Авторское вознаграждение особенности расчета и выплаты
Как облагаются выплаты авторам: справочник для бухгалтера
Авторам произведений литературы и искусства выплачивается вознаграждение. Как его облагать НДФЛ и взносам в разных ситуациях, рассказала ФНС в письме № ГД-4-11/4898@ от 15.03.2018.
Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям
По вопросу обложения страховыми взносами:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.
Пунктом 1 статьи 420 НК определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по договорам о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций.
По вопросу обложения НДФЛ
Организация или ИП, выплачивающие физическим лицам вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства, признаются на основании статьи 226 НК налоговыми агентами в отношении таких выплат физлицам и обязаны с таких выплат исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.
В случае если театр выплачивает авторское вознаграждение индивидуальному предпринимателю, у театра не возникает обязанности удерживать с этих доходов НДФЛ, так как с полученного вознаграждения ИП самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями статьи 227 НК.
Вычет фактически произведенных и документально подтвержденных расходов
По вопросу обложения страховыми взносами:
Положениями статьи 421 НК установлено, что сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при исчислении базы для исчисления страховых взносов, в части, касающейся лицензионного договора о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, определяется как сумма доходов, полученных по лицензионному договору о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.
Если расходы не могут быть подтверждены документально, то на создание произведений литературы и искусства они принимаются к вычету в размере 20% от суммы начисленного дохода.
При этом нормы главы 34 НК не содержат условий о необходимости представления автором заявления на вычет.
По вопросу обложения НДФЛ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 221 НК налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных нормативах затрат (в процентах к сумме начисленного дохода), указанных в статье 221 НК.
При этом физлица вправе получить профессиональные налоговые вычеты, подав письменное заявление налоговому агенту, выплачивающему вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства.
Из положений статьи 221 НК следует, что во всех указанных случаях профессиональный налоговый вычет предоставляется физлицам, создавшим соответствующее произведение, а также авторам научных трудов, разработок, открытий и изобретений в отношении их затрат, связанных с созданием вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности.
Физлица, к которым исключительное право на произведение перешло по наследству в соответствии со статьей 1283 ГК, не являются лицами, создавшими данное произведение, и, соответственно, не несли каких-либо расходов по его созданию.
Таким физлицам, равно как и иным правообладателям, приобретшим исключительное право на произведение по договору на отчуждение исключительного права или по лицензионному договору, профессиональный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 3 статьи 221 НК, не предоставляется.
Вознаграждения за создание служебных произведений
По вопросу обложения страховыми взносами:
Исходя из положений статьи 1295 ГК служебным произведением является произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах установленных для него трудовых обязанностей.
При этом работник как автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в договоре между ним и работодателем.
Учитывая изложенное, если в трудовом договоре с работником определено, что в его трудовую функцию входит создание служебных произведений, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику, являющемуся автором, по договору о выплате вознаграждения, признаются объектом обложения страховыми взносами как вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений.
Если же создание служебных произведений не закладывается в трудовые функции работника, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения, не подлежат обложению страховыми взносами.
По вопросу обложения НДФЛ:
Согласно пункту 1 статьи 210 НК при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения
§ 4. Авторское вознаграждение. Порядок определения размера вознаграждения, порядок и сроки его выплаты
§ 4. Авторское вознаграждение. Порядок определения размера вознаграждения, порядок и сроки его выплаты
Авторское вознаграждение представляет собой определенную выплату в пользу автора произведения, обусловленную использованием данного произведения другим лицом.
Право на вознаграждение не относится к числу личных неимущественных или имущественных авторских прав. Законодательство не устанавливает право на вознаграждение, однако регламентирует отдельные случаи, в соответствии с которыми оно возникает. Такие случаи касаются использования произведения другими лицами (например, при использовании служебного произведения работодателем у автора возникает право на авторское вознаграждения за подобное использование, а у работодателя непосредственно возникает обязанность уплатить автору данное вознаграждение). В гражданско-правовой науке сложилась точка зрения, поддерживаемая практически всеми учеными, согласно которой право на авторское вознаграждение должно появляться при любых формах и любых способах использования произведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что право на вознаграждение возникает в результате двух взаимосвязанных явлений:
1) передачи, отчуждения от автора исключительных прав на использование произведения (в данном случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение служит договор о возмездной передаче исключительных прав на использование произведения);
2) осуществления фактического использования данного произведения в определенных целях (в этом случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение будет являться непосредственно законодательная база). Передача исключительных авторских прав на использование произведения является одной из главных предпосылок для возникновения у автора права на вознаграждение. Передача имущественных авторских прав на использование произведения осуществляется с помощью заключения гражданско-правового договора между непосредственно самим автором и лицом, которому он передает данные права. Данный договор согласно нормам права, составляющим ГК РФ, представляется в двух разновидностях: как договор об отчуждении исключительного права и как лицензионный договор.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
Заключение договора о возмездном отчуждении исключительного права уже само по себе является основанием для выплаты авторского вознаграждения, но, кроме того, в рамках конкретного договора между сторонами оговариваются некоторые аспекты, связанные с выплатой вознаграждения, в частности порядок такой выплаты, сроки, размер вознаграждения и т. д.
Условия договора по части предоставления вознаграждения для автора являются крайне существенными.
Статья 1234 ГК РФ закрепляет, что при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что законодатель полностью возложил обязанности по определению условий и порядка уплаты вознаграждения на стороны.
Кроме того, такая диспозитивность обусловлена еще и тем, что правовая база не регламентирует подобные условия в случае их отсутствия в договоре. Причем также немаловажным является то, что цена договора, т. е. размер авторского вознаграждения, должна устанавливаться именно конкретно в каждом отдельном случае, так как формирование цены по некой аналогии с другими сходными договорами в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ не допускается.
Закон содержит ряд норм права, целью функционирования которых является обеспечение прав автора, а именно авторского права на вознаграждение при нарушении условий договора получателем исключительных прав на использование произведения.
Пункт 5 ст. 1234 ГК РФ включает в себя два аспекта, при которых обеспечивается своеобразная защита авторского права на вознаграждение:
1) при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю;
2) если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Иными словами, приведенные выше обстоятельства служат поводами к расторжению договора об отчуждении исключительного права в одностороннем порядке.
Гражданский кодекс РФ также содержит нормы права, регулирующие отношения по возмездной передаче исключительного права на использование произведения, складывающиеся на основе лицензионного договора. Лицензионный договор о передаче прав на использование произведения ограничивает стороны более жесткими рамками, нежели договор об отчуждении исключительного права. Согласно ГК РФ лицензионный договор заключается на определенный срок, указываемый сторонами (при отсутствии такового договор считается заключенным на срок, установленный законом), помимо этого, в договоре точно устанавливаются те способы и формы использования произведения, которыми может оперировать приобретатель исключительного права.
Так же как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, возмездный лицензионный договор считается незаключенным, если в нем отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения.
Главное же отличие двух упомянутых договоров заключается в том, что договор об отчуждении исключительного права имеет бессрочное действие, лицензионный договор – срочный. Однако оба эти договора при том условии, что они являются возмездными, невозможны без указания в них правил, касающихся авторского вознаграждения.
Кроме того, следует отметить, что все данные условия, связанные с авторским вознаграждением, устанавливаются диспозитивно, т. е. стороны располагают широким перечнем прав по согласованию выгодных конкретно для них определенных условий. Поэтому законодательно не регламентируются какая-либо установленная величина авторского вознаграждения, срок или порядок его выплаты. Следовательно, говорить о каком-либо определенном заранее данном размере гонорара не представляется возможным.
Необходимо подчеркнуть, что авторское право на получение вознаграждения за использование произведения регламентируется не только договорными отношениями, но существуют также и некоторые моменты, при которых право автора на вознаграждение возникает не из договора, а из реальных фактически существующих общественных отношений по использованию произведения. Такие общественные отношения регулируются законом, следовательно, и само авторское право на получение вознаграждения возникает на основании закона, а не договора между сторонами.
В числе случаев (оснований), в которых появляется право автора на вознаграждение, следует привести следующие:
1) работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начал использование данного произведения или передал исключительные права на него другому лицу (п. 2 ст. 1295 ГК РФ);
2) автор передал свои полномочия по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе;
3) осуществлено публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК РФ);
4) реализуется воспроизведение фонограмм и аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).
Теперь следует более подробно рассмотреть каждое из указанных выше оснований для возникновения авторского права на вознаграждение.
В первом случае право на получение вознаграждения возникает в результате использования работодателем служебного произведения. Причем в данном случае имеются в виду именно фактическое использование или передача прав на данное использование третьим лицам. Законом детально регламентируется срок, в соответствии с которым должно начаться использование, чтобы автор приобрел право на вознаграждение.
Второй случай, при котором авторское право возникает из того, что автор передает полномочия по использованию специальным организациям, является весьма спорным среди теоретиков. Организации, осуществляющие управление имущественными правами авторов, действительно выполняют функции по получению и соответственно распределению авторских вознаграждений, но стоит отметить, что само по себе сотрудничество автора с подобной организацией не будет выступать в качестве основания возникновения права на вознаграждение. Право на вознаграждение же возникает в результате использования произведения, между тем организации, управляющие имущественными правами авторов, самостоятельно не осуществляют такого использования, а лишь являются своеобразными представителями авторов, посредниками между авторами и лицами, имеющими потребность в использовании их произведений. Таким образом, передача автором полномочий по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе, не является предпосылкой для непосредственного возникновения права на вознаграждение, но нельзя также и не отметить тот факт, что деятельность данных организаций во многом способствует фактической реализации авторского права на вознаграждение.
Публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения также является законодательно установленным основанием для возникновения авторского права на вознаграждение. Данный случай возникновения права на вознаграждение имеет свои особенности: согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ право на вознаграждение возникает только у композитора, являющегося автором музыкального произведения, которое используется в рамках всего аудиовизуального произведения. Таким образом, закон явно подчеркивает особое положение композитора, участвующего в создании музыкального сопровождения к какому-либо аудиовизуальному произведению (кинофильму, телевизионной передаче и т. д.). Композитор в данном случае получает авторское вознаграждение не просто за создание музыкального произведения, возникающее из гражданско-правового договора, но и за каждое публичное исполнение данного произведения в составе аудиовизуального произведения.
Наконец, реализация воспроизведения аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях представляет собой одно из оснований возникновения авторского права на вознаграждение. Аудиовизуальные произведения в настоящее время в связи с внедрением технических новшеств в повседневную жизнь простых обывателей получили большое распространение в обществе, что обусловлено также их доступностью.
При распространении аудиовизуальных произведений и звукозаписей в обществе сложным и подчас невыполнимым представляется сбор вознаграждения у каждого из индивидуальных пользователей данных произведений, которые используют их в личных целях.
Поэтому законодательство пошло несколько по иному пути. В частности, ст. 1245 ГК РФ регламентирует, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Таким образом, обязанность по выплате авторского вознаграждения ложится на плечи не простого потребителя, пользователя, но на плечи производителя материальных носителей, посредством которых осуществляется распространение произведения.
Применительно к издательскому делу авторское право на вознаграждение чаще всего возникает в результате заключения договора между тем или иным автором и издательством, по которому автор обязуется передать права на использование произведения. Иными словами, в издательском бизнесе одно из главных и практически единственных оснований возникновения авторского права на вознаграждение – договорное основание. Однако также следует выделить и особую роль в рамках издательского дела правоотношений, возникающих по поводу использования служебного произведения. В издательском деле, в особенной степени это касается сферы журналистики, широко распространено использование именно служебного произведения. Таким образом, одно из внедоговорных оснований возникновения авторского права на вознаграждение применительно именно к издательской сфере – использование работодателем служебного произведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Выплаты авторского вознаграждения наемному работнику
Зачастую работодатель задается вопросом: в каком порядке должен быть оплачен результат интеллектуальной деятельности наемного работника. Входит ли такое вознаграждение в заработную плату или подлежит оплате сверх ежемесячного оклада? Разобраться в данном вопросе и прояснить некоторые нюансы взаимоотношений работодателя и работника-автора поможет эта статья.
Какое авторское произведение является служебным
Самый простой способ определить, является ли созданное автором произведение служебным результатом интеллектуальной деятельности (РИД) — это внимательно ознакомиться с трудовым договором и должностной инструкцией работника.
Если в должностных обязанностях автора четко прописано, что он обязан создавать/участвовать в создании произведения или изобретения, значит результат является служебным.
Еще одним документом, устанавливающим подобные обязанности для работника, является служебное задание работодателя.
Также обстоятельствами, которые подтверждают служебный статус РИД, являются:
- индивидуальный план работы как основание для создания объекта;
- произведение/изобретение, которое было создано в рабочее время.
Для признания РИД служебным достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных оснований. Если же основания отсутствуют, то исключительные права на объект принадлежат полностью автору. Работодатель вправе приобрести в таком случае произведение, заключив с работником лицензионное соглашение.
К служебным результатам деятельности относят:
- произведения;
- изобретения, промышленный образец, полезная модель;
- селекционные достижения;
- секреты производства.
Распределение прав автора и работодателя
Если объект был сделан в рамках служебных обязанностей, то все исключительные права на него с момента создания автоматически получает работодатель.
Автор-наемный работник сохраняет личные неимущественные права на результат своей деятельности, за ним признается авторство объекта, и он получает право на вознаграждение.
Работодатель же может использовать объект в коммерческих целях, получать имущественную выгоду.
Еще один вопрос, который зачастую возникает в правоприменительной практике – является ли служебным РИД, который был создан не в рамках трудовых обязанностей, но с использованием материальных ресурсов работодателя. Например, автор создал произведение на рабочем ПК, затрачивая трафик Интернета, электроэнергию и иные ресурсы работодателя. Законодатель поясняет эту ситуацию следующим образом: работодатель вправе требовать у автора предоставления простой неисключительной лицензии на результат его творчества и возмещения расходов.
Право автора на вознаграждение
Размер вознаграждения должен быть согласован между автором-работником и работодателем и предварительно письменно закреплен.
Работник может требовать выплаты вознаграждения только у непосредственного своего работодателя, у которого он был трудоустроен на момент создания объекта и с котором был заключен договор заказа произведения. Если сторонние лица в последствии приобрели права на РИД у работодателя, то они не обязаны осуществлять никаких выплат в пользу автора.
Заработная плата и авторское вознаграждение
Входит ли авторское вознаграждение в состав заработной платы, тем более если трудовой договор или иные должностные документы обязывают работника заниматься созданием творческих объектов? Этот вопрос ставит в затруднение не только субъекты трудовых взаимоотношений, но и судебные органы. Долгое время судебная практика признавала, что вознаграждение автору не полагается, поскольку он и так получает зарплату.
Логика суда была в следующем: оклад – это ежемесячная выплата работнику за выполнение его трудовых функций. Так как создание произведений определено работодателем как функционал работника и прописано в трудовом договоре/должностной инструкции, сумма зарплаты включает в себя авторское вознаграждение.
Однако с этой позицией согласиться нельзя, и она на сегодняшний день успешно оспаривается в суде. Авторское вознаграждение должно выплачиваться работнику за право использования работодателем произведения, то есть является выплатой уже в рамках самостоятельного гражданско-правового договора между сторонами. Признание вознаграждения как части зарплаты неправомерно. Работодатель может быть освобожден от такой выплаты только при одном обстоятельстве: если он не использует РИД в коммерческой деятельности, не сохраняет его как секрет.
Расчет и согласование суммы вознаграждения
Стороны, как правило, согласовывают размер выплаты в отдельном локальном акте. Еще до создания объекта они вправе заключить соглашение об авторском вознаграждении, в котором подробно
- расписать порядок расчета и оплаты,
- закрепить твердую сумму или предельный размер,
- определить процент прибыли от использования объекта в коммерческой деятельности/реализации продукции с использованием РИД и т.д.
Помимо двустороннего соглашения работодатель может прописать порядок определения вознаграждения в локальном нормативном акте компании. В таком документе закрепляется размер выплаты с уточнением, что автор при несогласии может обжаловать размер в судебном порядке. Как правило, в суде доказать необоснованность и незаконность предела вознаграждения работнику довольно сложно.
Авторское вознаграждение
Любая работа должна быть оплачена, как и творческий труд автора. Как родоначальник любого произведения, в которое вложены силы, мысли и душа, автор имеет право претендовать на денежное довольствие от использования «продуктов» его труда.
Право автора на вознаграждение возникает одновременно с авторскими правами на произведение и входит в состав исключительного права. Данное право может, переходить от автора другим лицам, например, по наследству или по договору об отчуждении исключительных прав.
Виды авторского вознаграждения
В части четвертой ГК РФ указаны разновидности авторского вознаграждения в зависимости от источника их поступления:
1.Вознаграждение по договору. На уже созданное произведение автор может передать права физическому лицу или организации, например, издательству, которое будет осуществлять коммерческое использование произведения путем издания книги. Такая передача возможна:
По лицензионному договору. Имеется в виду временное предоставление прав, например, автор передает право на издание своей книги издательству.
По договору об отчуждении исключительных прав. Речь идет о передаче всего объема исключительных прав, но автором остаетесь вы.
2.Вознаграждение по договору авторского заказа. Данное соглашение часто сравнивают с договором подряда, так как по конструкции они очень похожи. Вам дают задание, а вы его выполняете за определенную плату. Но не стоит забывать, что к интеллектуальной собственности в целом не применяются нормы ГК РФ о вещных правах, в данном случае о договоре подряда.
Отличие от вознаграждения по договору заключается в том, что произведение еще не создано. Можно обратиться к тому же примеру с издательством, если книга еще не написана, то заключается договор авторского заказа. В таком соглашении прописывается конкретный результат, который хочет получить заказчик, а значит и ограничивается свобода автора в творческом плане. По исполнению заказа автор может передать свои права как полностью по договору об отчуждении, так и в части по лицензии.
3.Вознаграждение за служебное произведение. Заказчик всегда выступает работодателем по отношению к автору, то есть работнику. Типичный пример – производство различных фигурок, тарелок, статуэток, так и научные открытия. Создавая произведение, работник остается автором, а работодатель – правообладателем, который обладает исключительными правами на «продукт» творчества, включая права на использование в коммерческих целях, если договором не предусмотрено иное распределение прав.
В гражданском кодексе установлено правило, согласно которому у работодателя имеется 3 года с момента предоставления произведения автором на совершение одного из следующих действий:
начать использование произведения;
передать права третьим лицам;
сообщить автору о сохранении произведения в тайне.
Если работодатель не предпринял ни одного из вышеперечисленных действий в течение указанного срока, то у работника – автора возникает право на вознаграждение, которое выплачивается первым. Стоит отметить, что данное право не переходит по наследству, однако наследники имеют право на неполученные автором доходы.
4.Доходы от коллективного управления правами. Гражданский кодекс закрепляет право на использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. В таких случаях авторы вправе создать некоммерческую организацию, основанную на членстве для управления таким правом на коллективной основе. Например, если музыкальное произведение было использовано в фильме или в рекламе, в таком случае у автора возникает право на получение вознаграждения при показе данного аудиовизуального произведения.
Расчет и выплаты авторского вознаграждения
Размер вознаграждения автора может устанавливаться либо по договору, например по лицензионному, либо законом, например, художественный салон продает картину, в соответствии со ст.1293 ГК РФ. Вознаграждение может выплачиваться в различных формах:
фиксированный или разовый платеж, его еще называют паушальным платежом;
в виде процента от полученного дохода или так называемый роялти;
В случае, когда автор и правообладатель не выступают в одном лице, их отношения регулируется на договорной основе, где обязательным пунктом дальнейшего сотрудничества выступает авторское вознаграждение.