Постановка на бухгалтерский учет объекта недвижимости
Момент постановки на учет объекта недвижимости
Право собственности на объекты недвижимости организация получает на дату государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Но использовать это имущество некоторые компании начинают значительно раньше…
Сейчас действуют три ключевых нормативных документа, которые регулируют вопрос принятия на учет объектов недвижимости.
1 В частности, в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» указано, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:
· объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
· объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
· организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
· объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Заметим, что в данном пункте ПБУ 6/01 нет указаний об обязательном оформлении права собственности на объект основных средств. Кроме того, нет указаний о наличии документов, подтверждающих регистрацию права собственности. А нет указаний — нет и требований. Следовательно, организация может принять на учет в качестве основного средства данный объект при наличии документа, подтверждающего готовность объекта недвижимости к эксплуатации, не дожидаясь документального подтверждения права собственности.
Согласно п. 32 ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
2 Однако существует и иной подход к порядку зачисления в состав основных средств объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит обязательной государственной регистрации.
Дело в том, что в ПБУ 6/01 нет оговорки, подобной той, что сделана в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
В Положении рассматривается вопрос о том, что относится к незавершенным капитальным вложениям, т.е. к тем активам, которые еще нельзя включать в состав основных средств, которые отражены в учете на счете 08.
Согласно п. 41 Положения к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования и т.д. А это значит, что, пока организация не получит документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности, она не сможет принять объект недвижимости на счет 01.
3 И третьим документом, в котором отражен порядок принятия на учет объектов недвижимости, являются Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н), где в п. 52 сказано, что допускается принимать к учету объекты недвижимости в качестве основных средств при выполнении следующих норм:
· по объектам должны быть закончены капитальные вложения;
· оформлены первичные документы по приемке-передаче;
· документы переданы на государственную регистрацию права собственности;
· объекты должны фактически эксплуатироваться.
По нашему мнению, под словом «допускается» следует понимать, что организация имеет право принимать объекты к учету по счету 01 на дату подачи документов на регистрацию, а может и не принимать и продолжать учитывать объект на счете 08 до получения прав собственности. Соответственно организации дано право выбора.
Таким образом, рассмотренные выше нормативные документы дают нам различные варианты учета объектов недвижимости.
При принятии решения о моменте постановки на учет объекта недвижимости немаловажным будет следующий момент: данные документы являются нормативными актами одного уровня, т.к. все они утверждены Приказами Минфина РФ и зарегистрированы в установленном порядке Минюстом России. Если в документах одного уровня обнаруживаются противоречия, то применяется либо тот документ, который издан позже, либо более поздняя редакция документа. То есть будет применяться принцип, который действует еще со времен римского права: «lex post erior derogat prior» — «последующий акт вытесняет предшествующий».
В данном случае это будет ПБУ 6/01.
Кроме того, при принятии решения следует обратиться к ст. 258 НК РФ, где говорится о том, что объекты основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав амортизированного имущества с момента документального подтверждения подачи документов на регистрацию прав собственности. Следовательно, в налоговом учете организации датой включения объекта недвижимости в состав амортизационной группы будет дата подачи документов на госрегистрацию. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно отражать объект недвижимости на счете 01 на дату подачи документов на госрегистрацию, что позволит организации избежать возникновения различий в оценке первоначальной стоимости здания в бухгалтерском и налоговом учете и организации не придется следовать нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
При постановке на учет объекта недвижимости не следует забывать о налоге на имущество.
По мнению Минфина РФ, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с этим, если учитываемые на счете 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество (Письмо Минфина РФ от 27.07.2006 № 03-06-01-02/28). Иначе это будет рассматриваться как уклонение от налогообложения.
Как проводится учет объектов недвижимости
И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.
Бухучет объектов недвижимости
Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:
- Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
- Методические указания по учету ОС №91.
Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):
- Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
- Объект будет эксплуатироваться дольше года.
- Фирма не планирует перепродажу.
- Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.
Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.
Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.
Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.
Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:
- Необязательны документы о регистрации объекта.
- Необязательна фактическая эксплуатация.
- Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.
С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:
- Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
- Капитальные вложения окончены.
- Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.
Регистрация для вхождения имущества в ОС необязательна. Амортизация собственности будет зависеть от того, когда она принята к учету. Месяц принятия к учету – это тот месяц, в котором окончены вложения и объект стал соответствовать характеристикам, оговоренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Для амортизации необязательна передача бумаг на регистрацию. Объект можно принимать в состав ОС в дату подписания акта приема-передачи.
Принятие недвижимости к учету
Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:
- Если объект куплен: стоимость имущества, выставленная поставщиком, а также издержки на приведение объектов в вид, пригодный для эксплуатации.
- Если компания строит недвижимость: средства, заплаченные подрядчику.
Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:
- ДТ08 КТ60. Учет трат на приобретение или возведение объектов. Предполагается, что эти расходы входят в первоначальную стоимость.
- ДТ01 КТ08. Принятие объектов к учету.
Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.
Бухучет реконструкции имущества при УСН
Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.
Формирование первоначальной стоимости при ОСНО
Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:
- Стоимость возведенного или приобретенного имущества.
- Процент по кредиту, взятому для приобретения или строительства.
- Траты на улучшение объекта для того, чтобы он стал пригоден к эксплуатации.
- Прочие траты, сопутствующие приобретению (к примеру, комиссионные).
Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.
Особенности учета объектов у продавца
Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:
- У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
- Сумма выручки от продажи известна.
- Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
- Покупатель получил право собственности на объект.
- Траты на операцию можно установить однозначно.
Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.
Бухгалтерские проводки
Фирма-продавец выполняет следующие проводки:
- ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
- ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
- ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
- ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
- ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.
В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.
Учет покупки объектов
Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:
- Направлены бумаги на регистрацию.
- Недвижимость введена в эксплуатацию.
Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:
- На основании общего срока полезной эксплуатации.
- Остаток срока.
Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:
- ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
- ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
- ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
- ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.
Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.
Налоговый учет
С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.
Отражение в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления
Автор: А. Павелин
Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.07.2015 № 02-06-10/40377.
В комментируемом Письме от 14.07.2015 № 02-06-10/40377 Минфин разъясняет вопрос отражения в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления.
Исходя из ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Иными словами, все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям Гражданского кодекса. Собственником имущества учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, то есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельный участок, необходимый учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральной собственностью). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. В статье мы поговорим о бухгалтерском учете объектов недвижимости бюджетных учреждений.
Согласно п. 34 Инструкции № 157н[1] принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено обозначенной инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Принятие к учету и выбытие объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).
Напомним, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права (ст. 131 ГК РФ). В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.
Исходя из п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н объекты недвижимости принимаются к учету в качестве основных средств. Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).
В комментируемом письме Минфин отмечает, что отражение объектов основных средств на счете 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» до государственной регистрации соответствующего права Инструкцией № 157н не предусмотрено. Вместе с тем в Письме от 08.11.2013 № 02-06-10/47867 финансовое ведомство указывало, что отсутствие свидетельства о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения названного объекта в бюджетном учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000.
Порядок формирования фактических вложений при определении первоначальной стоимости объекта основного средства на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» определен п. 47 Инструкции № 157н. Так, в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;
- затраты на доставку объекта основного средства до места его использования;
- суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства – расходы на израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор, проценты по займам на их приобретение (создание), затраты по договору лизинга.
Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.
Напомним, что в соответствии с Письмом Минфина РФ от 30.03.2012 № 02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течение времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Напомним, что на данном счете отражаются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н названное имущество должно отражаться учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости – в условной оценке «один объект – один рубль». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 должно осуществляться на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права пользования им) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Затраты на содержание указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), нужно отражать на соответствующих счетах счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом:
До государственной регистрации объекта недвижимости
Подписание акта приема-передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника
Постановка на бухгалтерский учет объекта недвижимости
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Ревизоры требуют недвижимое имущество, на которое не зарегистрировано право оперативного управления, поставить на забалансовый учет (пункты 36, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Однако в п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, перечислено арендованное имущество, имущество переданное в безвозмездное пользование. Кроме того, имущество передано по распоряжению администрации с формулировкой: «передать из муниципальной казны. в оперативное управление (на баланс) муниципальному бюджетному учреждению имущество согласно приложению. «.
Правомерно ли в бюджетном учреждении отражать такое имущество на забалансовом счете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к балансовому учету недвижимого имущества на праве оперативного управления отражается только с момента государственной регистрации права оперативного управления.
До оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, принимающая сторона учитывает полученный объект на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, далее — Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено. При этом отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов, в частности стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, данный подход в отношении рассматриваемой ситуации не изменился.
Таким образом, для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должен быть документ, подтверждающий регистрацию права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
В свою очередь, согласно п.п. 332, 333 Инструкции N 157н ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, подлежат учету на забалансовых счетах. В частности, на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование, объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации), а также объекты движимого и недвижимого имущества, полученные в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.
Отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов для организаций государственного сектора нормы п.п. 332 и 333 Инструкции N 157н планируется уточнить*(1). Вместе с тем данные изменения не коснутся порядка учета недвижимого имущества в ситуации, аналогичной рассматриваемой. В частности, уточнено, что с использованием забалансового счета 01 необходимо будет учитывать имущество полученное учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды.
Соответственно, в случае получения недвижимого имущества до оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов), принимающая сторона осуществляет отражение информации о полученном объекте на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Учет на этом счете следует осуществлять в течение всего периода отсутствия такого документа, а именно с момента приемки объекта и вплоть до регистрации права оперативного управления полученного имущества (смотрите также, п. 3.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648, абз. 3 п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190). Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, решение АС Новосибирской области от 23.03.2016 по делу N А45-23187/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А60-27725/2014, решение АС города Москвы от 01.07.2013 по делу N А40-26322/2013).
Обратите внимание, что данное правило актуально как до момента начала применения федеральных стандартов для государственного сектора (01.01.2018), так и после.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения до момента оформления в установленном порядке документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости нет оснований для учета полученного в оперативное управление недвижимого имущества из казны на счете 101 00 «Основные средства» (смотрите, в частности, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Верховного Суда Чувашской Республики Чувашии от 28.04.2015 по делу N 21-238/2015). Кроме того, несоблюдение данного правила значительно увеличивает риск квалификации расходов, связанных с уплатой налога на имущество, в качестве необоснованных (п. 10.1 Представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03).
Таким образом, объект недвижимости, переданный бюджетному учреждению из казны до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
25 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.