Государство как инвестор инвестиционных процессов
Государственная инвестиционная деятельность
Роль государства в сфере инвестиций на сегодняшний день очень высока и её сложно переоценить. С возрастанием важности самих инвестиций возрастает и роль прямого участия государства в инвестиционных процессах в стране.
Инвестиционная деятельность государства это вложение средств государственного бюджета и бюджетов низших уровней в конкурентоспособные отрасли и компании, имеющие национальное значение, в инвестиционные проекты, занимающиеся созданием продуктов и услуг потребителем которых выступает само государство.
У каждой страны существуют отрасли экономики, которые играют определяющую роль и вносят максимальный вклад в формирование внутреннего валового продукта.
Именно в таких отраслях прямое участие государства в инвестиционной деятельности проявляется наиболее ярко и заметно. Поддержание конкурентоспособности отрасли, её развития и увеличения тем самым доходов бюджета одна из приоритетных задач правительства любой страны. Государственная инвестиционная деятельность способна проявляется в производстве товаров и услуг, где оно является одновременно заказчиком и потребителем.
Государство благодаря осуществлению инвестиций способно влиять как напрямую на целые отрасли экономики, так и косвенно. Оно не должно быть единственным инициатором инвестиционных процессов и единственным поставщиком инвестиционных ресурсов. Ему необходимо выступать соучастником и оказывать софинансирование инвестиционных проектов, которые отвечают стратегии развития страны.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности раскрывается в:
- финансировании приоритетных инвестиционных проектов по стране и федеральным округам/регионам
- софинансирование совместных инвестпроектов, разработанных вместе с иностранными партнёрами
- улучшение амортизационной и налоговой политики
- защита отечественных компаний от закупа морально устаревших видов техники, инструментария, оборудования
- предоставление государственного финансирования/государственных гарантий на конкурсной основе.
Косвенное участие государства в инвестиционной деятельности страны осуществляется путём опосредованного присутствия на финансовых, страховых, сырьевых и других рынках через посредников в лице центрального банка России, внебюджетных и инвестиционных фондов с государственным участием, органов местного самоуправления всех уровней, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Такое влияние проявляется в форме постановлений, законов, новых способов взаимодействия с населением, новых услуг.
Источники государственных инвестиций
- средства государственного бюджета (налоговые и иные поступления, приватизация государственного имущества, иная продажа государственного имущества)
- региональные, муниципальные и другие бюджеты
- средства пенсионных и иных фондов, существующих в стране.
Задачи, которые решает государственная инвестиционная деятельность:
- внедрение новых технологий, развитие инновационных отраслей экономики
- поддержание конкурентоспособности ключевых отраслей экономики
- создание рабочих мест
- повышение благосостояния и уровня жизни людей
- обеспечение ведения надлежащей социальной политики
- поддержание приемлемой экологической обстановки
- обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного инвестиционного климата страны.
Инструменты воздействия
Благодаря чему государство способно добиться поставленных перед собою задач? Основные инструменты инвестиционной деятельности государства:
- законотворческая деятельность
- банковская система страны
- инвестиционные/внебюджетные фонды
- страховые компании
- центральный банк
- органы исполнительной власти.
Формы участия
И в заключении выделим те формы участия государства в инвестиционной деятельности, в которых оно влияет на инвестиционные процессы в стране:
- правовая защита инвесторов, ведущих деятельности на территории страны
- законотворческая деятельность в области инвестиций
- финансирование инвестиционных проектов, отвечающих стратегии развития страны
- предоставление гарантий проектам, участником которых является
- представление государственных средств только на возвратной основе
- мониторинг и составление соответствующего списка объектов инфраструктуры, незавершенного строительства требующих доработки и модернизации
- мониторинг, контроль и регулирование вновь запускаемых крупных инвестиционных проектов на соблюдение законодательства страны.
Основные функции государственной инвестиционной деятельности:
- стимулирующая
- регулирующая
- мобилизационная
- контролирующая.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности
В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:
- «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).
Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.
Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.
Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).
На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:
- налогообложения;
- использования иностранных инвестиций;
- конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.
Формы регулирования инвестиционной деятельности
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.
Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.
Создание благоприятных экономических условий
Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?
Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:
- предоставление налоговых льгот инвесторам;
- гибкая амортизационная политика;
- создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
- возможность использования залоговых схем при кредитовании;
- стимулирование развития лизинговых схем;
- создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
- возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
- возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
- эффективная система антимонопольного регулирования;
- создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности
В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:
- разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
- государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
- предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
- выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
- заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
- возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;
Иные методы регулирования
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:
- организация экспертизы инвестиционных проектов;
- защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.
Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.
Роль государства в инвестиционном процессе
Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.
Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:
- взвешенная экономическая и структурная политика;
- государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
- инвестиционная политика;
- создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.
Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.
Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:
- политической стабильностью;
- высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
- качеством институтов содействия инвестиционному процессу.
Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.
Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:
- целей;
- субъектов;
- объектов;
- средств регулирования.
Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
осуществляется при помощи двух видов методов:
- прямого воздействия;
- косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:
- правового;
- административного;
- экономического.
Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.
Методы косвенного регулирования делятся на:
- активно-структурные;
- инструменты бюджетно-налоговой политики;
- инструменты денежно-кредитной политики.
С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.
Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность
В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.
Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:
- государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
- государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.
Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.
Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.
Инвестиционная деятельность государства
Для начал выкладываю свой рейтинг брокеров на которые зарабатываю уже много лет! Вывожу стабильно прибыль и инвестировал очень много денег
- Брокер — Единственный с лицензией ЦБ РФ. вложил 20 000 $
- Брокер № 1 — Лучший. Работает с 1998. вложил 20 000 $
- Брокер № 2 — Это Швейцарский банк, с выходом на Форекс! 18 000 $
- Брокер № 3 — работаю с ним с 2007. вложил 10 000 $
- Брокер № 4 — Бонусом дают 1500 USD. вложил 10 000 $
- Брокер № 5 — лучший центовый счет. вложил 8000 $
- Брокер № 6 — Для скальпинга только он И ВСЕ! 8000 $
- Брокер № 7 — 30 $ ДАЮТ ВСЕМ НОВЫМ! вложил 5000 $
- Брокер № 8 — 30 $ ДАЮТ ВСЕМ НОВЫМ! вложил 5000 $
- Брокер № 9 — ЭТО НефтепромБанк. вложил 5000 $
- Брокер № 10 — Использую как бинарки через МТ4. Вложил 5000 $
А вот уже как зарабатывать, мы все обсуждаем в закрытой группе, точней в секретном Форекс форуме ! Там много, трейдеров, финансовых блоггеров, брокеров и новичков хватает! Обсуждаем, что работает, а что нет! Присоединяйся, чем больше нас, тем проще! Смотри пример личного заработка
Для начала напомним, что инвестиционная деятельность это сложный финансовый, экономический и производственный процесс, вовлекающий в себя большое число различных активов, участвующих в нем, и участников, каждый из которых преследует свои цели. Инвестиционная деятельность направлена на извлечение выгоды и получение необходимого эффекта от проделанной работы.
Как же в данном инвестиционном процессе участвует государство? И какую роль в нем занимает?
Инвестиционная деятельность государства имеет очень весомую, если не сказать определяющую, роль в процессе осуществление и регулирование инвестиционной деятельности той или иной страны.
Государство может выступать и как инвестором определенных инвестиционных проектов и быть участников, способствующим осуществлению частных, и не только, инвестиционных идей в стране.
Инвестиционная деятельность государства проявляется в прямом влиянии через принятие конкретных законов, также и через другие инструменты, такие как банковская сфера, страховые организации, инвестиционные и внебюджетные фонды и т.п.
В качестве инвестора, инвестиционная деятельность государства реализуется в финансирование государственных инвестиционных проектов, способствующих развитию определенных отраслей государственного хозяйства. Такие проекты осуществляются только на госпредприятиях. Стоит отметить, что заказчиком, инвестором и конечным потребителем таких начинаний является само государство.
Формы участия государства в инвестиционной деятельности
Главенствующая форма инвестиционной деятельности государства заключена в её капиталовложениях в экономику страны. Реализуется данная форма следующими способами:
- анализ и оценка экономики, на основе которых разрабатываются, принимаются к исполнению, и финансируется те инвестиционные проекты, которые соответствуют стратегии развития страны. Данные проекты осуществляются как самой страной, так и в сотрудничестве с иностранными государствами и финансируются за счет средств Федерального и местного бюджетов
- составление перечня объектов инфраструктуры, необходимых строек и объектов, требующих модернизации. Данный перечень должен быть согласован правительством страны и иметь федеральное финансирование
- предоставление государственных гарантий тем инвестиционным проектам, которые были одобрены и выбраны на конкурсной основе. Процедура и порядок предоставления данных гарантий утверждается правительством страны
- предоставление средств федерального бюджета и бюджетов местных уровней на возвратной основе, определенной законодательством страны, инвестиционным проектам, прошедшим конкурсный отбор
- контроль и регулирование предлагаемых инвестиционных проектов на соответствие законодательству страны
- защита интересов и прав инвесторов на территории страны
- защита компаний, осуществляющих деятельность на территории страны, от закупок морально устаревших видов оборудования и других активов, а также технологий и материалов
- законодательная деятельность в области осуществления инвестиций. Разработка правил и норм, а также контроль за их соблюдением.
Государство как инвестор инвестиционных процессов
Несмотря на незначительную долю консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (примерно 20%), роль государства в инвестиционном процессе все же нельзя недооценивать. Например, трудно рассчитывать на инвестиционное обеспечение развития социальной сферы из внебюджетных источников финансирования.
К тому же реализация соответствующих инвестиционных программ за счет бюджетных средств является важным элементом стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата. Ведь государственные ресурсы, будучи, в конечном счете, освоены в инвестиционном комплексе, поспособствуют запуску механизма «инвестиционного мультипликатора», обеспечивающего расширение спроса на инвестиции и инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий.
Из экономической теории известно, что чем дефицитнее конкретный ресурс, тем выше требования к эффективности его использования. С этой точки зрения особую актуальность приобретает разграничение государственного финансирования инвестиций.
Одна их часть идет на реализацию социально значимых (практически бесприбыльных) проектов, реализуемых в рамках целевых инвестиционных программ.
Вторая часть представляет собою коммерчески окупаемые проекты, осуществляемые за счет средств Бюджета развития, восстановление которого может рассматриваться в качестве одного из направлений инвестиционной политики государства.
Основными условиями выделения государственных инвестиций через этот бюджет являются высокая экономическая эффективность реализуемых проектов, исключительно долевой характер их финансирования, диверсификация риска государства с частным капиталом, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых средств.
Целевые инвестиционные программы являются важным инструментом регулирования процесса становления и развития цивилизованной смешанной экономики. Они направлены на устранение структурных диспропорций, повышение эффективности функционирования отраслей материального производства и социальной сферы, на обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.
Для повышения эффективности ресурсного обеспечения и реализации целевых инвестиционных программ государства предстоит выполнить ряд условий.
Прежде всего, необходимо всесторонне учесть мировой опыт организации бюджетного процесса.
В частности, большой интерес представляет законодательство Германии, исключающее привлечение так называемых бюджетозамещающих иностранных займов и предопределяющее их расходование исключительно на инвестиционные цели.
Важно далее изменить сложившуюся практику контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, направляемых на реализацию целевых программ. Ныне она опирается на крайне неэффективную правовую базу, допускает участие самого проверяемого (государственного заказчика программы) в выборе форм и периодичности контроля.
В российских условиях целесообразно отработать на конкретных программах принятую в Великобритании многоступенчатую систему, сочетающую внутренний и внешний аудит государственных расходов. Неплохо также было бы сформировать специализированную государственную структуру, независимую как от исполнительной, так и от законодательной власти (как это принято в Германии).
Полезно также расширить практику конкурсного размещения государственных инвестиционных заказов в рамках целевых инвестиционных программ с целью минимизации бюджетных расходов.
Что же касается создания условий для привлечения стратегических инвесторов в реальный сектор экономики, то оно связано с развитием федерального и регионального инвестиционного законодательства.
Это должно обеспечить существенное снижение инвестиционных рисков, оживление рынка корпоративных ценных бумаг, стимулировать интеграцию промышленного, банковского, торгового капитала и формирование конкурентоспособных финансово-промышленных групп.
Кроме того, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры для применения таких инвестиционных технологий как лизинг, соглашения о разделе продукции, ипотека и т.д.
Необходимо далее обратить самое серьезное внимание на такие постоянно действующие негативные факторы, как крайняя неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам страны и огромные различия в региональных инвестиционных рисках.
Таким образом, роль государства в инвестиционном процессе крайне важна. Одним из наиболее действенных инструментов реализации инвестиционной политики являются целевые инвестиционные программы.