209 счет бюджетного учета
Какую задолженность казенное учреждение должно учитывать на новом счете 209 36?
При отражении операций 2018 года казенные учреждения должны применять новый счет 209 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет». Он соответствует новому коду КОСГУ 136. Причем на счет 209 36 в межотчетный период надо перенести всю расходную дебиторку, числящуюся на 1 января 2018 г. (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13 июля 2018 г. №№ 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766)
На сегодняшний день общая схема бюджетного учета дебиторки в казенном учреждении выглядит так:
Когда и как применять
В течение года учитывайте дебиторку на тех счетах, по которым отразили ее первоначально, то есть по дебету счетов 206 00 и 208 00.
Для пользователя отчетности дебитовый остаток по счету 206 00 или 208 00 означает, что учреждение ожидает поступление товаров, работ или услуг в счет этого аванса.
Если уже не ожидаете товаров, работ или услуг, переведите дебиторку текущего года на спецсчет проводкой:
- Д-т КРБ 1 209 34 560;
- К-т КРБ 1 206 ХХ 660, КРБ 1 208 ХХ 660.
Делайте проводку по переносу дебиторки на счет 209 34 в случаях:
- расторжения контракта;
- увольнения подотчетника.
Средства, поступившие в счет погашения долга текущего года, учитывайте как восстановление расходов – их не надо перечислять в бюджет.
В конце года, перед сдачей годового отчета, сделайте проводку:
- Д-т КДБ 1 209 36 560;
- К-т КРБ 1 209 34 660.
По дебету счета 209 36 можно учесть и другие суммы, которые подлежат зачислению в бюджет:
- долг подотчетника по представленному авансовому отчету, который он не погасит до конца года;
- орган-учредитель может отразить долг подведомственного учреждения по возврату субсидии на выполнение задания.
Остаток по счетам 206 и 208 на 1 января означает, что по-прежнему ожидается поступление товаров, работ или услуг в счет этих авансов.
Если по этой дебиторке впоследствии будут расторгнуты контракты, ее сразу можно перенести в дебет счета 209 36.
Погашение дебиторки прошлых лет отражайте проводкой:
Д-т КДБ 1 210 02 136 К-т КДБ 1 209 36 660.
Если ваше учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений, используйте такие проводки:
- Д-т КДБ 1 304 04 136 К-т КДБ 1 303 05 730;
- Д-т КДБ 1 303 05 730 К-т КДБ 1 209 36 660.
Не надо переносить в конце года в дебет счета 209 36 дебиторку по доходам
В годовом отчете дебиторку по доходам показывайте на счетах 205 00 и 209 00 без изменения аналитики.
Поступление доходной дебиторки прошлых лет в бюджет отражайте по тем кодам, по которым признавали ее в прошлые годы: 131, 121, 123, 141 и т. д.
Не надо переносить в конце года в дебет счета 209 36 дебиторку по налогам
В годовом отчете дебиторку по налогам, например долг ФСС, показывайте на счете 303 00.
При погашении такой дебиторки администратор, наделенный полномочиями в полном объеме, должен сделать проводку:
Д-т КДБ 1 210 02 136 К-т КРБ 1 303 ХХ 730.
Если дебиторка не является активом, спишите ее с баланса проводкой:
Д-т КДБ 1 401 10 173 К-т КДБ 1 209 36 660.
Анализ дебиторки желательно проводить перед сдачей каждой отчетности: квартальной, годовой.
Если вы предлагали контрагенту погасить дебиторку добровольно, обращались в суд и к судебным приставам, но не получили никаких результатов, то на отчетную дату актива у вашего учреждения уже нет. Так как на отчетную дату вы уже не ожидаете поступления денег или имущества по этой дебиторке, ее можно списать с баланса. Если характер долга позволяет впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 04.
Подробности – в Энциклопедии решений
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
209 счет бюджетного учета
От чего зависит применение счетов 205 00 и 209 00, например, при возмещении коммунальных расходов вне рамок договора аренды?
Согласно п. 197 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), на счете 205 00 «Расчеты по доходам» отражаются расчеты:
- по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам в силу договоров, соглашений, а также при выполнении учреждением возложенных на него функций;
- по суммам поступивших предварительных оплат.
На счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» учитываются расчеты по компенсации затрат и по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах 205 00 (пп. 220, 221 Инструкции № 157н).
Основным критерием при выборе счета (205 00 или 209 00) является регулярность получения дохода. Если учреждение получает доход на постоянной основе, используется счет 205 00, если это разовые платежи — счет 209 00.
Подобное разделение доходов обусловлено требованиями п. 5 ст. 50 ГК РФ. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход (кроме казенного и частного учреждений), должна иметь достаточное для осуществления этой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, определенного для обществ с ограниченной ответственностью.
Счет 205 00 как раз предназначен для обобщения информации о доходах, которые учреждение получает от деятельности, приносящей доход, предусмотренной уставом.
Таким образом, по общему правилу доходы, связанные с ведением основных уставных видов деятельности, ради которых создано учреждение, а также доходы в рамках заключенных договоров отражаются с использованием счета 205 00.
Если же доходы возникают по разовым операциям, применяется счет 209 00. Как правило, поступление доходов, которые учитываются на счете 209 00, учреждение не может спланировать заранее. Примером могут служить доходы от реализации имущества, доходы в виде страхового возмещения (в т.ч. по ОСАГО), доходы от компенсации затрат и т.п.
Доходы учреждения от возмещения затрат по оплате коммунальных услуг в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или безвозмездного пользования отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ. Расчеты с арендатором (ссудополучателем) отражаются с применением счета 205 35, поскольку речь идет о регулярных поступлениях в рамках арендных отношений. Условные арендные платежи можно рассматривать как переменную часть арендной платы.
Компенсация затрат учреждения вне рамок договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования отражается по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (письмо Минфина России от 06.04.2018 № 02-05-10/22911). Эти поступления возникают не в рамках деятельности, ради которой создано учреждение, скорее они обусловлены сложившимися обстоятельствами, поэтому в такой ситуации применяется счет 209 34.
Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:
- 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
- 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.
Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000
До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:
- 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
- 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
- 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
- 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
- 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
- 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).
С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.
Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.
Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)
Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)
Доходы учреждений от собственности
121 «Доходы учреждений от операционной аренды»
0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»
122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»
0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»
124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»
0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»
129 «Иные доходы учреждений от собственности»
0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»
Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»
0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»
135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»
0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»
183 «Доходы от субсидии на иные цели»
0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»
184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»
0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»
189 «Иные доходы»
0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»
К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.
Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.
Операции по начислению доходов
Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания
4 205 31 560 (000)
Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)
4 205 31 560 (000)
Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))
5 205 83 560 (000)
Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом
6 205 84 560 (000)
Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам
2 205 21 560 (000)
Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)
2 205 31 560 (000)
Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг
2 205 31 560 (000)
Начислены доходы от условных арендных платежей
0 205 35 560 (000)
Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления
2 205 89 560 (000)
2 205 52 560 (000)
2 205 53 560 (000)
Операции по поступлению, зачету и списанию доходов
Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)
0 201 11 510 (000)
0 201 21 510 (000)
0 201 34 510 (000)
0 205 00 660 (000)
Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом
2 205 00 660 (000)
Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)
Забалансовый счет 04
0 205 00 660 (000)
Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.
При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.
Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.
В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.
Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.
В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.
Подборки из журналов бухгалтеру
Расчеты по ущербу и иным доходам
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w >
Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 29.01.2015 00:00
Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»
В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н[1] они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.
Общий порядок учета расчетов по ущербу
Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции № 157н):
- по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
- по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
- по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- по суммам излишне произведенных выплат;
- по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
- по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
Ранее при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, исходили из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понималась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов.
Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.
Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.
Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
К счету 209 00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:
- 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
- 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
- 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
- 80 «Расчеты по иным доходам».
Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждом из них. Для этого воспользуемся также проектами изменений в инструкции № 162н[2], 174н[3] и 183н[4], которые размещены на сайте Минфина.
На счете 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:
- суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
- суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
- суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).
На счете 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:
- суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
- суммы расходов, связанных с судопроизводством.
Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:
– 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
– 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
– 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
– 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».
Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:
– 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;
– 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;
– 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».
Следует пояснить, что на счете 209 83 000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам».
Согласно п. 222 Инструкции № 157н аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.
Для отражения ущерба предлагаются следующие корреспонденции счетов:
Adblockdetector