Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика оплата труда

Готовая учетная политика — образец для организации

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).
Читать еще:  Учет авансовых отчетов проводки

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Учетная политика: делим расходы на прямые и косвенные

Закон позволяет организациям вносить в учетную политику изменения, не связанные с изменением законодательства, лишь с начала налогового периода (ст. 313 НК РФ). А поскольку налоговый период по налогу на прибыль составляет год, то, выходит, изменить правила учета можно только раз в году. Понятно, что технически такие правки логичнее проводить в декабре. То есть сейчас самое время провести анализ применяемых методов учета, их эффективности и соответствия текущей ситуации в бизнесе. И при необходимости изменить учетную политику.

Вводная информация

Одним из условий, которое законодатель требует обязательно включить в учетную политику для целей налога на прибыль — порядок отнесения расходов к прямым и косвенным (ст. 318 НК РФ). И относиться к этому требованию формально не стоит. Правильное закрепление этого порядка важно, поскольку непосредственно влияет на уплачиваемую сумму налога. Ведь косвенные расходы можно учесть в полном объеме в периоде их осуществления. Прямые же признаются по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Понятно, что за этим распределением внимательно следят налоговики, дабы не допустить произвольного уменьшения суммы налога, перечисляемой в бюджет (путем завышения косвенных расходов). Поэтому и налогоплательщик должен четко понимать какие расходы (и, главное, — почему) он отнес к косвенным, а какие к прямым. Аргументированно изложить свою позицию по этому вопросу как раз и можно в учетной политике.

Кто делит расходы

Для начала определимся с тем, кто вообще должен задумываться о распределении расходов. Тут можно сразу выделить две категории налогоплательщиков, для которых данный раздел в учетной политике не актуален.

Во-первых, правилами распределения расходов на прямые и косвенные могут воспользоваться только те организации, которые работают по методу начисления. У налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы кассовым методом, разделение расходов на прямые и косвенные не производится, поэтому соответствующий раздел в учетной политике попросту не нужен.

Во-вторых, подобное деление не актуально для организаций, которые занимаются оказанием услуг. Они имеют право все расходы учитывать в периоде их несения (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.11 № 03-03-06/1/348). То есть, таким налогоплательщикам, делить, собственно, нечего — по сути, все расходы у них косвенные.

Все остальные налогоплательщики должны распределять расходы на прямые и косвенные, закрепив порядок такого распределения в учетной политике для целей налога на прибыль. Как же это сделать?

НК РФ — не правила, а ориентиры

В статье 318 НК РФ приведены виды расходов, которые законодатель считает возможным отнести к прямым.

Согласно статье 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные расходы на приобретение сырья, материалов, используемых в производстве либо выступающих необходимым компонентом при производстве товаров (работ, услуг), а также на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации.
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказанияуслуг, а также страховые выплаты, начисленные на такие суммы;
  • амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Однако бухгалтеру важно знать, что этот перечень носит лишь рекомендательный характер. Ведь в Кодексе прямо сказано «могут быть отнесены, в частности». Проще говоря, даже прямо названные в этом перечне затраты налогоплательщик вправе в своей учетной политике отнести к косвенным. И наоборот, включить в прямые можно любые другие затраты, не названные прямо в статье 318 НК РФ.

Однако делать такие «переносы» произвольно нельзя. Отнесение расходов к прямым или косвенным должно быть обоснованным. Такое требование предъявляют и налоговые органы (письмо ФНС России от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@; см. «ФНС: распределение расходов на прямые и косвенные должно быть обоснованным»), и суды (см. определение ВАС РФ от 22.06.12 № ВАС-7511/12).

Как обосновать косвенность расхода

В упоминавшемся выше письме ФНС России сказано: хотя глава 25 НК РФ не ограничивает организацию в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным, из положений ст.ст. 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор этот должен быть обоснованным. Обоснованность должна заключаться в том, что косвенными не могут быть затраты, которые связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Другими словами, механизм распределения затрат должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным можно только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей.

Вторят налоговикам и представители судебной власти: предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, глава 25 НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли организации. Напротив, ст. 318 и ст. 319 НК РФ относят к прямым расходам только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Поэтому если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу изготовления данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то в учетной политике нужно определить механизм их распределения с применением экономически обоснованных показателей (см. определение ВАС РФ от 22.06.12 № ВАС-7511/12).

Читать еще:  Учет страховых взносов во внебюджетные фонды

Поразительное единодушие! Но, к сожалению, никакой конкретики. Поэтому давайте посмотрим на конкретных примерах, как должно выглядеть в учетной политике использование таких «экономически обоснованных показателей».

Амортизация по движимым ОС

В любой организации имеются основные средства, для производства продукции не используемые. Речь идет об оргтехнике, компьютерах, мебели, транспорте, предназначенных для управленческого персонала.
Соответственно, амортизацию по таким основным средствам с полным правом можно признать косвенным расходом, указав на это в учетной политике компании.

Амортизация по недвижимости

Несколько сложнее ситуация с помещениями. Ведь, зачастую, и производственные, и непроизводственные мощности располагаются в одном и том же здании. Делить амортизацию единого объекта Налоговый кодекс не разрешает. Это означает, что компании нужно четко определиться: относятся подобные затраты к прямым или косвенным.

Сделать это можно путем экономического анализа. Необходимо посмотреть, сколько (в процентном отношении) площади занято производственными мощностями, а сколько — непроизводственными. Если получится, что производственные площади занимают явно меньше половины, то суммы амортизации по всему помещению можно признать косвенными расходами (см. определение ВАС РФ от 16.08.12 № ВАС-9792/12, где судьи признали законным включение в состав косвенных расходов амортизации по зданию, где производственное оборудование занимало не более 30-50% площади помещений).

При этом в учетной политике рекомендуем закрепить не только сам факт отнесения данных затрат к косвенным, но и основные моменты расчетов. Это можно сделать, например, в приложении к учетной политике. В случае спора бухгалтеру не придется заново готовить доказательства — они всегда будут под рукой.

Оплата труда

Как уже упоминалось, в любой организации, есть персонал, напрямую в производстве продукции не задействованный. При этом расходы на оплату труда и приходящиеся на них суммы страховых взносов на обязательное страхование статья 318 НК РФ называет в числе прямых расходов. Но в отношении управленческого персонала налогоплательщик вправе признать такие затраты косвенными (см. письмо Минфина России от 20.09.11 № 03-03-06/1/578). В частности, косвенными расходами могут быть затраты на оплату труда руководителя, работников бухгалтерии, финансовой и кадровой служб. Таким образом, расходы на оплату труда непроизводственного персонала, включая суммы страховых взносов можно учитывать в расходах единовременно. Единственное условие для этого — включение соответствующего пункта (об отнесении данных расходов к косвенным) в учетную политику организации.

Арендные платежи

Отнесение арендных платежей к прямым или косвенным расходам напрямую зависит от того, что именно арендуется и как предмет аренды используется компанией. Понятно, что арендные платежи за станки или компьютеры, которые используются для производства продукции, иначе как к прямым расходам не отнесешь. А вот плату за аренду офиса уже можно рассматривать с точки зрения доли, которую в этом офисе занимает «производственная часть» (см. постановление АС Московского округа от 30.09.14 № Ф05-10544/14). А поскольку данные соотношения могут из года в год меняться, то это лишний повод провести аудит учетной политики и привести ее в соответствие с реальностью, чтобы и налоги не переплачивать, и конфликта с инспекторами избежать.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда (стр. 1 из 6)

Выполнила студентка группы 3 БУ-54-З(В)

Московский институт мировой экономики и международных отношений.

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международной практике.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Положение устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления. В соответствии с Положением методологическим центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми предприятиями, учреждениями на территории РФ. На основе нормативных актов Минфина РФ Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства разрабатывают нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях и организациях. Особую самостоятельность при этом проявляет Центральный банк РФ. При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Основными задачами Методологического совета являются: разработка концепции бухгалтерского учета и отчетности, проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности, отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций; содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения; разработка рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих документов, а также по улучшению бухгалтерского образования. Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений. Основные организации, занятые работой в области международных стандартов учета и способствующие их внедрению:

Комитет по международным бухгалтерским стандартам – International Accounting Standards Committee (IASC);

— Межправительственная группа экспертов по международным стандартам и отчетности (ООН);

— Комиссия по транснациональным корпорациям.

Проблема стандартизации заключается в том, что для России не сделан выбор конкретной модели (система) бухгалтерского учета. Американская практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности не стандартизированы, а унифицированы только по содержанию. Поэтому определившимися «родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, которые осуществляют учет по принципам континентальной модели. Она характеризуется достаточно жесткой регламентацией в области бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне. Когда Россия определиться с выбором модели бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале реформирования в соответствии с международными стандартами. Работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой программе реформирования, не указывается конкретно, какие международные стандарты следует принимать России.

Читать еще:  Учет начисленных процентов

2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами.

В плановой экономике основными функциями бухгалтерского учета являлись сбор и обработка информации для государственных органов управления – вышестоящих министерств и ведомств, статистических и налоговых органов. Все наиболее важные вопросы о деятельности предприятия, такие как планирование, ценообразование, закупки и поставки, заработная плата работников решались вышестоящими государственными органами. Предприятие рассматривалось лишь как отдельное звено по управлению государственной собственностью, а бухгалтерский учет обеспечивал информацию о ее сохранности. Бухгалтеры корпели над годовыми и квартальными отчетами, экономисты составляли годовые и пятилетние планы, но вся эта информация и адский труд, по сути дела, мало кому были полезны и интересны.

С переходом к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает нести только счетоводческую и статистическую функцию и постепенно превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности действующего предприятия для всех заинтересованных сторон – внешних и внутренних пользователей.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Внутренние пользователи принимают различные решения производственного и финансового характера, в том числе и на основе финансовой отчетности. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

9 ноября 2000 года Минюст РФ признал не нуждающимся в Государственной регистрации Приказ Минфина РФ от 31.10.00 № 94н “Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению.” Этот документ приходит на смену старому Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина СССР от 1.11.1991 года №56. Приказ утверждает новый план счетов и инструкцию по его применению. Документ вступает в силу с 1 января 2001 года. Одновременно установлено, что переход к применению нового плана счетов разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации. То есть фактически организации не обязаны перейти на применение нового плана счетов с 1 января 2001 года, а могут переходить на его применение в течении всего года.

Необходимость перехода к новому плану счетов вызвана:

1. Укреплением рыночных отношений;

2. Развитием методики бухучета;

3. Сближением российских правил с МСФО.

В короткой статье невозможно осветить все изменения, происходящие в бухгалтерском и налоговом учете.

В заключение хотелось бы отметить одно важное обстоятельство. Хотя международные стандарты финансовой отчетности не имеют отношения к формированию текущей бухгалтерской отчетности, но они задают тон к требованию информации – ее достоверности, объективности и нейтральности. Достоверность, объективность и востребованность пользователями – это сегодня главная цель российского бухгалтерского учета.

3. Учетная политика организации, ее содержание, порядок разработки и утверждения.

Учетная политика — это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского, принятых в организации. Учетная политика формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной организации. Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня. Если порядок учета той или иной операции не установлен нормативными актами по бухгалтерскому учету, то бухгалтер в праве разработать не обходимый способ самостоятельности. Новый способ не должен противоречить общеустановленному порядку ведения учета. Приказ об учетной политике является внутренним документом организации. Чтобы разработать и ввести в действие такие документы достаточно решения руководства организации. Внутренний документ может считаться обязательным для исполнения, если он имеет юридическую силу. Таковым считается документ, если:

— положения документа строго соответствует требованиям законодательства;

— документ составлен должностным лицом управления;

— реквизиты документа соответствуют принятым нормам.

Если эти условия не соблюдены, документ может быть признан судом недействительным. Учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Принятая учетная политика распространяется на все структурные подразделения организации-филиалы и представительства – независимо от их места нахождения. Содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector