели, задачи, сроки реализации, объемы финансирования по источникам, показатели эффективности и ответственные лица;
- определение территориальной проекции положений стратегии социально-экономического развития региона, анализ и выявление перспектив развития системы расселения и размещения производительных сил;
- широкое общественное обсуждение результатов социально-экономического развития региона.
Инвестиционная стратегия субъектов РФ
Наиболее важным элементом Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в регионе является Инвестиционная стратегия региона, которая обеспечивает консолидацию и координацию действий всех ветвей власти для привлечения масштабных инвестиций в реальный сектор экономики. Ответственность за внедрение положений Стандарта в течение 2013 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина от 27.12.2012 № Пр-144ГС возложена на руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Инвестиционная стратегия региона определяет:
- инвестиционные приоритеты (территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты);
- проблемы в инвестиционной сфере и меры по их решению;
- основные цели управления инвестиционными процессами на территории региона;
- задачи, которые необходимо решить для достижения целей стратегии;
- обоснование методических подходов к регулированию инвестиционных процессов;
- мероприятия, взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также целевые программы, отдельные проекты, обеспечивающие рост инвестиций в регионе;
- показатели, характеризующие результативность стратегии;
- общие принципы сотрудничества органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата региона.
Цель разработки Инвестиционной стратегии:
проведение оценки стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона, доступных ресурсов ее развития и формирование перечня мероприятий, создающих благоприятные условия привлечения инвестиций для решения ключевых задач социально-экономического развития региона.
Для достижения поставленных целей мы готовы провести разработку Инвестиционной стратегии по следующим этапам:
- Диагностика текущего состояния
- Определение направлений улучшения инвестиционного климата
- Подготовка рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата
Структура Инвестиционной стратегии:
- Стратегические характеристики и ресурсы развития
- Анализ инвестиционного климата региона
- Государственная поддержка инвестиционной деятельности
- SWOT-анализ инвестиционной привлекательности
- Стратегические цели, задачи и ключевые показатели инвестиционного развития
- Направления развития региона. Факторы повышения инвестиционной привлекательности
- Мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности
- Перечень приоритетных инвестиционных проектов
- Оценка ресурсного обеспечения стратегии
- Социально-экономические результаты реализации стратегии
- Механизм реализации стратегии. График контроля исполнения и график пересмотра стратегии
- Риски стратегии и риски привлечения инвестиций
- Дорожная карта стратегии
Ожидаемым эффектом от выполненной работы должно стать ускорение социально-экономического развития региона и повышение его инвестиционной привлекательности, создание необходимых конкурентных преимуществ и фундамента для развития.
Стратегии муниципальных образований
Аналогичные с субъектами РФ решения применимые к уровню муниципального образования
Особенности развития инвестиционной стратегии РФ
Инвестиционная стратегия Российской Федерации взаимосвязана с общей стратегией развития страны и частными стратегиями, концепциями и программами развития.
Инвестиционная привлекательность стран мира ежегодно оценивается ведущими рейтинговыми агентствами. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта по инвестиционному климату резко упал: с 71-го она опустилась на 129-е место. Затем рейтинг России стал постепенно подниматься.
В России в 1990тх гг. отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и, соответственно, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоятельство привело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств). С приходом на пост Президента РФ Владимира Путина на должность министра экономики был назначен руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2010 г., который и стал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы в регионах.
Таблица 3.1.1 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям
экономики (в % к итогу)
Инвестиции в основной | 100′ | ||||||
капитал, всего | |||||||
в том числе по отраслям | |||||||
экономики: | |||||||
промышленность | 41,3 | 34,4 | 38,5 | 38,7 | 37,2 | 36,4 | 41,0 |
из нее: | |||||||
электроэнергетика | 4,9 | 5,2 | 3,7 | 3,6 | 4,2 | 4,4 | 5,6 |
топливная промышленность | 16,8 | 14,4 | 18,5 | 19,2 | 16,8 | 16,0 | 17,8 |
черная металлургия | 2,3 . | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 1,6 | 1,7 | 3,5 |
цветная металлургия | 2,3 | 1,9 | 2,8 | 3,0 | 2,7 | 2,5 | 2,8 |
машиностроение и | 4,9 | 3,1 | 2,9 | 2,9 | 3,1 | 3,1 | 3,0 |
металлообработка | |||||||
(без промышленности | |||||||
медицинской техники) |
Главные тезисы правительственной программы развития:
· дерегулирование экономики, включая дебюрократизацию страны;
· стабильный рост ВВП;
· снижение государственных расходов и налогового бремени;
· приоритет государственных инвестиций в человеческий капитал;
· стабильный рост доходов населения и совокупного потребления;
· адресная социальная политика.
Основными функциями государства в программе определены:
· поддержание макроэкономического и структурного равновесия;
· формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов;
· выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики;
· поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;
· обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;
· борьба с преступностью.
Главной целью стратегии было обозначено последовательное повышение уровня жизни населения.
В стратегии поставлены следующие задачи:
· осуществить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства;
· осуществить реформу власти в направлении усиления рыночных институтов;
· провести модернизацию экономики.
Ожидаемые экономические результаты:
· повышение роли рыночных механизмов в регулировании деятельности экономических агентов;
· повышенные темпы роста ВВП;
· рост валовых сбережений в 2000-2010 гг. до уровня выше 30% ВВП;
· рост прямых инвестиций;
· рост чистого экспорта;
· совершенствование управления государством и экономикой;
· рост капитализации экономики;
· снижение расходов расширенного правительства;
· реализация адресной поддержки малообеспеченных домохозяйств;
· ликвидация дотаций ЖКХ.
Основные блоки стратегии:
1. Социальная политика:
· стратегия реформирования здравоохранения;
· политика в сфере культуры;
· стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства;
· трудовые отношения и занятость населения.
2. Модернизация экономики:
· создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
· общие условия хозяйствования;
· защита прав собственности;
· выравнивание условий конкуренции;
· улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухучета и статистики;
· развитие финансовых рынков и институтов;
· реформирование банковской системы;
· развитие фондового рынка и инвестиционных институтов;
· развитие рынка страховых услуг.
3. Структурная политика:
· управление государственной собственностью;
· инновационное развитие экономики;
· развитие транспортной инфраструктуры;
· реформирование естественных монополий;
· развитие топливно-энергетического комплекса;
· развитие оборонно-промышленного комплекса;
· развитие аграрно-промышленного комплекса;
· развитие рынка земли и недвижимости;
· государственная внешнеэкономическая политика.
4. Макроскопическая политика:
· реформирование налоговой системы и таможенной политики;
· реформа межбюджетных отношений;
В результате реализации стратегии были достигнуты следующие положительные результаты:
· снижаются непроцентные госрасходы (в них входят госрасходы, кроме процентных выплат по госдолгу);
· последовательно снижаются и упрощаются налоги (снижен подоходный налог, снижены налоги на прибыль, НДС, единый социальный налог, ликвидирован налог с продаж и пр.);
· реализован бездефицитный федеральный бюджет;
· растут инвестиции в человеческий капитал;
· реализуются крупные национальные проекты;
· совершенствуется законодательство на федеральном уровне в направлении повышения инвестиционной привлекательности России;
· совершенствуются рыночные институты;
· унифицируется региональное законодательство;
· реформируется пенсионная система (переход к накопительной системе);
· обеспечена макростабильность экономики;
· стабилизирован курс рубля;
· существенно снижен внешний государственный долг;
· осуществляется образовательная реформа;
· растет государственное финансирование науки;
· упрощается система открытия фирм;
· развиваются финансовые рынки: кредитный рынок, РЦБ, страховой рынок, валютный рынок;
· развивается банковская система;
· снижаются дотации на ЖКХ и формируются программы и источники их модернизации;
· постепенно снижаются валютные ограничения;
· сближаются курсы рубля по ППС и по результатам торгов на бирже;
· значительно выросли золотовалютные резервы;
· выполняются государственные международные долговые обязательства;
· устойчиво растет ВВП, причем более высокими темпами, чем заложено в стратегии;
· растут внутренние и иностранные инвестиции;
· устойчиво растут реальные доходы населения.
Основные препятствия на пути реализации стратегии и отрицательные результаты:
· невыполнение государством своих функций и обязанностей, особенно в регионах;
· криминализация экономики и государства — в стране реализован криминально-бюрократический вариант экономики — в принципе, тупиковый вариант развития;
· крайне медленная модернизация (диверсификация) экономики и промышленности;
· голландская болезнь российской экономики;
· отсутствие торжества закона и равноправия перед законом;
· крайне «медленное формирование гражданского общества;
· слабое идеологическое обеспечение процесса развития страны и ее духовной жизни;
· низкие темпы роста уровня и качества российского человеческого капитала, особенно в части его рыночных составляющих в силу недостаточности инвестиций в него, а также объективных причин;
· высокие темпы инфляции;
· слабая банковская система;
· неразвитый, хотя и быстро растущий, рынок ценных бумаг;
· наличие в стране огромного теневого сектора экономики и, как следствие, низкая капитализация экономики;
· быстрый рост корпоративного зарубежного долга, в том числе долг государственных монополий (Газпрома, Сбербанка, и др.); госмонополии, олигополии и крупнейшие российские компании предпочитают кредитоваться в развитых странах; подталкивает их к этому высокая ставка рефинансирования Банка России;
· непривлекательный инвестиционный климат и, как следствие, отток капитала из страны;
· реформирование межбюджетных отношений привело к снижению бюджетной обеспеченности крупных городов-доноров территорий и, как следствие, к снижению их инвестиционной привлекательности;
· неспособность Правительства РФ осуществлять инвестирование экономики и развитие государственной инфраструктуры из накопленных средств в госфондах с помощью безынфляционных механизмов.
Инвестиционная политика Российской Федерации
Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.
В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.
Сущность явления
Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.
Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:
- сформировать благоприятный деловой климат;
- стимулировать развитие предпринимательства;
- усовершенствовать социальную сферу;
- способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
- минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
- создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.
Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:
На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.
Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.
Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.
Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».
Существующая специфика
Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:
- существенное влияние государства на экономику;
- смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
- зависимость от мирового экономического кризиса.
Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.
Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.
Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.
Региональный аспект
Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:
- особенности географического положения;
- имеющиеся природные ресурсы;
- уровень развития транспортной инфраструктуры;
- непосредственное соседство с иностранными государствами;
- инвестиционную привлекательность;
- состояние экологии.
В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.
Эффективность проводимой политики
В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:
- не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
- уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
- инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
- государственное инвестирование доминирует над частным;
- не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.
Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.
5 самых популярных инвестиционных стратегий на российском рынке
Стратегии инвестирования
Владимир Масленников, Вице-президент инвестиционной группы QBF, рассказал нам про популярные стратегии инвестирования в российских реалиях и дал комментарии к каждой из них. Мы рекомендуем ознакомиться с ними и сделать выбор в соответствии с вашей целью и сроками инвестирования.
«На современном отечественном рынке капитала существует множество способов для сохранения и приумножения личных сбережений, однако эффективность некоторых из них, например, банковского вклада, стремительно сокращается. На мой взгляд, наибольшие дивиденды сегодня приносят продукты фондового рынка» — говорит Владимир.
1. Облигации федерального займа
Тем, кто ищет надёжную и доходную альтернативу депозиту, я бы порекомендовал прежде всего обратиться к облигациям федерального займа. Это ценные бумаги, эмитентом которых является Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение обязательств по выплате купона и возврату денежных средств по ОФЗ берёт на себя государство. Доходность облигаций федерального займа выше максимальных ставок по вкладам в банках .
Целевая доходность стратегии, построенной на работе с ОФЗ, составляет 8–9%. Дополнительное преимущество государственных бумаг состоит в том, что купонный доход по ним не облагается подоходным налогом. Инвестиционный горизонт портфелей, работа которых основана на операциях с облигациями федерального займа, составляет один год, но эффективнее вкладывать капитал в ОФЗ на срок от трёх лет. Обозначенный период инвестирования позволяет существенно повысить устойчивость портфеля к колебаниям цены на фоне возможного изменения конъюнктуры рынка.
2. РЕПО с ЦК
Ещё одним инвестиционным инструментом с высочайшим уровнем надёжности являются сделки РЕПО с Центральным контрагентом (вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене). Функции Центрального контрагента берёт на себя Национальный Клиринговый Центр (входит в группу «Московская биржа»).
Преимущество данного инструмента состоит в постоянной доходности: эффективность сделок РЕПО с ЦК практически не зависит от рыночных колебаний. Такая стратегия инвестирования подойдёт владельцам капитала, которые хотят разместить денежные средства на короткий срок. Прибыль по итогам сделок РЕПО с Центральным контрагентом начисляется ежедневно, поэтому портфель принесёт доход даже за несколько дней работы. Инвестиционные стратегии, основанные на сделках РЕПО с ЦК, имеют целевую доходность 7–8%, что в несколько раз превышает эффективность счёта до востребования в банке.
3. Облигации
Облигационные портфели, построенные на работе с облигациями крупнейших российских компаний, имеют целевую доходность 9–10%. Инструмент подойдёт владельцам капитала, цель которых состоит в защите личных накоплений от внешних и инфляционных рисков. Надёжность обусловлена капиталовложениями в ценные бумаги с фиксированной доходностью.
Отмечу, быстро развивающиеся отечественные предприятия в современной экономической ситуации зачастую более устойчивы, чем банки из топ-50. При этом целевая доходность облигационных портфелей существенно выше эффективности отечественных депозитов. Как уже было обозначено ранее, данные стратегии способны принести 9–10% годовых. Инвестиционный горизонт портфелей, построенных на работе с облигациями российских компаний, составляет срок от 1 года.
4. Акции
Высокой целевой доходностью сегодня отличаются инвестиционные портфели, основанные на операциях с акциями крупнейших российских компаний. Они позволяют получить прибыль за счёт роста отечественного корпоративного сектора. Современные управляющие компании направляют капитал клиентов на сделки с ценными бумагами со стабильным дивидендным доходом и высоким потенциалом роста стоимости.
За счёт работы с голубыми фишками отечественного корпоративного сектора, эффективность стратегий, основанных на операциях с акциями, существенно выше роста индекса Московской биржи. Целевая доходность стратегий, построенных на работе с акциями, при инвестиционном горизонте от одного года составляет 15–20%. Увеличение срока размещения капитала до трёх лет также позволит свести к минимуму негативные эффекты от краткосрочных колебаний рынка.
5. Акции с дивидендами
Инвесторам, ориентированным на повышенную доходность на российском рынке ценных бумаг, я рекомендую обратиться к портфелям, в основе которых лежат сделки с акциями с высокой дивидендной доходностью и дополнительным потенциалом роста. Ожидаемая доходность данных стратегий на сегодняшний день составляет 20–25% в год.
На мой взгляд, существенно повысить эффективность портфеля позволит возможность управления уровнем риска. Так, при необходимости в моменты колебания рынка на ограниченный период времени денежные средства могут направляться в государственные и корпоративные облигации. Перераспределение активов и профессионализм управляющего, которому будет доверено управление капиталом, способны существенно увеличить устойчивость портфеля.
Заключение
В заключение отмечу: все перечисленные стратегии инвестирования доступны в рамках индивидуального инвестиционного счёта – инструмента, который позволяет получить налоговые льготы при работе на фондовом рынке. Владелец ИИС может воспользоваться одним из двух типов налоговых преференций. Льгота первого типа предполагает налоговый вычет размером 13% от суммы своих инвестиций (но не более 52 тыс. руб. в год). Второй тип преференций предусматривает освобождение прибыли, которую принесут операции с капиталом, заведённым на счёт, от налога на прибыль.
Итак, сейчас на российском рынке существует немало эффективных стратегий для приумножения капитала. Главное — сформировать тот инвестиционный портфель, который в наибольшей степени удовлетворит индивидуальные потребности конкретного клиента. На мой взгляд, оптимальные инструменты для работы со сбережениями рациональнее выбирать вместе с надёжным партнёром – высококвалифицированным финансовым советником.