Учет спецтехники в бухгалтерском учете
Тема: бух учет сдача в аренду тр ср и спец. техники
Опции темы
Поиск по теме
бух учет сдача в аренду тр ср и спец. техники
Добрый день!
Прошу Вас помочь организовать бух учет.
Мы ООО «А» (ОСНО), занимаемся сдачей в аренду тр средств, спец и строительной техники. При случаи будем заниматься и грузоперевозками (ЕНВД)
На балансе у предприятия нет тр. ср, строит и спец техники.
Транспортные средства арендуем у ген дира по договору аренды без экипажа:
Д ? К 70 -сумма вознаграждения
Д 70 К 68 – удержали НДФЛ.
Эти транспортные средства мы предаем по договору аренды ООО «Б»
Д 62 К 90
Д 62 К 68 ?
ГСМ, запасные части и т.д списываем
Д ? К 60
Д 19 К 60?
Тоже самое если у мы арендуем транспортные средства и спец технику у др фирм?
скорее всего под знаком вопрс сч 20.
Последний раз редактировалось buh_ru; 11.03.2009 в 12:21 .
Д 62 К 90
Д 90 К 68
Д 10 К 60 приход ГСМ, запасные части
Д 19 К 60
списание
Д 20 К 10
ага, я это и хотела написать
т.е на забалансовый счет арендованные средства не нужно ставить?
На забалансовый счет арендованные ОС ставить нужно по цене , указаанной в договоре.
А у меня вопрос.
Д76К68.1 НДФЛ- эту проводку делаем в какой момент? Днем выдачи директору денег за аренду? или ежемесячно? Вопрос, конечно, при условии неравномерных выплат по договору
НДФЛ удержите при фактической выплате арендной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ).
а как правильно организовать налоговый учет?
и снова я. помогите разобраться. На носу декларация по прибыли, как распределить прямые и косвенные расходы. Буду очень признательна.
1.Фирма арендовала автотранспортное средство у учредителя, он же директор
БУ: д 20 к 60 (без НДС)
НУ: д 20.01 (прямые расходы) к 60.
2. В январе 2009 года предполагалось начать сдавать эти машины в субаренду. Но реализации не было. Но! Покупались запасные части и производился ремонт.
Так как реализации не было, то учесть, как расходы я в январе не могу (нет базы распределения расходов). Один из вариантов- это искусственно создать реализацию (символическая сумма) или ? Расходы будущих периодов?
Как правильно отразить в НУ и БУ?
3. В феврале мы сдаем в субаренду машины
БУ: Д 62 К 90.01.1
Д 90.02.1 К 68 –НДС
НУ: Д ПВ К 90.01.1
4. в феврале мы опять покупаем запасные части и ремонтируем машины.
БУ: д 10 К 71
НУ: д10 к ПВ (прочие расходы, учитываем как косвенные?)
Списываем
БУ: д 20 к 10
НУ: д 20.01.2 (косвенные расходы) к 10 ?
5. Фирма арендует автомашины и спец технику у сторонних организаций с целью сдать в суб аренду
БУ: д 20 К 60
Д 19 к 60 НДС
НУ: д 20.01.1 (прямые расходы) к ПВ ?
6. Фирма приобретает канц товары, покупает оргтехнику
БУ: д 10 к 60
д 19 к 60 НДС
НУ: д 10 к ПВ
Списываем
БУ: д 10 к 26
НУ: д 26.02 (Косвенные расходы) к 10
арендует офис
БУ: д 26 к 60
НУ: д 26.02 (косвенные) к ПВ
дает объявления в газеты,
БУ: д 26 к 60
НУ: д 26.02 (косвенные) к ПВ
«проводит» телефон
БУ: д 26 к 60
НУ: д 26.02 (косвенные) к ПВ
Расходы, которые мы можем учесть в НУ:
Прямые- услуги сторонних организаций.
Косвенные- это всеете что по сч 26 + списанные запасные части на ремонт?
Согласно НК Порядок деления затрат на прямые и косвенные зависит от того, какой деятельностью занимается организация:
– производством продукции, выполнением работ;
– оказанием услуг;
– торговлей.
И какой же деятельности отнести нашу деятельность?
Учет спецтехники в бухгалтерском учете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие первичные документы по использованию ГСМ на строительном участке обязательны к применению для:
— буровых установок,
— экскаваторов,
— бульдозеров,
— погрузчиков,
— бетоносмесителя CARMIX,
— автомобиля КамАЗ,
— другой строительной техники?
Достаточно ли ведомости по заправке ГСМ на объекте в разрезе каждой единицы техники?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание ГСМ осуществляется на основании акта. В указанный акт включаются данные из путевых листов, составленных на работу автомобилей, и путевых листов (рапортов, расчетных листов), составленных на работу спецтехники.
Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что затраты, понесенные для осуществления деятельности:
— экономически обоснованы;
— направлены на получение дохода;
— документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Подтверждающими документами в целях налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ)*(1).
Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 названного закона, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Таким образом, первичные учетные документы служат основанием для отражения фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете и информации для определения налоговой базы в налоговом учете (ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ). Факт хозяйственной жизни — это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации документально необходимо подтвердить такой факт хозяйственной жизни организации, как использование горюче-смазочных материалов (ГСМ) для производственных нужд.
В бухгалтерском учете ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов (МПЗ) (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, далее — Методические указания). Под ГСМ следует понимать любые виды топлива (бензин, газ, дизтопливо и пр.), а также масла и смазки. В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (топливо (газ, дизтопливо, бензин), масла, смазки), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ как затраты на содержание служебного транспорта. Все зависит от того, как используется то или иное транспортное средство.
Налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для транспортных средств налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875). В рассматриваемом случае следует руководствоваться п.п. 9, 10, 11, 12, 15 Методических рекомендаций.
МПЗ списываются с учета в производство на основании актов на списание МПЗ (п. 98 Методических указаний, постановление Двадцатого ААС от 25.05.2009 N 20АП-1770/2009 (определением ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-16264/09 оставлено без изменения)).
Форма данного документа не установлена, поэтому организация должна его самостоятельно разработать с учетом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
По мнению уполномоченных органов, для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно. Документы об оплате ГСМ подтверждают лишь факт покупки и оплаты топлива, но не подтверждают использование транспорта в производственных целях. То же самое можно сказать о ведомости по заправке ГСМ, так как эта ведомость подтверждает лишь наполнение топливного бака транспортного средства и спецтехники, но не количество, которое использовано организацией фактически в производственных целях (разница между количеством залитого в бак топлива и его остатком в баке).
Уполномоченные органы считают, что документом, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на ГСМ, является путевой лист. Таким образом, если организация не оформляет путевые листы (или оформляет их не полностью), это является основанием для непризнания налоговым органом расходов на ГСМ. При этом многие суды поддерживают позицию налоговых органов (письма Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 12.10.2007 N 28-11/097861, постановления АС Уральского округа от 03.10.2018 N Ф09-5972/18, АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18, АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16, АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 N Ф08-6427/15).
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — постановление Госкомстата N 78) утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов.
В рассматриваемой ситуации из приведенных в указанном постановлении документов организация может использовать формы: N ЭСМ-2 «Путевой лист строительной машины» и (или) N ЭСМ-3 «Рапорт о работе строительной машины (механизма) (для учета работы бульдозеров, экскаваторов, кармиксов, буровых установок, погрузчиков). Если какие-то виды техники являются колесными транспортными средствами с закрепленным на них специальным оборудованием (например, погрузчики, буровые установки), то для учета их работы можно использовать форму N 3 спец. «Путевой лист специального автомобиля». Для учета работы грузового автомобиля можно использовать форму N 4-п «Путевой лист грузового автомобиля».
Обратим также внимание, что с 01.01.2013 (дата вступления в силу Закона N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе утвержденные постановлением Госкомстата N 78), не являются обязательными к применению. При этом организации вправе применять при оформлении хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов либо формы документов, разработанные самостоятельно (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243).
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и их формы утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Например, необходимость оформления путевого листа при перевозке грузов автомобильным транспортом продиктована ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Поэтому составление его является обязательным.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, для осуществления, в частности, перевозок грузов автомобильным транспортом. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими, в частности, грузовые автомобили, например, автомобили КамАЗ (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152).
Необходимо учитывать, что бульдозер, трактор, экскаватор не являются автомобильным транспортом и потому подлежат регистрации в органах гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Поэтому положения Устава и Приказа N 152 при эксплуатации спецтехники не применяются (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Устава), что нельзя сказать о грузовых автомобилях или специальных автомобилях.
Таким образом, организация обязана оформлять путевые листы на грузовые и специальные автомобили. Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно с учетом требований Приказа N 152 и ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, либо можно использовать унифицированные формы N 4-п и N 3 спец.
В отношении спецтехники также необходимо оформлять документ (например, путевой лист либо расчетный лист или рапорт), который должен содержать, помимо реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, также данные: о собственнике техники, машинисте (водителе), о государственном регистрационном знаке техники, о месте работы техники, показания спидометра (время работы двигателя), о количестве топлива в баке на начало работы на участке (смены), о количестве полученного во время работы топлива, о количестве топлива в баке по завершении работы (смены). Можно использовать унифицированные формы N ЭСМ-2 и (или) N ЭСМ-3.
Данные из путевых листов (расчетных листов, рапортов) за месяц (можно за день) включаются в акт на списание ГСМ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2017 г.) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ»);
— Примерная форма акта списания горюче-смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ»);
— Спецтехника на производственном предприятии (Л.А. Козырева, журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2017 г.);
— Составляем акт списания ГСМ, чтобы отразить в налоговом учете весь фактический расход топлива (М. Иванов, «Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2015 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
26 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Форум казахстанского налогоплательщика
Поиск по всем бухгалтерским и налоговым сайтам Казахстана:
- Список форумов‹Форумы бухгалтерских и налоговых вопросов‹Налоговый и бухгалтерский учет
- Написав интересную тему — получите приглашение
- FAQ
- Вход
- Налогоплательщику
- Налоговый и бухгалтерский учет
- Налоговый и бухгалтерский учет
- Избранное
- Видео записи и слайды по Налоговому Кодексу
- Специальные налоговые режимы
- Налоговые проверки
- Труд зарплата кадры
- Экономика и финансы Казахстана и мира
- Налоговый и бухгалтерский учет
- Налоговые программы
- Основные
- Скачать налоговые программы
- Общие вопросы налоговых программ
- Общие проблемы налоговых программ
- Избранное
- Не принята сервером форма Коды ошибок
- Как создать профайл
- Как запросить уведомление
- Как отправить дополнительную форму
- СГДС-3
- Форум о проблемах СГДС
- Избранное
- Рекомендуемые настройки СГДС
- Как устанавливать или обновлять СГДС3
- СГДС 202
- ЭФНО
- Форум о проблемах ЭФНО
- Избранное
- Как устанавливать или обновлять ЭФНО
- ИС ЭФНО для госслужащих ф.210
- ИСИД
- Форум о проблемах ИСИД
- Избранное
- Как устанавливать или обновлять ИСИД
- ИС НДС
- Форум о проблемах ИС НДС
- Избранное
- Как устанавливать обновлять ИС НДС
- ИС НДС
- Форум о проблемах ИС НДС
- Избранное
- Как устанавливать, обновлять ИС НДС
- ИНИС
- Форум о проблемах ИНИС
- Избранное
- Как устанавливать или обновлять ИНИС
- Ошибка 20000 verifyresult
- А также
- ИС МОП
- Форум о проблемах ИС МОП
- Избранное
- Как устанавливать или обновлять ИС МОП
- ИС Акциз Декларант
- Форум о проблемах ИС Декларант
- Избранное
- Как устанавливать, обновлять Декларант
- Как начать работать с налоговыми програмами
- Графики состояния загруженности серверов НК
- Другие программы
- Кабинет налогоплательщика РК
- ИС СОНО
- Клуб Налогоплательщиков
- Как вступить в Клуб
- Информационные выпуски
- Другое
- Другие вопросы
- Беседка
- Компании
- Полезные сайты
- О работе Форума налогоплательщиков РК
- Помочь нам СМС-кой
- Законы для НП
- Раздел: Законы для налогоплательщиков
- Избранное
- Налоговый кодекс РК 2009
- Регистрация
- Регистрация
- Забыли пароль?
- Повторно выслать код активации
- Вход
Как зарегистрироваться на форуме?
Блог имени БухКинг (темы, которые создал(а) участник форума БухКинг)
Учет спецтехники.
Учет спецтехники.
БухКинг » 19 май 2009, 11:10
Эта тема в сообществах:
Re: Учет спецтехники.
Galina7212 » 19 май 2009, 11:21
Re: Учет спецтехники.
БухКинг » 19 май 2009, 11:33
Re: Учет спецтехники.
sveta160965 » 09 мар 2010, 09:58
Re: Учет спецтехники.
бабочка » 09 мар 2010, 10:05
Re: Учет спецтехники.
sveta160965 » 10 мар 2010, 09:38
Re: Учет спецтехники.
Galina7212 » 10 мар 2010, 12:53
А то!
Платить, конечно.
3 МРП
Статья 365. Налогоплательщики
1. Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения (далее — юридические лица), имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не указано в настоящей статье.
. Статья 366. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.
Статья 367. Налоговые ставки
. 1. Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных расчетных показателях:
.
Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, за исключением машин и механизмов на гусеничном ходу 3 МРП
Статья 369. Сроки уплаты налога
1. Юридические лица производят уплату сумм текущих платежей по месту регистрации объектов обложения посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода.
Статья 371. Налоговая отчетность
Плательщики — юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Re: Учет спецтехники.
irina kz » 03 июн 2014, 15:10
Re: Учет спецтехники.
Евгения_Евгения » 03 июн 2014, 16:00
Re: Учет спецтехники.
irina kz » 03 июн 2014, 16:16
- Похожие темы Ответы Просмотры Последнее сообщение
- Перечень документов необходимых для регистрации спецтехники
irina kz » 29 ноя 2010, 14:53 8 22968 irina kz
23 сен 2013, 10:44 - Бухгалтерский учет, Налоговый учет религиозных обьединений
Nerion » 16 мар 2009, 15:22 1 1754 ЛЮДМИЛА И
20 май 2009, 18:01 - Учет ТМЦ в ТОО по ОУР
1 , 2 Клео » 15 апр 2009, 17:37 25 5671 Точенова Анна
08 окт 2009, 09:01 - Учет в ТОО
EVA99 » 08 май 2009, 12:33 4 1984 EVA99
08 май 2009, 13:57 - Учет в ТОО упрощенка
Мадина84 » 11 окт 2009, 01:08 10 13672 Мадина84
14 окт 2009, 14:58
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] , Bing [Net] , Google [Bot] , YandexBot/3.0 и гости: 9
Аренда спецтехники: особенности использования
Почему спецтехнику лучше нанимать «с экипажем»? В каком случае простой арендованных «единиц» оплатит сам арендодатель? И можно ли заставить временного владельца платить за то, что он не использовал технику для работы в две смены? Анна Мишина ответила на эти и другие вопросы найма специализированного транспорта и оборудования.
Как правило, спецтехникой называют транспортные средства или оборудование, предназначенные для выполнения специфических задач. Сюда относятся, например, автокраны и машины-бетономешалки, разные виды грузовых фургонов, а еще машины для транспортировки легковых автомобилей, экскаваторы, погрузчики, контейнеровозы, эвакуаторы, тракторы. Конечно, компаниям, для которых строительство или грузоперевозки не являются основными видами деятельности, приобретать в собственность такие агрегаты не имеет смысла. Гораздо проще и выгоднее при необходимости взять спецтехнику в аренду.
В принципе, договор аренды спецтехники с экипажем (или оператором) строится по общей «канве» обычного арендного соглашения. Вместе с тем данный вид контракта обязательно требует ряда особых формулировок и специфических условий. Начнем с того, что в самом предмете договора нужно четко указать, какое именно оборудование вы арендуете и предполагается ли при этом дополнительная комплектация. Там же следует указать модель транспортного средства или взятого в пользование оборудования, его цвет и технические параметры (например, грузоподъемность), а также номера двигателя, шасси, номер и цвет кузова и пр.
Следует помнить, что управлять таким «особым» транспортом или работать на столь «нестандартном» оборудовании тоже нужно уметь. Поэтому многие бизнесмены предпочитают оформлять договор аренды с экипажем. «Во-первых, – объясняет московский адвокат Сергей Воронин, – такое “сопровождение” позволяет арендатору существенно минимизировать затраты на эксплуатацию и обслуживание техники и сэкономить на обучении своих сотрудников работе с незнакомым и дорогостоящим оборудованием. И, во-вторых, снижает риск неправильной эксплуатации арендованного имущества. Ведь, как уже было сказано, этим будет заниматься специалист, присланный владельцем имущества».
Вопрос оплаты
Отдельно следует остановиться на вопросе оплаты. В договоре она может как быть четко фиксированной, так и определяться по здесь же установленному алгоритму: в зависимости от тарифных ставок, привязки к курсу валют и пр. Арендная плата может зависеть и от графика использования спецтехники. «Как показывает практика, арендодатели довольно часто включают в контракт подобные условия, – предупреждает Сергей Воронин, – но специалисты, работающие на арендованной технике, должны это делать согласно строго установленным нормативам. И если вдруг им придется переработать, то есть оказывать услуги сверх нормы, это тоже должно оплачиваться, причем, по сравнению со “стандартной” ставкой, в большем размере».
Согласовывая договорные выплаты, в арендном соглашении следует сразу зафиксировать, будут ли входить в оплату контракта, помимо непосредственно арендной платы, деньги за сборку или демонтаж спецтехники, а также стоимость ее доставки до места работ.
Кроме всего вышеперечисленного, за основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляется. Например, одна компания взяла в аренду башенный кран, но использовать его по назначению не смогла, так как он не был обеспечен подводящим кабелем и экипажем, к нему не был установлен электрический шкаф для подключения кабеля. И когда арендатор перечислил собственнику деньги лишь за время фактического пользования транспортным средством, последний обратился с иском к ответчику о взыскании арендной платы за пользование ТС с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, а также процентов за пользование чужими средствами. Но судьи всех трех инстанций встали на сторону арендатора. Служители Фемиды отметили, что оплата была взыскана четко исходя из количества отработанных техникой часов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2010 г. по делу № А70-3501/2010).
Работа в две смены
Впрочем, с «привязкой» арендной платы к фактически отработанному времени могут возникнуть и другие сложности. Например, не так давно две компании не смогли разобраться с оплатой за аренду спецтехники, некоторые единицы которой, согласно контракту, могли работать в две смены.
Ситуация сложилась следующая. Подписывая договор аренды строительной техники с экипажем, партнеры установили, что сумма ежемесячной платы определяется на основании фиксированных ставок арендной платы по каждой единице имущества и фактического количества машино-часов, отработанных техникой, подтверждаемых табелями учета рабочего времени, подписанными представителем арендатора на стройплощадке. При этом другое условие договора позволяло арендатору отказаться от аренды всего либо части имущества. И вот, через некоторое время арендатор воспользовался «отказным» правом. При этом он письменно известил арендодателя о демобилизации сначала четырех единиц техники, а чуть позже и остального арендованного имущества. Однако собственнику это не понравилось. В ответ на «отказные» заявления он выслал компаньону претензию, в которой просил использовать неправильно демобилизованную технику либо оплатить упущенную выгоду. И после того как ответа от арендатора не последовало, владелец имущества обратился в арбитражный суд.
За основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляются.
Изучив документы, арбитры всех трех инстанций отметили, что арендатор безусловно обладал правом отказа от пользования техникой (всей или какой-то ее части), но лишь при условии, что он в четко определенный договором срок известит об этом арендодателя.
Поскольку ответчик неоднократно отказывался от аренды различных единиц техники, не соблюдая установленный срок уведомления, то арбитры сделали обоснованный вывод о правомерности взыскании с ответчика убытков, выразившихся в неполученном доходе, на который арендодатель обосновано мог бы рассчитывать, если бы отказ происходил так, как того требует контракт.
А вот сумма, которую арендодатель хотел получить от незадачливого компаньона, показалась судьям слегка завышенной. Дело в том, что истец рассчитывал размер упущенной выгоды исходя из того, что, согласно условиям контракта, ответчик был вправе запросить арендодателя обеспечить работу оборудования в две смены. Поэтому некоторые позиции техники фигурировали в акте и расчетах дважды. Однако, подчеркнули арбитры, прописанная в контракте возможность двусменной работы не влияет на распределение обязанностей по оплате за фактически отработанное время (в договоре не шла речь об обязательной работе в две смены тех или иных арендованных единиц). Поэтому судьи всех трех инстанций признали исковые требования правомерными, но лишь в отношении техники в однократном размере (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2015 г. и определение ВС РФ от 23 ноября 2015 г. № 303-ЭС15-15252 по делу № А59-4759/2014).