Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика для целей налогообложения

Общие принципы формирования учетной политики

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Каковы основные принципы формирования учетной политики? Можно ли ее изменять в течение года? Обязаны ли налогоплательщики сдавать копию приказа об учетной политике в налоговые органы?

Понятие учетной политики для целей налогообложения

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Такое определение дано в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях:

формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

К сведению: учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Словосочетание «выбранная совокупность допускаемых способов» подчеркивает необходимость раскрытия в учетной политике позиции налогоплательщика по тем нормам, которые оставляют право выбора за ним.

Однако учетная политика не должна ограничиваться только этим. Налогоплательщик должен выработать свой подход (и закрепить его в указанном документе) по вопросам, в отношении которых в налоговом законодательстве:

установлены только общие нормы, а не конкретные способы исчисления налогов;

содержатся противоречия и неясности;

отсутствуют применяемые институты, понятия и термины и возникает необходимость их заимствования из тех отраслей права, в которых они определены.

К сведению: формируя налоговую учетную политику, организация не только выбирает тот или иной вариант учета из предложенных гл. 25 НК РФ, но и (в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) вырабатывает свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.

Внесение изменений в учетную политику

Учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.

Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:

при изменении законодательства о налогах и сборах;

при начале осуществления нового вида деятельности.

В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

Представление организацией налоговой учетной политики в ИФНС

Должна ли организация представлять в ИФНС налоговую учетную политику (и ее изменения)? Для ответа на этот вопрос обратимся к нормам ч. I НК РФ:

пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

Читать еще:  Забалансовый 09 счет бухгалтерского учета это

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

К сведению: основные моменты, которые следует отразить налогоплательщикам при составлении такого нужного для ведения налогового учета документа, изложены в консультации «Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год».

Учетная политика для целей налогообложения

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 5 дней работы в сервисе бесплатно.

Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Читать еще:  Кем подписывается табель учета рабочего времени

Из этого следует, что учетную политику обязаны составлять все лица, являющиеся налогоплательщиками, как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, вида деятельности и применяемой ими системы налогообложения. Никаких исключений данная норма не содержит.

Необходимость формирования учетной политики обусловлена тем, что не все вопросы урегулированы законодательно. По многим аспектам учета законодательные нормы предоставляют налогоплательщику выбрать тот способ (метод) учета, который наиболее отвечает его целям и задачам. При этом в ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что порядок налогового учета по тому или иному вопросу должен быть разработан им самостоятельно.

Следовательно, учетной политикой должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) в отношении которых нормативные правовые акты прямо предусматривают необходимость выбора из содержащихся в них вариантов учета (например, выбор одного из способов начисления амортизации, метода списания сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) которые не урегулированы законодательно. В то же время их решение принципиально важно для качественной организации финансово-хозяйственной деятельности (например, способы раздельного учета при совмещении ЕНВД с другим налоговым режимом; осуществлении деятельности, облагаемой и необлагаемой НДС). При этом как показывает арбитражная практика, учетная политика имеет решающее значение в суде при спорах об особенностях раздельного учета.

В случаях, когда вопрос законодательно не урегулирован и налогоплательщику необходимо самостоятельно разработать элемент учетной политики, лучше придерживаться правил бухгалтерского учета, поскольку на основе данных бухгалтерских учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов.

Например, раздельный учет может быть организован путем открытия дополнительных субсчетов к балансовым счетам рабочего плана счетов. Принятая методика закрепляется в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета;

3) организации учета и финансово-хозяйственной деятельности в целом, связанные с отраслевой спецификой деятельности организации (например, торговля, промышленность, строительство).

Кроме того, учетной политикой может быть определен порядок применения отдельных положений нормативных правовых актов. Необходимость таких действий, как правило, обусловлена неопределенностью в применении конкретной нормы, связанной с ее противоречивым толкованием в судебных решениях, разъяснениях уполномоченных органов (прежде всего Минфина России и ФНС России), а также не полного соответствия нормы положениям иных правовых актов.

Таким образом, формирование учетной политики должно осуществляться каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из норм законодательства и особенностей своей деятельности. При этом положения учетной политики для целей налогообложения не должны противоречить нормам НК РФ (определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13).

Включать в учетную политику нужно только те способы (методы) учета, которые относятся к текущим видам деятельности. Не имеет смысла предугадывать наперед какие-либо ситуации и пытаться прописать в политике все возможные способы их учета. При возникновении новых видов деятельности или событий, ранее не имевших места, учетная политика может быть дополнена в любое время. Никаких ограничений по количеству дополнений НК РФ не содержит. Применяться внесенные дополнения могут с даты издания соответствующего приказа руководителя.

Нет необходимости прописывать в учетной политике и те правила налогового учета, которыми налогоплательщик обязан руководствоваться в своей деятельности в силу закона. Такие правила действуют по умолчанию. Поэтому если в НК РФ прописана прямая норма, повторять ее в учетной политике не нужно.

Утверждается учетная политика приказом руководителя организации. При этом ее положения обязательны для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Индивидуальный предприниматель формирует политику в том же порядке, что и организации, и утверждает ее сам так же путем издания соответствующего распорядительного документа (приказа, распоряжения).

При этом учетная политика для целей налогообложения может быть представлена:

— системой приказов (отдельно по каждому налогу).

Организация может издать и консолидированный приказ, в который будут входить обе учетные политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Состоит учетная политика из двух основных частей:

1) организационной, в которой устанавливаются ответственные за организацию и ведение налогового учета, указывается технология обработки учетной информации и т.п.;

2) методологической, в которой отражаются выбранные налогоплательщиком или установленные им самостоятельно способы (методы) учета активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел составляется по видам налогов.

При наличии обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить:

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями;

— срок представления сведений в головное подразделение для сводного налогового учета;

В качестве приложений к учетной политике утверждаются, в частности:

— формы налоговых регистров.

Учетная политика действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать ежегодно новую политику или переутверждать «старую» не нужно.

При необходимости в нее можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от возникших у налогоплательщика вдруг потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:

1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о внесении изменений в учетную политику принимается не ранее, чем с момента вступления в силу таких изменений;

2) если налогоплательщик принял решение изменить способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Поэтому в интересах налогоплательщика периодически осуществлять «ревизию» действующей учетной политики. Делается это, как правило, в конце года, и тогда же утверждается ее новая редакция, которая будет применяться в очередном календарном году, начиная с 1 января.

Распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя (определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13).

Внесение изменений оформляется также распорядительным документом (приказом, распоряжением), в котором указывается основание изменения.

Учетная политика является внутренним документом организации. Представлять ее в налоговый орган вместе с годовой отчетностью, как это было принято несколько лет назад (хотя и в то время НК РФ не содержал такого требования), не нужно.

В обязательном порядке учетная политика должна быть представлена в налоговый орган только в случае, когда организация подает заявление о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Учетная политика (выписка из нее) может быть затребована инспектором в ходе проведения проверки, как камеральной, так и выездной. Информация, содержащаяся в ней, имеет значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки (п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

В случае ее непредставления по требованию налогового органа с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 200 рублей на основании п. 1 ст.126 НК РФ.

Читать еще:  Учет авансовых отчетов проводки

Привлекая к ответственности по данному основанию, налоговые органы нередко пытаются оштрафовать налогоплательщиков как за непредставление приказа об учетной политике, так и за непредставление самой учетной политики. Однако с этим не согласны не только сами налогоплательщики, но и суды, указывая на то, что положение об учетной политике и приказ о ее утверждении составляют единый документ. А, значит, штраф может быть взыскан только в размере 200 рублей, не более (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 N Ф02-3520/15, Четвертого ААС от 05.05.2015 N 04АП-1920/15).

Готовая учетная политика — образец для организации

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector