Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет имущества в хозяйственном ведении

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Выпуск от 16 мая 2014 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации (государственного унитарного предприятия (ГУП), основанного на праве хозяйственного ведения) получение при создании от собственника (в счет вклада в уставный фонд) полностью самортизированного объекта основных средств (ОС)?

Определенная оценщиком и утвержденная учредителем стоимостная оценка передаваемого в уставный фонд ОС составляет 600 000 руб. Иных затрат, связанных с получением объекта в хозяйственное ведение, организация не несет.

Читать еще:  Трудовые книжки учет в бухгалтерии проводки

Полученный объект ОС будет использован в производстве продукции. Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета установлен организацией равным 40 месяцам. Организация применяет линейный способ начисления амортизации в бухгалтерском учете. По данным собственника, указанным в передаточных документах, передаваемый объект ОС использовался в течение срока, превышающего установленный срок полезного использования, и полностью самортизирован.

Корреспонденция счетов:

ГУП признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (абз. 1, 3 п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Имущество ГУП находится, соответственно, в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права собственника имущества ГУП от имени РФ или субъекта РФ осуществляют органы государственной власти РФ или субъекта РФ, а от имени муниципального образования — органы местного самоуправления (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ).

В данном случае переданное в хозяйственное ведение имущество формирует уставный фонд ГУП. Уставным фондом ГУП определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Сведения о размере уставного фонда ГУП, о порядке и об источниках его формирования должны содержаться в уставе ГУП (п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ). Порядок формирования уставного фонда установлен ст. 13 Федерального закона N 161-ФЗ.

При передаче имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц обязательно проводится его оценка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определяется исходя из указанной оценки. Это следует из положений п. 5 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Право хозяйственного ведения на переданное имущество возникает у унитарного предприятия с момента передачи ему собственником этого имущества (если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию) (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона N 161-ФЗ).

Передача имущества в хозяйственное ведение оформляется актом приема-передачи имущества в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем (Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373).

Уставный фонд ГУП отражается в бухгалтерском учете в размере, указанном в его уставе, и формирует собственный капитал ГУП (п. п. 66, 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Стоимость имущества, полученного ГУП в хозяйственное ведение при формировании уставного фонда, не признается доходом организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Все виды расчетов ГУП с уполномоченными на их создание государственными органами отражаются на счете 75 «Расчеты с учредителями» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При наделении ГУП имуществом в виде объекта ОС, переданного в хозяйственное ведение ГУП в качестве вклада в уставный фонд, в бухгалтерском учете организации производятся следующие записи (Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11, Инструкция по применению Плана счетов):

— по дебету счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал» — в соответствии с учредительными документами на стоимость ОС, подлежащих передаче в хозяйственное ведение в качестве вклада в уставный фонд;

— по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» — на стоимость полученных ОС.

По общему правилу объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Специальный порядок определения первоначальной стоимости для объектов ОС, получаемых унитарным предприятием от собственника имущества, ПБУ 6/01 не установлен.

Следует отметить, что НПА по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в учете организации, принимающей объект ОС в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект. На это указано, в частности, в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год», Письме Минфина России от 05.10.2011 N 07-02-06/185.

В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В данном случае первоначальная стоимость полученного имущества определяется исходя из его стоимости (установленной собственником, как указывалось выше, на основании независимой оценки), указанной в акте приемки-передачи. Это следует из Письма Минфина России N 03-06-01-04/373.

Сформированная первоначальная стоимость объекта ОС списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов).

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 19 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации срок полезного использования устанавливается исходя из ожидаемого срока использования данного объекта ОС организацией (п. 20 ПБУ 6/01).

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

Амортизация объектов ОС признается расходом по обычным видам деятельности ежемесячно в начисленных суммах (п. п. 5, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В данном случае ежемесячная сумма амортизации составит 15 000 руб. (600 000 руб. / 40 мес.). Сумма начисленной амортизации по объекту ОС, используемому в производстве, формирует фактическую себестоимость производимой продукции и отражается по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

Стоимость объекта ОС, полученного унитарным предприятием от собственника, не признается доходом организации (пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ).

НК РФ не устанавливает особого порядка определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение в счет вклада в уставный капитал, а также порядка определения срока полезного использования такого имущества.

По общему правилу имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал организации, принимается по его стоимости (остаточной стоимости), определенной по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество. При этом стоимость вносимого имущества должна быть подтверждена документально, в противном случае стоимость этого имущества признается равной нулю.

Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Этот объект ОС включается в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

Как указал Минфин России, данная норма НК РФ не может напрямую применяться унитарными предприятиями, получающими имущество в хозяйственное ведение, поскольку при передаче имущества в хозяйственное ведение не происходит смены собственника имущества (Письма от 05.10.2011 N 07-02-06/185, от 29.11.2010 N 03-03-06/4/114).

По разъяснениям Минфина России унитарное предприятие при получении имущества в хозяйственное ведение в качестве вклада в уставный фонд формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего это имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ (Письма N 07-02-06/185 и N 03-03-06/4/114).

Читать еще:  В какой срок утвердить учетную политику

В рассматриваемом случае по информации, предоставленной собственником, полученный в хозяйственное ведение объект ОС полностью самортизирован, то есть его остаточная стоимость и срок полезного использования равны нулю. Следовательно, такой объект ОС в налоговом учете не амортизируется.

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете по объекту ОС, полностью самортизированному по данным, представленным собственником, начисляется амортизация, а в налоговом учете первоначальная стоимость этого объекта равна нулю и, соответственно, он не амортизируется. В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают постоянные разницы (в сумме начисленной в бухгалтерском учете амортизации) и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

МУП получило от учредителя в ведение ОС: особенности учета

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины Маныловой (г. Киров)

Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ получило от учредителя в хозяйственное ведение объект ОС балансовой стоимостью 100 т.р., остаточной стоимости нет. Поступление ОС отражено проводкой дебет 08 кредит 75 — 100 т.р. Стоимость ОС отнесена на увеличение нераспределенной прибыли дебет 75 кредит 84 — 100 т.р. ОС введено в эксплуатацию дебет 01 кредит 08 — 100 т.р. Правильно ли выполнены проводки? Как правильно отразить сумму ранее начисленной амортизации?

Правовое положение МУП определяется Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл.4 ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п.6 ст.113 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения (ст.2 Федерального закона N 161-ФЗ), возникающем с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП (п.2 ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ).

Сведения о размере уставного фонда МУП, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе МУП (п.4 ст.9 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за МУП на праве хозяйственного ведения.

Учитывая формулировки п. п. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае может быть принята в размере остаточной стоимости оборудования, указанной собственником в передаточных документах.

В то же время действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.

При ответах на вопросы, возникающих при учете объектов основных средств, переданных унитарному предприятию их собственником на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, многие эксперты руководствуются Письмом Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все Письма Минфина, носят рекомендательный характер. Кроме того позиция, изложенная в этих Письмах, не является бесспорной.

В частности, согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанных Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается группой проводок (составляются на стоимость полученного имущества):

— Дебет 08 Кредит 75-1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75-1 Кредит 84.

Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов, а вот третья весьма неочевидна, т.к. Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции для отражения рассматриваемой операции (получение основных средств сверх уставного фонда). Традиционно проводку Дебет 75 Кредит 84 «читают» как покрытие полученного убытка за счет средств учредителей.

Однако у унитарного предприятия нет учредителей, а есть собственники имущества. Посредством этого имущества унитарное предприятие осуществляет свою деятельность.

Кроме того, предложенная запись (Дебет 75-1 Кредит 84) в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, сформирует такое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», которое, будучи отраженным в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, не будет отвечать основным задачам бухгалтерского учета, обозначенным в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающимся в первую очередь обеспечения достоверности информации о деятельности организации, т.е. указанное сальдо поставит под сомнение достоверность отчетности коммерческой организации, коей и является МУП, так как оно не будет отражать реального финансового состояния этой организации.

Поэтому, принимая во внимание изложенное, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1 Кредит 84), т.к. она не отражает сути проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала).

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания.

В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организации, в т.ч. и унитарному предприятию, необходимо разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Исходя из анализа правовых бухгалтерских документов, Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции.

1. Применить ПБУ 13/2000 непосредственно вашему МУП не позволяет п. 3, согласно которому Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

2. Исходя из положений п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 22.12.2005 N 98), сбережение средств в результате освобождения МУП от платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности можно расценивать как получение данных средств от собственника имущества унитарного предприятия, т.е. как получение государственной помощи.

Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 «Доходы будущих периодов», а для определенного вида помощи используются четыре его субсчета.

Принимая во внимание положения п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положения Инструкции по применению Плана счетов, для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда предлагается использовать дополнительный субсчет 98.5 «Имущество сверх уставного фонда», а для учета стоимости именно основных средств предлагается использовать субсчет второго порядка 98.5.1 «Основные средства».

Учитывая вышеизложенное, получение объекта основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать группой бухгалтерских записей (составляются на стоимость основного средства, указанную в передаточном акте):

— Дебет 08 Кредит 75.1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75.1 Кредит 98.5.1.

В дальнейшем в течение срока полезного использования этого основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000).

Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции следует закрепить в учетной политике, как того требует п. 7 ПБУ 1/2008.

Вопрос налогообложения хозяйственных операций по получению и использованию основных средств, полученных сверх уставного фонда, является темой отдельной консультации.

О бухгалтерском учете имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию сверх суммы уставного фонда

Ситуация
Имущество сверх уставного капитала, закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, собственником этого имущества, который в свою очередь является учредителем. Учет на предприятии: 1.Принято к учету ОС: Дт 08 Кт 75.1 – 1800000.00. 2. ОС включено в состав основных средств: Дт 01 Кт 08 – 1800000.00. 3. На стоимость имущества, полученного сверх суммы уставного фонда: Дт 75.1 Кт 98.2 – 1800000.00. 4. Начислена амортизация (ежемесячно равными долями в течение срока использования): Дт 20 Кт 02 – 179500.00. 5.Списана сумма начисленной амортизации: Дт 98.2 Кт 91.1 – 179500.00. Амортизация, начисленная по объектам, полученным от собственника сверх уставного фонда, учитывается в расходах в налоговом учете. В течении срока полезного использования этих основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000). В налоговом учете эта сумма не учитывается при определении налоговой базы. Основание – подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В результате этого расхождения между показателем выручки, отраженном в Отчете о прибылях и убытках, и показателем выручки в декларации по налогу на прибыль. Доход в налоговой декларации по налогу на прибыль за текущий отчетный период будет меньше показателя, который отражен в бухгалтерской отчетности за этот же период.

Читать еще:  Сч 46 в бухгалтерском учете

Вопрос
Верно ли это?

Ответ
В ваших рассуждениях, на наш взгляд, есть неточности. Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет:

* имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

* доходов унитарного предприятия от его деятельности;

* иных не противоречащих законодательству источников.

Действующие нормативные документы не достаточно регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда. Поэтому при возникновении соответствующих вопросов руководствуются Письмами Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, носят рекомендательный характер, и позиция, изложенная в них, не является бесспорной.
Согласно рекомендациям, изложенным в Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается следующими бухгалтерскими записями (составляются на стоимость полученного имущества):

Дебет 08, Кредит 75-1;
Дебет 01, Кредит 08;

Нормативные документы. В п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, приведена классификация основных средств в зависимости от имеющихся у организации прав на них. В данном перечне указаны и основные средства, полученные организацией на праве хозяйственного ведения (абз. 3 п. 21 Методических указаний). Согласно Инструкции по применению Плана счетов унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества), на субсчете «Расчеты по выделенному имуществу».
Хозяйственное ведение — это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества, передача собственником основных средств сверх уставного фонда унитарного предприятия фактически является пополнением внеоборотных средств коммерческого предприятия, выраженным в передаче имущественного права (права хозяйственного ведения имуществом) на эти основные средства.
Следовательно, получение права хозяйственного ведения на имущество, переданное унитарному предприятию сверх уставного капитала является для этого предприятия получением безвозмездной государственной (муниципальной) помощи.
Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента передачи имущества (ст. 299 ГК РФ), оформленной актом приема-передачи (передаточным актом), подписанным лицом, уполномоченным собственником, и руководителем унитарного предприятия. Поэтому основаниями для отражения поступления объектов основных средств сверх уставного фонда в учете унитарного предприятия будут являться решение собственника и акт приемки-передачи (Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373). Согласно пп. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к учету по стоимости, которая указана в передаточном акте.
На наш взгляд, из всех действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой в вопросе хозяйственной операции Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, (Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н, который устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных) — юридическим лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов. Применить ПБУ 13/2000 в полном объеме не позволяет п. 3, согласно которому данное Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам). Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 «Доходы будущих периодов», а для определенного вида помощи применяются четыре его субсчета. В соответствии с пп. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положениями Инструкции по применению Плана счетов для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда, предлагается использовать дополнительный субсчет 98-5 «Имущество сверх уставного фонда», а для учета стоимости именно основных средств — субсчет второго порядка 98-5-1 «Основные средства».
Следовательно, поступление основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда рекомендуем отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 08, Кредит 75-1;
Дебет 01, Кредит 08;
Дебет 75-1, Кредит 98-5-1.

В дальнейшем в течение срока полезного использования этих основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации необходимо списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000). В учетной политике, на основании п. 7 ПБУ 1/2008 следует утвердить схему корреспонденции счетов.
Налогообложение прибыли. Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывают доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Однако освобождение от налогообложения доходов унитарного предприятия в виде безвозмездно полученных имущественных прав (в рассматриваемом случае — прав хозяйственного ведения) этой нормой НК РФ не предусмотрено. Кроме того, имущественные права не признаются имуществом (п. 2 ст. 38 НК РФ).
Следовательно, для целей налогообложения прибыли получение унитарным предприятием основных средств сверх уставного фонда следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права и на основании п. 8 ст. 250 НК РФ учитывать в составе внереализационных доходов. Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина России от 16.10.2009 N 03-03-06/1/667 и в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2008 N Ф03-А80/08-2/2263, ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу N А82-11801/2007-14, Определениях ВАС РФ от 22.09.2008 N 11458/08 и от 01.04.2009 N 2944/09.
При учете доходов для целей налогообложения прибыли датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ. В бухгалтерском учете доход от безвозмездно полученного права будет признаваться на дату начисления амортизации (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
В рассматриваемом вопросе относительно полученных сверх уставного фонда основных средств порядок признания дохода в бухгалтерском и налоговом учете отличается. Разница отражается в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (далее — ПБУ 18/02). Согласно положения пп. 11 и 14 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете унитарного предприятия в месяце получения основных средств сверх уставного фонда следует отражать вычитаемую временную разницу. Равную сумме признанного единовременно в налоговом учете внереализационного дохода, который в бухгалтерском учете подлежит отражению в течение срока амортизации объекта основных средств, и соответствующий ей отложенный налоговый актив, который отражается по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В соответствии с абз. 2 п. 17 ПБУ 18/02 уменьшение (погашение) указанного отложенного налогового актива производится ежемесячно по мере признания дохода в бухгалтерском учете и отражается бухгалтерской записью: дебет счета 68 с кредитом счета 09.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector